Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

Самые крупные крушения поездов. Железнодорожные катастрофы на территории россии

Вечером 11 июля 2007 в Амурской области на перегоне между станциями Уруша и Сгибеево Могочинского отделения Забайкальской железной дороги во время движения товарного поезда с углем, следовавшего в Восточном направлении, произошел отрыв 12 хвостовых вагонов. Вагоны сошли с железнодорожного полотна и перевернулись. Было разрушено 300 метров железнодорожного полотна в обоих направлениях, повреждена одна опора линии элетропередачи, движение по Транссибирской магистрали в западном и восточном направлениях было остановлено.

12 июня 2005 года на 153-м километре железной дороги на участке Узуново - Богатищево произошел подрыв поезда Грозный-Москва. С рельсов сошли четыре вагона. За медицинской помощью тогда обратились 42 человека, пятеро из них, в том числе ребенок, были госпитализированы. По заключению взрывотехников ФСБ РФ, на пути следования поезда сработало безоболочное взрывное устройство мощностью три килограмма в тротиловом эквиваленте.

24 декабря 2003 года на железнодорожном перегоне Тулун-Утай (Иркутская область) произошло столкновение поезда, следовавшего рейсом по маршруту Владивосток-Новосибирск с оказавшимся на переезде грузовым автомобилем КамАЗ. Погибли три человека.

18 декабря 2003 года на 86 км железнодорожного перегона Ищерская-Стодеревская Северо-Кавказской железной дороге (Наурский район Чечни) под локомотивом грузового состава №2503 сработало взрывное устройство. Пострадавших нет, частичные повреждения получили тормозная система локомотива.

5 декабря 2003 года недалеко от центрального вокзала г. Ессентуки (Ставропольский край) в пассажирском поезде, следовавшем рейсом по маршруту Кисловодск-Минеральные Воды, было приведено в действие заложенное в вагоне взрывное устройство мощностью, эквивалентной 30 кг тротила, и начиненное металлическими предметами. По данным Южного регионального центра МЧС РФ, погибли 44 человека, позже скончались в больнице три человека, травмы различной степени тяжести получили более 180 человек.

1 апреля 2002 в Москве вблизи Ярославского вокзала произошло столкновение пассажирского поезда Москва - Хабаровск с маневровым тепловозом. В результате столкновения у тепловоза оторвало колесную пару. Погибших нет. За медицинской помощью, по данным МПС, обратились 22 человека. После аварии движение поездов на ярославском направлении не прерывалось.

11 ноября 2002 года четыре человека погибли и несколько человек получили ранения в результате аварии электропоезда на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга. Электропоезд выходил после ремонта из депо для обкатки. Из-за неисправности тормозной системы два вагона состава выехали с путей под шатровую часть вокзала, где находились пассажиры.

25 сентября 2001 года 16 человек получили ранения в результате схода с рельсов шести вагонов и локомотива пассажирского поезда номер 191 Ростов-Баку. Авария произошла на перегоне Мечетенская-Атаман в 130 километрах юго-восточнее Ростова-на-Дону. По сообщению пресс-службы МПС РФ, специалистами Северо-Кавказской железной дороги установлено, что неизвестными злоумышленниками было снято 25 метров рельсов пути.

9 декабря 2001 года произошло столкновение товарных составов на станции Гонжа Забайкальской железной дороги в Амурской области. Грузовой поезд столкнулся со стоявшим на путях товарным поездом, из-за чего четыре хвостовых вагона первого поезда сошли с рельсов. В результате катастрофы погибли два человека.

В ночь на 26 января 2000 года произошло столкновение поездов на перегоне Торбино-Мстинский мост (Октябрьская железная дорога). В пассажирском поезде, который столкнулся с товарняком, ехало 139 человек. В результате аварии погиб помощник машиниста, три человека были госпитализированы. Все пассажиры отправлены электропоездом в Санкт-Петербург.

Крупная железнодорожная авария произошла 4 апреля 1999 года в Мордовии: в районе станции Воеводское на 642-м километре Куйбышевской железной дороги сошел с рельсов товарный поезд Сызрань-Рузаевка. В результате аварии, произошедшей из-за износа железнодорожного полотна, пошли под откос 12 вагонов, груженных легковыми автомобилями ВАЗ, две платформы и вагон-теплушка перевернулись. Повреждено около 250 метров полотна, 150 метров контактной линии. Человеческих жертв нет.

31 мая 1996 года на перегоне Литвиново-Тальменка Кемеровской железной дороги четыре вагона-цементовоза отцепились от состава и выкатились в район станции, где в них врезалась переполненная электричка. Погибли 17 и пострадали 44 пассажира электропоезда.

9 февраля 1995 года пассажирский поезд "Москва - Киев" из-за неисправности электровоза совершил вынужденную остановку на перегоне Сухиничи - Живодовка (267-й километр участка Калуга - Брянск Московской железной дороги). Состав покатился вниз и столкнулся с локомотивом стоявшего сзади поезда Москва - Хмельницкий. В результате удара четверо пассажиров последнего вагона погибли на месте аварии, еще 11 пассажиров были доставлены в больницу города Сухиничи.

20 июля 1995 года на железной дороге около Сергача Нижегородской области (Горьковская железная дорога) столкнулись два встречных поезда: почтово-товарный и грузовой. Произошел взрыв трех цистерн со сжиженным газом. Погибли шесть человек, около 20 были ранены.

Крупная железнодорожная катастрофа произошла 8 августа 1995 года в Краснодарском крае. Через железнодорожный перегон Тихорецк - Кавказская (Северо-Кавказская железная дорога) проследовал товарный сборный состав из 31 вагона, следовавший из Ростова в Баку. Не дойдя двух километров до станции Кавказская, состав потерпел крушение, 16 вагонов сошли с рельсов. Среди опрокинувшихся вагонов оказалось четыре цистерны с перекисью водорода и две с бензином, их содержимое вспыхнуло. В результате крушения два с половиной километра железнодорожного пути оказались выведенными из строя.

28 апреля 1994 года в Башкирии в 180 километрах юго-восточнее Уфы произошла железнодорожная катастрофа. Из-за нарушения начальником станции Тирлян правил эксплуатации железнодорожного транспорта, допустившим следование поезда на красный светофор, на узкоколейке произошло столкновение двух грузовых поездов. В результате столкновения погибли два человека.

11 августа 1994 года в 115 километрах от Белгорода произошла железнодорожная катастрофа. От товарного поезда, следовавшего из Украины, на перегоне Тополи - Уразово Южной железной дороги оторвались и опрокинулись на параллельный путь несколько хвостовых вагонов, в них врезался встречный электропоезд. В результате столкновения четыре первых вагона электрички перевернулись. В катастрофе погибли 20 человек.

8 декабря 1993 года на территории Саратовского отделения Приволжской железной дороги прогремел мощный взрыв. В результате ошибки сцепщика при формировании грузового состава сошли с рельсов и опрокинулись маневровый тепловоз, пять цистерн с бензином, четыре цистерны с аммиаком и две платформы с железобетонными конструкциями. Вслед за этим произошло возгорание и взрыв двух цистерн с бензином и цистерны с аммиаком. Погиб машинист локомотива.

3 июня 1989 года у железнодорожной станции Улу-Теляк Иглинского района Башкирии произошел разрыв трубы газопровода "Западная Сибирь - Урал - Поволжье" с последующим взрывом углеводородно-воздушной смеси, эквивалентным взрыву 300 тонн тротила. Возникший при этом пожар охватил территорию около 250 гектаров. Катастрофа произошла в момент входа в зону загазованности двух пассажирских поездов - N211 и N212, следовавших из Адлера в Новосибирск и из Новосибирска в Адлер с 1284 пассажирами и 86 членами поездных бригад. Взрывом были разрушены 37 вагонов и два электровоза, при этом семь вагонов сгорели полностью, 26 выгорели изнутри. Ударной волной были сброшены с путей 11 вагонов. Погибли 575 человек, травмы получили 623.

С развитием научно-технического прогресса возрастает не только нагрузка на окружающую среду, но и уровень опасности для человека. Повышение скорости жизни требует и повышенных скоростей передвижения. На смену лошадиным повозкам пришли автомобили, скоростные поезда и реактивные авиалайнеры. Известия о трагедиях на дорогах и в воздухе, железнодорожные катастрофы пугают и приводят в ужас. Но несмотря на двухсотлетнюю историю развития железнодорожного транспорта, он пока остается самым безопасным. Так ли это и какова вероятность оказаться в эпицентре железнодорожной катастрофы, поговорим в данной статье.

Статистика и опрос

Статистика - вещь коварная. За критерии оценивания можно брать самые разные показатели: количество жертв на километры пути или на человеко-часы. Приведем статистические данные по соотношению жертв к числу пассажиров. В данном оценивании железная дорога на третьем месте по уровню безопасности передвижения. Уступает она водному транспорту и, как ни пародоксально, авиации. А вот опросы населения упорно дают совсем другие цифры. Только 15% респондентов считают, что могут попасть в катастрофу на железнодорожном транспорте. В то время как опасения по поводу автомобильного транспорта высказывает порядка 50% опрошенных. И 85% респондентов опасаются пользоваться услугами современной авиации.

Причины не имеют национальности

Два столетия существования железнодорожного сообщения показывают, что у железнодорожных катастроф нет национальности. Отдельно стоит рассматривать террористические акты, и о них мы поговорим отдельно. К причинам трагедий, приводящих к железнодорожным авариям и катастрофам, чаще всего относятся следующие:


Опасные лидеры

При анализе крупнейших железнодорожных катастроф обращает на себя внимание сочетание нескольких факторов. И кроме того, каждая такая трагедия - уникальный случай, трагическое стечение обстоятельств. Но статистика безжалостна: 25% железнодорожных катастроф происходит в результате схода состава с рельсов. Столько же приходится на наезды и столкновения железнодорожного транспорта с другими транспортными средствами (гужевой, автомобильный и даже велосипедный). Пожары, взрывы и выход из строя оборудования отнимают порядка 10%, а остальное - человеческий фактор и ошибки управления, которые приводят к выезду составов на занятые пути и прямым столкновениям.

Самая первая авария

Как гласит история, первая авария на железнодорожном транспорте случилась 8 ноября 1833 года в пригороде Хайтстауна (штат Нью-Джерси, США). В результате сломавшейся оси с рельсов сошел пассажирский поезд «Камден энд Эмбой». По стечению обстоятельств в поезде ехал шестой президент Соединенных Штатов Америки Джон Куинси Адамс (1767-1848). В числе многих пассажиров он получил ранения, а два пассажира погибли. Счет жертвам железнодорожных катастроф был открыт и продолжается по сегодняшний день.

Топ мировых катастроф

За всю историю существования железной дороги произошло множество трагических событий. Перечислим три самые значительные мировые трагедии по количеству погибших пассажиров.

Пералия (Шри-Ланка). Эта трагедия, случившаяся 26 декабря 2004 года, на сегодня считается самой смертельной. Число жертв неизвестно, официальные источники называют цифру в 2 тысячи человек. Поезд «Королева моря» был сметен волной цунами, тридцатитонные вагоны, два из которых унесло в океан, и восьмидесяти тонный тепловоз отбросило на 50 метров. Спасатели добрались до состава только на третьи сутки. Полторы сотни пассажиров чудом остались живы.

Аль-Айят (Египет). Эта железнодорожная катастрофа произошла 20 февраля 2002 года. Машинист поезда не увидел возникновение пожара в одном вагоне, и огонь очень быстро охватил семь переполненных пассажирами вагонов. Люди выпрыгивали на ходу из пылающего поезда, ведь он проехал еще порядка 10 километров. По официальным данным, погибло 380 человек, около тысячи получили тяжелые ожоги и ранения.

Бихар (Индия). В данном случае причина трагедии - любовь к братьям меньшим. Машинист поезда совершил резкое торможение, чтоб избежать столкновения животным. В результате весь состав упал в реку. Трагедия 6 августа 1981 года унесла жизни всех, кто ехал в этом поезде - 800 человек.

Опасность подстерегает не только пассажиров

Нишапур (Иран). С рельсов сошел состав с цистернами серы, бензина, удобрениями и хлопком.

В село Хаям, куда 18 февраля 2004 года въехал поезд, кроме пожарных, стеклось множество зевак, политиков, журналистов. И вот тогда вагоны детонировали: взрыв был равен 180 тоннам в тротиловом эквиваленте. Погибло порядка 300 человек, до 500 были ранены, а взрыв был слышен за 70 километров от эпицентра.

Самый жуткий теракт

Страшные катастрофы на железной дороге - вожделенная мечта террористов. Именно так четырьмя взрывами в электропоездах Мадрида (Испания) решили отметить террористы-смертники 911 день после трагедии 11 сентября 2001 года. Взрывы прогремели 11 марта 2004 года и унесли жизни 192 граждан из 17 стран мира. Пострадало около двух тысяч человек. Ответственность за эти взрывы так и не взяла на себя ни одна из террористических организаций.

Самая страшная катастрофа СССР

Такой трагедии не было больше ни на территории Советского Союза, ни стран СНГ. И причина железнодорожной катастрофы под Уфой - авария на трубопроводе углеводородов Сибирь - Урал - Поволжье, приведшая к образованию плотной газовоздушной смеси в районе прохождения поездов. 18 вагонов поезда Адлер - Новосибирск тогда, 4 июня 1989 года, столкнулись с таким же пассажирским составом из 20 вагонов, идущим в обратном направлении. В эпицентр трагедии попали 1284 пассажира, из них - почти 400 детей. Трагическая случайность привела к тому, что эти поезда встретились - один запаздывал по техническим причинам, а второй делал экстренную остановку (высаживал роженицу). Когда они поравнялись на участке дороги Улю - Теляк - Оша, искра от колес привела к взрыву от 300 тонн тротила до 12 килотонн. Для сведения - взрыв в Хиросиме составлял 16 килотонн в тротиловом эквиваленте. Электровозы и 38 вагонов были просто уничтожены. Ударная волна отбросила с путей 11 вагонов. Вековые сосны сгорели, как спички. По официальным данным, в железнодорожной катастрофе (1989) погибло 575 пассажиров, почти тысяча получили ранения разной тяжести и ожоги. Жители города Аша, находящегося в 10 километрах от взрыва, на протяжении всей спасательной операции, которая длилась почти неделю, помогали спасателям и пострадавшим. Хотя в самом городе были выбиты взрывной волной стекла в жилых зданиях, а огонь от пожарища, охватившего 250 гектаров леса, был виден с расстояния в 100 километров.

Гибель спортсменов

Эта железнодорожная катастрофа под Уфой унесла жизнь 9 хоккеистов челябинской команды «Трактор». Эти мальчики, 1973 года рождения, были кандидатами в юношескую сборную Советского Союза и золотыми призерами многих турниров. С 1989 года в память о погибших чемпионах в Челябинске проводится ежегодный турнир по хоккею, являющийся одним из самых престижных среди юношеских команд. На месте трагедии установлен мемориал (1992), а в Новосибирском вагонном депо открыт памятник жертвам (2009). А в России все большее распространение получает развитие направления железнодорожных госпиталей медицины катастроф. На месте трагедии и сегодня останавливаются электрички, чтоб почтить память всех погибших в этой страшной катастрофе.

Годом раньше

Ровно за год до этой катастрофы, 4 июня 1988 года, по причине несоблюдения правил транспортировки опасных веществ на станции Арзамас (Горьковская область) в 09.32 утра произошел взрыв. Взорвались три вагона с гексогеном, а это 118 тонн взрывчатого вещества. Воронка от взрыва составила 26 метров в диаметре. Было разрушено 151 жилой дом, более 800 семей остались без крова над головой. Кроме полностью разрушенного полотна (250 метров), повреждения были нанесены 2 больницам, 49 детским садам, 14 школам. Погибли 91 человек, из них 17 детей.

Железнодорожные катастрофы в России: 2017

18 января. Водитель автомобиля выехал перед поездом на переезд. Даже при экстренном торможении не удалось избежать столкновения. Погиб водитель и пассажир автомобиля.

30 января. Легковой автомобиль столкнулся электричкой в Подмосковье. Погибли три человека, находящиеся в автомобиле.

3 марта. Амурская область - столкновение грузового автомобиля и грузового поезда, вагоны которого сошли с путей. Погибли два пассажира и водитель автомобиля.

26 марта. В результате столкновения двух поездов Учалинского горно-обогатительного комбината (Башкирия) сошли с рельсов две цистерны, в которых находилось дизельное топливо. Один человек пострадал и четыре погибло.

8 апреля. Поезд Москва - Брест столкнулся с электричкой под Москвой. С рельсов сошли три вагона электрички и локомотив поезда. 12 пассажирам из 50 пострадавших потребовалась госпитализация.

9 сентября. На переезде столкнулись КАМАЗ и пассажирский поезд в Ханты-Мансийском автономном округе. Два человека умерли в больнице, 20 пассажиров получили травмы.

Подводим итог

Трагедии и катастрофы неизбежны при развитии технического прогресса. Возрастающие скорости передвижения привносят в нашу жизнь потенциальную опасность. Каждому приходится самому решать, какой транспорт выбрать для передвижения. Как гласит половица - чему быть, того не миновать. Пусть в нашей жизни будет меньше тревог, а неприятности обойдут нас и дорогих нам людей. А для этого - будьте осторожным пассажиром и соблюдайте правила, которые написаны для обеспечения безопасности. А машинистам и обслуживающему персоналу в приоритет задач должно входить соблюдение правил обслуживания механизмов и правил охраны труда.

Железнодорожному транспорту уже два века, и он продолжает совершенствоваться. Поезда и электрички становятся быстрее, удобнее, доступнее. Но безопасность как будто бы остается на прежнем уровне. Ежегодно по всей Земле различные происшествия на железных дорогах уносят жизни сотни человек. Алексей Нарышкин вспомнил самые страшные катастрофы:

К серьезным происшествиям на железных дорогах не всегда приводит техническая неисправность или пресловутый «человеческий фактор». 26 декабря 2004 года причиной самой страшной в истории этого транспорта катастрофы стала стихийное бедствие. В тот день пассажирский поезд «Королева морского побережья» (“Queen of the Sea Line”) как всегда отправился из столицы Шри-Ланки, города Коломбо в южную провинцию. Маршрутом активно пользовались как местные жители, так и туристы. Для них этот рейс был настоящим аттракционом - можно было любоваться видами Индийского океана и красотами природы.


У деревни Пералия поезд долго сделал вынужденную остановку перед семафором. К тому моменту власти уже знали о сильнейшем землетрясении в Индийском океане, но связаться с машинистом и предотвратить трагедию не удалось - на состав обрушились одна за другой волны цунами. Их высота достигала 9 метров.

Самая страшная катастрофа на железных дорогах - в 2004 году на Шри-Ланке

Поезд смыло с путей, он перевернулся и моментально заполнились водой. Многотонные вагоны отнесло на сотни метров от береговой линии в джунгли. Выбраться из ловушки удалось немногим. Выжили около 200 пассажиров.


Добраться до сильно пострадавшего района спасатели смогли только на третьи сутки. Погибшими и пропавшими без вести признаны более 1700 человек. Родственники жертв приезжают каждый год на памятную церемонию, которая проходит на побережье.



Большинство жертв этой трагедии были безбилетниками и спекулянтами, которые пытались нажиться на продаже дефицитных товарах во Вторую мировую войну. Паровозы тогда работали на некачественном угле. Их тяга была невелика, поезда двигались медленно, в гору вообще заезжали с большим трудом. Запрыгнуть в вагон на ходу не представляло особого труда.


2 марта 1944 года рядом с деревней Бальвано на юге Италии перегруженный состав почти на час застрял в длинном тоннеле. Большинство пассажиров отравились продуктами горения и задохнулись. Выжить удалось тем, кто находился в последних вагонах, ближе к свежему воздуху. Тщательного расследования никто тогда не стал проводить.

Безбилетники и спекулянты погибли в Италии в 1944 году

Поезд, как выяснилось, вели сразу два локомотива. Скорее всего, несогласованные действия машинистов привели к его полной остановке.


Руководство итальянских железных дорог после этого разработало специальный порядок прохождения тоннелей и в целом ужесточило требования к безопасности. Хотя поначалу информацию об этой трагедии попытались замять. Таким же образом чуть ранее поступили и власти Испании, где аналогичное ЧП с еще большим количеством умерших от асфиксии случилось в самом начале 1944 года.

Железнодорожная сеть Индии - одна из крупнейших в мире. Поездов не хватает, поэтому жители добираются до работы и домой на крышах или хоть как-то прицепившись к вагону. Возможно, именно поэтому катастрофа в штате Бихар унесла жизни более 800 человек.


6 июня 1981 года пассажирский состав был опрокинут ураганным ветром с моста в реку Багмати. Спасательная операция шла несколько дней. Обнаружили лишь две сотни тел. Большую часть унесло течением.


В прессе высказывались альтернативные версии случившегося. Среди причин - неисправная тормозная система. Также звучало предположение, что поезд рухнул в реку, когда машинист резко затормозил, переходившую через пути корову.

За эту катастрофу, в которой погибли около 700 французских солдат, никто не понес наказание. Тех, кого пытались привлечь к ответственности, в итоге оправдал суд. 12 декабря 1917 году военный эшелон №612 возвращался из Италии. Служащим полагался двухнедельный отпуск, чтобы они встретили Рождество вместе с близкими.


В коммуне Мадон к поезду присоединили еще несколько вагонов. Машинист отказался везти перегруженный состав до Парижа, догадываясь о возможных проблемах по дороге, но потом под угрозой трибунала все же согласился. В районе Сен-Мишель-де-Морьен поезд начал спуск со склона, слишком разогнался и уже не мог тормозить. На одном из крутых поворотов сцепка в поезде порвалась. Паровоз устремился дальше. Деревянные вагоны на полной скорости стали по очереди вылетать с рельс и врезаться в друг друга.


От свечей, освещавших вагоны, начался пожар. Перевозимые боеприпасов стали взрываться и огонь разгорался все больше. Потушить все удалось через сутки. Информацию о трагедии попытались засекретить, но через четыре дня о происшествии уже сообщили газеты.

Ни одна другая катастрофа на железной дороге в СССР и в современной России не сравнится по своим масштабам с той, что произошла 4 июня 1989 года у станции Улу-Теляк Иглинского района Башкирии в 50 км от Уфы.


Все случилось ночью. В момент прохождения двух пассажирских составов («Новосибирск – Адлер» и «Адлер-Новосибирск») взорвалась углеводородная газовая смесь, которая вытекла из газопровода. Возгорание могло произойти из-за искры, возникшей в результате торможения.


Масштабы ЧП были ужасающими. По неофициальным данным, мощность взрыва была примерно такой же, как в Хиросиме - около 12 килотонн.

Крупнейшая авария под Уфой унесла жизни 575 человек

Вагоны разбросало рядом с путями. Некоторые полностью выгорели. Около 200 человек погибли сразу, еще несколько сотен пострадавших скончались от полученных травм и ожогов в последующие дни.


По количеству жертв катастрофа входит в пятёрку самых крупных подобных происшествий в мире. Официальное число погибших - 575 человек, почти треть - дети (оба поезда везли постояльцев летнего лагеря).

Железная дорога считается одним из самых безопасных видов транспорта, но и тут случаются катастрофы, зачастую огромных масштабов...

Крушение в Челябинской области (2011). Погибли 2 человека.

Авария произошла 11 августа 2011 года в Ашинском районе Челябинской области, в нескольких километрах от города Сим, на одном из участков Куйбышевской железной дороги. Вследствие разгона тяжёлого грузового поезда № 2707 до скорости 136 км/ч, по причине отказа тормозов, он догнал следующий впереди грузовой поезд № 1933 и столкнулся с его хвостом. В результате столкновения у поезда № 2707 сошли с рельсов два электровоза и 66 из 67 вагонов, погибли оба члена локомотивной бригады поезда, у поезда № 1933 сошли с рельсов 3 последних вагона.

Причиной крушения двух грузовых поездов, гибели двух человек и задержки десятков рейсов стала грубая халатность сотрудников РЖД, кое-кто характеризует ситуацию даже в более грубой форма. События, повлекшие катастрофу, начались с небольшого инцидента. 11 августа в 14:34, за несколько часов до столкновения, «виновник» трагедии - локомотив, составленный из двух электровозов серии ВЛ10, на станции «Мураслимкино» (участок «Челябинск-Кропачево») сбивает быка.

В результате происшествия произошло повреждение тормозной магистрали ведущего электровоза. Машинист Колтырев и его помощник Устюжанинов, сотрудники депо «Златоуст», меняют поврежденную деталь, воспользовавшись технической аптечкой ведомого электровоза, и сообщают на станцию прибытия «Кропачево» о необходимости дальнейшего ремонта локомотива. Состав благополучно доезжает до «Кропачево».

Принимавшие поезд в «Кропачево» машинист Д.В. Шумихин и его помощник М.К. Журавлев не проверили положение рычагов тормозной системы и ее работоспособность. В 16:50 поезд отправляют дальше по маршруту. Уже через 5 минут при проверке тормозной системы машинисты замечают проблемы в ее работе, поезд движется с нарастающей скоростью, не реагируя на попытки торможения. Скорость достигает 136 км в час, и только тогда было применено экстренное торможение. Однако тормозной путь на такой скорости - свыше 1 км. Товарный состав № 2707 догоняет идущий впереди другой товарный поезд № 1933 и таранит его.

Катастрофа на станции Свердловск - Сортировочный. Погибло 4 человека, ранено свыше 500 человек.

4 октября 1988 года состав, транспортировавший 86,8 тонн взрывчатых веществ (тротил и гексоген), после самопроизвольного движения под уклон протаранил состав с углем, стоящий на путях. В 02 часа 33 минуты (время московское) по причине короткого замыкания произошел взрыв, сила которого возросла в связи с наличием недалеко от эпицентра взрыва склада ГСМ.

Величина образовавшейся после взрыва воронки достигала 40 метров в диаметре и 8 метров в глубину. Сила ударной волны ощущалась в 15 км от эпицентра. Небольшому числу жертв способствовал тот факт, что вокруг станции располагалось малоэтажная жилая застройка бревенчатыми домами. В радиусе 3 км в домах не осталось ни одного целого стекла.

Однако трагедия послужила мощным толчком для развития жилищного строительства в районе, способствовала переселению людей в современные жилые здания, построенные на месте уничтоженных взрывом строений.

Катастрофа «Невского экспресса». Погибло 28 человек, ранено 132 человека.

27 ноября 2009 года в 21:30 по московскому времени на 285 км железной дороги из Москвы в Санкт Петербург произошло крушение фирменного поезда № 166 «Невский экспресс». Следствие определило причину крушения как террористический акт, который произошел путем подрыва взрывного устройства под электровозом ЧС200-100, что привело к уничтожению рельсового пути протяженностью 0,5 метров.

Высокая скорость и инерция движения позволили составу оставаться на рельсах. Однако два последних вагона через 260 метров сошли с рельс, первый остановился в вертикальном положении с правой стороны железнодорожного полотна, отлетев на 15 метров, а второй от хвостовой части поезда вагон осуществлял движение еще 130 метров на боку по рельсам железнодорожного полотна.

Большинство жертв находились в последнем вагоне (№1). Гибель пассажиров - следствие удара, произошедшего после схождения вагона с рельс и столкновения его с тремя бетонными опорами.

Катастрофа на станции Користовка (Украина). Погибло - 44, ранено - 100 человек.

Трагедия произошла 6 ноября 1986 в 3 часа 02 минуты (московское время) в момент следования пассажирских поездов № 635 Кривой Рог - Киев и № 38 Киев - Донецк через станцию Користовка. Поезд № 635 под управлением помощника машиниста проследовал под запрещающий сигнал светофора и, срезав стрелку, столкнулся с двигавшимся по другому пути поездом № 38.

Бригада поезда Кривой Рог - Киев не реагировала на запрещающие сигналы, на вызовы дежурных по станции, полностью утратив бдительность при прохождении станции. В результате погибли 44 человека. Более 100 человек получили ранения. Оба электровозы ЧС 4 № 005 и № 071 не подлежали восстановлению.

Трагедия на переезде в городе Марганец (Украина). Погибли 45 человек.

12 октября 2010 года в 9:25 недалеко от города Марганца Днепропетровской области произошло столкновение автобуса с пассажирами с двухсекционным электровозом ВЛ 8-153. Автобус марки «Эталон» с 52-мя пассажирами следовал из городской поликлиники в поселок Городище. При выезде на железнодорожный переезд под запрещающий сигнал светофора автобус столкнулся с электровозом, двигавшимся со скоростью 82 км в час. До полной остановки автобус протянуло еще около 300 метров.

Это была самая крупная авария такого типа для Украины. По заявлению властей после этой катастрофы коренным образом должны быть изменены правила пассажирских перевозок.

Трагическая ситуация с электровозом ВЛ 8 -153 произошла в момент, когда этот электровоз следовал в качестве резервного для грузового поезда, попавшего 12 октября 2010 года в 7:50 утра в другую катастрофу. Около станции Канцеровка трактор также проследовал под запрещающий сигнал светофора и был уничтожен проезжающим грузовым поездом. Тракторист погиб, а локомотив состава был сильно поврежден. На его смену и двигался злополучный ВЛ 8 -153

Катастрофа на станции Каменская. Погибло - 106, ранено - 114 человек.

7 августа 1987 года на Лиховском отделении Юго-Восточной железной дороги в городе Каменск-Шахтинский грузовой состав по причине отказа тормозной системы не смог снизить скорость на уклоне и в неуправляемом состоянии выехал на станцию Каменская (Ростовская область). В момент прохождения станции состав разорвало на несколько частей. Локомотив с одним вагоном через несколько сот метров врезался в хвост стоявшего на платформе пассажирского поезда.

Трагедия развивалась следующим образом. При начале спуска машинист на скорости 65 км в час начал торможение. Однако поезд не реагировал и продолжал набирать скорость. Тогда было повышено давление в тормозной системе и совершена дважды попытка остановить поезд. Когда принятые меры не помогли, о неисправных тормозах было доложено диспетчеру.

Машинисту терпящего крушение грузового поезда удалось связаться с диспетчерами и поездом № 335, стоящим на станции Каменская. Бригада пассажирского поезда начал экстренное движение, однако проводники не были оповещены и в 10-ом вагоне был сорван стоп-кран (это действие признано соответствующим должностной инструкции проводника при начале несанкционированного движения поезда). Разъяснить причину движения проводникам попросту не успели - на станцию уже врывался неконтролируемый грузовой поезд № 2035, движущийся на скорости 140 км в час.

В момент прохождения стрелки № 17 произошел разрыв состава и часть его (от второго вагона и дальше), образуя завал, начала останавливаться. Однако локомотив с первым вагоном проехали еще 464 метра и на скорости 100 км начали крушить хвостовые вагоны пассажирского поезда.

Трагедия «Авроры». Погибло - 31 и ранено более 100 человек

16 августа 1988 года в 18:25 по московскому времени на перегоне Березайка - Поплавенец Бологовского отделения Октябрьской железной дороги на 307-308-м км магистрали произошло крушение скоростного пассажирского поезда № 159 «Аврора», ведомого электровозом ЧС6-017.

Сутками ранее специальным вагоном-путеизмерителем на данном участке пути были выявлены дефекты, которые не позволяли проходить данный участок со скоростью 160 км в час. Просадка пути привела к самопроизвольному расцеплению локомотива и первого вагона поезда № 159, проходившего в данном месте со скоростью 155 км в час. Как следствие расцепления вагонов произошел обрыв тормозной магистрали, необходимой для экстренного торможения. Также при этом произошло разрушение путей, что и привело к сходу вагонов с рельс.

После опрокидывания состава в вагоне ресторане начался пожар, перешедший на другие вагоны поезда. Крушение произошло в заболоченной местности, что затруднило прибытие пожарных бригад, доставка воды также осуществлялась из источника, находящегося в 2 км от эпицентра пожара. Все 15 вагонов состава сошли с рельс, практически полностью были уничтожены 12 вагонов, перерыв в следовании поездов на данном участке составил 15 часов.

Трагедия в Арзамасе. Погибло: 91, ранено: 799

4 июня 1988 в 09:32 в городе Арзамас (Горьковской железной дороги) произошел взрыв трех вагонов с гексогеном, следовавших в Казахстан. В ходе расследования установлено, что в вагонах находилось 117 тонн 966 кг взрывчатых веществ.

После взрыва в эпицентре образовалась воронка диаметром 26 метров. Секция тепловоза была найдена в 200 метрах от места взрыва. Свыше 800 семей остались без жилья, уничтожен 151 дом.

Полностью разрушено 250 метров железнодорожного полотна, уничтожена подстанция и поврежден газопровод. Повреждения получили 2 лечебных учреждения, 49 детских садов и 14 школ, 69 магазинов.

Катастрофа около Уфы. Погибли 575 человек и ранено свыше 600.

3 июня 1989 года по московскому времени в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша - Улу-Теляк случилась самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР. В момент сближения двух встречных поездов № 211 «Новосибирск - Адлер» и № 212 «Адлер - Новосибирск» произошёл взрыв скопившихся газообразных углеводородов, собравшихся в низине по причине утечки из трубопровода «Сибирь - Урал - Поволжье».

В поездах № 211 «Новосибирск - Адлер» (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 «Адлер - Новосибирск» (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) в тот момент находилось 1284 пассажира (383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся на рельсах 27 вагона обгорели снаружи и выгорели внутри. Официальные данные говорят о гибели 575 человек (по другим данным - 645), 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения.

Объемный взрыв огромных масс скопившегося газа оценивался по разным данным от 300 тонн ТНТ до 12 килотонн, что сопоставимо с Хиросимой (16 килотонн). Взрыв был зафиксирован за тысячи километров системой ПВО США. В 10 км от эпицентра, в городе Аша, из окон были выбиты все стекла. Пламя можно было наблюдать с расстояния 100 км от пожара, площадь которого достигала 250 гектар. Полностью уничтожены 350 метра ж/д полотна.

В результате расследования к разным срокам заключения приговорили 9 должностных лиц. Причины аварии трактовались двояко. По первой версии основной причиной утечки пропана, бутана и других легких углеводородов было повреждение трубопровода экскаватором за 4 года до трагедии. За 40 минут до взрыва произошло раскрытие трубопровода, и началась утечка.

Вторая версия предполагала, что на целостность трубопровода повлияли блуждающие токи от высоковольтных линий электропередач, расположенных над железной дорогой. В результате на трубах образовались микротрещины, которые со временем и послужили источником утечек газа. Также существовала версия террористического акта со стороны западных спецслужб в целях дестабилизации уже разваливающегося СССР. Эта версия не нашла реальных подтверждений.

Железнодорожный транспорт является одним из самых недорогих, удобных и безопасных. Именно поэтому его часто выбирают пассажиры. Тем не менее катастрофы случаются и на железных дорогах. Когда поезда на полной скорости сталкиваются или падают под откос, оказывается, что в дело вступают мощные разрушительные силы.

Грохочущие составы становятся неуправляемыми, и человек уже не может остановить катастрофу. Внутри же вагонов разворачивается настоящий ад, который делает настоящее месиво из человеческих тел. Люди обсуждают крушения самолетов, забывая о самых крупных авариях на железных дорогах. А ведь и эти катастрофы уносили жизни сотен людей.

Возгорание поезда в Египте, 2002 год. Эта катастрофа случилась с пассажирским поездом, который 20 февраля 2002 года следовал из Каира в Луксор. В одном из вагонов в 2 часа ночи взорвался газовый баллон - с его помощью пассажиры обогревались. Машинист же не заметил, что состав его горит и продолжил ехать на полной скорости. Всего выгорело семь вагонов, причем практически дотла. Из них шесть относились к дешевому третьему классу. Каждый из них был рассчитан на 150 человек, фактически же в них находилось вдвое больше пассажиров. Катастрофа приобрела такие масштабы из-за перегрузки состава. Несчастным пришлось выпрыгивать на полном ходу выпрыгивать из горящих вагонов, что также привело к смертям и травмам. По официальной информации при пожаре сгорело около 383 человек, несколько сотен получили серьезные ранения. Однако точное число жертв узнать так и не удалось, так как не было полного списка пассажиров. Огонь же был настолько интенсивным, что многие трупы превратились в пепел, что не позволило их идентифицировать. Слухи говорят о тысяче жертв, что уже никак не доказать. В результате этого происшествия министр транспорта Египта был вынужден уйти в отставку.

Катастрофа в Аваше, 1985 год. Эта железнодорожная авария считается самой масштабной в истории Африки. Произошла она в Эфиопии 14 января 1985 года с поездом, следовавшим маршрутом Аддис-Абеба-Джибути. Поезд на высокой скорости въехал на изогнутый мост. Машинист не смог или забыл замедлить ход состава. В итоге четыре из пяти вагонов экспресс с тысячью пассажирами и семью легковыми машинами рухнул в овраг. Погибло минимум 428 человек, число раненных превысило пять сотен. При этом практически все пострадавшие находились в тяжелом состоянии. Ближайшая же приличная больница находилась в сотне километров от места аварии. Если ранее в Эфиопии местные сепаратисты нападали на поезда, то в данном случае ни о каком саботаже речи изначально не велось. Виноватым назначили машиниста, который тут же был отправлен под суд.

Торре-дель-Бьерсо, 1944 год. 3 января 1944 года неподалеку от испанской деревни Торре-дель-Бьерсо почтовый поезд с отказавшими тормозами начал входить в тоннель №20. Там оказался маневровый поезд с тремя вагонами, который не успел сойти с пути. Два вагона оказались внутри тоннеля, когда произошло столкновение с курьерским составом. Огонь тут же сожрал деревянные конструкции и уничтожил первые шесть вагонов почтового поезда. С другой стороны в тоннель въехал паровоз с 27 груженными вагонами. Водитель маневрового поезда сигнализировал, как мог, но его проигнорировали. Система же сигнализации оказалась поврежденной из-за пожара. Катастрофа обернулась крупным пожаром, который не могли потушить целых два дня. Это не дало возможности развернуть спасательную операцию. Точное число жертв подсчитать не удалось - режим Франко заявил официально о 78 погибших. Однако в поезде было немало безбилетников, да и огонь уничтожил человеческие останки. Сегодня принято считать, что число жертв исчислялось сотнями - поезд был переполнен, ведь многие ехали на рождественскую ярмарку. Уже в 40-х говорили о 200-250 погибших, сегодня же считается, что их могло быть 500-800.

Балвано, 1944 год. В годы Второй мировой войны сбои в поставке товаров привели к расцвету черного рынка. К 1944 году спекулянты и просто мелкие бизнесмены прятались в грузовых поездах, чтобы добраться до ферм своих поставщиков. Но в те годы на железной дороге сложилась ситуация с нехваткой качественного угля. В итоге в топку шли заменители низшего порядка, которые производили огромный объем угарного газа. Он был крайне ядовитым, но не имел запаха, что и делало его незамеченным. 2 марта 1944 года существенно перегруженный состав 8017, везший автомобили, застрял внутри крутого тоннеля. Его экипаж, пассажиры и несколько сотен пассажиров, в том числе нелегально прижавшихся снаружи, попали под действие тех самых угарных газов. Единственными оставшимися в живых стали те, кто ехал в последних вагонах и не успел въехать в тоннель. Та авария унесла жизни официально 426 человек, но в реальности жертв было в полтора раза больше.

Уфа, 1989 год. Эта железнодорожная катастрофа считается самой крупной в истории СССР и России. Она произошла 4 июня на перегоне Аша-Улу-Теляк. Неподалеку располагался трубопровод Западная-Сибирь - Урал, по которому передавалась сжиженная смесь газа и бензина. В нем образовалась узкая щель, через которую газ скопился в низине. Именно там и пролегала Транссибирская магистраль. Незадолго до катастрофы приборы показали падение давление, но дежурный решил не искать утечку, а еще больше увеличил подачу газа. В результате через трещину вытекло еще больше горючих углеводородов, которые могли загореться от любой искры. Машинисты также знали о сильной загазованности на участке, но железнодорожники не придали этому особого значения. В 01:15 ночи на перегоне встретились два пассажирских поезда - едущих из Новосибирска в Адлер и обратно. Вполне возможно, что в результате торможения образовалась искра, которая вызвала объемный взрыв. Его сила была такова, что в городе Аша на расстоянии в 10 километров взрывная волна выбила стекла. Всего в поездах находилось 1284 пассажира, из них 383 ребенка. Ударная волна сбросила с путей 11 вагонов, семь из них полностью сгорели. По официальным данным погибло 575 человек (неофициально - 645), практически все выжившие стали инвалидами и получили тяжелые ожоги. Спасательная операция оказалась затруднена из-за труднодоступности района.

Крушение в штате Бихар, 1981 год. Катастрофа произошла между городами Манси и Сахарса. В июне в Индии идет сезон дождей. Поднявшийся ураганный ветер опрокинул в реку семь вагонов поезда, который шел через мост. По другой версии наводнение просто смыло поезд. В нем находилось от восьмисот до трех тысяч человек. Говорят еще и о корове, которая появилась некстати на пути. Машинист резко затормозил, и вагоны начали скользить по мокрым рельсам, сорвавшись с моста. Помощь была в часах езды от этого места, и большинство пассажиров утонули или были унесены бурной рекой еще задолго до прибытия спасателей. В первые пять дней было найдено двести погибших, а судьбы нескольких сотен пассажиров так и осталась неизвестной.

Гвадалахара, 1915 год. В том году мексиканская революция была в самом разгаре. Несмотря на состоявшуюся смену власти, президент Карранса продолжал вести вооруженную борьбу со своими противниками. 18 января 1915 году правительственные силы захватили город Гвадалахара на юго-западе страны. Президент приказал, чтобы семьи солдат были перевезены туда по железной дороге с города Колима на тихоокеанском побережье. 22 января 1915 года специальный поезд с 20 перегруженными вагонами отправился в путь. Люди сидели даже на крышах и цеплялись снаружи. Где-то в дороге машинист потерял контроль над поездом на длинном и крутом спуске. Многие люди вылетали из вагонов на крутых поворотах. В итоге в глубоком каньоне поезд окончательно сошел с рельсом. Из 900 пассажиров выжило менее трети. Известно, что многие мексиканцы даже покончили с собой, узнав о гибели всех своих близких. Были желающие отомстить и путевой бригаде, вот только та также вся погибла в ходе катастрофы.

Катастрофа под Чуря, 1917 год. Перегон между румынскими Чуря и Барладом отмечается крутым 15-километровых уклоном, который местами составляет до 6,7%. 13 января в час дня тут проходил поезд с 26 вагонами, ведомыми двумя локомотивами. Он перевозил раненых русских солдат и беженцев, скрывавшихся от наступающих немцев. И в данном случае поезд был переполнен - люди ехали на крышах и даже между вагонами. Такое обилие людей привело к тому, что они просто повредили трубопроводы тормозной системы. В итоге при спуске машинисты обнаружили, что они не могут замедлить ход. Мощности торможения двух локомотивов оказалось недостаточно. Машинисты заметили, что они несутся прямо на другой состав, стоящий у перрона. При попытке перейти на другой путь на огромной скорости состав сошел с рельс. Под откос ушло 24 вагона. В груде искореженного металла разгорелся пожар, который унес жизни от 600 до 1000 пассажиров.

Сен-Мишель-де-Морьен, 1917 год. Эта авария на железной дороге стала самой крупной в истории Франции. 12 декабря в эшелоне №612 домой на Рождество возвращалось более тысячи солдат. Поезд был составлен из разных вагонов, в основном итальянских. Он оказался настолько длинным, что везти его должны были два паровоза. К тому же часть пути пролегала через крутой спуск в 33%. Но удалось найти только один паровоз, второй был реквизирован для перевозки боеприпасов. А из всех вагонов воздушные тормоза были только на трех, в остальных распределили специальных тормозильщиков. Машинист согласился вести такой перегруженный состав только лишь под угрозой трибунала. Сперва удавалось контролировать скорость, но на спуске поезд разогнался до 135 километров в час. В одном из крутых поворотов сцепка разорвалась, и первый вагон сошел с рельс. В него стали врезаться остальные и деревянные конструкции вспыхнули. Пожар усилился из-за того, что многие солдаты везли с собой боеприпасы и гранаты. Несмотря на быстро прибывшую сюда помощь, спасать оказалось некого. Всего в той катастрофе погибло около 700 человек, множество тел вообще не удалось опознать. Людей похоронили в единой братской могиле. Сперва катастрофа замалчивалась, как военная тайна, но через четыре дня пресса сообщила всему миру и невиданной доселе аварии. К суду были привлечены шестеро железнодорожников, но их оправдали.

Крушение в Пералии, 2004 год. Эта катастрофа стала самой крупной в истории железнодорожного транспорта. Виноватым стал не человеческий фактор, как в большинстве других случаев, а природная стихия. Пассажирский поезд «Королева моря» делал регулярные рейсы в южной части острова. Повинуясь сигналам семафора, состав остановился на открытой местности в 170 метрах от моря. На поезде ехало более полутора тысяч пассажиров. В этот момент на остров обрушилось цунами, высотой до 9 метров. Возникла паника, к поезду стали стекаться местные жители, видя в нем убежище от воды. Вторая 7-метровая волна разорвала поезд. Из-за давки пассажиры не смогли выбраться из вагонов, которые превратились из убежища в смертельную ловушку. 30-тонные вагоны оказались заброшены в джунгли на сотню метров, даже 80-тонный тепловоз унесло на 50 метров. Те из несчастных пассажиров, кто не был раздавлен поездом, просто утонул. Выжило только 150 счастливцев. Из-за масштабов катастрофы, вызванной цунами о быстрой помощи и речь не шло. Да и главной дорогой к месту аварии оказался поврежденный железнодорожный путь. Считается, что число жертв составило от 1700 до 2000 человек. Идентифицировать большинство из них оказалось невозможно, к тому же два вагона вообще унесло в океан.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!