Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

Содержание сказки кавказский пленник. Кавказский пленник, толстой лев николаевич

Свою поэму Александр Сергеевич Пушкин посвятил генералу Н. Н. Раевскому, герою Отечественной войны 1812 года, которому был обязан своим путешествием по Кавказу. Обращаясь к Раевскому, поэт писал, что эта поэма - «свободной музы приношенье», что Кавказ стал для Пушкина новым Парнасом.

Часть I

Однажды в горном ауле сидели черкесы и говорили о своем прошлом: о бранных днях, сражениях, вспоминали «пепел разоренных сел и ласки пленниц». Но вот появляется всадник, который тащит на аркане русского пленника. Тот сначала кажется мертвым, но в полдень приходит в себя и видит кандалы на своих ногах.

Понимая, что теперь он раб, смотрит пленник на бескрайние равнины, через которые путь лежит в Россию, откуда он родом, где он познал и первую любовь, и первое предательство, где провел бурную жизнь и оставил «лучших дней воспоминанье».

Когда-то герой отправился на Кавказ, чтобы обрести желанную свободу, а обрел вечный плен, и теперь желает лишь смерти. Но под покровом ночи к нему приходит молодая черкешенка: она кажется ему лживым сном. Однако, преклонив колена, с улыбкой жалости она подносит к его губам прохладный кумыс. И пусть он ничего не понимает из ее слов, но ее появление он принимает за чудо и, собрав остаток сил, выпивает живительную влагу, после чего, обессиленный, вновь падает на землю. Девушка долго сидит рядом и плачет, так как не может передать ему своих чувств.

Каждую ночь отныне черкешенка стала приходить к пленнику, пасшему в горах стадо. Она приносит ему вино и еду, разделяет с ним трапезу, учит его своему языку. Он стал для нее первой любовью, но пленник боится растревожить свои давно забытые чувства.

Постепенно он начинает понимать нравы и обычаи горцев, его привлекают гостеприимство, кажущаяся простота их взаимоотношений. Он любуется молодыми джигитами, их воинственностью. Глядя на их подчас кровавые забавы, герой вспоминает свою казацкую удаль - свидетельство его прежних битв.

Видит пленник и мирную жизнь горцев: как они ужинают семьей, как ласково и приветливо встречают заблудившегося путника. Но все его воспоминания и раздумья не находили отражения на лице пленника, он лишь думал о своем скором конце, хотя черкесы и гордились своей добычей, но «щадили век его младой».

Часть II

А молодая черкешенка грезит даже ночью о любви молодого пленника. Она знает, что отец и «брат суровый» уже давно готовы продать ее в другой аул и выдать замуж за нелюбимого. Но она полюбила «невольника милого», оказавшегося в их ауле, и теперь готова ради него даже на смерть: найдет яд или кинжал.

Герой с «безмолвным сожалением» смотрит на влюбленную девушку, но ее слова ничего, кроме тяжких воспоминаний, не вызывают: тоска любви лежит в сердце, как свинец. Тогда юноша умоляет забыть его, не тратить на него «бесценных дней», а лучше найти другого, более достойного юношу и полюбить его. Он уверяет, что его любовь заменит печальный вид ее возлюбленного. Сам же себя герой называет жертвой страстей и сожалеет лишь о том, что не встретил милую черкешенку раньше, когда еще верил упоительным мечтам. Но сейчас поздно: в его душе, холодной и бесчувственной, живет образ другой девушки, но он для него недостижим.

Пленник признается, что этот образ с ним всегда, как тайный призрак, он повсюду бродит с ним, поэтому он просит девушку оставить его лучше в железных оковах, чем мучить его своей любовью, которую он не может разделить с ней. Девушка плача укоряет его в том, что он мог бы и пожалеть ее, воспользоваться ее неопытностью, а она бы утешала его, услаждала заботой и стерегла его сон. Герой признается, что он тоже любил безответно, а теперь его ждет единственная участь: умереть вдали от «берегов желанных» будучи забытым всеми.

На заре они расстаются, потупив взоры. С тех пор пленник бродит по аулу в одиночестве, мечтая о свободе и высматривая какого-нибудь казака, который бы пришел освободить несчастного раба. Однажды он слышит шум и понимает, что черкесы готовятся к набегу. В ауле остались женщины, дети и старики. Пленник сидит на берегу реки и мечтает о побеге, но цепь тяжела и река глубока.

Когда стемнело, к нему приходит дева гор с кинжалом и пилой. Она распиливает цепь, дает ему кинжал и уверяет, что черкесы его под покровом ночи не увидят. Юноша зовет ее с собой, но она призывает его найти свою оставленную на родине любовь, а о ее мучениях забыть. Герой целует на прощанье свою спасительницу, рука об руку сходят они к реке, и уже через минуту он плывет на другой берег. Вдруг он слышит всплеск и слабый вскрик. Выбравшись на берег, он не находит на другом берегу девушки и понимает, что она бросилась в воду от отчаянья.

Прощальным взглядом он окидывает знакомый аул, противоположный берег реки и идет туда, где сверкают в утренних лучах русские штыки и слышны крики сторожевых казаков.

  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.

Главная мысль

Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.

    Чему учит рассказ?

    Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

    Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

    Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери, и решил он съез-дить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Косты-лина схва-тили татары. Случи-лось это по вине Косты-лина. Он должен был прикры-вать Жилина, но увидел татар, испу-гался и побежал от них. Костылин оказался преда-телем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому тата-рину. Плен-ников зако-вали в кандалы и держали в одном сарае.

Татары заста-вили офицеров напи-сать родным письма с требо-ва-нием выкупа. Костылин послу-шался, а Жилин специ-ально написал другой адрес, потому что знал: выку-пить его некому, старушка-мама Жилина жила очень бедно. Сидели Жилин с Косты-линым в сарае целый месяц. К Жилину привя-за-лась хозяй-ская дочка Дина. Она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. Жилин стал разду-мы-вать, как им с Косты-линым бежать из плена. Вскоре он начал делать подкоп в сарае.

Однажды ночью они сбежали. Когда вошли в лес, Костылин стал отста-вать и ныть — ему сапо-гами ноги натёрло. Из-за Косты-лина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозя-евам залож-ников, те взяли собак и быстро догнали плен-ников. Им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью. Вместо сарая залож-ников поса-дили в в яму аршин пяти глубиной. Жилин всё равно не отча-ялся. Всё думал, как ему убежать. Спасла его Дина. Ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней Жилин вылез наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испу-гался, да и сил не было.

Жилин отошёл подальше от деревни и попы-тался снять колодку, но у него ничего не полу-чи-лось. Дина дала ему в дорогу лепёшек, и запла-кала, прощаясь с Жилиным. Он был добр к девочке, и она к нему очень привя-за-лась. Жилин уходил всё дальше и дальше, хоть колодка очень мешала. Когда силы закон-чи-лись, он пополз, так и дополз до поля, за которым были уже свои, русские. Жилин боялся, что его заметят татары, когда он будет пере-се-кать поле. Только подумал об этом, глядь: налево, на бугре, деся-тинах в двух от него, стоят трое татар. Увидали они Жилина и броси-лись к нему. Так сердце у него и оборва-лось. Замахал Жилин руками, закричал что было духу своим: «Братцы! Выручай! Братцы!». Услы-хали Жилина казаки и броси-лись напе-ререз татарам. Испу-га-лись татары, не доехав до Жилина стали оста-нав-ли-ваться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин о своих приклю-че-ниях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Косты-лина только через месяц выку-пили за пять тысяч. Еле живого привезли.

/ «Кавказский пленник»

Глава 1.

Дело было на Кавказе. Служил там барин по фамилии Жилин. В один из дней, мать прислала ему письмо, в котором просила приехать домой. Была она старенькой, чувствовала, что скоро умрет. Жилин выпросил у начальства отпуск и решил съездить к матери, поведать ее.

Тогда была война и по дорогам просто так не проедешь. Два раза в неделю отправлялся из лагеря конвой, который сопровождал обозы и людей. Собрался Жилин в дорогу и рано на заре отправился в путь вместе с конвоем. Дорога была дальняя. Нужно было пройти двадцать пять верст.

Шли медленно, тяжело: то обоз сломается, то лошадь остановиться. Палящее летнее солнце делало поездку еще более не выносимой. Во время очередной такой заминки, Жилин решает не ждать конвой, а отправиться вперед самостоятельно. За ним увязывается другой офицер Костылин.

Когда офицеры доехали до ущелья, Жилин решил подняться на гору и посмотреть, нет ли там татар. Поднявшись на гору, Жилин заметил татарский отряд из тридцати человек. Татары также заметили офицера. Началась погоня. Жилин кричал Костылину, чтобы тот готовил ружья, но последний, увидев погоню, развернул своего коня и поскакал в лагерь.

Татары подстрелили лошадь Жилина, избили и связали офицера. После этого погрузили его на лошадь и отвезли в аул. Там заковали русского офицера в деревянные колодки и бросили в сарай с навозом.

Глава 2.

Ночь пролетела быстро. Наутро пришли к Жилину в сарай два татарина. Смотрели на него и что-то по-своему говорили. Жилин жестами показал, что очень хочет пить. Один татарин окликнул девочку лет тринадцати. Звали ее Дина. Сказал, чтобы та принесла воды. Когда Жилин выпил, Дина принесла ему хлеба. После этого татары ушли.

Через время пришел к сараю ногаец и сказал Жилину идти за ним. Подошли они к дому, дом был добротный. На земляном полу, застеленными коврами, сидели татары и ели блины с коровьим маслом. Жилина посадили в стороне на земле. После трапезы татары вымыли руки и помолились.

Затем переводчик сказал Жилину, что теперь его хозяином является Абдул-Мурат. Он требует, чтобы выкуп. Жилин поинтересовался размером выкупа. Переводчик сказал – три тысячи монет. Жилин ответил, что таких денег у него нет. Дать он может только пятьсот рублей. Сначала татары не соглашались, но Жилин стоял на своем. Твердость характера офицера пришлась по душе Абдул-Мурату и он согласился на пятьсот рублей.

Через время в комнату привели еще одного пленного. Жилин признал в нем Костылина. Тот рассказал, как попал в плен. Татары сказали Жилину, что Костылин дает выкуп в размере пяти тысяч монет и что его кормить будут лучше. На это Жилин сказал, что все равно больше пятисот рублей не даст, и они могут его убить.

Затем Абдул-Мурат протянул Жилину лист бумаги, чернила. Жилин сказал еще, что у него есть требование: держать их вместе с Костылиным, кормить хорошо, дать чистую одежду и снять колодки. Переводчик ответил, что их накормят, дадут одежду, но колодки не сниму, чтобы не убежали.

Глава 3.

Так прожили пленники уже целый месяц. Костылин уже отправил домой еще одно письмо. Считал дни и ждал, когда же его письмо дойдет домой. В остальное время просто спал.

Жилин знал, что его письмо не дошло. Денег у его старенькой матери все равно не было. Каждый день он надеялся на то, что ему удастся сбежать. Кормили офицеров плохо.

Жилин был мастером на все руки. Сначала он лепил кукол из глины. Одну из них даже подарил Дине. За это девушка стала тайком носить ему молоко и еду.

Со временем молва о том, что Жилин мастер на все руки, разошлась по соседним аулам. Кому часы починит, кому оружие.

Не далеко от аула, под горой, жил старец. В один из дней Жилин решил сходить посмотреть, как живет этот старец. Возле его дома был небольшой сад, там росли черешни, во дворе стояли ульи. Так получилось, что старец заметил Жилина и испугался. После этого случая старик пришел к Абдул-Мурату и начал ругаться. Он просил смерти для офицеров.

Жилин спросил у Абдула, кто этот старик. Абдул ответил, что он очень уважаемый человек, что русских не любит за то, что они убили семь его сыновей, а восьмого переманили к себе. Старик сдался русским, отыскал своего сына и убил его за предательство. С того времени, сложил старец оружие и больше не воевал.

Глава 4.

Так прошел еще месяц. Жилин днем ходит по аулу, чинил разные вещи, а ночью, когда все успокаивались копал подкоп из своего сарая за стену. Вскоре подкоп был готов и Жилин начал задумываться над побегом. Правда сперва хотел осмотреться и понять, где расположился лагерь русских солдат.

Вскоре Абдул-Мурат уехал из аула и Жилин решил подняться на гору, посмотреть, что вокруг аула делается. Абдул приставил к Жилину мальчишку и приказал не спускать с него глаз. Пошел Жилин на гору, а мальчишка бежит за ним, говорит, чтобы ни куда не ходил. Жилин пообещал мальчонке сделать лук и стрелы, и они пошли вместе на гору.

Поднявшись на гору, Жилин увидел, что в одной стороне находятся другие аулы, а в другой равнина. Возможно, туда и нужно бежать, решил Жилин. Побег он запланировал на будущую ночь.

Вечером в аул вернулись татары. Они были не веселы, как обычно. Татары привезли своего убитого товарища. Затем были похороны. Три дня поминали покойного. На четвертый день татары собрались куда-то и уехали. Только Абдул остался в ауле. Жилин решил, что сейчас самый подходящий момент для побега.

Уговорив Костылина, офицеры решили бежать.

Глава 5.

Жилин раскопал еще ход, чтобы Костылин смог тоже пролезть. Выбрались из сарая. Неповоротливый Костылин зацепил камень. Шум услышал хозяйский пес по кличке Уляшин и залаял. За ним начали лаять другие собаки. Жилин уже давно подкармливал хозяйского пса, подозвал его к себе, погладил и собака замолкла.

Начали офицеры выбираться из аула. Жилин практически сразу снял дырявые сапоги и выбросил их. Костылин еще некоторое время шел и жаловался, что растер сапогами ноги. Выкинув их, подрал ноги еще больше. Шел Костылин медленно и грузно, постоянно охая.

Через некоторое время услышали офицеры лай собак. Жилин поднялся на гору, осмотрелся и понял, что пошли они не той дорогой. После этого сказал Костылину, что нужно идти в другую сторону. Костылин говорил, что идти уже не может, но Жилин все же заставил его.

В лесу они услышали стук копыт. Жилин пошел разведать, что там. На дороге стояло какое-то животное похожее на лошадь. Жилин тихонько свистнул, животное испугалось и побежало. Это был олень.

Костылин совершенно выбился из сил. Идти дальше он не мог. Жилин решил взять его на плечи. Так прошли они еще около версты. Жилин был уже не рад, что взял с собой Костылина, но бросить товарища не мог.

Возле лесного ручья решили офицеры сделать привал, но были замечены татарином, который гнал коров в свой аул. Схватили их татары и куда-то повезли. Через три версты встретил их Абдул-Мурат и привез в уже знакомый аул.

Мальчишки начали бить палками и забрасывать камнями офицеров. Старейшины аула начали думать, что делать с пленными. Был среди них и старик из-под горы. Он требовал непременно казнить русских офицеров. Абдул возразил и сказал, что ждет за них выкуп.

После этого Абдул-Мурат принес офицерам бумагу и приказал писать письма домой, сказав, что если через две недели выкупа не будет, то убьет всех. Затем связанных офицеров бросили в яму.

Глава 6.

Стало очень тяжело. Офицеров из ямы не выпускали, кормили хуже собак, воды давали мало. Костылин постоянно стонал или спал. Жилин думал, как сбежать. Думал снова сделать подкоп, но хозяин увидел и сказал, что убьет, если еще раз заметит. Тут вспомнил Жилин про Дину, думал, что она сможет помочь. Специально для девочки налепил кукол из глины.

В один из дней Дина принесла ему лепешек. Жилин попросил и нее длинную палку, но девочка отказалась ему помочь. Как-то, когда начало темнеть, Жилин услышал, что татары начали шумно разговаривать. Он понял, что русские солдаты близко и татары боятся, чтобы они не зашли в аул. Потом татары сели на лошадей и ускакали.

В сумерках Жилин заметил, что к ним в яму опускается длинная палка. Это была Дина. Костылин отказался идти. Жилин кое-как выбрался из ямы, попрощался с Диной и пошел в сторону леса. Идти было тяжело, мешала колодка. Снять ее Жилину так и не удалось.

На рассвете вышел Жилин на равнину. Вдали увидел лагерь. Это были русские солдаты. Жилин обрадовался, но также думал, что на равнине его легче заметить, что если встретит татар, то точно погибнет. Как назло, его заметили татары. Жилин, что есть сил, бросился бежать к лагерю русских солдат и громко кричать. Солдаты услышали его и кинулись на выручку. Увидев отряд русских, татары отступили.

Солдаты признали в Жилине своего товарища, обогрели, накормили. С того времени Жилин продолжил служить на Кавказе. Костылина удалось выкупить только через месяц.

Один из известнейших рассказов Л. Н. Толстого - "Кавказский пленник". Краткое содержание произведения знает каждый подросток. По крайней мере, должен знать. Ведь рассказ об офицере, захваченном горцами, на протяжении многих десятилетий входит в школьную программу.

Отзывы критиков

Литераторы весьма благосклонно отнеслись к рассказу, вышедшему в печать в 1872 году. Один из известных в то время критиков отметил: произведение создано особым, новым языком. Среди достоинств "Кавказского пленника" - простота изложения. Здесь нет лишних слов и вычурных стилистических форм. Красоту художественного языка Л. Н. Толстого краткое содержание "Кавказского пленника" не раскроет. Но, думается, побудит на прочтение оригинала.

История создания

Название рассказа - аллюзия на поэму Пушкина. Однако история, рассказанная Толстым, отличается от той, что сочинил более ранний классик. В 1817 году началась война между Россией и мусульманскими народами. В рассказе "Кавказский пленник" Л. Н. Толстого, краткое содержание которого представлено в статье, отражены события знаменательного периода в отечественной истории. Писатель и сам служил на Кавказе. Однажды с ним произошел случай, едва не приведший к пленению.

На Кавказе у Толстого был чеченский друг по имени Садо. Однажды они совершали совместное путешествие и по пути встретили горцев, промышляющих похищением людей. Граф мог бы сбежать (у него имелась превосходная лошадь), но не сделал этого. Путникам чудом удалось избежать участи пленников. Не погибли они потому, что горцы стремились захватить их живыми. Куда более сложное испытание пришлось пережить главному герою рассказа "Кавказский пленник" Л. Н. Толстого. Краткое содержание изложено ниже.

Жилин

Л. Н. Толстого, как и сжатое изложение любого другого литературного произведения, начинать нужно с характеристики главного героя. Известный критик был прав. Рассказ написан предельно лаконичным, простым языком. Жил-был офицер. И звали его Жилин. Служил он на Кавказе.

Однажды Жилин получил письмо от умирающей матери, в котором женщина выражала желание повидать перед смертью любимого сына. Все. Никаких многословных рассуждений, свойственных великому писателю, здесь нет. О том, что представляет собой Жилин, какими качествами и достоинствами обладает, читатель узнаёт позже, после того, как тот попадает в плен и чудом выбирается из него. Краткое содержание "Кавказского пленника" Льва Николаевича Толстого, по сути, изложено выше.

Даже тот, кто не читал рассказ, догадался, какие злоключения ждут Жилина. Но не всё так просто. Есть в произведении и благородный бедный офицер, и состоятельный, но подлый дворянин. Нашлось место и отношениям между русскими и горцами, сложность которых обсуждается на протяжении двухсот лет. Итак, Жилин получил письмо от матери и отправился домой. Дело было летом. От крепости до ближайшей станции 25 вёрст. Преодолеть расстояние довольно сложно.

Во-первых, неимоверная жара. Во-вторых, повсюду татары (так в те времена называли всех мусульман). Горцы убивали русских, захватывали их в плен. Из крепости дважды в неделю отправлялся обоз в сопровождении солдат. На таких же условиях из крепости выехал и Жилин. Однако по пути он решил отказаться от сопровождения. На это уговорил главного героя сослуживец Костылин - офицер, представитель богатого дворянского рода, который и предал его.

В плену

Жилин и Костылин ехали верхом на лошадях несколько часов. Главный герой прошёл вперёд сто метров, дабы посмотреть, нет ли в округе татар. Когда же показались вездесущие горцы, Костылин ринулся обратно к крепости. Причём только у него было ружье. Жилин оказался при встрече с татарами абсолютно безоружен. Кроме того, бандиты ранили его лошадь. Она упала на офицера, сильно придавив его своим весом.

Когда Жилин пришёл в себя, его уже крепко связывали татары. Так Жилин стал кавказским пленником. На следующий день его напоили, накормили и известили о дальнейшей судьбе. Один горец продал русского офицера другому. Теперь пленник должен был написать письмо родным, чтобы те выкупили его. Но у матери Жилина денег, о которых мечтали горцы, не было. Позже главный герой, как и велел ему его "хозяин", письмо все же написал. Однако адрес указал неверный.

Побег

Костылин, предавший Жилина, тоже оказался в плену. Но он был богат, написал письмо домой и обещал горцам, что вскоре отдаст им пять тысяч монет. Жилин понимал, что от смерти спасет его лишь побег. При этом татар он не боялся, за что, к слову сказать, те его весьма уважали. К тому же умел мастерить диковинные вещицы из глины, чем привлёк внимание татарских детей.

Особенно Дины, дочери Абдула - того самого горца, ожидавшего выкуп. Первый побег Жилина не удался. И опять виноват был в этом Костылин - человек неловкий, трусливый. Позже русскому офицеру все же удалось сбежать благодаря Дине. Девочка принесла ему длинную палку, с помощью которой тот смог выбраться из ямы.

Костылина вскоре выкупили из плена. Таково Л. Н. Толстого. Но стоит добавить несколько слов о нравах обитателей аула. Как изобразил их автор в своем произведении?

Русский среди горцев

Толстой горцев не изображает кровожадными бандитами. Да, для них убить человека дело простое, можно сказать, будничное. Но только лишь тогда, когда речь идет об иноверцах. А к Жилину многие жители аула прониклись симпатией. Прекрасно характеризует отношение горцев к русским небольшая история о татарском старике, ненавидевшем русских.

Этот человек в молодости был отважным джигитом. Было у него жена и семеро детей. Но русские пришли, убили его жену и шестерых детей. Седьмой сын перешел на сторону врага, за что и был убит отцом. Мусульманский старец Жилина презирал, полагая, что его незамедлительно нужно убить.

К счастью, Абдул придерживался другого мнения. Все же писатель полагал, что так называемые татары вовсе не изверги. Это народ, имеющий совершенно отличные традиции от тех, на которых был воспитан главный герой. Рассказ, содержание которого изложено в статье, стоит прочитать. Это произведение все еще актуально.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!