Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

Последование вседневной утрени. Чинопоследование вседневной утрени Последование вечерней и утренней службы

Перед началом утрени священнослужители облачаются в священные одежды: священник вепитрахиль, поручи (согласно установившейся повсеместной практике) и фелонь, а диакон, предварительно испросив у священника благословение, в стихарь, орарь и поручи. Став вместе перед святым престолом, они дважды крестятся, целуют край престола (а священник Диакон (а если его нет, то сам священник), отверзает завесу царских врат, принимает от пономаря кадило с южной стороны святого алтаря и, испросив у священника благословение, подаёт ему кадило с южной стороны престола.

Примечание. Подавая и принимая кадило, диакон всегда целует руку священника.

Священник, благословив и приняв кадило, трижды кадит переднюю сторону святого престола и произно­сит возглас: «Благословен Бог наш…» .

Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся…», псалмы 19-й и 20-й, Трисвятое по «Отче наш...».

Примечание. Если на утрени вместо «Бог Господь…» поётся «Аллилуиа», тогда чтец начинает читать с Трисвятого по «Отче наш...».

Во время чтения псалмов и тропарейсвященник (даже если есть диакон) совершает полное каждение алтаря и всего храма (см.: Поэтому читать псалмы нужно неспешно и с тем расчётом, чтобы после окончания молитвы: «Отче наш...» священник уже на амвоне пред царскими вратами смог произнести возглас:«Яко Твое есть Царство…».

После возгласа священника: «Яко Твое есть Царство…», чтец: тропарь – «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава» – кондак: «Вознесыйся на Крест волею…», «И ныне» – богородичен: «Предстательство страшное…».

В это время чтец, назначенный для чтения шестопсалмия, держа Часослов в обеих руках перед собой, приходит на южную сторону алтаря, трижды крестится, кланяется святому престолу и священнику, и, приклонив главу, испрашивает благословение на чтение со словами:«Благослови отче шестопсалмие прочести». Священник чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника. Затем, перекрестившись и поклонившись святому престолу, держа книгу в обеих руках и воздвигнув над собой, он выходит через горнее место северной дверью на солею и спускается по ступеням амвона в храм. Далее, предварительно перекрестившись и поклонившись в сторону святого алтаря, он становится перед аналоем с праздничной иконой лицом на восток.

Примечание. Если в алтаре присутствует настоятель или старший священник храмаилиархиерей, то чтец испрашивает благословение на чтение шестопсалмия у него, а не у служащего священника.

После тропарейсвященник, стоя перед престолом и совершая его каждение, произносит краткую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…», которая заканчивается возгласом: «Яко милостив…» (см.:

Хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче».

Священник произно­сит возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» совершая кадильницей знамение Креста перед святым престолом. На словах: «Слава Святей» кадильница поднимается вверх, на словах: «и Единосущней» – опускается вниз,на словах: «и Животворящей» –поднимается до серединыипростирается вправо,а на словах:«и Нераздельней Троице» –простирается влево. Далее на словах: «всегда, ныне и присно и во веки веков» священник трижды кадит переднюю часть престола и отдаёт кадило диакону, который отдаёт его пономарю, ожидающему с правой стороны престола. Затем священник и диакон вместе крестятся, целуют край святого престола (а священник и Евангелие), снова крестятся, кланяются друг другу и благоговейно внимают читаемому стоя перед святым престолом.

Примечание. Согласно современной богослужебной практике утреня обычно не совершается отдельно утром, как этого требует Устав (см.:Типикон, гл. 7 и 9), а совершается вечером, присоединяясь к вечерне, которая в свою очередь заканчивается неотпустом, а возгласом священника: «Сый благословен…».

Диакон, после возглашения на солее возгласа: «Премудрость» входит в алтарь южной дверью и, сотворив поклон святому престолу, принимает у пономаря кадило с южной стороны алтаря. Далее, предварительно испросив у священника благословение, он подаёт ему кадило с южной стороны престола.

Священник благословляет ипринимает кадило и произно­сит возглас: «Слава Святей...» совершая кадильницей знамение Креста перед святым престолом. Далее, трижды покадив переднюю часть престола, он отдаёт кадило диакону, который отдаёт его пономарю .

Чтец: «Аминь. Слава в вышних Богу…» и шестопсалмие.

Во время чтения второй части шестопсалмия, на «Слава, и ныне» священник крестится, целует край престола и святое Евангелие, снова крестится и выходит со Служебником в руках (а в зимний период и со свечой) северной дверью на солею. Здесь он совершает один поясной поклон перед царскими вратами и читает с непокрытой головой 12 утренних молитв (см.:

Примечание. Еслисвященнику затруднительно прочитать все молитвы во время чтения второй части шестопсалмия, то он может начинать их читать в алтаре перед святым престолом на первой части шестопсалмия.

В конце чтения последнего 142 псалмадиакон выходит из алтаря северной дверью на амвон для произнесения великой ектении. При выходе диако­на из алтаря священник становится перед иконой Спасителя, а диакон перед иконой Божией Матери, затем они трижды крестятся с поклонами алтарю, и кланяются друг другу. Священник возвращается в алтарь через южную дверь, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и стано­вится на своё место перед престолом.

Чтец после прочтения шестопсалмия, крестится, кланяется в сторону святого алтаря и возвращается в алтарь южной дверью. Здесь он снова крестится, кланяется престолу и подходит с южной стороны престола к священнику на благословение. Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника и отходит на своё место.

Диакон после окончания шестопсалмия на амвоне перед царскими вратами произноситвеликую ектению (см.:Служебник,Последование утрени).

Священник после последнего прошения ектении перед престолом произноситвозглас: «Яко подобает Тебе...».

Хор: «Аминь».

Диакон, воздвигнув орарь и обратившись к иконе Спасителя,возглашает на амвоне: «Бог Господь…» вместе с 1-м стихом: «Исповедайтеся Господеви…».

Хор поет: «Бог Господь...».

Хор после каждого стиха повторяет: «Бог Господь...».

Примечание. Произносить стихи нужно только после окончания пения хором: «Бог Господь...»; также и хор должен дожидаться произнесения диаконом целого стиха, а не перебивать его пением.

Великую ектению с возгласом и «Бог Господь…» священник произносит на солее перед царскими вратами .

В дни поста, а также, когда совершается поминовение усопших, вместо «Бог Господь...» поётся «Аллилуиа» со стихами. Как и «Бог Господь...» «Аллилуиа» в дни постапоётсячетырежды, по числу стихов (см.:Служебник,Последование утрени). На заупокойной же службе «Аллилуиа» поётся три раза, также по числу стихов (см.:Требник,Последование панихиды).

После пения тропарей и богородична стихословятсядве (а иногда три) рядовые кафизмы, согласно указаниям Устава. В пятницу и субботу вне зависимости от периода на утрени всегда читаются только две кафизмы (см.:Типикон, гл. 17).

Малые ектении после кафизм на вседневной утрене произносятся: по субботам, в дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, а также в период пения Цветной Триоди; в будни же дни ектении не произносятся. Малые ектении произносятся диаконом или священником после каждой кафизмы на амвоне перед царскими вратами. Возгласы на ектениях: после 1-ой кафизмы «Яко твоя держава…», а после 2-ой: «Яко благ и человеколюбец…» (см.:Служебник,Последование утрени).

После каждой кафизмы читаются седальны с богородичнами.

В субботу во время чтения второй кафизмы (на 17-й кафизме) священник совершает полное каждение храма, так же как в начале утрени (см.выше); царские врата при этом остаются закрытыми (см.: Типикон, гл. 12).

После седальновхор поет: «Господи помилуй» (трижды), «Слава».

Чтец: «И ныне» и читает 50 псалом: «Помилуй мя Боже…».

Затем поётся канон.

По 3-й и 6-й песни канона во время пения катавасиидиакон (а если его нет, то священник) на амвоне перед царскими вратами возглашает малые ектении: «Паки и паки…». Возгласы на ектениях: по 3-й песни – «Яко ты еси Бог наш…», а по 6-й – «Ты бо еси Царь мира…» (см.:Служебник,Последование утрени).

На 8-ой песни канона диакон (а если его нет, то священник) совершает полное каждение храма. Каждение святого престола и алтаря совершается также, как и на стихирах на «Господи воззвах…» (см.: II. Вечернее богослужение, Последование Вседневной вечерни). Во время пения хором: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…» икатавасии 8-ой песни диакон с кадилом выходит северной дверью из алтаря на солею. Здесь он совершает каждение царских врат, правой стороны иконостаса и становится перед иконой Божьей Матери левой стороны иконостаса. Затем после окончания пения катавасии он возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим» и при этом совершает каждение иконы Богородицы (трижды по трижды).

Хор поет песнь Пресвятой Богородицы:«Величит душа Моя Господа» с припевами: «Честнейшую Херувим», а диакон в это времякадит левую сторону иконостаса, клирос, народ и весь храм.

После 9-й песни канона хор поет катавасию и«Достойно есть…».

Примечание. В дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, а также в период пения Цветной Триоди на вседневной утрене «Достойно есть…» не поётся.

Диакон перед царскими вратами произносит малую ектению: «Паки и паки…».

Священник в алтаре произносит возглас: «Яко тя хвалят вся силы небесныя…».

При служении одним священником без диакона. Малую ектению после 9-й песни и возглас после неё священник произносит перед престолом «внутрь святаго алтаря» (см.:Типикон, гл.9).

Чтец читает экзапостиларий или светилен, а затем: «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Если на вседневной утрене положены стихиры на хвалитех, тогда после стихир на «Слава, и ныне» поётся богородичен Минеи или стихира праздника. Если же стихиры не положены, тогда чтец сразучитает: «Тебе слава подобает…».

Священник в алтаре перед святым престолом возглашает: «Слава Тебе показавшему нам свет».

Чтец читает вседневное славословие.

Далее диакон (а если его нет, то священник) произносит на амвоне просительную ектению: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви» (см.:Служебник,Последование утрени).

Священник возглас: «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси…» (см.:Служебник, Последование утрени).

Хор: «Аминь».

Во время этого возгласа диакон отходит к местной иконе Спасителя.

Священник поворачивается лицом на запад через правое плечо и преподаёт благословение молящимся в храме, со словами: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон поднимает также, как и на ектении орарь и возглашает: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор поетпротяжно:«Тебе Господи».

Священник перед престолом, тайно читает молитву главоприклонения: «Господи Святый, в вышних живый…» с возглашением (велегласно) возгласа: «Твое бо есть еже миловати…» (см.:Служебник, Последование утрени).

Хор: «Аминь» и поет стихиры на стиховне.

После стихирчтец читает: «Благо есть…», Трисвятое по «Отче наш…».

Священник возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Хор: «Аминь» ипоет тропари по Уставу, «Слава, и ныне» богородичен.

Во время пения богородичнадиакон (а если его нет, то священник) выходит северной дверью на амвон, и произносит здесь сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (см.:Служебник, Последование утрени).

Священник возглас: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси…» (см.:Служебник,Последование утрени).

Хор: «Аминь».

Диакон, стоя на амвоне, возглашает: «Премудрость» и уходит в алтарь.

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен…» (см.:Служебник,Последование утрени).

Хор: «Утверди, Боже…».

При служении одним священником без диакона. Священник уходит в алтарь после возгласа: «Сый благословен…».

Диакон (а если его нет, то священник) закрывает завесу.

Священнослужители крестятся, целуют святой престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон убирает лампаду и свечи, покрывает покрывалом святой престол и разоблачается, а священник снимает фелонь и становится на своём обычном месте перед престолом.

Первый час

Чтец читает: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и далее псалмы: 5, 89 и 100. «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды),«Господи помилуй» (трижды).

Далее«Слава» тропарь святому или празднику, «И ныне» богородичен часа: «Что тя наречем…» и стихи часа: «Стопы моя направи…», «Избави мя от клеветы…» и«Да исполнятся уста…».

Трисвятое по «Отче наш…».

Священник в алтаре произносит обычный возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Чтец: «Аминь» и кондак дневному святому или празднику, «Господи, помилуй» (40 раз) и молитву: «Иже на всякое время…». Во время чтения этой молитвысвященник крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится, выходит северной дверью на солею и становится перед царскими вратами.

Чтец: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче».

Священник возглашает: «Боже, ущедри ны…».

Чтец: «Аминь».

Священник, обратившись к иконе Спасителя, читает вслух молитву: «Христе, Свете истинный…» (см.:Служебник,Последование утрени).

Затем священник обращается к иконе Божьей Матери, а хор поет(потрадиции, но не по Уставу) кондак: «Взбранной Воеводе…» иликондак праздника.

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава тебе».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».

Священник на солее, обратившись лицом к народу, произносит отпуст (см.: Приложения, Отпусты).

Хор поет многолетие: «Великаго Господина...».

Священник возвращается через южную дверь в алтарь, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и затем разоблачается. При снятии священных одежд, каждая из них целуется, как и при облачении, но без крестного знамения.

Образец составления будничной вечерни см. в Приложении – Схема № 2а.

Самостоятельно составить службу – вседневную вечерню на 29-е июля, глас 8-й, понедельник вечер.

ВСЕДНЕВНАЯ (БУДНИЧНАЯ) УТРЕНЯ

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия G. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда у рядового христианина больше возможности придти в храм на богослужение есть вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня, когда человек еще полон сил, бодр и может приложить больше усердия и трудов в восхвалении, благодарении и умилостивлении Творца. Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ». i 8., с.58-59; 10., с.65-67.

Если вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

& Ч.с.38-43 После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (X в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…». i 1., с.95-96; 2., с.266-268 ; 6., Лекция 6, с.83-84; 8., с.59-60.

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуйя»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, М

Кафизмы – Пс

Канон – О, М

Хвалитные псалмы – Ч

Славословие будничное – Ч

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О

Тропари – М

Сугубая ектения – Сл

Подробную схему вседневной (будничной) утрени см. в Приложении – схема № 3.

Пояснения к схеме вседневной утрени.

X Вседневная утреня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

X Священник в алтаре, начертывая кадилом крест перед престолом, возглашает возглас утрени: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» , хор: «Аминь»,

Шестопсалмие , & Ч.с.43-55, по традиции читается на середине храма. Пред шестопсалмием читается «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды. i 4., вып.2, с.197-198.

Древнейшие упоминания о шестопсалмии в его теперешнем составе относятся к 7 веку. В нескольких местах Октоиха именуется греческим словом «эксапсалмы». Шестопсалмие составляют 6 псалмов – 3, 37, 62, 87, 102, 142, основной мыслью которых является преследование праведника врагами, его надежда на Бога, конечное упокоение в Боге. Псалмы 3, 62, 102 – более радостные, а 37, 87, 142 – более печальные. Во время шестопсалмия гасятся свечи, чтобы человек мог, незаметно для окружающих, поплакать о своих грехах. Стоять в храме во время чтения шестопсалмия нужно тихо, а читать его необходимо очень благоговейно, «не борзясь», потому что, по выражению Типикона, в это время беседуем с Самим Богом. i 1., с.96; 2., с.268-269; 4., вып.2, с.198-203; 8., с.60-61.

После 3-х первых псалмов читается «Слава, и ныне…», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» трижды (даже без поясных поклонов для соблюдения особой тишины и внимания!), «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне…» и оставшиеся три псалма. X Во время чтения последующих 3-х псалмов священник перед царскими вратами с непокрытой головой про себя читает т.н. утренние молитвы, числом 12, в которых вкратце изложено содержание песнопений и молитвословий утрени. В конце шестопсалмия читается «Слава, и ныне…» «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». i 1., с.96; 2., с.269-270; 4., вып.2, с.203-208; 6., Лекция 6, с.84.

Великая ектения

«Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» со стихами – это стихи 117 псалма (& Ч с.56). Диакон возглашает «Глас …, Бог Господь и явися…» и стих «Исповедайтеся Господеви…», хор поет «Бог Господь…». ! «Бог Господь…» поется на глас 1-го тропаря , который будет петься после «Бог Господь…» со стихами. Далее диакон читает стихи, а хор после каждого поет «Бог Господь…». Интересно отметить, что по Типикону «Бог Господь…» со стихами возглашает не священник или диакон, а канонарх. i 1., с.96; 2., с.270-271; 4., вып.2, с.209-213.

Тропарь. На «Бог Господь» (т.е. после «Бог Господь») поется тропарь святому Минеи (тот же тропарь, что и в конце вечерни) дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому (тот же, что и в конце вечерни). i 1., с.96; 2., с.273; 7., Лекция 6, с.63-64.

Кафизма рядовая.

Кафизмы

В богослужебных книгах чтение псалмов называется «стихословие Псалтири». Псалмы в Псалтири разделены на 20 отделов - кафизм . Каждая кафизма содержит несколько псалмов и делится на 3 части – так называемые Славы .

Чин вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона. В настоящее время утреня на практике обычно совершается вечером, и потому сразу после окончания вечерни (или повечерия, если оно служилось) священник входит в алтарь, отверзает завесу царских врат (если было повечерие), благословляет кадило и, стоя перед престолом с кадилом в руке, возглашает: «Благословен Бог наш...».

Чтец : «Аминь. Приидите, поклонимся...». Ктиторские псалмы (19-й и 20-й). «Слава, и ныне». Трисвятое по «Отче наш…».

Во время чтения ктиторских псалмов священник совершает каждение всего храма, причем чтец должен читать неспешно, с тем расчетом, чтобы по окончании молитвы «Отче наш…» священник уже на амвоне смог произнести возглас: «Яко Твое есть Царство...».

В это время священник входит в алтарь и, по окончании тропарей, стоя перед престолом с кадилом в руке, произносит сокращенную сугубую ектению из четырех прошений. По окончании ектении следует возглас:

Хор :«Аминь. Именем Господним благослови, отче».

Священник , совершая по обычаю кадилом знамение креста, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков».

Хор : «Аминь».

Чтец становится в храме перед центральным аналоем с храмовой или праздничной иконой и читает малое славословие («Слава в вышних Богу...» шестопсалмие (псалмы3, 37, 62, 87, 102, 142-й) из Часослова или Следованной Псалтири. Во время второй части Шестопсалмия (после «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды ), «Господи, помилуй» (трижды ), «Слава, и ныне» ) священник на амвоне тайно читает утренние молитвы из Служебника.

Чтец (по окончании шестопсалмия): «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды ).

В конце чтения шестопсалмия диакон выходит северной дверью, трижды вместе со священником поклоняется в сторону алтаря, затем один раз кланяется священнику, испрашивая этим разрешение на произнесение ектении у священника. Священник, в свою очередь, поклоном дает это разрешение и уходит южной дверью в алтарь.

Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся...».

Хор на каждое прошение отвечает: «Господи, помилуй».

Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...».

Хор : «Аминь».

Затем диакон с хором попеременно исполняют «Бог Господь...» со стихами 117-го псалма («Бог Господь…» поется на глас первого тропаря).



Всего «Бог Господь…» хор поет 4 раза, по разу после каждого стиха, по следующей схеме:

Диакон : «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его».

Хор

Диакон : «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им».

Хор : «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне».

Диакон : «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня».

Хор : «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне».

Диакон : «Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших».

Хор :«Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне».

Хор : «Господи, помилуй» (трижды ). «Слава».

Чтец : «И ныне». Кафисмы по Уставу (в период летнего расписания, а также всегда в предпразднство или попразднство двунадесятого праздника - 2 кафисмы, в период зимнего расписания - 3 кафисмы).

- в период пред- и попразднства двунадесятых праздников, период пения Цветной Триоди и по субботам (по совершении кафисмы):

Чтец : «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды ).

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас ): «Яко Твоя Держава...» (возглас по 2-й кафисме - «Яко Благ и Человеколюбец...» ).

Хор :«Аминь».

Чтец читает седальны Минеи или Триоди (в субботу - Октоиха).

- в остальные седмичные дни, по каждой кафисме:

Чтец : «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды ), «Господи, помилуй» (трижды ), седальны Октоиха.

После седальнов во всех случаях:

Хор :«Господи, помилуй» (трижды ),«Слава».

Чтец : «И ныне» , 50-й псалом («Помилуй мя, Боже...» ).

Хор поет ирмос первой песни канона.

Канон. Ирмосы берутся из канона, который по Уставу следует первым. Затем читаются тропари канона, которые по Уставу соединяются со стихами соответствующих библейских песней, а на практике же читаются с припевами. Перед предпоследним тропарем читается «Слава», перед последним - «И ныне» (на практике, однако, допускается чтение «Слава, и ныне» по окочании всех тропарей данной песни).



Катавасия (по 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песни) - ирмосы последнего канона.

По 3-й песни канона хор исполняет катавасию .

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас ): «Яко Ты еси Бог наш...».

Чтец читает седальны по Уставу.

По 6-й песни канона хор исполняет катавасию .

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас ): «Ты бо еси Царь мира...».

Чтец читает кондак и икос по Уставу.

На 8-й песни диакон совершает каждение алтаря.

В конце 8-й песни вместо «Слава» чтец говорит: «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа».

По 8-й песни канона хор поет: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…» и исполняет катавасию.

Диакон (стоя на амвоне с кадильницей пред иконой Богоматери): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим».

Хор запевает песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа Моя Господа…» и припев«Честнейшую...» ),в это время диакон совершает каждение храма.

По 9-й песни канона хор исполняет катавасию .

Хор : «Достойно есть...» (кроме периодов предпразднства или попразднства двунадесятых праздников, а также периода Цветной Триоди).

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас ): «Яко Тя хвалят...».

Чтец читает светильны по Уставу.

Чтец : «Хвалите Господа с небес...» и хвалитные псалмы 148, 149, 150-й(Часослов).

Диакон выходит на амвон северной дверью в конце чтения славословия и произносит просительную ектению «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви...».

Священник (возглас ): «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси...».

Хор : «Аминь».

Священник : «Мир всем».

Хор : «И духови Твоему».

Диакон : «Главы наша Господеви приклоним».

Хор : «Тебе, Господи».

Священник тайно читает молитву главопреклонения «Господи Святый, в вышних живый и на смиренныя призираяй...», а затем возглашает: «Твое бо есть еже миловати и спасати…».

Чтец : «Благо есть...» ,Трисвятое по «Отче наш…».

Хор исполняет тропари по Уставу.

Диакон произносит сугубую ектению «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей...».

Хор после каждого прошения поет «Господи, помилуй» (трижды ).

Священник (возглас ): «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...».

Хор : «Аминь».

Диакон : «Премудрость» - и сразу уходит в алтарь.

Хор : «Благослови».

Священник : «Сый благословен Христос Бог наш…».

Хор : «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру православных христиан во век века» (во время исполнения этого песнопения завеса царских врат закрывается).

Чтец : «Приидите, поклонимся...». И совершается последование 1-го часа.

В конце 1-го часа священник произносит полный отпуст по Уставу.

Схемы

служб всех разрядов:

простой, шестеричной,

заупокойного богослужения

печатается


г. Тобольск, 1998 год.

Последование вечерни
Священник
Чтец с непокрытой головой
МИРНАЯ ЕКТЕНИЯ
Диакон Малая ектения
Хор
Чтец
Хор
Хор "Свете тихий"
Диакон Прокимен
Чтец "Сподоби Господи..."
Диакон Просительная ектения
Хор
Чтец
Хор
Диакон Сугубая ектения:
Диакон "Премудрость"
Хор «Владыко благослови»
Священник «Сый благословен...»
Хор "Аминь". "Утверди Боже..."

Последование утрени

Священник
Хор Аминь.
Чтец Шестопсалмие
Диакон
Хор
Чтец Кафизма по уставу.
Чтец
Хор
Чтец
Чтец
Чтец
Хор
Малая ектения
Чтец
Чтец
Диакон Просительная ектения
Хор
Чтец
Хор
Диакон Сугубая ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник "Сый благословен Бог наш"
Хор "Аминь ". "Утверди Боже..."
Чтец 1-й Час.
Священник
Хор

Последование Шестеричной службы.

Шестеричная служба от вседневной отличается тем, что на вечерни стихиры на «Господи воззвах» все берутся из Минеи (6 стихир), а на утрени опускаются Мученичны – ина седальнах и на каноне.

Первый Канон читается из Октоиха без мученичных с ирмосом на 4,.

Второй Канон – из Октоиха на 4.

Третий Канон – из Минеи на 6.

примечание. На Шестеричной службе в Минеи могут оказаться стихиры на хвалитех. В таком случае, они читаются со стихами с отметки на 4. После Богородична «Тебе слава подобает...» не читается, а сразу читается «Слава Тебе показавшему нам свет...» и вседневное славословие.

Последование Славословной службы.

Вся служба совершается по Минеи, кроме канона. Канон берётся из Октоиха и Минеи.

Славословная служба до пения стихир на хвалитех по схеме ничем не отличается от Шестеричной.

Особенноси Славословной службы на Вечерни

1. . На «Господи воззвах» на "и ныне" поется Богородичен (догматик) из 1 приложения Минеи по гласу «Славы».

2. Крестобогородичны на славословной службе не употребляются.

3. Стихиры на стиховне берутся из Минеи, с припевами святого указанного в Минеи. "Слава" минеи, "и ныне" наряду или II приложение минеи.

На утрени.

1. На Бог Господь на «И ныне» поется Богородичен воскресный из 3 приложения Минеи по гласу «Славы» или тропаря.

2. После кафизм положена Малая ектенья «Паки и паки», возглас Священника – «Яко твоя держава...».

3. Седальны Святому берутся из Минеи.

4. Канон читается: 1-й из Октоиха с ирмосом на 4, без мученичных,

2-ой из Октоиха на 4,

3-й из Минеи на 6.

Катавасия праздничная по каждой песни.

5. По 9-й песеи «Достойно есть» не поется, после катавасии сразу Малая ектенья.

6.Эксапостиларий Октоиха, «Слава» Светилен из Минеи, «И ныне» Богородичен на ряду из Минеи.

Хор Стихиры на Хвалитех Святому из Минеи, на «И ныне» Богородичен на ряду (или из 2-го приложения) на «И ныне» отверзаются Царские врата.
Священник «Слава тебе показавшему нам свет...»
Хор Великое славословие Тропарь Святому, "Слава, и ныне"– Богородичен воскресен из 3-го приложения по гласу тропаря.
Диакон Сугубая ектения
Диакон Просительная ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник Сый благословен
Хор "Аминь". Утверди Боже.
Священник Пресвятая Богородице спаси нас.
Хор «Честнейшую Херувим...»
Священник Слава Тебе Христе Боже упование наше слава Тебе.
Хор Слава и ныне. Господи помилуй 3 раза. Благослови.
Священник Отпуст(полный).
Хор «Многолетие» «Великого Господина…»
Чтец 1-й Час.

На Литургии.

Поются изобразительные

по входе - тропари: "Апостоли, мученицы…"

"Помяни Господи…"

"Слава" , кондак "Со святыми упокой…"

"И ныне", богородичен "Тебе и стену и пристанище имамы…"

Прокимен, Апостол, Евангелие, Аллилуарий и причастен - рядовой и заупокойный.


Особенности богослужения в субботу
2, 3 и 4 седмиц Великого Поста.

Вечерня

Вечерня совершается утром в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров, по великопостному чину.

Вечером совершается Великое повечерие и заупокойная Утреня.

Великое повечерие читается поскору, без покионов.

По 1-ом Трисвятом читаются тропари:

"Апостоли, мученицы и пророцы…"

"Слава" – "Помяни, Господи…"

"И ныне" – "Мати Святая…"

По 2-ом Трисвятом:

наряду "Помилуй нас, Господи…" и т.д.

По Вседневном славословии читается канон усопшим настоящего гласа, напечатанный в Октоихе в последовании утрени.

По 3-ем Трисвятом:

Кондак: "Со святыми упокой…"

В конце Малый отпуст (а не молитва "Владыко Многомилостиве…") и обычный чин прощения.

Утреня.

Утреня начинается с двухпсалмия (в практике без двухпсалмия, сразу с возгласа "Слава Святей и Единосущней и Нераздельней…").

Утреня совершается по 49 гл. Типикона: "В субботу 2-ю постов на утрени". Эта служба во всём схожа с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона. Отличается она только лишь чтением канона, т.к. из Триоди полагается петь четверопесницы (по 6, 7, 8 и 9 песни).

Канон читается следующим образом:

В храме Господском и Богородицы:

Канон храма с ирмосом на 6.

Св. из Минеи на 4.

Начинается с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон св. из Минеи, а потом четверопесцы из Триоди.

В храме святого:

Св. из Минеи с ирмосом на 6.

Св. храма на 4.

Начиная с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон Минеи, а затем четверопесцы.


Заупокойное богослужение
в субботы Мясопустную и Троицкую.

По своему построению и схеме эти службы мало чем отличаются от обычного заупокойного богомлужения, совершаемого по 13 гл. Типикона.

Устав о совершении данных служб находятся в 49 гл. Типикона, стр. 394 на обороте.

Сравнивая эти службы с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона, можно отметить следующие характерные отличия:

I. На "Господи воззвах" на "Слава" – поётся стихира 8 гл.: "Плачу и рыдаю…".

II. Вместо дневного прокимна диакон произносит "Аллилуия, аллилуия, аллилуия", гл. 8 со стихами

1) "Блажени, яже избрал и приял еси Господи". "Память их в род и род" (два стиха вместе)

2) "Души их во благих водворятся"

Хор: 3х3 поёт Аллилуия.

III. По "Ныне отпущаеши…" на вечерни и по "Благо есть" на утрени поётся тропарь 8 гл.

"Глубиною мудрости…"

IV. Вместо "Бог Господь" тк же поётся аллилуия 8 гл.

Тропарь "Глубиною мудрости…" 2-жды

"Слава, и ныне", "Тебе и стену, и пристанище…"

V. Чтение канона:

1) Канон храма (Господского или Богородицы или святого) с ирмосом на 6.

2) Канон Триоди на 8.

К тропарям канона Триоди – припев: "Покой, Господи, души усопших раб Твоих". Поётся обязательно и 2-ая песнь на ряду в Триоди. Катавасия Триоди по каждой песни "Песнь возлием людие…". "Достойно есть" не поётся.

На практике чаще всего читается только канон Триоди. Ирмосы бывают обычные заупокойные 6 гл.: "Яко по суху пешествовав Израиль…" (находятся в воскресной службы 6-го гл.). Как правило канон читают священнослужители на середине храма. Припевы "Покой, Господи, души…" поёт хор. Священнослужители заходят в алтарь после прочтения светильна с богородичным из Триоди. (Всё время от выхода из алтаря по 16 кафизме и до чтения светильна они находятся на середине храма).

VI. На часах тр.: "Глубиною мудрости…"

По трисвятом кондак: "Со святыми упокой…"

VII. Тропари на Литургии:

"Глубиною мудрости…", "Слава" – "Со святыми упокой…", "И ныне" – "Тебе и стену, и пристанище…"

Прокимен один заупокойный,чтение два по Типикону.

VIII. В Троицкую родительскую субботу вместо "Видехом свет истинный…" поётся тропарь "Глубиною мудрости…"


На литии

(благословение на каждение диаконы берут с Горнего места перед выходом духовенства на середину)

В Алтаре каждение не совершается

а) Иконостас (правая и левая части)

б) Икона на аналое, посреди храма

в) Предстоятеля и предстоящих (с середины храма)

г) Клиросы и народ (с амвона)

д) Царские врата и местные иконы

е) Иконы на аналое

ж) Предстоятеля

Схемы

служб всех разрядов:

простой, шестеричной,

славословной, полиелейной, всенощного бдения и

заупокойного богослужения

печатается

по благословению преосвященного димитрия

епископа тобольского и тюменского,

ректора тобольской духовной семинарии


Последование вседневной службы...................................................... 3

Последование шестеричной службы.................................................... 7

Последование славословной службы................................................... 7

Последование полиелейной службы.................................................... 9

Последование всенощного бдения.......................................................12

Порядок соединения всенощного бдения со службами святым всех

разрядов................................................................................................... 16

Заупокойное богослужение (Парастас) ................................................ 17

Особенности богослужения в субботу 2, 3 и 4 седмиц Великого

Поста........................................................................................................ …..20

Заупокойное богослужение в субботы Мясопустную и Троицкую..... .21

Порядок каждения на Всенощном бдении и на Литургии.................. ..22

Схемы подготовил преподаватель Тобольской Духовной Семинарии игумен Фотий (Евтихеев)

г. Тобольск, 1998 год.

Последование вседневной службы

Священно-­ и церковнослужители Последование вечерни
Священник Священник, по окончании 9 часа, облачившись в фелонь, открыв завесу, выходит из алтаря, становится перед Царскими Вратами, после трех поклонов, возглашает "Благословен Бог наш…"
Чтец "Аминь". "Придите поклонимся…" – 3 раза. ПСАЛОМ 103. "Слава; И ныне". "Аллилуйя" – 3 раза. Во время чтения 103 псалма священник перед Царскими Вратами, с непокрытой головой , тайно читает 7 святильничных молитв.
МИРНАЯ ЕКТЕНИЯ
Кафизма(начинается сразу без пения "Господи, помилуй")
Диакон Малая ектения
Хор "Господи, воззвах...". "Да исправится молитва моя..."
Чтец «Положи Господи устом моим...», до стихир на 6.(Аще беззаконие назриши).
Хор Стихиры на 6 (3 Октоиха и 3 Минеи) (после стиха "Аще беззакония назриши..."). Примечание. Если 2 святых, то стихиры только из Минеи. «Слава» - стихира святому (если есть) «И ныне» - Богородичен по гласу славы из 2-го приложения Минеи. Если нет на «Славу» Святому, то "Слава и ныне" Богородичен по гласу стихир, по вторникам и по четвергам вечером Крестобогородичен.
Хор "Свете тихий"
Диакон Прокимен
Чтец "Сподоби Господи..."
Диакон Просительная ектения
Хор Стихиры на стиховне. Стихи к стихирам из часослова. «Слава»: Святого (если есть), «И ныне»: Богородичен из 2-го приложения по гласу «Славы». В среду и пяток Крестобогородичен.
Чтец "Ныне отпущаеши...", Трисвятое по "Отче наш..."
Хор Тропарь Святому из Минеи "Слава и ныне": Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря Святому. Примечание:Если два святых, то: тропарь 1 святому, «Слава...» тропарь 2-му святому, «И ныне...»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу славы.
Диакон Сугубая ектения:
Диакон "Премудрость"
Хор «Владыко благослови»
Священник «Сый благословен...»
Хор "Аминь". "Утверди Боже..."

Последование утрени

Священник "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков". (Этот возглас священник говорит перед престолом, облачившись в Фелонь, и делая крест кадилом).
Хор Аминь.
Чтец Шестопсалмие
Диакон Мирная ектения. «Бог Господь»
Хор "Тропарь святому" (2 раза) "Слава, и ныне": Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря. Примечание. Если два святых, то тропарь 1 святому (2 раза), «Слава.»: тропарь 2-му святому, «И ныне...»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу «Славы».
Чтец Кафизма по уставу.
Чтец "Господи помилуй" (3 раза), Седальны Октоиха.
Хор "Господи помилуй" (3 раза), «Слава...»
Чтец Канон в будни полагается 3 канона: два из Октоиха, один из Минеи Святому. Если два канона в Минеи, то один канон из Октоиха опускается. На вседневной утрени катавасия поется по 3, 6, 8, 9 песни. За катавасию идёт ирмос последнего канона.
Чтец По 3-й песне Седален Святому из Минеи; если 2 святых, то Седальну Святому предшествует кондак и икос 2-му святому.
Чтец По 6-й песне Кондак (икос, если он имеется)
Хор Катавасия по 9-й песни, и сразу: "Достойно есть".
Малая ектения
Чтец Эксапостиларий (или эксапостиларий и светителен). (Эксапостила­рий в конце Ок­тоиха на ряду. Светите­лен в Минеи)
Чтец Хвалитные псалмы: "Хвалите Господа с небес" и вседневное славословие
Диакон Просительная ектения
Хор Стихиры на стиховне. «Славаи и ныне...»: Богородичен на ряду. Примечание. Если на «Славе» есть стихиры Святому то на «И ныне» Богородичен из 2-го приложения (по гласу Славы).
Чтец "Благо есть" Трисвятое по "Отче наш"
Хор Тропарь Святому, на "Слава, и ныне"– Богородичен. Примечание. Если 2 Святых, то тропарь Святому, «Слава...» тропарь 2-му Святому, «И ныне» Богородичен"в конец утрени" из 4-го приложения Минеи или по часослову.
Диакон Сугубая ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник "Сый благословен Бог наш"
Хор "Аминь ". "Утверди Боже..."
Чтец 1-й Час.
Священник Полный отпуст (при славословной службе и выше, отпуст после 1-го часа бывает малый, т.к. полный произносится после утрени)
Хор Многолетие (после Малого отпуста Господи помилуй (3 раза)). «Утверждение на Тя надеющися...»

Шестопсалмие

Чтец: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (трижды).
Господи! устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (дважды).

Псалом 3-й

Господи, что ся умножиша стужающии ми! мнози востают на мя; мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же. Господи, заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе; зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя.

Псалом 37-й

Господи! да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене: яко стрелы Твоя унзоша во мне и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих: яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца; весь день, сетуя, хождах, яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых, и смирихся до зела: рыках от воздыхания сердца моего. Господи! пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися; сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа; и ближнии мои отдалече мене сташа, и нуждахуся ищущии душу мою; и ищущии злая мне - глаголаху суетная, и льстивным весь день поучахуся. Аз же, яко глух, не слышах, и яко нем - не отверзаяй уст своих; и бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах; Ты услышиши, Господи, Боже мой. Яко рех: да некогда порадуют ми ся врази мои, и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша; яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем. Врази же мои - живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи, Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою. Господи спасения моего! Не остави мене, Господи, Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего!

Псалом 62-й

Боже, Боже мой! к Тебе утреннюю; возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя в земли пусте, и непроходне, и безводне, тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою: яко лучши милость Твоя, паче живот. Устне мои похвалите Тя; тако благословлю Тя в животе моем, и о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе; мене же прият десница Твоя. Тии же - всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли; предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе; похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная. На утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
(трижды - без поклонов).

Псалом 87-й

Господи, Боже спасения моего! во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему: яко исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися. Привменен бых с нисходящими в ров, бых яко человек без помощи, в мертвых свободь; яко язвении спящий во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел ecu на мя. Удалил еси знаемых моих от мене, положиша мя мерзость себе, предан бых, и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты, воззвах к Тебе, Господи, весь день: воздех к Тебе руце мои. Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? И аз к Тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя. Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея, вознесжеся, смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя. Обыдоша мя яко вода, весь день, одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго и знаемых моих от страстей. Господи, Боже спасения моего! во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему!

Псалом 102-й

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его! Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его! Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя; избавляющаго от истления живот твой; венчающаго тя милостию и щедротами; исполняющаго во благих желание твое; обновится, яко орля, юность твоя. Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым - хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам; яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Яко же щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше: помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава - дние его; яко цвет сельный, тако отцветет. Яко дух пройде в нем - и не будет, и не познает ктому места своего, Милость же Господня - от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на небеси уготова престол Свой, и царство Его всеми обладает. Благословите Господа, вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящий слово Его, услышати глас словес Его! Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящий волю Его! Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его! Благослови, душе моя, Господа. На всяком месте владычества Его, благослови, душе моя. Господа!

Псалом 142-й

Господи! услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим! яко не оправдится пред Тобою всяк живый; яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой; посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце моя, душа моя - яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи: исчезе дух мой; не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся нисходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи; к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой благий наставит мя на землю праву! Имене Твоего ради, Господи, живиши мя; правдою Твоею изведеши от печали душу мою; и милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим (дважды). Дух Твой благий наставит мя на землю праву!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков; аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Великая ектения

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон : О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле и Господине нашем Преосвященнейшем (имя правящего епископа) , честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О граде сем (или: о веси сей; если в монастыре, то: о святей обители сей) , всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон:

Хор: Господи, помилуй.

Диакон:

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон:

Хор (повторяет): Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. (Хор поет эту фразу после каждой фразы, произносимой дьяконом.)

Диакон: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. Не умру, но жив буду, и повем дела Господня. Камень, его же не брегоша зиждущий, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших.

Тропари на «Бог Господь...»

Изменяемая часть утрени, которая зависит от дня недели, праздника или святого, память которого совершается в этот день.

Чтение Псалтири

Изменяемая часть утрени. Читаются кафисмы (отрывки из Псалтири), какие именно - зависит от дня недели или периода года. В воскресенье читаются 2-я и 3-я кафисмы, разделенные малой ектенией и седальнами. В приходских храмах кафисмы обычно читаются не полностью.

Малая ектения

Диакон:

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник:

Хор: Аминь.

Полиелей

Совершается только по воскресеньям и праздникам

Хор: Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа (трижды) .
Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа (трижды).
Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа (трижды).
Исповедайтеся Богу небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа (трижды).

Воскресные тропари святого Иоанна Дамаскина

Изменяемая часть утрени, поются на воскресной всенощной.

Хор: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свободша.
Почто мира с милостивными слезами, о ученицы, растворяете? Блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте: Спас бо воскресе от гроба.
Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающыя, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите, воскресение же апостолом рцыте.
Мироносицы жены с миры пришедшия ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми живаго помышляете? Яко Бог бо, воскресе от гроба.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Поклонимся Отцу и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице во единем существе, с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси, Господи.
И ныне и присно и во веки веков, аминь.
Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси, падшия же от жизни к сей направи из Тебе воплотивыися Бог и Человек.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Малая ектения

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство и сила, и слава. Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Ипакои

Поются не всегда, чередуются в зависимости от дня или гласа

Антифоны степенны

Изменяемая часть, зависят от дня или гласа.

Диакон: Вонмем! Премудрость!
Прокимен, глас 6:

Хор: Господи, воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас.

Диакон (стих) : Пасый Израиля, вонми, наставляй яко овча Иосифа.

Хор: Господи, воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас.

Диакон: Господи, воздвигни силу Твою.

Хор: И прииди во еже спасти нас.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник: Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу возсылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон:

Хор: Всякое дыхание да хвалит Господа.

Диакон (стих): Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его.

Хор: Всякое дыхание да хвалит Господа.

Диакон: Всякое дыхание.

Хор: Да хвалит Господа.

Диакон: И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Премудрость, прости! Услышим Святаго Евангелия.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Священник: От Матфея (или Марка, Луки, Иоанна) Святаго Евангелия чтение.

Прокимны воскресные

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Диакон: Вонмем.

Священник читает евангелие. После Евангелия поются стихиры, в зависимости от дня недели, праздника или дня памяти святого, память которого совершается.

Псалом 50

Чтец: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Канон

Изменяемая часть утрени. Обычно читаются несколько объединенных канонов, их выбор зависит от дня недели, праздника или святого, память которого совершается сегодня.

После 3-й и после 6-й песни канона читается малая ектения

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон:

Хор: Тебе, Господи.

Священник:

Хор: Аминь.

Седален, глас 6

Чтец: Владыко, Боже, призри с небесе, и виждь наше смирение, яко Щедр, и умилосердися, яко Человеколюбче Преблагий: ни откуду бо надеемся прощение получити злых, ими же согрешихом. Тем же буди с нами, и никтоже на ны!

Перед 9-й песнью канона поется Песнь Пресвятой Богородицы

Песнь Пресвятыя Богородицы

Хор: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем! Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем! Яко сотвори Мне величие Сильный и, свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем! Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем! Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем! Восприят Израиля, отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем!

По завершении канона читается малая ектения.

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Свят Господь Бог наш!

Хор: Свят Господь Бог наш!

Диакон: Яко свят Господь Бог наш.

Хор: Свят Господь Бог наш!

Диакон: Над всеми людьми Бог наш.

Хор: Свят Господь Бог наш!

Хор: Со ученики взыдем на гору Галилейскую, верою Христа видети глаголюща, власть прияти вышних и нижних, научимся, како учит крещати, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, языки вся, и пребывати с таинники якоже обещася, до скончания века.
Всякое дыхание да хвалит Господа! Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних! - Тебе подобает песнь, Богу! Хвалите Его вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Тебе подобает песнь, Богу!

Чтец: Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече - и быша; Той повеле - и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи и немимо идет. Хвалите Господа от земли: змиеве и вся бездны, огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его; горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри; зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты; царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии; юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси и вознесет рог людей Своих. Песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающымся Ему. Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных! Да возвеселится Израиль о Сотворшем его и сынове Сиони возрадуются о Цари своем! Да восхвалят имя Его в лице; в тимпане и псалтири да поют Ему! Яко благоволит Господь в людех Своих и вознесет кроткия во спасение, Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих! Возношения Божия в гортани их и мечи обоюдуостры в руках их сотворити отмщение во языцех, обличения в людех! связати цари их - путы и славныя их - ручными оковы железными.

Чтец: Сотворити в них суд написан.

Хор: Слава сия будет всем преподобным Его!

Затем поются стихиры в зависимости от дня, праздника или святого, так называемые стихиры на хвалитех.

Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет!

Великое славословие

Оно поется не всегда, а только на воскресных и праздничных утренях.

Хор: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея.
Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грехи мира, помилуй нас.
Вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам!
Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды).
Господи! прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи! помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи! к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя!
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас! (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.
Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!

Тропарь

Зависит от дня недели, праздника, текущего гласа.

Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй!

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Кирилле, Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, о Господине нашем Преосвященнейшем (митрополите или архиепископе или епископе имя рек) и всей во Христе братии нашей.

Хор: Господи, помилуй (трижды) .

Диакон: Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея).

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Исполним утреннюю молитву нашу Господеви.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем судищи Христове просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы наша Господеви приклоним.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Премудрость!

Хор: Благослови!

Священник: Сый благословен, Христос, Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века!

Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас!

Хор: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем!

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе!

Хор: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь. Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй. Благослови.

Священник: Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, (святаго храма и дне) , святых праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Хор (многолетие): Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси Кирилла, Богохранимую страну нашу и вся православныя Христианы, Господи, сохрани их на многая лета.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!