Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

Петр 1 теория егэ. Эпоха Петра I Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по истории России

12. Петр 1. Преобразовательная деятельность.

1. Расположите в хронологическом порядке следующие преобразования Петра 1..
Табель о рангах
Реформы государственного управления
Введение рекрутской повинности
Провозглашение России империей
Ответ:

2. «То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник».
Эти слова написаны А.С.Пушкиным о Петре 1.
Найдите в приведенном ниже списке два события, связанных с деятельностью Петра Великого. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Россия добилась выхода в Черное море
Созданы регулярная армия и флот
Россия добилась выхода в Балтийское море
Принято Соборное уложение
Открыт Московский университет
Ответ:

3. Какие из перечисленных ниже понятий возникли в ходе государственных преобразований Петра 1? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Судебник
Табель о рангах
Духовный регламент
Коллегии
Избранная рада
Новоторговый устав
Ответ:

4. Ниже приведен перечень фамилий исторических деятелей. Все они, за исключением одного, относятся к сподвижникам Петра 1.
1) Я.В.Брюс; 2) Ф.Я.Лефорт; 3) П.И.Ягужинский; 4) Ф.М.Апраксин;
5) А.Г.Орлов; 6) Б.П.Шереметев
Найдите и запишите порядковый № деятеля, не относящегося к сподвижникам Петра 1.
Ответ:

5. Ниже приведен перечень понятий. Все они, за исключением одного, появились в период правления Петра 1.
1) Святейший Синод; 2) коллегии; 3) рекруты; 4) Соборное уложение;
5) ассамблеи; 6) Кунсткамера.
Найдите и запишите порядковый № понятия, появление которого относится к другому историческому периоду.
Ответ:

6. Ниже приведен ряд терминов и понятий. Все они, за исключением одного, обозначают сословия.
1) дворянство; 2) казачество; 3) крестьянство; 4) земства;
5) купечество; 6) почетные граждане.
Найдите и запишите порядковый № термина, который не является сословием.
Ответ:

7. В исторической науке существует дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Преобразования Петра 1 в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре Запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни простого нарда и дворянства».
Используя исторические знания по истории, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее.
Ответ запишите в следующем виде:
Аргументы в подтверждение:
1)..

Аргументы в опровержение:
1)..

8. Рассмотрите изображение и выполните задание:

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Автором картины является художник Н.Н.Ге
Автор картины был художником -авангардистом
На картине изображены Петр 1 и его сын царевич Алексей
Картина была написана в том же веке, в каком происходили изображенные на ней события
Изображенные на картине персонажи жили в XIX веке.

9.Какой из представленных памятников архитектуры создан по повелению царя, изображенного на картине выше? В ответе запишите цифру, под которой этот памятник архитектуры указан.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]3)
4) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

10. Какие три из перечисленных исторических деятелей XVII-XVIII вв. героями произведений А.С.Пушкина? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Петр 1
2) гетман Мазепа
3) Борис Годунов
4) Богдан Хмельницкий
5) Иван Болотников
6) Петр III

11. Время Петра 1- это время активного проникновения в русскую жизнь элементов светской европейской культуры. Приведите не менее 3-х примеров подтверждающих эти суждения.

Домашнее задание: Составить таблицу «Эпоха дворцовых переворотов»

Имя правителя
Даты правления
Способ вступления на трон
Преобразовательная деятельность
Военные действия и их результаты

Ответить на вопросы:
Что такое дворцовые перевороты?
Каковы причины дворцовых переворотов? Какими силами и в чьих интересах они совершались?
Какое влияние на развитие России они оказали?

Задания по «трудному» вопросу «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований» в формате ЕГЭ.

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Северная война

2) учреждение Академии наук

3) указ о единонаследии

Ответ:

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ

Б) учреждение губерний 2) 1697-1698

В учреждение коллегий 3) 1722

Г) основание С-Петербурга 4) 1708-1710

5) 1718-1721

6) 1721 г.

3.Ниже приведён список терминов . Все они , за исключением одного , относятся к реформам Петра I.

1) подушная подать; 2) Сенат ; 3) коллегии;4) рекрут; 5) мировые судьи; 6) Синод; .

Найдите и запишите порядковый номер термина , относящегося к другому историческому периоду .

Ответ:

4.Запишите термин , о котором идёт речь .

Политика активного вмешательство государства в хозяйственную жизнь, основанное на преобладании вывоза товаров над ввозом

Ответ : ___________________________.

5.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

А) совершенствование аппарата управления 1) высокие ввозные пошлины

Б) реформы в области культуры

В) проведение политики 2) провозглашение Петра I императором

Протекционизма

Г) усиление власти царя 3) Правительствующий Сенат

4) первая печатная газета «Ведомости»

5) «потешные полки»

6) Великое посольство

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ:

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

В 27 день (июля 1714 года) по утру господин наш адмирал со всем при нем бывшим флотом с полуночи пошёл и того же утра приближался к неприятелю и указ дал пробиваться сквозь оного, не огребая кругом, что с помощью Божиею и учинено. И так безвредно, что только одна скампавея (весельное судно.) стала на мель, которую неприятель взял, а прочие все суда, как и люди, без вреда прошли, хотя со всего флота шведского стреляли по нашим жестоко, от которой стрельбы у одного капитана только ногу отбили. Когда господин адмирал в то место прибыл, то, учредя флот к бою, послал генерала адьютанта Ягужинского к командующиму той шведскую эксвадрою Эреншельду, чтобы оный сдался. На что оный сказал, что того учинить не может. Тогда, видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангардии нашей оного атоковать. Которая атака началась в третьем часу пополудни и продолжалась даже до пятого часа.

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и Церковь…

А о Петре ведайте. Что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»

1) Данный речь была произнесена перед битвой.

2) Описание морского сражения в ходе Северной войны

3) Данная битва состоялась в 1709году

4) Современником подписания данной битвы был А.В. Суворов

5) Этим сражением командовал Ф.М Апраксин

6) После этого сражения война закончилась

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

7. Что из перечисленного относится к причинам реформ Петра I. Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

1) Усиливающееся отставание России от стран Запада

2) отсутствие реформ в правление Софьи

3) стремление боярской аристократии к переменам

4) устаревшая и громоздкая система управления страной

5) начавшаяся Северная война

6) наличие четкой программы реформ разработанных Боярской Думой

Ответ:

8.Заполните пропуски в данных предложениях , используя приведённый ниже список пропущенных элементов : для каждого предложения , обозначенного буквой и содержащего пропуск , выберите номер нужного элемента

А) ______________ была основана в 1687г

Б) Любимцем царя из «птенцов гнезда Петрова» был_____________________

В) Первая общероссийская газета называлась _____________________

Пропущенные элементы :

1) «Куранты»

2) Б.П. Шереметев

3) Славяно- греко –латинская академия

4) «Ведомости»

5) А.Д. Меншиков

6). Ассамблея

Запишитевтаблицувыбранныецифрыподсоответствующимибуквами.

Ответ:

9.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ

А) строительство Петропавловского 1) А. Нартов

собора

Б) изобретение токарного станка 2) Д. Трезини

В) основание русской светской живописи 3) Ф.Я. Лефорт.

Г) создание Навигацкой школы 4) А.Д. Меншиков

5) Я.В. Брюс.

6) И. Н. Никитин. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора .

«Кому ж я героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дохнет дух его - и потекут воды, прикоснется горам - и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют Его в человеческом виде. Итак, ».

Ответ____________

11. Заполните пустые ячейки таблицы , используя представленные в приведённом

ниже списке данные : для каждой ячейки , обозначенной буквой , выберите номер нужного элемента .

Событие

Месяц, год

Участник(-и)

Первая в России обсерватория

____________ ( А )

Я.В.Брюс

Учебник «Арифметика»

____________ ( Б )

____________ ( В )

____________ ( Г )

Петр1, А.Д.Меншиков

о. Гренгам

____________ ( Д )

____________ ( Е )

Пропущенные элементы:

1) Л.Ф.Магницкий

2) 1702

3) Ф.М.Апраксин

4) 1703

5) битва у деревни Лесной

6) 1721

7) М.М.Голицын

9) «Юности честное зерцало»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

12. Прочтите отрывок из Указа Петра I.

«…Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое… тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме онаго одного, который в недвижимых наследниках будет…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

2) .Этот указ давал возможность служебного роста

3) Этот указ ликвидировал различие между поместьями и вотчинами

4) Этот указ вызвал восстание К. Булавина

5) Этот указ запрещал дробить дворянские имения, т.к. это приводило к их разорению

6) Исполнением указа занималась Тайная канцелярия

Ответ:

13. Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

13.Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

Ответ____________

14. Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Ответ____________

15. Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».

Ответ______________

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.

2) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».

3) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».

4) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.

5) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

6) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

Ответ_____________

17.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А ) картина «Петр I на смертном одре» 1) Автор -Феофан Прокопович

Б) «Песнь победная на преславную

победу Полтавскую». 2) И.Н.Никитин

В) «Гистория о российском матросе

Василии Кориотском…» 3 ) Андреас Шлютер

Г) Кикины палаты 4 ) проза эпохи Петра

5) Произведение о восстании

Кондратия Булавина

6) Сюжет и ллюстрирует путешествие

Афанасия Никитина

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

18. Рассмотрите изображение выполните задания 18-19

Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Скульптура была создана в правление Александра I.

2) В настоящее время скульптура находится в г.Москве.

3) Эта скульптура называется еще Медным всадником

5) Скульптура символизирует величие и мощь царя преобразователя

19. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же

государственного деятеля, который изображен на скульптуре? В ответе запишите цифру, под

которой указано это здание


1) 2)

3) 4)

Ответ:

Ответы.

132

2

3451

3

5

4

меркантилизм

5

3412

6

А-25 Б-13

7

145

8

354

9

2165

10

М. Ломоносов

11

241583

12

135

13

Северная

14

Петр I

15

Нарва

16

135

17

2143

18

345

19

1


Период 1700-1725 относится к времени правления Петра I. Данный отрезок отечественной истории характеризуется активной внешней политикой на Европейском (Северная война) и Азиатском направлениях (Персидский поход, Прутский поход). Также в этот период произошло много внутренних преобразований, которые были масштабными и распространялись на различные сферы общества (военные, социальные, экономические, государственно-административные реформы)

Важнейшее событие внешней политики - Северная война 1700-1721 гг. Причиной послужила необходимость получения Россией выхода в Европу через Балтийское море для более успешного развития экономики и отношений с европейскими странами. Сначала действия русских войск были неудачными (поражение под Нарвой), но после Россия провела несколько успешных сражений (битва у д.

Лесная, у мыса Гангут, у острова Гренгам) и выиграла войну. Большую роль в одном из главных сражений войны - Полтавском - сыграл А.Д. Меншиков. Именно он своевременно известил Петра I о начале наступления шведских войск на русский лагерь, чем лишил шведского короля возможности внезапной атаки. Меншиков лично командовал кавалерией, отдавал приказы войскам, что привело к победе русских войск в этой битве. Следствием Северной войны стало заключение Ништадтского мира в 1721 году (Россия получала территории Прибалтики и выход в Балтийское море) и провозглашение России империей.

Среди социальных реформ Петра I следует выделить указ "о единонаследии" 1714 года, по которому дворянские поместья уравнивались в правах с боярскими вотчинами и теперь могли передаваться только одному из сыновей.

Причиной издания указа стало стремление Петра пресечь дробление имений и привлечь на службу к государю молодых дворян. Большую роль в этом событии сыграл сам Пётр I. Он разработал содержание реформы и лично подписал этот указ. Следствием этого события стало повышение числа служащих среди дворян.

Немаловажным событием периода стало восстание Кондратия Булавина 1707-1708 гг. Основными его причинами стало усиление повинностей крестьян в ходе Северной войны и указ о сыске беглых крестьян на Дону. Большую роль сыграл предводитель восстания Кондратий Булавин. Он отказался выдавать беглых крестьян, формировал отряды для отражения нападения царских войск. Именно Булавин рассылал «прелестные» письма и призывал защищать права казаков. Восстание было подавлено, следствием стал возврат беглых крестьян владельцам, а Дон потерял свою независимость.

Во внешней политике произошли такие события, как Прутский поход в 1710-1711 гг. (был неудачным, и России пришлось вернуть Азов и уничтожить Азовский флот) и Персидский поход 1723-1724 гг., вследствие которого к России присоединялись прикаспийские территории. Также был учреждён Сенат, создан Святейший Синод, а приказы заменялись коллегиями. Был издан указ о престолонаследии, и теперь монарх мог сам назначать себе наследника. В военной сфере произошли такие изменения как введение рекрутской повинности, перевооружение армии и создание военно-морского флота. Также появились цифирные школы и военные учебные заведения, начала издаваться первая публичная газета "Ведомости". Но также вводилась новая система налогообложения - подушная подать, которая была тяжела для населения.

Данный период нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, именно при Петре I Россия стала сильной державой, получила выход к Балтийскому морю и приобщилась к европейской цивилизации. Но с другой стороны, были не только неудачные действия во внешней политике (Прутский поход), но вследствие резких преобразований Петра возникали народные возмущения и вспыхивали народные восстания(восстание Кондратия Булавина). Так или иначе, данный период сильно повлиял на дальнейшую историю России. Так, победа в Северной войне и получение выхода в Балтийское море сильно отразится на внешней политике следующих правителей. Россия будет активно участвовать в европейских событиях, сотрудничать со странами Европы (Семилетняя война 1756-1763 гг., участие в разделах Польши в 1772, 1793 и 1795 гг., попытки противодействовать французской революции в конце 18 века). Также, указ о престолонаследии, изданный в данный период, станет одной из предпосылок к дворцовым переворотам, которые будут длиться с 1725 года, вследствие которого на престоле впервые появятся женщины, будет част фаворитизм, а роль гвардии сильно возрастёт. Именно в период дворцовых переворот сильно возрастут привилегии дворянства, которое станет главной опорой для монархов. Органы власти, созданные при Петре, просуществуют ещё некоторое время. Так, коллегии будут упразднены лишь в начале 19 века, когда начнётся создание министерств. А Святейший Синод просуществует до 1917 года. Рекрутская повинность будет существовать до "великих реформ" Александра II, до введения всеобщей воинской повинности. Данный отрезок истории являлся важной вехой в истории страны и определил многие дальнейшие тенденции.

Эпоха петровских преобразований Предпосылки реформ Петра I Предпосылки реформ Петра I Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта Активно-волевая деятельность Петра I, ориентирование на преобразования в стране Отставание России в социально- экономическом, военном и культурном отношении от европейских стран Предшествующее развитие страны в XVIII в. Попытки реформ царей Адексея Михайловича и Фёдора Алексеевича Поездка Петра I в Европу – «Великое посольство» гг.


Сущность и особенности Петровских преобразований В основу преобразований Петра I были положены идеи: служения Отечеству как высшей ценности для монарха общего блага, «народной пользы» как цели этого служения практицизма и рационализма как основы деятельности Особенности реформ Петра I Масштабность реформ и распространение новшеств на различные сферы жизни Жесткий курс и быстрый темп реформ Зависимость внутренней политики от внешней Проходили на базе государственной системы крепостного права Бессистемность, отсутствие какого-либо плана реформ


Основные направления внешней политики Петра I 1. Европейское Борьба за выход в Европу через Балтийское море – Северная война Укрепление позиций России в Европе. Заграничные поездки Петра I. Начало династических связей с германскими государствами. 2. Азиатское. Борьба с Турцией за утверждение присутствия России на Чёрном море. Азовские походы гг. Прутский поход Петра I в гг. Персидский поход Петра I в гг.




Игра «Ассоциации» В этой игре может принимать участие как один человек, так и целый класс. Учитель называет какого-либо исторического героя (или исторический термин). Например, Пётр I. Учащиеся класса должны назвать, с кем или с чем ассоциируется у них этот герой. В этой игре может принимать участие как один человек, так и целый класс. Учитель называет какого-либо исторического героя (или исторический термин). Например, Пётр I. Учащиеся класса должны назвать, с кем или с чем ассоциируется у них этот герой. В данном задании ученики давали свои ассоциации почти на все буквы алфавита и объясняли свой выбор. В данном задании ученики давали свои ассоциации почти на все буквы алфавита и объясняли свой выбор. Игра позволяет провести закрепление или повторение пройденного материала. Учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо их внимания. Если учитель заметил такой пробел, то после игры целесообразно выяснить и прокомментировать материал, оставшийся без внимания. Игра позволяет провести закрепление или повторение пройденного материала. Учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо их внимания. Если учитель заметил такой пробел, то после игры целесообразно выяснить и прокомментировать материал, оставшийся без внимания.


Игра «Мнемотехника» 1 тур 1 тур 2 тур 2 тур 3 тур 3 тур редут гренадёр рекрут редут гренадёр рекрутСенатколлегииСинодабсолютизмассамблея Архангельск Крым АзовВоронежТаганрогГангутЛеснаяНиштадтСофья Иван V Карл XII Мазепа Екатерина I АпраксинШереметевЛефорт


Игра «Исторические пятнашки»


Игра «Исторические пятнашки» У кажите даты народных выступлений А Б В Г Д Е


Игра «Исторические пятнашки» Основание Санкт- Петербурга Областная реформа Полтавская битва Учреждение Сената Учреждение Сената Указ о единонаследии Указ о единонаследии «Устав воинский» Святейший Синод Провозглаше- ние России империей «Табель о рангах»


Игра «Сведения для энциклопедии» Мазепа – гетман Украины, предавший Петра и поддержавший Карла XII в гг. После поражения в Полтавской битве бежал вместе с Карлом XII в Турцию. В.В.Голицын – князь, фаворит правительницы Софьи, крупный государственный деятель 2-й половины XVII в. Отправлен в ссылку Петром I в 1689г. Франц Яковлевич Лефорт – швейцарец, обучал Петра военному делу, был одним из руководителей Великого посольства, переводчиком. Считался самым образованным человеком в свете Петра I. С его именем связаны названия Лефортово, Лефортовская слобода и появление гренадёрских полков в русской армии. Царевич Алексей – сын Петра I и Наталии Кирилловны Нарышкиной. Между отцом и сыном были серьёзные разногласия. Бежал из России в Австрию, где пытался искать поддержки в борьбе с отцом. Был возвращён, приговорён судом к смертной казни, умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах.


Часть 2 (В) В1 Расположите имена правителей России в хронологическом порядке их царствования. Запишите буквы, которыми обозначены их имена, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. В1 Расположите имена правителей России в хронологическом порядке их царствования. Запишите буквы, которыми обозначены их имена, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) Фёдор Иоаннович А) Фёдор Иоаннович Б) Анна Иоанновна В) Пётр I Г) Василий III






СОБЫТИЯ СОБЫТИЯ 1) Ливонская война 2) Cмоленская война 3) восстание С.Разина 4) восстание И.Болотникова 5) Северная война ИМЕНА ИМЕНА А) Василий Шуйский Б) Иван IV В) Пётр I Г) Михаил Фёдорович Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких- либо символов).


Задание на группировку фактов, характерных признаков явлений В4 Задания такого типа требуют особенного внимания при поиске верного ответа, поскольку здесь нужно выбрать не одно событие или название, а целое сочетание. Для того, чтобы избежать ошибки, желательно сначала определить и отметить для себя те из указанных элементов (А-Е), которые относятся к названному явлению, и те, которые не могут к нему относиться, а затем уже устанавливать искомое сочетание. 1. Какие из названных событий происходили в царствование Петра I? 1. Какие из названных событий происходили в царствование Петра I? А) принятие «Соборного Уложения» Б) строительство Санкт-Петербурга В) церковный раскол Г) опричнина Д) введение коллегий Е) «Нарвская конфузия» Укажите верный ответ. 1) АБВ 2) АВД 3) АДЕ 4) БДЕ 1) АБВ 2) АВД 3) АДЕ 4) БДЕ


2. Что из перечисленного произошло во время правления Петра I? А) издание печатной газеты «Ведомости» Б) открытие Кунсткамеры В) открытие пролива между Азией и Америкой Г) введение ассамблей Д) строительство храма Покрова-на-рву Е) открытие Пушечного двора Укажите верный ответ. А) АБЕ 2) АБГ 3) БВД 4)БДЕ


Задание с открытым кратким ответом Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите государственного деятеля, о котором идёт речь. «…Следует сказать, что получаемые от Петра почести и звания он честно оправдывал делами, в особенности ратными. Достаточно напомнить, что в Полтавской битве со шведской армией Карла ХII. 27 июня (8 июля) 1709 года он, командуя левым крылом русской армии, разгромил наголову корпус генерала Рооса. Среди соратников Петра I наибольшие заслуги в разгроме шведов во время Северной войны принадлежали светлейшему князю. Именно за успешные действия под Полтавой царь произвёл его в фельдмаршалы». Ответ: Ответ:


Часть 3 (С) С5 Ниже приведены 2 точки зрения на предпосылки преобразований Петра I в первой четверти XVIII в.: 1. Преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России. 2. В XVII в. не было предпосылок, необходимых для проведения столь масштабных реформ. Укажите, какая из названных точек зрения Вам предоставляется более предпочтительной. Приведите не менее 3-х фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную Вами точку зрения.


Элементы ответа задания С5 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Выпускник может выбрать одно из названных суждений, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например: При выборе первой точки зрения: Возможность петровских преобразований создалась в результате тех изменений, которые произошли в стране в течение XVII в.: - отмена местничества, сближение поместного и вотчинного землевладения, увеличение числа служилых людей - появление первых мануфактур, развитие внутренней и внешней торговли - тенденции перехода от монархии сословно-представительной к абсолютной - появление полков «нового строя» - обмирщение культуры - изменения в быту части верхов общества


При выборе второй точки зрения: - в XVIII в. Россия значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств - внешнеполитические успехи России в XVIII в. были весьма скромными; выход в Балтийское и Чёрное моря был по-прежнему закрыт - мануфактурное производство было развито слабо, мануфактур было мало - культура, быт, весь жизненный уклад страны оставались традиционно патриархальными - государственный аппарат в XVII в. оставался в целом неизменным




Задание на сравнение С7 Сравните развитие России в XVII и XVIII вв. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным(не менее трёх различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Эпоха Петра I

1695 – поход на Азов

1696 г. – поход на Азов. Азов перешел к России. Построена крепость Таганрог на берегу Азовского моря.

1697-1698 – Великое посольство - поездка Петра в Европу (Пруссия, Австрия, Голландия, Англия и др.)

Цель: поиск союзников в войне против Турции (за выход в Черное море). Союзники не были найдены. Заключены договоры с Данией, Саксонией, Речью Посполитой. Подготовка к войне со Швецией.

1700 – договор с Турцией

Август 1700-начало войны со Швецией

1700-1721 - Северная война

1702 – взятие русскими Мариенбурга и Нотебурга

1703 – основание Птербурга

1704 – русские заняли Дерпт и Нарву

1710 – русские заняли Ригу, Ревель, Выборг

1710-1713 – русско-турецкая война

1711 – Прутский поход Петра, заключили Прутский мир: Азов переходил к Турции, Таганрог разрушали, Карла XII пропускали на родину

1713 – русские перенесли военные действия в Финляндию (территория Швеции)

1714 – победа русского флота у мыса Гангут

1718 – Аландский конгресс (переговоры о мире, но Карл XII погиб), конгресс прерван, Швеция продолжила войну

1720 – победа русских у острова Гангут

Август 1721 – Ништадтский мир: Россия получила выход в Балтийское море, территории Ингрии, Эстляндии, Лифляндии, часть Карелии с Выборгом

Россия провозглашена империей

1722 – Персидский поход

1723 – Петербургский мир с Персией: к России отходили Дагестан, Ширван, города Баку и Дербент, т.е. Россия овладела юго-западным и южным побережьем Каспийского моря

1711 – учрежден Правительствующий сенат (во главе генерал – прокурор)

1718-1720 – вместо приказов учреждены коллегии

1720 г – принят генеральный регламент, который устанавливал единый порядок деятельности и структуру коллегий, определял функции чиновников, отпуск, вознаграждение.

1721 – учрежден Синод (во главе – обер – прокурор, подчинялся генерал – прокурору), церковь подчинена светской власти, патриарх не выбирается с 1700 г. после смерти Адриана

Губернская реформа (реформа местного управления, или административная реформа)

1708-1710 – страна разделена на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская)

Губернии делились на провинции (всего было 50, провинции - на дистрикты)

Во главе губернии стоял генерал – губернатор, который назначался царем

Городская реформа

Учреждены выборные городские магистраты (ведали административными, хозяйственными вопросами города)

В качестве коллегии учрежден Главный магистрат (ведал всеми городами)

Городские жители были разделены на две категории: регулярные граждане (могли участвовать в выборах) и нерегулярные граждане

Введение рекрутских наборов (повинности) : от крестьян и посадских людей (от 100 человек – 1 рекрут). Служили пожизненно на профессиональной основе, вводилось полное государственное обеспечение, обучение в армии

1699 – первый рекрутский набор

1705 – официальное учреждение рекрутчины

1716 – Устав воинский (большое значение придавалось морально – нравственной подготовке солдат)

Создание военно-морского флота, Морской устав, открытие Морской академии

Военные учебные заведения:
1701 – Школа математических и навигацких наук, Артиллерийская школа

1707 - Медицинская школа

1712 - Инженерная школа

Ключевский: «Петр делал историю, но не понимал ее… Чтобы защитить Отечество от врагов, он опустошил его больше всякого врага. После Петра государство стало сильнее, а народ беднее».

Петр создал регулярное государство

Складывается абсолютизм

Экономические преобразования

Социальная сфера

Социальное недовольство. Народные восстания

Увеличение мануфактур и заводов

Появление верфей

Строительство военных предприятий

1709 – Берг-привилегия

1724 – таможенный тариф

Политика меркантелизма

Политика протекционизма

1718-1724 – перепись населения (ревизия, ревизские души, ревизские сказки)

1724 – введение подушной подати

Всего – около 80 видов налогов

Дворянство

1714 – Указ о единонаследии (введен принцип майората, т.е. наследство переходило старшему сыну; вотчина и поместье стали иметь одинаковый статус)

1722 – табель о рангах: вводилась обязательная служба для дворян (статская или военная). Было учреждено 14 чинов (рангов). Продвижение по службе зависело не от знатности и происхождения, а от личных качеств.

Крестьянство

Государственные крестьяне – крестьяне Севера и Сибири, народы, уплачивающие ясак

Частновладельческие (крепостные) крестьяне – принадлежали помещикам, кроме государственных повинностей, платили оброк и несли барщину в пользу феодала

1703 – приписные крестьяне – государственные крестьяне, жившие в районах строительства новых заводов, приписывались к заводам в счет уплаты государственных налогов. (несколько месяцев в году должны были отработать на заводе).

Посессионные крестьяне (владельческие) – крестьяне, приобретаемые владельцем для работы на заводе (т.е. прикреплялись к заводу, в последующем не могли продаваться отдельно от завода). 1721 – Указ о покупке к заводам деревень

1724 – введение подушной подати (74 копейки с души мужского пола). Холопы тоже платили подушную подать, т.е. холопы приравнивались к крепостным

Гродские жители

1721 – Указ об организации ремесленников в цехи

Регулярные и нерегулярные граждане

1682 – стрелецкий бунт

1689 – стрелецкий бунт

1698 – стрелецкое восстание в Москве

1698 – бунт крестьян в Воронеже

1705-1706 – стрелецкий бунт в Астрахани

1707 – восстание в Башкирии

1707 – 1708 – восстание под руководством Кондратия Булавина

Современники

Царевна Софья

Иван V

Голицын В.В.

Август II

АвгустIII

Карл XII

Станислав Лещинский

Иван Мазепа

Толстой П.А.

Ромодановский Ф.Ю.

Меншиков А.

Апраксин Ф.М.

Головкин Г.И.

Ягужинский П.И.

Шереметев Б.П.

Феофан Прокопович

Кондратий Булавин

Марта Скавронская (Екатерина)

Евдокия Лопухина

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!