Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

Способы искусственного старения древесины в домашних условиях. Как производится обработка дерева под старину своими руками Методы состаривания древесины своими руками

Собственно само старение древесины процесс достаточно долгий и зависит от условий начальной обработки, условий эксплуатации и окружающей среды. Поэтому тут опишу несколько видов имитации старой древесины и соответственно мебели, которая из нее сделана или делается.


Можно выделить два направления техник и технологий искусственного старения (состаривания) древесины :

Механическое воздействие на древесину

Игра с цветом

Механическое воздействие на древесину

Можно подразделить на следующие имитации, которые сами по себе не обеспечивает правдоподобность и поэтому применяются совместно с цветовым решением:

* рельефной текстуры старой древесины (браширование);

* разрушительного воздействия древесных вредителей (короедов, личинок…)

Удары по древесине мешочком/носком/перчаткой с гвоздями

Просверливание отверстий-червоточин и "рисование" бороздок-червоточин сверлом 1-5 мм

* случайных механических повреждений при эксплуатации (при переноске мебели, упало, может, что или стукнулись о мебель…)

* стертости в местах частого соприкосновения с одеждой, обувью, руками, и др. частями тела (например, как старые стертые деревянные ступеньки лестницы)

* старых и ручных методов обработки:

- "кривой" распил

Неровная поверхность дерева (можно УШМ с абразивной насадкой неаккуратно снять верхний слой с поверхности мебельного щита или любой деревянной заготовки)

Следы инструмента

- "ошибки" столяра…

Игра с цветом

Тут имитации такие:

* ценных пород дерева (это к старению не относится, но к игре цветом - вполне)

* изменения цвета древесины в неблагоприятных условиях окружающей среды (потемнение, пожухлость фактуры древесины, загрязнение древесины, "патина", синева, гниль)

* старения самих лакокрасочных поверхностей (например, образование сети трещин /техника кракле, кракелюр / или имитация стертости ЛКМ)

* перекраски (когда через "новое" покрытие просматриваются старые слои... в статье много фотографий с ней)

* само по себе использование натуральных масел и воска может подчеркнуть "древность" состаренной мебели

И еще несколько фотографий окрашенной древесины, которая живет на улице:

Экстремальный метод - использование горелки. Нужные участки поджигаются до нужной кондиции и лишние "угли" снимаются до получения нужного эффекта. Естественно мягкие волокна выгорают глубже.

Химическое старение древесины

Есть конечно энтузиасты, которые травят дерево активными химическими веществами, вроде щелочи, аммиака и разных кислот (дуб, например, советуют травить купоросом). Такая обработка изменяет цвет и обычно "съедает" мягкие волокна древесины, а в твердых породах выявляет поры.

Обычно наносят в виде гелей, вымачивают или травят на пару.

Подробнее можете посмотреть тут:

Красителями и пигментами в сочетании с лаками, красками, маслами и восками можно "старить" древесину, как самостоятельными методами, так и подчеркивая механически "состаренную" древесину. О том, какие масла полимеризуются, можно почитать в статье о стабилизации древесины .

Вот один из удачных примеров искусственного старения древесины (фото 1200*900):

И еще подборка реальных примеров искусственного старения древесины:

Давно обещал рассказать, как старить древесину на конкретном примере . Пример такой:

1. Создание базовой поверхности механического старения древесины:

Сглаживание и вышлифовка острых углов в местах вероятного наибольшего использования

Этим приемом пользуются и в других местах, все равно наше подсознание ассоциирует такие места как очень изношенные и старые

Нанесение следов механической обработки

В моем случае это следы от абразивного инструмента.

2. Шлифовка мелким абразивом (180) всей поверхности

3. Нанесение базового ЛКМ покрытия. Это может быть обычный бесцветный или колерованный лак для тонирования. На фото верхняя доска.

Делается это для того, чтобы дерево не пересыхало и создало промежуточный слой для «патины».

Колерованный лак наносится, и сразу стираются излишки сухой тряпкой для выявления текстуры древесины, механических повреждений и оставления мазков от тряпки.

4. Более детальное механическое старение древесины:

Разметка и сверление червоточин

Доработка и/или добавление крупных повреждений (стертости, удары, царапины)

Добавление сети мелких повреждений мешочком с гвоздями, шурупами, гайками, шариками и прочим металлическим "мусором"

5. Щадящая шлифовка (400)

6. Нанесение "патины ". В кавычках, потому что это не патина, а имитация старых "вековых" загрязнений, которые похожи на патину, образующуюся на металле

Наносится так же, как и колерованный лак, только более тщательно. Должна попасть во все углубления и повреждения и оставить живописные разводы. "Рисуем" потемневшие участки дерева возле скопления червоточин...

Если на этом этапе сошлифовать верхний слой ЛКМ, получится такой эффект как на второй фото. На третьей фото то же, но с тонированием.

7. Щадящая шлифовка (400) и сошлифовка патины на внешних углах и местах частого использования (нижняя доска на фото в пункте №3).

8. Нанесение тонированного лака. Наносится творчески, чтобы были видны неравномерные прокрасы и мазки.

Справа тонированный лак, слева "патина".

9. Щадящая шлифовка (400)

10. Обычная защитная лакировка с межслойным шлифованием. Можно задуть краскопультом.

11. Нанесение разведенной «патины» . Втираем во все щели. Ждем пока подсохнет и полируем поверхность по верхам так, чтобы патина осталась только в повреждениях, углублениях и внутренних углах.


На второй фото слева готовая доска из состаренной древесины с "патиной", справа без нее.

Готово.

Что вспомню еще - добавлю. Что вспомните - тоже добавляйте в комментариях.



[комментарии/обсуждение]

елена (14:04 29.01.2019)
http://master-san01.ru/starenie-drevesiny-svoimi-rukami/#more-34
елена (13:53 29.01.2019)
если брать краску в спец магазинах, там могут подсказать порядок работы, что с чем смешивать не стоит и как добиться определенного результата. образцы тоже имеются.http://master-san01.ru/starenie-drevesiny-svoimi-rukami/#more-34
Andrew (08:39 15.07.2014)
Если правильно понял, то
- сначала тонировать пол в "пепельный" цвет
- потом лак (возможно несколько слоев)
- нанесение черной краски и стирание ее с твердых волокон древесины (или есть специальные патины, которые стираются в высохшем состоянии)
- еще лак (возможно несколько слоев)
Конкретную технику лучше подбирать экспериментально с теми ЛКМ, которые думаете использовать.
ИГОРЬ (22:29 14.07.2014)
ДОБРОЙ НОЧИ! Ознакомился С Вашей технологией окраски брашированной древисины
пока еще не практиковал. хочу Вам задать конкретный вопрос как покрасить брашированную сосну,ель под пепельный с черными прожилками дуб хотелось чтобы прожилки четко были выражены а твердые структуры были белесые как это выполнить
я в квартире дубовый паркет покрывал колерованым (орех) пенотексом тикурилой а потом 2 слоя б.ц лак selko - структура выразилась но это дуб а вот с сосной елкой как быть
внутренняя поверхность покраски около 250 м2 тут какая-то технология (и желательно бюджетна) нужна если не составит труда прошу подсказать заранее благодарен.

Красивая состаренная мебель может внести атмосферу изысканности и гармоничности в ваш дом. В естественных условиях дерево состаривается под воздействием различных природных факторов – ветра, дождя, солнечных лучей и т.д.

Но совсем не обязательно ждать пару десятков лет, чтобы купленный гарнитур приобрёл такой неповторимый вид. Можно воспользоваться специальными технологиями состаривания древесины.

Преимущества состаренного дерева

Состаренная мебель выглядит элегантно и стильно в любом интерьере

Состаренное дерево – красивый, прочный и функциональный материал, из которого производятся различные предметы мебели: столы, стулья, кровати, комоды и т.д.

Преимущества состаренной древесины следующие:

  • Поверхность не требует специальной обработки, при желании достаточно просто покрыть её лаком.
  • Эффект состаривания позволяет придать любому предмету мебели антикварный вид.
  • Натуральный древесный рисунок выглядит уникально и неповторимо.
  • Мебель из состаренного дерева будет смотреться гармонично в любом интерьере.
  • Этот материал – экологически чистый и антиаллергенный.
  • Состаренная древесина надёжна и долговечна.
  • Наконец, мебель из этого материала никогда не выйдет из моды.

Какие породы древесины лучше состаривать?

Для состаривания подойдёт мягкая древесина или материал средней твёрдости. Она обладает более яркой текстурой. Этому требованию удовлетворяют ель, лиственница и сосна. Представленные породы отличаются тем, что они имеют мягкие волокна. Весной и летом на них быстрее всего образуются годичные кольца, отчего волокна становятся «рыхлыми». Такие породы, как бук и клён, не подойдут для состаривания, поскольку их текстура слабо выражена и практически однородна.

Подготовка

Прежде чем состаривать дерево, его поверхность необходимо подготовить

Прежде чем начать состаривать деревянную мебель своими руками, нужно провести качественную подготовку поверхностей, которые вы планируете обработать. Для этого удалите все дефекты и загрязнения. Это могут быть следы жира и прочие пятна. Если этого не сделать, устаревшие загрязнения проявятся после нанесения на дерево тонировочного покрытия. Также удалите старую краску или лак и демонтируйте лишнюю фурнитуру, которая помешает обработке под старину.

Способы

Когда подготовительный этап роботы проделан, приступайте к состариванию. Для начала определитесь с технологией, которой вы бы хотели состарить мебель. Есть следующие варианты:

  • Окрашивание;
  • Кракелюр;
  • Браширование поверхности;
  • Обработка морилкой;
  • Обработка дерева специальными химическими составами (технология олдирования);
  • Нанесение позолоты;
  • Достижение известкового эффекта (технология лайминга).

Давайте рассмотрим каждый из этих способов состаривания дерева подробней.

Окрашивание

Дерево, состаренное с помощью техники окрашивания

Если хотите, чтобы деревянная мебель выглядела потёртой, можете воспользоваться техникой окрашивания. Выберите основной тон, который будет просматриваться через верхний слой краски.

Для основы можно использовать любой цвет, главное, чтобы он был более насыщенным, чем вспомогательный.

Также можно использовать колер, смешанный с белой краской и водной основой. Для второго же слоя лучше задействовать светлые оттенки. Такое сочетание цветов позволит сделать эффект выгоревшей краски. После того как краска высохнет, обработайте её наждачной бумагой с высокой зернистостью. Это позволит удалить излишнюю краску. Шкурить необходимо до тех пор, пока не появится эффект истёршейся краски. Через него проступит основной слой. Завершительным этапом обработки является покрытие лаком.

Кракелюр

Можно окрасить дерево техникой кракелюр. Проще говоря, создать эффект трещин на деревянной мебели. Вам понадобится специальный кракелюровый лак. После нанесения на него основного цвета лак потрескается. Цвет трещин зависит от выбранной основы. Чтобы добавить оригинальности, можете использовать сразу несколько цветов. Кракелюр – хороший способ быстро придать вашей деревянной мебели антикварный вид.

Браширование поверхности

Дерево, состаренное с помощью техники браширования

Технология браширования – простой метод состаривания деревянной мебели с помощью металлической щётки, наждачной бумаги с мелкой зернистостью, стамески и сверла. Прежде чем приступить к основному процессу, нужно снять верхний слой дерева. Браширование можно совмещать с окрашиванием поверхности. Наждачную бумагу и щётку используйте для снятия верхнего слоя, а стамеску и сверло – для создания борозд и червоточин. Техника браширования чаще всего используется для состаривания пола и досок. После завершения основного этапа работы покройте поверхность маслом, лаком либо же морилкой.

При декорировании деревянной мебели важно не переусердствовать, ведь роскошную мебель можно превратить в рухлядь.

Полезная информация: Браширование отлично подойдёт для мебели, изготовленной из твёрдых древесных пород, таких как орех, ясень, дуб и лиственница. Эта техника противопоказана для клёна, вишни, бука и тика.

Обработка морилкой

Дерево, состаренное при обработке морилкой

Эта техника используется в сочетании с другими. Покрытие мебели лакокрасочным материалом позволит добиться эффекта морения. Сперва необходимо обработать поверхность, а затем смыть часть морилки с помощью влажной губки. Важно оставить края, изгибы и трещины более тёмными, чем основную часть поверхности, чтобы подчеркнуть эффект состаривания.

Если же после перового раза вам не удалось достигнуть нужного результата, просто тщательно отшлифуйте поверхность. Некоторые участки можно повторно окрасить кистью, смоченной в морилке. Чтобы сделать цвет более насыщенным, после завершения основного этапа работы покройте древесную поверхность грунтовкой или нужным цветом. В самом конце пройдитесь по поверхности античным воском, используя мягкую ткань.

Технология олдирования (обработка специальными составами)

Дерево, состаренное с помощью техники олдирования

Олдирование – очень интересная техника состаривания дерева. С её помощью можно воссоздать эффекты выцветания, болотной замшелости, выгорания и т.д. Специальные химические реагенты помогут добиться потрясающего результата. Эта техника подходит лишь для твёрдых пород дерева (дуба, граба и т.д.).

Это интересно: Если выполнить олдирование мягкой древесины, она банально придёт в негодность после обработки сильными химическими веществами.

Завершительным этапом станет покрытие поверхности лаком. Он послужит для защиты поверхности.

Нанесение позолоты

Чтобы качественно состарить мебель и добиться антикварного вида, можно воспользоваться золотой платиной. Нанесение позолоты - одна из самых простых процедур, которая не отнимет много времени. Просто полностью окрасьте мебель в выбранный цвет и дождитесь высыхания.

Полезная информация: Золотую краску необходимо наносить тонким слоем. Только тогда мебель после окрашивания будет выглядеть безупречно.

Лайминг

Дерево, состаренное с помощью техники лайминга

Лаймингом называют процесс состаривания мебели с помощью известкового эффекта. Для начала подготовьте поверхность, обезжирьте её. Обработайте дерево специальным пигментом или краской. Лакокрасочные материалы помогут добиться любого оттенка и текстуры. Наносите краску вдоль волокон. Так вы подчеркнёте природную структуру дерева, а углам добавите эффекта "забившейся пыли". Для лучшего результата лайминговый состав желательно наносите кистью или марлевым тампоном.

Полезная информация: При выборе основного цвета не забывайте, что после высыхания он будет смотреться немного светлее.

Видео. Как искусственно состарить дерево своими руками в домашних условиях

Состаренное дерево - один из модных трендов дизайна нынешнего сезона. Воспользовавшись любой из описанных выше техник, вы сможете с лёгкостью придать поверхностям такой эффект в домашних условиях. Искусственно состаренная мебель будет гармонично смотреться в квартире и наполнит её уютом.

Многие дизайнерские стили (французский, тосканский, винтаж, шебби-шик и другие) характеризуются наличием среди своих элементов антикварных изделий из дерева. Потертость краски, текстура старого дерева придают особый шарм интерьерам. В своем творчестве дизайнеры активно используют старинную мебель, стеновые панели, полы, лестницы, балки, колоны и прочий мелкий декор. Однако антиквариат стоит недешево, что сильно завышает стоимость проектов, а деревянные элементы из прошлого не отличаются прочностью и долговечностью. Для решения этих проблем появилось искусственное старение дерева, и осуществлять его можно даже своими руками.

Методы старения

Состарить деревянную поверхность можно несколькими способами. На выбор нужного метода старения влияет порода древесины, особенности дизайнерского стиля, наличие необходимых инструментов и материалов, профессиональные навыки и опыт. Наиболее распространены следующие виды искусственного старения натуральной древесины:

  • химический способ;
  • термическая обработка;
  • старение древесины методом сухой кисти.

Химический метод

Для того, чтобы обрабатывать деревянные изделия таким методом необходимо иметь специальные химические реактивы, профессиональный инструмент, определенную квалификацию и знания. На поверхность деталей наносятся едкие вещества (кислоты, щелочи или медный купорос), после чего древесина меняет цвет, а мягкие волокна разрушаются. Сам процесс сопряжен с опасностью для здоровья и требует повышенных мер безопасности. Реализовать такое искусственное старение своими руками и в домашних условиях практически невозможно.

Метод термической обработки

Суть этого технологического процесса заключается в выжигании посредством открытого огня менее плотных слоев древесины. Состоит он из нескольких стадий:

  • отжиг мягких волокон до получения нужной фактуры древесины;
  • зачистка поверхности абразивными материалами;
  • нанесение лака.

Для осуществления этого метода своими руками можно использовать вполне доступный инструмент – обычную паяльную лампу.

Браширование

Название этой техники произошло от английского слова «браш», что означает щетка. Основывается браширование на особенностях строения древесины, состоящей из твердых и мягких волокон, а сам процесс заключается в вычесывании из древесины мягких волокон при помощи металлической щетки и придании поверхности текстуры старого дерева. Браширование своими руками можно разбить на ряд последовательных этапов:

  • механическая обработка древесины вдоль волокон;
  • зачистка от стружек и ворса;
  • глянцевание;
  • нанесение морилки или патинирование;
  • покрытие лаком.

Несмотря на то что инструмент для браширования кажется предельно простым, сам процесс является достаточно трудоемким. При использовании данного способа нанесения на деревянные изделия налета древности следует помнить, что брашированию не поддаются твердолиственные породы, а также сосна, тис и лиственница.

Искусственное старение древесины методом сухой кисти

Этот процесс тоже несложно выполнять своими руками, он применим к шкафам, столам, этажеркам, креслам и другим видам домашней мебели. Состоит он из нескольких стадий, причем не все из них обязательны.

  1. Создание эффекта многолетней эксплуатации.

На этом этапе на поверхность мебели наносятся царапины, выбоины, сколы и вмятины. Для этого понадобится столярный инструмент и немного фантазии. Поскольку наносимые повреждения имеют невозвратимый характер, эту стадию старения дерева можно пропустить.

  1. Окрашивание.

Для этого используется два варианта краски схожих оттенков. Вначале наносится один, а после высыхания – второй.

  1. Обработка поверхности абразивными материалами или ошкуривание.

При помощи мелкой наждачной бумаги или песка стирается верхний слой краски. Делается это неравномерно, местами всего лишь до первого слоя, а местами до древесины. Важно достичь эффекта естественной потертости, поэтому особое внимание следует уделить кромкам и выступающим частям. После ошкуривания при помощи пылесоса убираются стружки и древесная пыль.

  1. Нанесение краски сухой кистью.

На данной стадии важно подобрать правильный инструмент для нанесения краски. Лучше всего подойдет жесткая плоская кисть. К выбору краски также следует подойти ответственно. Она должна быть контрастной по отношению к ранее использованным оттенкам. Для светлой базы оптимальным вариантом будут темные оттенки коричневой или бардовой краски. Технология нанесения краски на поверхность в этом способе старения древесины самая сложная. Краска наносится своими руками практически сухой кистью, мазки должны выглядеть так, словно след от многочисленных щетинок. Пересечение мазков не допускается.

  1. Затирание верхнего слоя.

Для этого используется салфетка из ткани, которой смазываются только что нанесенные мазки.

  1. Покрытие поверхности лаком.

Лучше всего использовать прозрачный лак, который следует наносить в один или два слоя.

Существует еще несколько способов принудительного старения древесины своими руками, однако они не так эффективны и не всегда достигают желаемой цели.

– это долгий и кропотливый процесс, состоящий из механической обработки дерева и работы с лакокрасочными материалами. Этот способ отделки ассоциируется у leon42 , участника форума «Дом и дача», с природностью, древностью, народной культурой.

По словам leon42 , купить мебель и отбрашировать ее металлической щеткой – это еще не состарить ее, а просто исцарапать или, в лучшем случае, сделать фактурную поверхность. Мебель, купленная в магазине – сделанная из ламелей и «худосочная» – не подходит для текстурирования, смотрится скорее печально и ущербно.

leon42 считает, что мебель для браширования должна быть грубой и массивной, способной передать естественную красоту дерева.

Именно поверхностный подход к состариванию дерева, по мнению форумчанина, формирует у многих людей мнение об изделиях, обработанных по этой технологии, как о «мебели погорельцев». Между тем, сочетание в интерьере состаренного дерева с металлом, камнем или керамикой – всегда модный и стильный прием, который позволяет всем обитателям дома словно прикоснуться к вечности и почувствовать себя в эпохе средневековья.

В естественных условиях над старением дерева «работают» ветер и влага, солнце и перепады температур. Как сделать то, что происходит в течение многих десятков лет, за несколько дней?

Подготовка материала

Для браширования лучше использовать мягкую и среднюю по твердости древесину с ярко выраженной текстурой, например, ель, сосну или лиственницу. У этих пород дерева мягкие волокна образуются, как правило, в весенне-летний период, когда происходит интенсивный рост годичных колец, и они более «рыхлые».

Дерево с однородной и невыраженной текстурой вроде бука и клена для состаривания не подходит.

Перед работой с деревом следует подготовить его поверхность. Устранить все дефекты и загрязнения, будь то следы пота, жира или другие пятна, которые могут проявиться во время нанесения тонировочного состава. Любые изделия (малые архитектурные формы, мебель и т.д.) обрабатывайте, предварительно разобрав: вы затратите меньше времени и сможете везде достать щеткой.

Браширование

Браширование (англ. brush – «щетка»), или текстурирование дерева – это придание ему рельефа, характерного для старой древесины. На начальном этапе из массива древесины удаляют мягкие волокна. Существует несколько вариантов обработки: легкое состаривание – на поверхности создается едва заметная шероховатость, либо глубокое и грубое, когда глубина неровностей достигает 2-3 мм (для элементов декора, иногда – грубой мебели).

Можно какую-либо деталь, скажем, потолочную балку, предварительно обработать топором: сделайте зарубки, обтешите края без опасения испортить – никто, кроме вас, не знает, каким должен быть результат. При этом вы получите изделие с глубоким микрорельефом поверхности и неровностями на ней глубиной до 20 мм.

Не забудьте про «следы» жизнедеятельности жучков и червячков. Сымитируйте их перед финишной обработкой с помощью дрели или бормашины. Также можно нанести простые элементы резьбы: косички, дракончики и т.п. – вы получите «скандинавский стиль».

Шлифовка: инструменты и щетки

На крупных предприятиях используют станки и автоматические линии, где все предусмотрено – от скорости подачи заготовки до мощной системы пылеудаления. Для обычного дачника такое оборудование – дорогое и, в общем-то, ненужное удовольствие. Если вы будете выполнять подообные работы часто, лучше приобрести щеточную машину. Наиболее распространенная и общедоступная – Макита. Самый экономичный и простой вариант – «болгарка» или дрель, желательно – с возможностью регулировки оборотов.

Весь процесс браширования можно разделить на три этапа:

  1. Черновая выборка мягких волокон
  2. Шлифовка
  3. Полировка

Соответственно, к каждому из них нужна своя щетка. На первом этапе (крацевании ) используют металлическую (крацовку). Если вы делаете сооружения для улицы – беседку, навес, забор и т.п., то, скорее всего, это будет ваша единственная щетка.

При обработке металлической щеткой могут оставаться царапинки на самих годовых кольцах, от которых сложно избавиться при дальнейшей обработке.

При работе с крацовкой нужно придерживаться таких правил:

  • водите щеткой вдоль волокон, иначе повредите годовые кольца и испортите древесный рисунок;
  • скорость передвижения щетки и нажим должны быть приблизительно одинаковые, в противном случае получатся ямы;
  • источник света следует располагать сбоку под острым углом, направляя луч света поперек волокон – так вы лучше увидите обрабатываемую поверхность;
  • не давите на поверхность сильно, не перегружайте двигатель, иначе это может вызвать преждевременную поломку оборудования;
  • скорость оборотов не должна быть выше 3000, лучше – 2000–2500: щетка может быстро разлететься;
  • обязательно работайте в очках, не пренебрегайте и защитными перчатками: кусочки проволоки от щетки могут отлетать на несколько метров, травмируя окружающих;
  • позаботьтесь о защите органов дыхания и пылеудалении: во время этой работы «мучнистой тушью» покрываются даже ресницы, что уж говорить за легкие;
  • новую щетку нужно «обкатать», иначе она будет сильно «махрить» заготовку, спустя время она станет обрабатывать поверхность чище;
  • работайте только в одном направлении (вращение), реверс включать не следует – это «убьет» металлическую щетку;
  • влажность обрабатываемого дерева не должна превышать 15%, в противном случае вместо текстурированной поверхности вы получите мохнато-волосатую.

При обработке устойчивой и твердой древесины (лиственница, дуб) обязательно используйте системы пылеудаления: пыль этих пород дерева считается канцерогенной и может вызвать рак легких.

Если вы хотите избавиться от ворса и получить более качественную отделку , вам понадобится еще одна щетка – пластиковая (нейлоновая), правильнее – шлифовальная дисковая из полимерно-абразивного материала. Самый распространенный размер зерна – 120.

Абразивная щетка – универсальная, характеризуется более деликатной обработкой поверхности. Если вы используете эту щетку, без металлической можно обойтись, особенно если обрабатываемый элемент нуждается в деликатной обработке или если вы хотите избежать специфических царапин, оставляемых крацовками.

Принцип работы с абразивной щеткой – такой же, как с металлической. Обороты лучше уменьшить до 1500, чтобы продлить срок службы щетки. Пыль при работе с пластиковой щеткой – более мелкая и липкая, поэтому не забывайте про респиратор.

Специфика обработки поверхностей:

  • не вышлифовывайте ребра-грани и углы заготовок, особенно если не планируете затем покрывать лаком: они будут цепляться и откалываться;
  • не делайте глубокий рельеф на сиденьях, столешницах и других горизонтальных поверхностях – они затруднят уборку поверхности: пятна пролитых напитков, крошки и т.п. будут забиваться между волокнами;
  • с целью предотвратить забивание пыли и зацепы тряпки во время уборки такие поверхности нужно обязательно шлифовать абразивной щеткой и мелкозернистой наждачной бумагой.

Заключительный этап брашировки – полировка или мелкая шлифовка : выполняется сезалевой или другими синтетическими щетками. Можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу, абразивные губки, металлическую вату, удаляя пыль с готовой поверхности широкой кистью и пылесосом.

Отделочные операции

На конечном этапе делают тонировку (изменение цвета древесины на несколько тонов), патинацию (подчеркивание текстуры дерева специальными составами, которые проникают в поры, открытые при брашировании), кракелюр (эффект растрескивания и рассыхания), лакирование.

После брашировки доска будет выглядеть, как новая, но с фактурной поверхностью. Чтобы придать ей старый вид, ее покрывают различными составами, более естественно выглядят темные цвета.

Именно правильная игра с цветом брашированной древесины придает ей состаренный вид. Участки с мягкой древесиной (поры или впадины) неравномерно окрашивают в более темный цвет, с твердой (гребни) – в более светлый. В последнее время популярны варианты со светлыми впадинами и более темными гребнями.

Наиболее простой способ – обильно нанести темную морилку и сразу же протереть этот участок тряпкой или широким резиновым шпателем. В теории, морилка должна быстро впитываться в мягкую поверхность, а на гребнях – медленнее. Однако на практике часто так не получается, поэтому leon42 остановился на более сложном способе: после полного высыхания гребни вышлифовывает мелкозернистой наждачкой. Этот способ требует дальнейшей обработки лаком или бесцветными пропитками, так открываемый верхний слой остается без защитного покрытия.

Еще вариант – использовать краску двух контрастных цветов: поверхность полностью закрашивают первым цветом, затем наносят второй. Пока последний высыхает, проведите широким резиновым шпателем, убирая излишки краски и обнажая гребни первого слоя.

Правильное текстурирование - простой, но грязный, трудоемкий и вредный для здоровья процесс.

В результате непростой и усердной работы вы получите элементы декора, которые несут в себе красоту старины и при этом имеют высокую прочность. Каждая деталь, с любовью сделанная собственными руками, будет уникальной.

По материалам участника форума "Дом и Дача"

Редактор: Ольга Травина

Мода последнего времени на винтажные изделия, автомобили и одежду в стиле ретро не обошла стороной и дизайн деревянных изделий. Обработка дерева под старину позволяет и в новостройках создать интерьер, который выглядит так, будто квартира досталась хозяевам в наследство от прадедов. Хозяева загородных домов оформляют старым деревом фасады и внутреннее пространство. Из искусственно состаренного дерева делают декоративные фальшбалки на потолке, лестницы, двери и другие элементы дизайна, придающие дому сходство со средневековым замком или сказочной лесной избушкой.

Высокая стоимость искусственно состаренных деревянных предметов вызывает у домашних мастеров желание сделать нужные вещи своими руками, добиваясь сразу и удешевления изделия, и подлинной его уникальности. Выполнить работу по состариванию дерева совсем не так сложно, как это может показаться со стороны. Надо только знать об основных способах достижения красивой фактурной поверхности на обычных пиломатериалах, которые можно приобрести в любой фирме, торгующей стройматериалами и деревом.

Как подготовиться к работе?

Существует 3 метода старения древесины: химический, термический, механический.

Существует 3 широко применяемых :

  • химический, который подходит только для изделий из лиственных пород деревьев;
  • термический (обжиг) – применим для древесины любой породы;
  • механический (браширование) – подходит для хвойных пород и дуба.

Для работы с древесиной требуются такие инструменты и материалы:

  • топор;
  • дрель или болгарка с насадками;
  • щетка с металлической щетиной;
  • волосяная щетка;
  • кисти малярные;
  • морилка, краска акриловая, бесцветный лак, воск;
  • наждачная бумага.

Приобретая доски или брус, из которых планируется создать искусственно состаренную вещь, можно выбирать экземпляры, которые уже повреждены жучком, имеют на поверхности сколы и выбоины, небольшие трещины и сучки. После обработки они придадут особенно очарование «старинному» предмету.

Готовая мебель для состаривания подбирается массивная, немного грубоватая или в деревенском стиле, похожая на сделанную вручную штучную мебель прошлого века. Перед декорированием любым способом лучше всего разобрать предмет мебели на составные части. Это позволит обработать все поверхности, не оставляя в труднодоступных местах необработанных участков, которые будут бросаться в глаза.

Перед тем как начинать декорировать предмет в первый раз, стоит потренироваться и набить руку на различных бросовых кусках досок и любой древесины. Мастер будет действовать увереннее, со знанием многих нюансов, которые могут возникать при работе. На этих же учебных пособиях удобно подбирать тон красок или морилок, заранее оценить то, что получится в результате.

Многие операции (браширование, окраску и просушку после нее, обжиг) следует производить на открытом воздухе.

Наиболее доступны для покупки материалы из дерева хвойных пород: сосны, ели, лиственницы. Они обладают выраженной структурой и рисунком, образованном волокнами разной твердости. Это делает их пригодными для механического декорирования.

При помощи инструментов, разрушающих верхние слои дерева, можно добиться эффекта старения гораздо быстрее, чем если бы это происходило естественным путем. Все потертости, выбоины и трещины можно имитировать 2-мя методами:

  1. На поверхность доски, бруса или бревна острым уголком топора нанести выбоины разной глубины и обширности в хаотичном порядке. Углы бруска немного стесать топором, не заботясь об аккуратности или ровной поверхности. После этого все обработанные таким способом поверхности требуется тщательно отшлифовать жесткой щеткой со стальной щетиной. При шлифовке большого изделия лучше использовать дрель или болгарку со специальной насадкой. Шлифовать надо до тех пор, пока все острые грани, возникшие при рубке топором, не приобретут очертания выглаженных временем естественных повреждений. Важно помнить, что движения щетки всегда должны быть направлены вдоль волокон. Следующим этапом будет шлифовка шкуркой для снятия торчащих волокон и обработка стальной щеткой с более мягкой щетиной, чем в 1-ый раз. При этом часть мягких волокон удаляется, образуя неглубокие впадины между гребнями из более жестких зимних волокон древесины. Этой же щеткой можно дополнительно выделить сучки и трещины.
  2. После шлифовки светлой поверхности нового изделия требуется придать сходство с потемневшей от времени старой древесиной: окрасить его морилкой или темной акриловой краской. После высыхания шкуркой со средним зерном без сильного нажима немного протереть дерево, снимая краску с выступающих гребней и возвышенностей. При этом темная окраска сохраняется в выбоинах и между волокон. Для окончательной отделки изделие покрывают акриловым прозрачным или светло-желтым лаком, просушивают до полного высыхания.

Более «гуманный» способ. Подойдет для некрупных изделий и мебели, деревянной посуды и других небольших поверхностей. Браширование производится вручную, щеткой с металлической щетиной. При этом, как и в предыдущем случае, мягкие волокна удаляются, оставляя гребни из твердой древесины. Волосяной щеткой сметают древесную пыль, контролируя процесс на глаз и добиваясь нужной степени потертости поверхностей. После этого окрашивают и декорируют изделие, как указано выше.

Термическая и химическая обработка древесины

Эти способы можно назвать родственными, так как разрушение верхнего слоя дерева происходит почти без механических воздействий. Это более опасные способы, чем предыдущие, поэтому обработку следует производить на воздухе и с соблюдением мер безопасности.

Суть обжига заключена в том, что мягкие волокна разрушаются при воздействии открытого огня. Для этого поверхности обрабатываемого изделия обжигают пламенем паяльной лампы или специальной газовой горелки на глубину до 3 мм. При поверхностном обжиге эффект старения будет незначительным, при более глубоком – проявится сильнее. Мастер при этом регулирует процесс в зависимости от своего вкуса и потребностей.

После обугливания верхнего слоя в дело пускают металлическую щетку или насадку на дрель, соскабливая нагар до получения нужного цвета и фактуры. Окраске такую древесину можно не подвергать, потому что она будет уже иметь темные и светлые участки. Окончательная обработка заключается в шлифовке шкуркой и лакировании изделия.

При химическом способе декорирование дерева под старину происходит в процессе воздействия щелочей или нашатырного спирта. Для этого можно применять аэрозоли для чистки кухонных плит или средство для канализации. Необходимо перед применением ознакомиться с составом средства, оно должно содержать щелочь. Особое внимание следует уделить мерам предосторожности при работе с ним.

Попадая на поверхность дерева, эти химические вещества «выжигают» часть мягких волокон, одновременно окрашивая дерево в серый цвет. После обработки все поверхности промывают водой и покрывают слабым раствором столового уксуса или лимонной кислоты (1 ч.л. на 200 мл воды), удаляя остатки щелочи.

При использовании уксуса особое внимание обратите на то, что это должен быть столовый 9%-ный уксус, а не кислота.

Просушенные изделия подвергают очистке щеткой и окрашиванию, если нужно.

Обработка древесины перечисленными способами поможет хозяину самому декорировать интерьер квартиры под старину, не вкладывая больших средств и не затрачивая много времени на это. Доступность материалов и инструментов для обработки позволяет заниматься таким видом творчества и искушенному мастеру-столяру, и новичку, и даже женщине с фантазией и умелыми руками.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!