Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

Территория проживания украинского народа в 17 веке. Повседневная жизнь народов украины, поволжья, сибири и северного кавказа

Описание

УКРА‘ИНЦЫ (самоназвание), народ, основное население Украины (37,4 млн. человек). Живут также в России (4,36 млн. человек), Казахстане (896 тыс. человек), Молдавии (600 тыс. человек), Белоруссии (свыше 290 тыс. человек), Киргизии (109 тыс. человек), Узбекистане (153 тыс. человек) и других государствах на территории бывшего СССР.

Общая численность 46 млн. человек, в том числе в Польше (350 тыс. человек), в Канаде (550 тыс. человек), США (535 тыс. человек), Аргентине (120 тыс. человек) и других странах. Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи.

Украинцы вместе с близкородственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Украинцы имеют в своём составе карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы.

Историческая справка

Становление украинской народности (зарождение и формирование) произошло в 12-15 веках на основе юго-западной части восточнославянского населения, входившего ранее в состав древнерусского государства - Киевской Руси (9-12 века). В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта (в 12 веке появился и топоним "Украина") создались предпосылки для формирования на основе древнерусской народности трёх восточнославянских народов - украинского, русского и белорусского.

Основным историческим центром становления украинской народности было Среднее Поднепровье - Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Немалую интегрирующую роль играл при этом восставший из руин после разгрома золотоордынскими захватчиками в 1240 Киев, где находилась важнейшая святыня православия - Киево-Печерская лавра. К этому центру тяготели другие юго-западные восточнославянские земли - Сиверщина, Волынь, Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Начиная с 13 века Украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому завоеваниям.

С конца 15 века начались набеги утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов, сопровождавшиеся массовым пленением и угоном Украинцев. В 16-17 веках в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение казачества (15 век), создавшего государство (16 век) со своеобразным республиканским строем - Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом Украинцев. В 16 веке сложился книжный украинский (так называемый староукраинский) язык. На основе среднеприднепровских говоров на рубеже 18-19 веков сформировался современный украинский (новоукраинский) литературный язык.

Определяющими моментами этнической истории Украинцев 17 века было дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, а также создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства - Гетманщины и вхождение его (1654) на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель.

В 17 веке произошло перемещение значительных групп Украинцев из находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоения ими пустующих степных земель и образования так называемой Слобожанщины. В 90-х годах 18 века в состав России вошли Правобережная Украина и южные, а в первой половине 19 века - придунайские украинские земли.

Название "Украина", употреблявшееся ещё в 12-13 веках для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель, к 17-18 веку в значении "краина", т.е. страна, закрепилось в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонима "украинцы". Наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-восточной их группе, - "украинцы", "козаки", "козацкий народ", "руськи". В 16 - начале 18 века в официальных документах России Украинцы Среднего Поднепровья и Слобожанщины часто назывались "черкасами", позже, в дореволюционное время - "малороссиянами", "малороссами" или "южнороссами".

Особенности исторического развития различных территорий Украины, их географические различия обусловили возникновение историко-этнографических районов Украинцев - Полесье, Центральное Поднепровье, Юг, Подолия, Карпаты, Слобожанщина. Украинцы создали яркую и самобытную национальную культуру.

Пища сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало.

Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были такие напитки, как узвар, варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка, в том числе популярная горилка с перцем. Как обрядовые блюда наиболее распространены были каши - кутя и колыво с мёдом.

Национальные праздники

Традиции, культура

Разнообразен и красочен украинский народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки - туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с 19 века сшитой юбки - спидници); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами или надевая на голову венок из бумажных цветов, пёстрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже - платки.

Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время - войлочные или каракулевые, часто так называемые смушкови (из смушек), цилиндроподобные шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье - лычаки (лапти), среди зажиточных - сапоги.

В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу - однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой - длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном. Характерны богатая вышивка, аппликация и т.п.

УКРА‘ИНЦЫ (самоназвание), народ, основное население Украины (37,4 млн. человек). Живут также в России (4,36 млн. человек), Казахстане (896 тыс. человек), Молдавии (600 тыс. человек), Белоруссии (свыше 290 тыс. человек), Киргизии (109 тыс. человек), Узбекистане (153 тыс. человек) и других государствах на территории бывшего СССР. Общая численность 46 млн. человек, в том числе в Польше (350 тыс. человек), в Канаде (550 тыс. человек), США (535 тыс. человек), Аргентине (120 тыс. человек) и других странах. Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи. Различаются следующие наречия: северное (левобережно-полесские, правобережно-полесские, волынско-полесские говоры), юго-западное (волынско-подольские, галицко-буковинские, карпатские, поднестровские говоры) и юго-восточное (поднепровские и восточно-полтавские говоры). Письменность с 14 века на основе кириллицы. Распространены также русский (преимущественно на Юге и Левобережье, особенно среди горожан), а на Западной Украине среди пожилых людей - польский языки. Верующие Украинцы - в основном православные, принадлежащие к Украинской православной церкви (Московского патриархата), в меньшей мере - к Украинской православной церкви - Киевский патриархат и Украинской автокефальной православной церкви. На Западной Украине имеются также католики. 90% их - католики византийского обряда (греко-католики, униаты), остальные - католики латинского обряда. Известен также протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма и др.

Украинцы вместе с близкородственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Украинцы имеют в своём составе карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы. Становление украинской народности (зарождение и формирование) произошло в 12-15 веках на основе юго-западной части восточнославянского населения, входившего ранее в состав древнерусского государства - Киевской Руси (9-12 века). В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта (в 12 веке появился и топоним "Украина") создались предпосылки для формирования на основе древнерусской народности трёх восточнославянских народов - украинского, русского и белорусского. Основным историческим центром становления украинской народности было Среднее Поднепровье - Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Немалую интегрирующую роль играл при этом восставший из руин после разгрома золотоордынскими захватчиками в 1240 Киев, где находилась важнейшая святыня православия - Киево-Печерская лавра. К этому центру тяготели другие юго-западные восточнославянские земли - Сиверщина, Волынь, Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Начиная с 13 века Украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому завоеваниям. С конца 15 века начались набеги утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов, сопровождавшиеся массовым пленением и угоном Украинцев. В 16-17 веках в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение казачества (15 век), создавшего государство (16 век) со своеобразным республиканским строем - Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом Украинцев. В 16 веке сложился книжный украинский (так называемый староукраинский) язык. На основе среднеприднепровских говоров на рубеже 18-19 веков сформировался современный украинский (новоукраинский) литературный язык.

Определяющими моментами этнической истории Украинцев 17 века было дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, а также создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства - Гетманщины и вхождение его (1654) на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель. В 17 веке произошло перемещение значительных групп Украинцев из находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоения ими пустующих степных земель и образования так называемой Слобожанщины. В 90-х годах 18 века в состав России вошли Правобережная Украина и южные, а в первой половине 19 века - придунайские украинские земли.

Название "Украина", употреблявшееся ещё в 12-13 веках для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель, к 17-18 веку в значении "краина", т.е. страна, закрепилось в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонима "украинцы". Наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-восточной их группе, - "украинцы", "козаки", "козацкий народ", "руськи". В 16 - начале 18 века в официальных документах России Украинцы Среднего Поднепровья и Слобожанщины часто назывались "черкасами", позже, в дореволюционное время - "малороссиянами", "малороссами" или "южнороссами".

Особенности исторического развития различных территорий Украины, их географические различия обусловили возникновение историко-этнографических районов Украинцев - Полесье, Центральное Поднепровье, Юг, Подолия, Карпаты, Слобожанщина. Украинцы создали яркую и самобытную национальную культуру.

Основная традиционная отрасль сельского хозяйства Украинцев - пашенное земледелие с преобладанием трёхполья (наряду с ним ещё в 19 веке в Карпатах и на Полесье сохранялось подсечно-огневое и переложное). Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён; с конца 17 века - кукурузу, табак, со 2-й половины 18 века - подсолнечник, картофель; из огородных культур - капусту, огурцы, свёклу, репу, лук и др., арбузы и дыни (в степных районах), с начала 19 века - помидоры и перец. Для Украинцев издавна характерно приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина, смородина, крыжовник, в меньшей мере абрикосы, черешня, виноград).

Комплекс традиционных земледельческих орудий состоял из деревянного с железными частями плуга с передком, рала (однозубого и многозубого), мотыги и заступа различных форм, бороны, преимущественно рамочной, и др. В полесских и частично левобережных районах вместо плуга и рала употреблялась соха двух типов: беспередковая (одноконка, чернигово-северский вариант) и на колесах (литовка, или полесская). Комплекс орудий уборки состоял из серпа, косы, грабель и вил. Молотили цепом, на юге - также катком и лошадьми, изредка молотильной доской диканей, на открытых токах в поле, в Полесье - в гумне и клуне; в северных районах хлеб подсушивался в овинах. Зерно перерабатывалось на водяных и лодейных (установленных на лодках или плотах) мельницах, а также на ветряках и так называемых топчаках.

Украинцы разводили крупный рогатый скот преимущественно серой степной и других пород, овец, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Преобладали выгонная, а в Карпатах сезонная горно-отгонная формы выпаса животных. Пчеловодство и рыболовство играли в хозяйстве подсобную роль. Колоритной была фигура чумака - перевозчика грузов на большие расстояния, особенно соли и рыбы на больших возах мажарах, запряжённых волами. Значительное место в хозяйстве занимали разнообразные промыслы и ремёсла - ткачество, поташный, гутный (производство стекла), гончарный, сукновальный, деревообрабатывающий, кожевенный и др.

Традиционные сельские поселения - сёла, слободы, хутора уличной, радиальной, разбросанной и иной планировки. Жилище дореволюционного крестьянства - избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были двух-трёхкамерными (типа хата - сени - хата или хата - сени - комора), а в бедняцких хозяйствах - однокамерными, с глинобитным полом, четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки крышей. В Полесье и в ряде районов Восточной Галиции жилище оставалось вплоть до начала 20 века курным или полукурным. При наличии в различных историко-этнографических районах локальных особенностей жилища интерьер был довольно однотипным. При входе в хату справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной стороне дома. По диагонали от неё в другом углу, парадном, украшенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял стол (у бедняков иногда - сундук-скрыня), на котором лежали хлеб и соль, накрытые скатертью. Вдоль стен от стола располагались лавы для сиденья. К печи вдоль тыльной стороны примыкал настил (пил) для спанья, над ним висела вешалка (жертка). На стене или в углу при входе устраивался "миснык" для посуды. Противоположная от входа стена, а также печь часто разрисовывались цветами, особенно если в семье была девушка. Крестьянский двор включал в зависимости от зажиточности хозяина одну или несколько хозяйственных построек: хлив, повитку, комору, на юге - загончики для скота и т.п. Украинцы жили также в многочисленных городах и местечках. Жилище бедных горожан мало отличалось от сельской хаты. Зажиточные жили в домах, нередко кирпичных или каменных, из нескольких комнат (зала, кухня, опочивальня и пр.), с крыльцом или верандой, снаружи часто окрашенных.

Разнообразен и красочен был народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки - туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с 19 века сшитой юбки - спидници); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами или надевая на голову венок из бумажных цветов, пёстрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже - платки. Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время - войлочные или каракулевые, часто так называемые смушкови (из смушек), цилиндроподобные шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье - лычаки (лапти), среди зажиточных - сапоги. В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу - однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой - длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном. Характерны богатая вышивка, аппликация и т.п.

Пища сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало. Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были такие напитки, как узвар, варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка, в том числе популярная горилка с перцем. Как обрядовые блюда наиболее распространены были каши - кутя и колыво с мёдом.

В общественной жизни украинского села до конца 19 века сохранялись пережитки патриархальных отношений, значительное место занимала соседская община - громада. Характерны были многие традиционные коллективные формы труда (толока, супряга) и отдыха ("парубочи громады" - объединения неженатых парней; вечорныци и досвитки, новогодние колядки и щедровки и др.). Господствующей формой семьи Украинцев была малая, с выраженной властью её главы - мужа и отца, хотя вплоть до начала 20 века, особенно в Полесье и в Карпатах, сохранялись остатки большой патриархальной семьи. Разнообразной была семейная обрядность, родильная, в особенности свадебная, со свадебными чинами, разделом каравая, сопровождаемая песнями и танцами. Богато и разнообразно народное творчество Украинцев: изобразительное (художественная роспись жилища, вышивка с её традиционными видами - занизування, заволикання и настилування и др.), песенно-музыкальное, хореографическое, словесный фольклор, в том числе колоритные специфические думы и исторические песни, слагавшиеся кобзарями и лирниками. Научно-технический прогресс и урбанизация, интенсивная мобильность населения привели к стиранию большинства особенностей отдельных этнографических районов и групп Украинцев. Оказался разрушенным традиционный быт села. Пагубные для села последствия насильственной коллективизации усугубились сильным голодом 1932-33, сталинскими репрессиями, в результате которых Украинцы потеряли свыше 5 млн. человек.

Тяжёлым испытанием для Украинцев явилось нападение в 1941 фашистской Германии. Многие украинские города, сёла и целые районы были разрушены и сожжены, в результате военных потерь численность Украинцев сократилась. Тяжёлые социально-бытовые и правовые условия жизни во многих сельских населённых пунктах привели к отливу сельского населения в города, ликвидации многих деревень. В послевоенный период проявились некоторые негативные тенденции демографического развития; приостановился естественный прирост населения. Установка на приоритетное развитие в культуре интернационального в ущерб национальному привела к сокращению сферы употребления украинского языка. В то же время в 1960-80-е годы наблюдался быстрый рост научно-технической и гуманитарной интеллигенции, профессиональной культуры и науки. В 1991 Украина стала независимым государством, начался процесс расширения сферы употребления украинского языка в общественной жизни (принятой в июне 1996 Конституцией он признан государственным), активизировались контакты с украинской диаспорой, часть Украинцев из России, Казахстана и других государств бывшего СССР переселились на Украину. Главным образом по политическим причинам проявились противоречия между двумя православными церквами, а также между Украинцами западных областей и остальной Украины.

В.Ф. Горленко

По данным Переписи населения 2002 года численность украинцев, проживающих на территории России, составляет 2 миллиона 943 тысячи человек.

Привычными штампами, над которыми мало кто задумывается, пользуются все, включая историков. Например, "Лист Богдана Хмельницкого,
посланный из Черкас царю Алексею Михайловичу, с сообщением о победах над польским войском и желании украинского народа объединиться с Россией" от 8 июня 1648 г. .
Простите, а где говорится об украинском народе? Мне не удалось увидеть ни одного документа, где говорилось бы об украинском народе. Вплоть до второй половины XIX века понятия "украинский народ", "украинская нация" и т.п. в природе не существовало.
Вот название территории "Украина" периодически встречается. Но к наименованию проживающего на этой земле народа оно не имеет никакого отношения, что давно всем известно. Достаточно напомнить Сибирскую Украину. Например, осада Кумарского острога нашла отражение в русском фольклоре. В середине XVIII в. в Сибири Киршей Даниловым была записана песнь «Во сибирской во украине, во Даурской стороне» с поэтическим описанием сражения.

Возвращаясь в "украинскому народу" и поименованию письма Хмельницкого легко убедиться, что ни о каком народе, населяющем Украину, Богдан не пишет. Во всех сохранившихся письменных источниках речь идёт о войске Запорожском, главой которого он является (фотокопия и текст ниже).

Аналогично обстоят дела абсолютно со всеми дошедшими до нас документами. Что интересно, даже в документах, написанных ярыми врагами России. Тот же наследник Мазепы, Филипп Орлик, писал на русском языке и о русских, населяющих берега Днепра. В знаменитой псевдоконституции, сохранившейся и на латыни (для Карла), и на русском языке (для своих) враг Петра Первого и России не называет жителей Украины украинцами. Впрочем, и Украина у него не Украина, а "Родина наша - Малая Россия". И пишет Орлик о казаках войска Запорожского и о русских. А ведь ему, точно так же, как и Хмельницкому, Выговскому, Вишневецкому и прочим гетманам, не было никакой необходимости избегать упоминания о народе украинском. Наоборот, выступая против России логично было бы подчеркнуть в документах, адресованных тем же ляхам, татарам и т.д. своё отличие от русских и называть себя украинцами.

Часто можно услышать объяснение, что украинцы на самом деле и есть русские, а русские России на самом деле не русские. Поэтому, мол, все гетманы и пишут о себе, как о русских.


В том, что Малороссию, как её называл даже Тарас Шевченко, населяли русские, наследники и потомки жителей Киевской Руси, есть сермяжная правда. Не считали они себя украинцами, вот и не назывались чужим именем. Но и жителей России они не считали самозванцами. Если бы считали, то об этом бы неизбежно писали вышеупомянутые гетманы, особенно в переписке в врагами России. Тот же Выговский после Конотопской битвы должен был бы писать о победе над самозванцами, а не русскими. Да и именовали бы себя они не гетманами войска Запорожского, а царями, владетелями, государями, ... всея Украины и народа украинского. Но им это в голову не приходило.

Не додумались?

Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам 33 велце милостивий пане и добродию.
Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез
посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий
здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши
наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим
учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей
давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем.
[Тв]орець избавитель наш Исус Христос, ужаловавшис кривд убогих людей и кривавих слез сирот бидних, ласкою и милосердем
своим святим оглянувшися на нас, подобно, пославши слово свое святое, ратовати нас рачил. Которую яму под нами били викопали,
сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими
их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною
душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом
полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, 34
але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству
ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана
Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних
неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби
самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное
пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если
би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском
Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо.
А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся
и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное
пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо.
Дат с Черкас, июня 8, 1648.

Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким.

Ниже фотокопия псевдоконституции Орлика, написанная на русском языке. Легко читается "на великопомну войска запорожского и всего народа малороссийского славу и память" (в самом конце). Трудно предположить, что в написанном для врага России шведского короля Карла документе использовалось ложное именование местных жителей.

А вот как на самом деле называлась псевдоконституция. Обратите внимание на дату - месяца априля. Явно не украинский язык.
В общем, ситуация абсурдная. Живут бок о бок люди, генетически не отличающиеся друг от друга, имевшие общее государство на этих землях более тысячи лет назад, когда большинства нынешних наций Европы просто не существовало (посмотрите хоть на Францию Х века). В дошедших до нас письменных документах пользуются одним и тем же языком, называют себя тоже одинаково. На одном языке издают и церковные книги, хоть во Львове, хоть в Киеве или других русских городах.

И это разные народы?

P.S. Немцы сегодня спокойно живут что в Германии, что в Австрии. А ведь в годы, когда писались вышеприведенные документы, никаких немцев как они сами себя сегодня понимают, не существовало. В 1701 году только появилась королевство Пруссия. А уж разница в языках была такая, что и сегодня южане с трудом понимают северных немцев. Хотя никто не говорит о разных языках - лишь о диалектах немецкого.

Так кто сеет рознь в нынешнем государстве Украина?

Россия: становление великой державы

На рубеже XVII-XVIII вв. Россия утвердилась в качестве великой державы. Только на протяжении XVIII века численность ее населения возросла примерно с 15,6 млн. человек до 37,3 млн. Это было больше, чем во Франции и Англии, вместе взятых. После создания металлургических предприятий на Урале в XVIII веке Россия выплавляла больше чугyна и железа, чем Англия.

Россия и Украина в XVII веке

Наиболее существенные перемены в положении России и характере ее развития произошли в царствование Алексея Михайловича Романова (правил в 1645-1676).

В эти годы Россия вела почти непрерывные войны со своими тpaдиционными противниками - Польско-Литовским государством, Швецией и Крымским ханством.

В 1648 г. началась война между Польшей и Запорожским казачьим войском. В 1649 г, запорожцы обратились за помощью к России. Она еще не была готовa воевать, но обещала поддержать кaзаков деньгами, оружием и добровольцами.

Запорожское войско было уникальным государственным образованием, возникшим в XVI веке на обширной территории среднего и нижнего Поднепровья. Эти земли, с юга граничащие с Крымским ханством и постоянно подвергавшиеся eгo набегaм, с севера - сРоссией

Считались принадлежащими Польше, но реальной власти над ними она не имела. Здесь десятилетиями селились крестьяне с русских, польских и литовских земель, уходившие от произвола помещиков. Они смешивались с местным населением, обзаводились хозяйством, давали отпор крымским татарам, сами совершали набеги на Крым, а порой и на польские земли. Украинские казаки, обитавшие в среднем течении Днепра, получали деньги за службу от польской короны. Выбранные ими гeтман, полковники, есаулы утверждались в Варшаве. Казаки, жившие в низовьях Днепра - «за порогами» (отсюда Запорожье), формально были подданными польской короны, но считали себя независимыми от нее. Их опорой было укрепленное поселение - Запорожская Сечь.

Попытки Польши подчинить своей власти все казачество стали причиной войны, которая с переменным успехом продолжалась до 1654 г. В 1653 г. гeтман запорожского войска Богдан Хмельницкий (1595 - 1657) официально обратился к России с просьбой принять Украину «под высокую царскую руку». Земский собор в 1654 г. принял решение о вхождении Украины в состав России. Подписанное и одобренное всеукраинской радой в Переяславле соглашение предусматривало сохранение за украинским казачеством широких прав, в частности выборности всех должностных лиц.

Воссоединение Украины с Россией стало причиной русско-польской войны 1654- 1667 гг. Она шла неудачно для Польши, на которую напала и Швеция. В этих условиях Россия подписала в 1656 г. с Польшей перемирие и выступила против Швеции, в которой видела более опасного противника.

Тем временем обострилась обстановка на Украине. Преемник Б. Хмельницкогo гeтмaн И. Выговский в 1658 г. paстopг coглашение с Россией и вступил в союз с Польшей и Крымом, они совместно начали против России военные действия. В сложной для себя ситуации русское правительство вынуждено было ценой возвращения Швеции всех отвоеванных территорий срочно заключить с ней мир. Проблема выхода к Балтийскому морю вновь осталась неразрешенной.

Положение России, армия которой понесла большие потери, ухудшил раскол Украины на Правобережную и Левобережную. В 1667 г. Россия заключила перемирие с Польшей. Правобережная Украина осталась под ее властью.

На этом война на юге не завершилась. В 1672 г. на Украину втоpглись армии Турции и Kpымскoгo ханства. Начавшаяся война между Турцией и Россией шла с переменным успехом. Лишь в 1681 г. был подписан мирный договор, по которому Киев и Левобережная Укpaина остались за Россией.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение археологических находок для изучения одежды древних эпох. Описание предметов одежды народностей Северного Кавказа: рубах, кафтанчиков, платья, теплой одежды, поясов, женских и девичьих головных уборов, шапочек, украшений. Покрой рукавов платья.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Характеристика Симбирско–Ульяновского фольклора. Особенности народов Среднего Поволжья. Специфика народных пословиц, загадок, смысл народных сказок. Знаменитые люди – собиратели фольклора в Симбирске. Былины, песни и сказки народов Среднего Поволжья.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2011

    Гостеприимство как наиболее яркая черта, присущая всем этническим группам, проживающим на территории Северного Кавказа, их священные традиции и особенности быта. Общая характеристика ингушей и чеченцев как самых распространенных этносов данного региона.

    презентация , добавлен 05.05.2014

    Этнические особенности коренных народов. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа, ханты и манси - два родственных народа. Пирода и традиции народов Западной Сибири. Самобытность традиционной культуры и традиционного воспитания.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Украшения татарского народа, используемые в национальной одежде. Праздничная и ритуальная одежда татар. Одежда, обувь, головные уборы. Внутреннее убранство дома. Этикет гостеприимства у татар. Особенности формирования и колорит татарской одежды.

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Вклад С. Броневского и И. Дебу в изучение этнографии народов Кавказа. Содержание свода материалов о горских и кочевых народах Кавказа, составленного по приказу императора Николая I. Сущность этнической консолидации, ассимиляции и межэтнической интеграции.

    контрольная работа , добавлен 15.08.2013

    Женский чехол для трубки. Традиционное жилище тофаларов. Халат как наиболее распространенный вид летней верхней одежды. Одежда эвенков. Верования северных народов Сибири. Головные уборы мужчин у бурятов. Костюмы служителей культа бурят у шаманов.

    презентация , добавлен 04.05.2014

    Жилище восточных славян: техника постройки, планировка, интерьер, двор. Особенности одежды и обуви восточнославянских народов. Ремесло и земледелие, восточнославянские погребения. Сходства и различия материальной культуры восточнославянских народов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!