Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории ссср. Самые крупные крушения поездов

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 августа 2017 года в Египте в районе г. Александрия пассажирский состав, направлявшийся в Каир, на полном ходу врезался в остановившийся из-за поломки поезд, следовавший по маршруту Порт-Саид - Александрия.

По данным минздрава Египта, в столкновении погиб 41 человек, еще 132 пострадали.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о крупных железнодорожных катастрофах, которые произошли в различных странах мира.

3 января 1944 года под г. Леон (Испания) во время столкновения двух поездов в тоннеле погибли около 500 человек.

6 августа 1952 года на станции Дровнино на Западной железной дороге в Можайском районе Московской области шедший на большой скорости поезд столкнулся с лошадью, в результате чего поезд сошел с рельсов. Погибли 109 человек.

8 октября 1952 года в черте Лондона (Великобритания) столкнулись два поезда, а спустя 30 минут в них врезался третий поезд. Погибли 112 человек, пострадали 340 человек.

6 июня 1981 года близ г. Патна в штате Бихар (Индия) ураганным ветром с моста в реку Багмати были опрокинуты семь вагонов пассажирского поезда. Погибли более 800 человек.

7 августа 1987 года в Ростовской области (СССР) электровоз грузового поезда, разогнавшись на спуске до 140 км/час, врезался в задние вагоны пассажирского поезда "Ростов-на-Дону - Москва". Погибли 106 человек, ранения получили 114, материальный ущерб составил свыше 1,5 млн рублей. В ходе следствия выяснилось, что крушение произошло из-за неисправности тормозной системы в составе грузового поезда.

3 июня 1989 года около Уфы произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. В момент прохождения двух пассажирских поездов на находящемся рядом трубопроводе в результате аварии произошел взрыв. Погибли 575 человек, ранения получили более 600.

15 января 1989 года близ г. Дакка (Бангладеш) в результате столкновения пассажирских поездов 135 человек погибли, более тысячи получили ранения.

3 января 1990 года близ г. Суккур (Пакистан) при столкновении пассажирского и товарного поездов 307 человек погибли, 430 получили ранения.

16 апреля 1990 года в штате Бихар (Индия) из-за пожара в пассажирском поезде погибли около 100 человек.

9 июня 1991 года свыше 100 человек погибли и около 250 получили ранения в результате железнодорожной катастрофы на юге Пакистана.

6 сентября 1991 года близ города Пуэнт-Нуар (Конго) в результате столкновения товарного поезда с пассажирским погибли более 100 человек, десятки получили ранения.

22 сентября 1994 года в провинции Уила (Ангола) в результате крушения товарного состава, на платформах которого находилось много людей, погибли 300 человек и 147 получили ранения.

21 августа 1995 года в штате Уттар-Прадеш (Индия) при столкновении пассажирских поездов погибли около 350 человек и свыше 400 получили ранения.

3 марта 1997 года в провинции Пенджаб (Пакистан) в железнодорожной катастрофе погибли 128 человек.

29 апреля 1997 года на станции Жунцзявань в провинции Хунань (Китай) в результате столкновения пассажирских поездов 100 человек погибли, около 300 получили ранения.

3 июня 1998 года в федеральной земле Нижняя Саксония, близ г. Эшеде (Германия), легковой автомобиль, пробив заграждение, упал с моста на железнодорожные пути. Шедший со скоростью 200 км/час поезд, в котором находились более 700 пассажиров, сошел с рельсов и врезался в опору другого моста. В результате мост обрушился, и его обломки упали на вагоны пассажирского состава. Погибли более 100 человек.

26 ноября 1998 года в штате Пенджаб (Индия) в результате железнодорожной катастрофы 108 человек погибли, 230 получили ранения.

2 августа 1999 года на станции Гайсал в штате Западная Бенгалия (Индия) в результате столкновения пассажирского экспресса со стоявшим у перрона поездом погибли 280 человек.

20 февраля 2002 года в результате пожара в пассажирском поезде Каир - Луксор (Египет) погибли 373 человека, 74 человека получили ранения и ожоги. Причиной случившегося стало короткое замыкание в электропроводке состава. Это самая масштабная катастрофа в истории железнодорожного транспорта Египта.

25 мая 2002 года в г. Моамба (Мозамбик) потерпел крушение поезд, состоявший из пассажирских и товарных вагонов. Погибли более 200 человек, 400 получили различные травмы.

24 июня 2002 года в Танзании в результате столкновения пассажирского и товарного поездов 281 человек погиб и около 900 получили ранения. Причиной катастрофы стал отказ тормозов пассажирского поезда.

9 сентября 2002 года в штате Бихар (Индия) пассажирский экспресс сошел с рельсов и упал с моста в реку. Погибли не менее 150 человек, более 200 человек получили ранения.

18 февраля 2004 года близ г. Нишапур (Иран) при столкновении грузовых составов взорвались цистерны с бензином. В результате пожара около 400 человек погибли и 460 получили ранения.

22 апреля 2004 года на станции Ренчхон (КНДР) произошло столкновение поездов, один из которых перевозил нефть, другой - сжиженный газ. Катастрофа привела к сильному взрыву, в результате которого погибли 170 человек, ранения получили около 1300 человек.

26 декабря 2004 года в районе селения Пералия (Шри-Ланка) произошла железнодорожная катастрофа, в которой погибли около 2 тыс. человек. Причиной трагедии стало землетрясение и цунами. Эта катастрофа считается крупнейшей в истории железнодорожного транспорта.

25 апреля 2005 года в г. Амагасаки, префектура Хиого, о. Хонсю (Япония) сошли с рельсов пять из семи вагонов скоростной электрички. Первый вагон поезда на большой скорости врезался в 9-этажный жилой дом. Погибли 108 человек, ранения получили более 450.

13 июля 2005 года на станции Готки в провинции Синд (Пакистан) поезд врезался в стоящий на путях состав. Сошедшие с рельсов вагоны перекрыли соседний путь, где их протаранил проходивший мимо экспресс. Погибли около 300 человек, более тысячи получили ранения.

29 октября 2005 года близ населенного пункта Валукоду в штате Андхра-Прадеш (Индия) сошли с рельсов и обрушились с моста локомотив и семь вагонов пассажирского поезда. Погибли 200 человек, около 100 получили ранения. Катастрофа произошла в условиях сильнейшего наводнения.

1 августа 2007 года в Демократической Республике Конго более 160 человек погибли в результате железнодорожной катастрофы в провинции Касаи в центральной части страны.

10 июля 2011 года в Индии в 120 км от города Лакхнау, административного центра штата Уттар-Прадеш, произошло крушение пассажирского поезда. Машинист включил аварийное торможение, чтобы не врезаться в стадо коров, пересекавших железнодорожные пути. В результате с рельсов сошли 12 вагонов и локомотив поезда. 80 человек погибли, более 350 получили ранения.

6 июля 2013 года в Лак-Межантике (Канада) сошел с рельсов состав из 72 цистерн с нефтью, который следовал из США на нефтеперерабатывающий завод в Квебеке. В результате катастрофы начался пожар, в котором погибли 47 жителей города, 30 человек, считавшихся ранее пропавшими без вести, признаны погибшими. 2 тыс. жителей близлежащих районов города были эвакуированы. Пожаром было уничтожено свыше 40 зданий. Общая сумма ущерба превысила $200 млн.

24 июля 2013 года в Сантьяго-де-Компостела (административный центр Галисии, Испания) потерпел крушение поезд, следовавший из Мадрида в Ферроль. Погибли 80 человек, ранения различной степени тяжести получили 178 человек. Машинист поезда взял вину на себя, признав, что превысил скорость на повороте.

22 апреля 2014 года в провинция Катанга Демократической республики Конго сошли с рельсов 15 вагонов товарного поезда с сотнями нелегальных пассажиров. Погибли 48 человек, около 150 были ранены. Причиной крушения стало превышение безопасной скорости из-за неполадки двигателя одного из двух локомотивов.

20 марта 2015 года в Индии локомотив и два вагона пассажирского поезда, следовавшего по маршруту Дехрадун - Варанаси, сошли с рельсов на станции Бахраван в округе Рай-Барели (штат Уттар-Прадеш). Погибли 58 человек, более 150 человек пострадали. По информации Министерства железных дорог Индии, катастрофа произошла из-за того, что поезд проехал на запрещающий сигнал светофора.

4 августа 2015 года при крушении двух пассажирских поездов на мосту через реку Мачак в районе г. Харда (штат Мадхья-Прадеш, Индия) погибли по меньшей мере 32 человека, пять пропали без вести и свыше 40 человек получили ранения. Конструкции железнодорожного моста были подмыты в результате наводнения и не выдержали веса двух составов, следовавших в противоположных направлениях. Основной причиной гибели людей стало поражение электрическим током.

12 июля 2016 года между населенными пунктами Корато и Андрия в окрестностях г. Бари (область Апулия, Италия) на одноколейной железнодорожной линии произошло лобовое столкновение двух пассажирских поездов. В результате погибли 23 человека и свыше 50 человек пострадали.

21 октября 2016 года пассажирский поезд, следовавший из столицы Камеруна Яунде в крупнейший город страны, Дуалу, сошел с рельсов в 120 км западнее станции отправления. В результате погибли не менее 79 человек и еще свыше 550 человек получили ранения разной степени тяжести. Большое количество жертв и пострадавших было вызвано переполненностью поезда (рассчитанный на 600 пассажиров состав перевозил более 1 тыс. 300 человек).

20 ноября 2016 года в 100 км южнее г. Канпур (штат Уттар-Прадеш, Индия), в районе городка Пухрайан, сошли с рельсов 14 вагонов пассажирского поезда, следовавшего по маршруту Индор - Патна. В результате погиб 151 человек и еще порядка 200 человек пострадали. По предварительным данным, причиной катастрофы стало повреждение рельса.

25 ноября 2016 года близ железнодорожной станции Хафт Хан (Иран) пассажирский поезд, следовавший из Тебриза в Мешхед, остановился по неустановленной причине, после чего в него врезался другой пассажирский состав. В результате пять вагонов сошли с рельсов, два вагона загорелись. Погибли не менее 36 человек, еще около 70 человек пострадали.

21 января 2017 года в Индии скоростной пассажирский поезд-экспресс Hirakhand, следовавший из Джагдалпура в Бхубанешвар, сошел с рельсов близ станции Кунеру (округ Визианагарам, штат Андхра-Прадеш). Опрокинулись тепловоз и девять вагонов. В результате катастрофы и возникшей в вагонах давки погиб 41 человек и 68 получили ранения.

Железнодорожный транспорт является одним из самых недорогих, удобных и безопасных. Именно поэтому его часто выбирают пассажиры. Тем не менее катастрофы случаются и на железных дорогах. Когда поезда на полной скорости сталкиваются или падают под откос, оказывается, что в дело вступают мощные разрушительные силы.

Грохочущие составы становятся неуправляемыми, и человек уже не может остановить катастрофу. Внутри же вагонов разворачивается настоящий ад, который делает настоящее месиво из человеческих тел. Люди обсуждают крушения самолетов, забывая о самых крупных авариях на железных дорогах. А ведь и эти катастрофы уносили жизни сотен людей.

Возгорание поезда в Египте, 2002 год. Эта катастрофа случилась с пассажирским поездом, который 20 февраля 2002 года следовал из Каира в Луксор. В одном из вагонов в 2 часа ночи взорвался газовый баллон - с его помощью пассажиры обогревались. Машинист же не заметил, что состав его горит и продолжил ехать на полной скорости. Всего выгорело семь вагонов, причем практически дотла. Из них шесть относились к дешевому третьему классу. Каждый из них был рассчитан на 150 человек, фактически же в них находилось вдвое больше пассажиров. Катастрофа приобрела такие масштабы из-за перегрузки состава. Несчастным пришлось выпрыгивать на полном ходу выпрыгивать из горящих вагонов, что также привело к смертям и травмам. По официальной информации при пожаре сгорело около 383 человек, несколько сотен получили серьезные ранения. Однако точное число жертв узнать так и не удалось, так как не было полного списка пассажиров. Огонь же был настолько интенсивным, что многие трупы превратились в пепел, что не позволило их идентифицировать. Слухи говорят о тысяче жертв, что уже никак не доказать. В результате этого происшествия министр транспорта Египта был вынужден уйти в отставку.

Катастрофа в Аваше, 1985 год. Эта железнодорожная авария считается самой масштабной в истории Африки. Произошла она в Эфиопии 14 января 1985 года с поездом, следовавшим маршрутом Аддис-Абеба-Джибути. Поезд на высокой скорости въехал на изогнутый мост. Машинист не смог или забыл замедлить ход состава. В итоге четыре из пяти вагонов экспресс с тысячью пассажирами и семью легковыми машинами рухнул в овраг. Погибло минимум 428 человек, число раненных превысило пять сотен. При этом практически все пострадавшие находились в тяжелом состоянии. Ближайшая же приличная больница находилась в сотне километров от места аварии. Если ранее в Эфиопии местные сепаратисты нападали на поезда, то в данном случае ни о каком саботаже речи изначально не велось. Виноватым назначили машиниста, который тут же был отправлен под суд.

Торре-дель-Бьерсо, 1944 год. 3 января 1944 года неподалеку от испанской деревни Торре-дель-Бьерсо почтовый поезд с отказавшими тормозами начал входить в тоннель №20. Там оказался маневровый поезд с тремя вагонами, который не успел сойти с пути. Два вагона оказались внутри тоннеля, когда произошло столкновение с курьерским составом. Огонь тут же сожрал деревянные конструкции и уничтожил первые шесть вагонов почтового поезда. С другой стороны в тоннель въехал паровоз с 27 груженными вагонами. Водитель маневрового поезда сигнализировал, как мог, но его проигнорировали. Система же сигнализации оказалась поврежденной из-за пожара. Катастрофа обернулась крупным пожаром, который не могли потушить целых два дня. Это не дало возможности развернуть спасательную операцию. Точное число жертв подсчитать не удалось - режим Франко заявил официально о 78 погибших. Однако в поезде было немало безбилетников, да и огонь уничтожил человеческие останки. Сегодня принято считать, что число жертв исчислялось сотнями - поезд был переполнен, ведь многие ехали на рождественскую ярмарку. Уже в 40-х говорили о 200-250 погибших, сегодня же считается, что их могло быть 500-800.

Балвано, 1944 год. В годы Второй мировой войны сбои в поставке товаров привели к расцвету черного рынка. К 1944 году спекулянты и просто мелкие бизнесмены прятались в грузовых поездах, чтобы добраться до ферм своих поставщиков. Но в те годы на железной дороге сложилась ситуация с нехваткой качественного угля. В итоге в топку шли заменители низшего порядка, которые производили огромный объем угарного газа. Он был крайне ядовитым, но не имел запаха, что и делало его незамеченным. 2 марта 1944 года существенно перегруженный состав 8017, везший автомобили, застрял внутри крутого тоннеля. Его экипаж, пассажиры и несколько сотен пассажиров, в том числе нелегально прижавшихся снаружи, попали под действие тех самых угарных газов. Единственными оставшимися в живых стали те, кто ехал в последних вагонах и не успел въехать в тоннель. Та авария унесла жизни официально 426 человек, но в реальности жертв было в полтора раза больше.

Уфа, 1989 год. Эта железнодорожная катастрофа считается самой крупной в истории СССР и России. Она произошла 4 июня на перегоне Аша-Улу-Теляк. Неподалеку располагался трубопровод Западная-Сибирь - Урал, по которому передавалась сжиженная смесь газа и бензина. В нем образовалась узкая щель, через которую газ скопился в низине. Именно там и пролегала Транссибирская магистраль. Незадолго до катастрофы приборы показали падение давление, но дежурный решил не искать утечку, а еще больше увеличил подачу газа. В результате через трещину вытекло еще больше горючих углеводородов, которые могли загореться от любой искры. Машинисты также знали о сильной загазованности на участке, но железнодорожники не придали этому особого значения. В 01:15 ночи на перегоне встретились два пассажирских поезда - едущих из Новосибирска в Адлер и обратно. Вполне возможно, что в результате торможения образовалась искра, которая вызвала объемный взрыв. Его сила была такова, что в городе Аша на расстоянии в 10 километров взрывная волна выбила стекла. Всего в поездах находилось 1284 пассажира, из них 383 ребенка. Ударная волна сбросила с путей 11 вагонов, семь из них полностью сгорели. По официальным данным погибло 575 человек (неофициально - 645), практически все выжившие стали инвалидами и получили тяжелые ожоги. Спасательная операция оказалась затруднена из-за труднодоступности района.

Крушение в штате Бихар, 1981 год. Катастрофа произошла между городами Манси и Сахарса. В июне в Индии идет сезон дождей. Поднявшийся ураганный ветер опрокинул в реку семь вагонов поезда, который шел через мост. По другой версии наводнение просто смыло поезд. В нем находилось от восьмисот до трех тысяч человек. Говорят еще и о корове, которая появилась некстати на пути. Машинист резко затормозил, и вагоны начали скользить по мокрым рельсам, сорвавшись с моста. Помощь была в часах езды от этого места, и большинство пассажиров утонули или были унесены бурной рекой еще задолго до прибытия спасателей. В первые пять дней было найдено двести погибших, а судьбы нескольких сотен пассажиров так и осталась неизвестной.

Гвадалахара, 1915 год. В том году мексиканская революция была в самом разгаре. Несмотря на состоявшуюся смену власти, президент Карранса продолжал вести вооруженную борьбу со своими противниками. 18 января 1915 году правительственные силы захватили город Гвадалахара на юго-западе страны. Президент приказал, чтобы семьи солдат были перевезены туда по железной дороге с города Колима на тихоокеанском побережье. 22 января 1915 года специальный поезд с 20 перегруженными вагонами отправился в путь. Люди сидели даже на крышах и цеплялись снаружи. Где-то в дороге машинист потерял контроль над поездом на длинном и крутом спуске. Многие люди вылетали из вагонов на крутых поворотах. В итоге в глубоком каньоне поезд окончательно сошел с рельсом. Из 900 пассажиров выжило менее трети. Известно, что многие мексиканцы даже покончили с собой, узнав о гибели всех своих близких. Были желающие отомстить и путевой бригаде, вот только та также вся погибла в ходе катастрофы.

Катастрофа под Чуря, 1917 год. Перегон между румынскими Чуря и Барладом отмечается крутым 15-километровых уклоном, который местами составляет до 6,7%. 13 января в час дня тут проходил поезд с 26 вагонами, ведомыми двумя локомотивами. Он перевозил раненых русских солдат и беженцев, скрывавшихся от наступающих немцев. И в данном случае поезд был переполнен - люди ехали на крышах и даже между вагонами. Такое обилие людей привело к тому, что они просто повредили трубопроводы тормозной системы. В итоге при спуске машинисты обнаружили, что они не могут замедлить ход. Мощности торможения двух локомотивов оказалось недостаточно. Машинисты заметили, что они несутся прямо на другой состав, стоящий у перрона. При попытке перейти на другой путь на огромной скорости состав сошел с рельс. Под откос ушло 24 вагона. В груде искореженного металла разгорелся пожар, который унес жизни от 600 до 1000 пассажиров.

Сен-Мишель-де-Морьен, 1917 год. Эта авария на железной дороге стала самой крупной в истории Франции. 12 декабря в эшелоне №612 домой на Рождество возвращалось более тысячи солдат. Поезд был составлен из разных вагонов, в основном итальянских. Он оказался настолько длинным, что везти его должны были два паровоза. К тому же часть пути пролегала через крутой спуск в 33%. Но удалось найти только один паровоз, второй был реквизирован для перевозки боеприпасов. А из всех вагонов воздушные тормоза были только на трех, в остальных распределили специальных тормозильщиков. Машинист согласился вести такой перегруженный состав только лишь под угрозой трибунала. Сперва удавалось контролировать скорость, но на спуске поезд разогнался до 135 километров в час. В одном из крутых поворотов сцепка разорвалась, и первый вагон сошел с рельс. В него стали врезаться остальные и деревянные конструкции вспыхнули. Пожар усилился из-за того, что многие солдаты везли с собой боеприпасы и гранаты. Несмотря на быстро прибывшую сюда помощь, спасать оказалось некого. Всего в той катастрофе погибло около 700 человек, множество тел вообще не удалось опознать. Людей похоронили в единой братской могиле. Сперва катастрофа замалчивалась, как военная тайна, но через четыре дня пресса сообщила всему миру и невиданной доселе аварии. К суду были привлечены шестеро железнодорожников, но их оправдали.

Крушение в Пералии, 2004 год. Эта катастрофа стала самой крупной в истории железнодорожного транспорта. Виноватым стал не человеческий фактор, как в большинстве других случаев, а природная стихия. Пассажирский поезд «Королева моря» делал регулярные рейсы в южной части острова. Повинуясь сигналам семафора, состав остановился на открытой местности в 170 метрах от моря. На поезде ехало более полутора тысяч пассажиров. В этот момент на остров обрушилось цунами, высотой до 9 метров. Возникла паника, к поезду стали стекаться местные жители, видя в нем убежище от воды. Вторая 7-метровая волна разорвала поезд. Из-за давки пассажиры не смогли выбраться из вагонов, которые превратились из убежища в смертельную ловушку. 30-тонные вагоны оказались заброшены в джунгли на сотню метров, даже 80-тонный тепловоз унесло на 50 метров. Те из несчастных пассажиров, кто не был раздавлен поездом, просто утонул. Выжило только 150 счастливцев. Из-за масштабов катастрофы, вызванной цунами о быстрой помощи и речь не шло. Да и главной дорогой к месту аварии оказался поврежденный железнодорожный путь. Считается, что число жертв составило от 1700 до 2000 человек. Идентифицировать большинство из них оказалось невозможно, к тому же два вагона вообще унесло в океан.

Железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного по показателям безопасности движения.

Причины железнодорожных катастроф

Наиболее распространённые причины происшествий на железнодорожном транспорте:
- естественный физический износ технических средств;
- нарушение правил эксплуатации;
- усложнение технологий;
- увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств;
- рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов, несоблюдение населением правил безопасности.

Лидирующее положение, порядка 25%, в числе основных причин катастроф на железнодорожном транспорте, занимают сходы с рельсов.
Около 25% крушений и аварии на железной дороге вызываются наездами поездов на автомобильный и гужевой транспорт, дрезины, велосипедистов. Чаще всего это происходит на железнодорожных переездах.

Нарушения в системе управления железнодорожным движением приводят к выезду состава на занятый путь и столкновению. Причиной этого может быть нарушение порядка маневренных работ на станционных путях.
Причиной многих чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте являются взрывы и пожары.

Хронология катастроф

12 июня 1965 года на перегоне Новинка-Чаща под Ленинградом произошло очень крупное крушение. Начальник станции по ошибке выпустил составы навстречу друг другу, машинисты увидели друг друга только за 11 секунд до столкновения.

1 февраля 1988 года на перегоне „Приволжье - Филино" под Ярославлем произошло крушение грузового поезда, который перевозил сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). С рельсов сошли 7 вагонов, в том числе 3 цистерны с гептилом (СДЯВ первого класса токсичности). Причина крушения - разблокирование стрелки из-за падения на неё разрушенного буфера. В результате образовался очаг химического заражения площадью свыше 5 тысяч квадратных метров. Под угрозой поражения оказались 3 тысячи человек. На восстановительные работы потребовалось почти 18 суток.

4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты на станции "Арзамас-1" Горьковской железной дороги взорвались три вагона грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, с 118 тоннами промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Погиб 91 человек, в том числе 17 детей, были ранены 840. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, железнодорожный вокзал и станционные постройки, близлежащие жилые дома. Правительственная комиссия причины взрыва не установила.

В том же году на станции Бологое произошло крушение пассажирского поезда. Погибли 31 человек, были ранены 182. 16 августа 1988 года скоростной пассажирский поезд №159 "Аврора" сообщением Ленинград-Москва потерпел крушение на перегоне Березайка - Поплавенец. При крушении все 15 вагонов поезда сошли с рельсов. В опрокинувшемся вагоне ресторане возник пожар, который распространился на другие вагоны.

4 октября 1988 года в 4.30 утра на перегоне Свердловск - Сортировочный произошёл взрыв. В воздух взлетели два состава с углем и взрывчаткой. Только по официальным данным, погибли шесть человек: четверо на месте аварии, двое — уже в больнице. Тысячи получили тяжелые травмы; самая частая — осколочные ранения глаз и лица. Сотни семей лишились крыши над головой.

3 июня 1989 года произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа: при прохождении двух встречных поездов на перегоне Улу-Теляк - Казаяк (Башкортостан). Причина - взрыв скопившейся вблизи и на железнодорожном полотне углеводородно-воздушной смеси. Энергия взрыва была эквивалентна взрыву 250-300 тонн тротила. В его эпицентре оказались два пассажирских поезда: Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск. Были сброшены с путей 11 вагонов, из них 7 сгорели полностью, 26 вагонов выгорели как изнутри, так и снаружи. Погибли, по разным данным, 575 или 645 человек.

В ноябре 1989 года на станции Рудный Мурманского отделения Октябрьской железной дороги из-за халатности диспетчера произошло столкновение двух грузовых локомотивов. Одна локомотивная бригада погибла, члены другой получили различные травмы.

В марте 1992 года на разъезде Подсосенка участка "Великие Луки - Ржев” Октябрьской железной дороги пассажирский поезд столкнулся со встречным грузовым составом. В итоге 43 человека погибли, 108 получили травмы.

1 марта 1993 года в Московской области при крушении товарного поезда опрокинулась цистерна со стиролом - ядовитым веществом, пары которого сильно раздражают слизистые оболочки. Произошла утечка стирола. Пострадали 39 человек, из которых 11 погибли.

3 марта 1992 года на Октябрьской железной дороге скорый пассажирский поезд № 4 Рига-Москва на выходных стрелках разъезда Подсосенки столкнулся с грузовым поездом встречного направления. 41 человек погиб, 16 получили тяжкие телесные повреждения. Обе локомотивные бригады были смертельно травмированы. Крушение произошло из-за проезда запрещающего сигнала локомотивной бригадой пассажирского поезда Рига-Москва.

19 ноября 1993 года в Архангельской области на перегоне Кизема - Лойга произошел наезд дрезины на хвостовой вагон грузового поезда. Из 25 человек, находившихся в дрезине, 24 были травмированы, один скончался.

28 апреля 1994 года в 180 километрах юго-восточнее Уфы (Башкирия) произошла железнодорожная катастрофа: на узкоколейке произошло столкновение двух грузовых поездов. В результате столкновения погибли два человека. Причина - нарушение начальником станции правил эксплуатации железнодорожного транспорта, допустившего следование поезда на красный светофор.

11 августа 1994 года в 115 километрах от Белгорода на перегоне Тополи - Уразово Южной железной дороги произошла железнодорожная катастрофа. От товарного поезда, следовавшего из Украины, оторвались и опрокинулись на параллельный путь несколько хвостовых вагонов, в них врезался встречный электропоезд. 20 человек погибли, 52 были ранены.

9 февраля 1995 года пассажирский поезд Москва - Киев из-за неисправности электровоза совершил вынужденную остановку на перегоне Сухиничи - Живодовка Московской железной дороги. Состав покатился вниз и столкнулся с локомотивом поезда Москва - Хмельницкий. В результате удара четверо пассажиров последнего вагона погибли на месте аварии, 11 пассажиров получили ранения разной степени тяжести.

20 июля 1995 года на железной дороге вблизи Сергача Нижегородской области на Горьковской железной дороге столкнулись два встречных поезда: почтово-товарный и грузовой. Три цистерны со сжиженным газом взорвались. Погибли шесть человек, 20 были ранены.

8 августа 1995 года в Краснодарском крае на перегоне Тихорецк - Кавказская Северо-Кавказской железной дороги товарный сборный состав, не доезжая двух километров до станции Кавказская, потерпел крушение. 16 вагонов сошли с рельсов и перевернулись, четыре цистерны с перекисью водорода и две с бензином загорелись. Два с половиной километра железнодорожного пути оказались выведенными из строя.

11 февраля 1996 года в подмосковном Волоколамске на железнодорожном переезде у станции Бухолово электричка столкнулась с автобусом, который перевозил группу школьников. Двое детей погибли, пятеро школьников и водитель автобуса были доставлены в реанимацию.

31 мая 1996 года на перегоне Литвиново - Тальменка Кемеровской железной дороги от грузового поезда отцепились четыре вагона-цементовоза и выкатились в район станции, где в них врезалась переполненная электричка. 100 человек было ранено, 17 погибли.

8 июля 1998 года крупная катастрофа произошла в Подмосковье. В районе станции Бекасово-1 щебнеочистительная машина проскочила на запрещающий сигнал семафора. Не пропустив электричку, она врезалась в состав. Машину отбросило на противоположную линию, под колеса встречного поезда. Погибли 3 человека. Если бы авария произошла не в 7 часов утра, жертв было бы гораздо больше.

4 апреля 1999 года в районе станции Воеводское (Мордовия) на 642-м километре Куйбышевской железной дороги сошел с рельсов товарный поезд Сызрань-Рузаевка. Авария произошла из-за износа железнодорожного полотна. Под откос пошли 12 вагонов, груженных легковыми автомобилями ВАЗ, две платформы и вагон-теплушка перевернулись. Были повреждены около 250 метров полотна и 150 метров контактной линии.

26 января 2000 года произошло столкновение пассажирского и товарного поездов на перегоне Торбино - Мстинский мост Октябрьской железной дороги. В результате аварии погиб помощник машиниста, три человека ранены.

9 декабря 2001 года на станции Гонжа Забайкальской железной дороги в Амурской области столкнулись товарные составы. При ударе четыре хвостовых вагона первого поезда сошли с рельсов. В результате катастрофы погибли два человека.

25 сентября 2001 года на перегоне Мечетенская - Атаман в 130 километрах юго-восточнее Ростова-на-Дону сошли с рельсов шесть вагонов и локомотив пассажирского поезда № 191 Ростов-Баку. Причина аварии - отсутствие 25 метров рельсов пути, снятых неизвестными злоумышленниками.

1 апреля 2002 года вблизи Ярославского вокзала в Москве произошло столкновение пассажирского поезда Москва - Хабаровск с маневровым тепловозом. При ударе у тепловоза оторвало колесную пару. За медицинской помощью обратились 22 человека.

11 ноября 2002 года на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга электропоезд выходил после ремонта из депо для обкатки. Из-за неисправности тормозной системы два вагона состава выехали с путей под шатровую часть вокзала, где находились пассажиры. Четыре человека погибли, девять были ранены.

5 декабря 2003 года в пассажирском поезде Кисловодск - Минеральные Воды, который находился вблизи центрального вокзала города Ессентуки (Ставропольский край), сработало начиненное металлическими предметами взрывное устройство мощностью, равной 30 килограммам тротила. Погибли 47 человек, травмы различной степени тяжести получили более 180 человек.

18 декабря 2003 года на 86 километре железнодорожного перегона Ищерская - Стодеревская Северокавказской железной дороги (Наурский район Чечни) под локомотивом грузового состава № 2503 сработало взрывное устройство. Жертв не было.

24 декабря 2003 года на железнодорожном перегоне Тулун - Утай (Иркутская область) поезд Владивосток-Новосибирск столкнулся с оказавшимся на переезде грузовым автомобилем КамАЗ. Погибли три человека.

12 июня 2005 года на 153-м километре железной дороги на участке Узуново - Богатищево произошел подрыв поезда Грозный - Москва. С рельсов сошли четыре вагона. За медицинской помощью обратились 42 человека, пятеро из которых были госпитализированы. По заключению ФСБ, сработало безоболочное взрывное устройство мощностью три килограмма в тротиловом эквиваленте.

15 июня 2005 года на перегоне Зубцово - Арестово сошёл с рельсов железнодорожный состав с мазутом, 10 цистерн перевернулись и разгерметизировались, до 300 тонн мазута вылились на землю, из них около 2 тонн попали в реку Гостюшку - приток реки Вазузы, которая впадает в реку Волгу.

11 июля 2007 в Амурской области на перегоне между станциями Уруша и Сгибеево Могочинского отделения Забайкальской железной дороги во время движения товарного поезда от состава оторвались 12 хвостовых вагонов и перевернулись. Было разрушено 300 метров железнодорожного полотна, повреждена опора линии электропередачи. Жертв не было.

13 августа 2007 года на перегоне Бурга - Малая Вишера Октябрьской железной дороги, при проследовании скоростного поезда № 166 "Невский Экспресс", произошла авария. Её причиной стал подрыв железнодорожного полотна самодельным взрывным устройством мощностью 8-9 килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва с рельсов сошли электровоз и все 12 вагонов. Травмы получили 60 человек.

27 ноября 2009 года около 22 часов неподалеку от населенного пункта Ерзовка, на 285-м километре участка Октябрьской железной дороги, под локомотивом поезда "Невский экспресс" прогремел взрыв. В момент крушения в поезде находился 661 пассажир. Первые вагоны по инерции на большой скорости проскочили под взрывом, последние три практически были смяты взрывной волной. В этих вагонах находились в тот момент порядка 200 человек. Раненых и выживших эвакуировали по воздуху вертолетами МЧС в больницы близлежащих населенных пунктов.

На 29 ноября известно о 25 погибших, ещё 26 числятся пропавшими без вести. Список потерпевших, поступивших в больницы Москвы, Петербурга, Новгородской и Тверской областей, содержит 104 фамилии.

6 ноября 1986 года на станции Користовка столкнулись два пассажирских поезда. Несколько вагонов разбило вдребезги. Пострадали около полутора сотен человек, 44 погибли. К этой дате мы собрали воедино рассказы о самых кровавых катастрофах в истории железных дорог.

Фото: http://www.parovoz.com
2013-11-06 17:15

СССР, 1986 год. 44 погибших, 100 раненых

6 ноября 1986 года на станции Користовка Одесской железной дороги произошло крушение пассажирских поездов № 635 Кривой Рог — Киев и № 38 Киев — Донецк. В результате крушения оказались повреждены локомотивы обоих поездов, разбиты несколько пассажирских вагонов. Погибли 44 человека, ранены 100 человек, из них 27 тяжело.

По официальной версии, машинист поезда № 635 и его помощник заснули на рабочих местах, проигнорировали запрещающий сигнал семафора и лоб в лоб столкнулись с поездом № 38. В ходе следствия они полностью признали свою вину и получили 15 и 12 лет лишения свободы. Помимо этого, суд предписал взыскать с них за материальный ущерб 348 тысяч 645 рублей в равных долях.

Есть и другая версия — в крушении поездов и гибели людей виновата дежурная по станции Користовка. Якобы она, зная, что поезд № 38 опаздывает, решила принять поезд № 635. В то же время 38-й поезд догнал расписание и въезжал на станцию по тому же пути с другой стороны. Запрещающего сигнала не было. После столкновения дежурная по станции пыталась броситься с моста, но её удержали — она была матерью троих детей. Счётчик переключений сигналов сбросили, а крайними сделали локомотивную бригаду 635-го поезда.

Испания, 2004 год. 192 погибших. 2050 раненых

11 марта 2004 года в Мадриде в утренний час пик в пригородных электропоездах прогремело четыре мощных взрыва. Террористы-смертники, которые ехали в разных поездах, таким образом хотели добиться максимального количества жертв. Теракты были тщательно продуманы: они были проведены за три дня до парламентских выборов в Испании и ровно через 911 дней после атаки на США 11 сентября 2001 года («9/11»). Как оказалось, диверсию совершили радикальные исламисты, близкие к «Аль-Каиде». В результате взрывов погибли 192 человека из 17 стран мира, более 2050 были ранены.

Иран, 2004 год. 295 погибших. 460 раненых

18 февраля 2004 года в Иране, в районе села Хайям, сошли с рельсов вагоны с опасным грузом: серой, бензином, нитратными удобрениями и хлопком. На аварию пришли посмотреть множество зевак из деревни, журналисты и даже политики, которые решили на этом несчастном случае поднять себе рейтинги. Из-за сильной жары от пламени взрывоопасные вагоны сдетонировали. Эксперты потом оценили мощность взрыва в 180 тонн в тротиловом эквиваленте. В результате село Хайям было разрушено, а сам взрыв слышали даже в 70 километрах от эпицентра. Из-за взрыва погибли 295 человек и ещё 460 человек получили ранения.

Египет, 2002 год. 380 погибших

20 февраля 2002 года в Египте обычная поездка по маршруту Каир — Луксор обернулась настоящей трагедией для пассажиров. В районе города Аль-Айят один из вагонов третьего класса загорелся. Из-за того, что машинист не сразу заметил пламя, он проехал ещё 10 километров. В это время, на скорости, пламя начало разрастаться всё сильнее и сильнее, захватывая последующие вагоны. Таким образом огонь уничтожил семь вагонов. Жертвами катастрофы стали более 380 человек, несколько сотен получили ожоги и ранения.

Шри-Ланка, 2004 год. 1750 погибших

26 декабря 2004 года произошло самое масштабное крушение поезда в истории железнодорожного транспорта. Оно произошло по вине печально известного цунами, который обрушился на побережье Шри-Ланки. В момент, когда пассажирский поезд стоял, ожидая зелёного сигнала семафора у деревушки Пералия, с океана на берег обрушилась гигантская волна цунами, которая смела с железнодорожных путей огромный состав, находившийся в 10 метрах от берега. 80-тонный тепловоз был отброшен на 50 метров, а 30-тонные вагоны разбросало по окрестностям. Два вагона унесло в океан. Лишь на третий день спасатели смогли подобраться к поезду. В катастрофе из 1900 человек, находившихся в поезде, выжили не более 150.

Япония, 2005 год. 107 погибших, 562 раненых

25 апреля 2005 года в Японии скоростной поезд отставал от графика, поэтому машинист решил рискнуть и превысил скорость до 116 км/ч на опасном повороте, где максимально разрешённой скоростью было 70 км/ч. В результате поезд сошёл с рельсов и врезался в здание паркинга недалеко от станции Амагасаки. Два первых вагона от удара были буквально расплющены, остальные тоже оказались сильно повреждёнными. В поезде находились около 700 человек, из них 107 погибли, 562 получили ранения.

Вечером 11 июля 2007 в Амурской области на перегоне между станциями Уруша и Сгибеево Могочинского отделения Забайкальской железной дороги во время движения товарного поезда с углем, следовавшего в Восточном направлении, произошел отрыв 12 хвостовых вагонов. Вагоны сошли с железнодорожного полотна и перевернулись. Было разрушено 300 метров железнодорожного полотна в обоих направлениях, повреждена одна опора линии элетропередачи, движение по Транссибирской магистрали в западном и восточном направлениях было остановлено.

12 июня 2005 года на 153-м километре железной дороги на участке Узуново - Богатищево произошел подрыв поезда Грозный-Москва. С рельсов сошли четыре вагона. За медицинской помощью тогда обратились 42 человека, пятеро из них, в том числе ребенок, были госпитализированы. По заключению взрывотехников ФСБ РФ, на пути следования поезда сработало безоболочное взрывное устройство мощностью три килограмма в тротиловом эквиваленте.

24 декабря 2003 года на железнодорожном перегоне Тулун-Утай (Иркутская область) произошло столкновение поезда, следовавшего рейсом по маршруту Владивосток-Новосибирск с оказавшимся на переезде грузовым автомобилем КамАЗ. Погибли три человека.

18 декабря 2003 года на 86 км железнодорожного перегона Ищерская-Стодеревская Северо-Кавказской железной дороге (Наурский район Чечни) под локомотивом грузового состава №2503 сработало взрывное устройство. Пострадавших нет, частичные повреждения получили тормозная система локомотива.

5 декабря 2003 года недалеко от центрального вокзала г. Ессентуки (Ставропольский край) в пассажирском поезде, следовавшем рейсом по маршруту Кисловодск-Минеральные Воды, было приведено в действие заложенное в вагоне взрывное устройство мощностью, эквивалентной 30 кг тротила, и начиненное металлическими предметами. По данным Южного регионального центра МЧС РФ, погибли 44 человека, позже скончались в больнице три человека, травмы различной степени тяжести получили более 180 человек.

1 апреля 2002 в Москве вблизи Ярославского вокзала произошло столкновение пассажирского поезда Москва - Хабаровск с маневровым тепловозом. В результате столкновения у тепловоза оторвало колесную пару. Погибших нет. За медицинской помощью, по данным МПС, обратились 22 человека. После аварии движение поездов на ярославском направлении не прерывалось.

11 ноября 2002 года четыре человека погибли и несколько человек получили ранения в результате аварии электропоезда на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга. Электропоезд выходил после ремонта из депо для обкатки. Из-за неисправности тормозной системы два вагона состава выехали с путей под шатровую часть вокзала, где находились пассажиры.

25 сентября 2001 года 16 человек получили ранения в результате схода с рельсов шести вагонов и локомотива пассажирского поезда номер 191 Ростов-Баку. Авария произошла на перегоне Мечетенская-Атаман в 130 километрах юго-восточнее Ростова-на-Дону. По сообщению пресс-службы МПС РФ, специалистами Северо-Кавказской железной дороги установлено, что неизвестными злоумышленниками было снято 25 метров рельсов пути.

9 декабря 2001 года произошло столкновение товарных составов на станции Гонжа Забайкальской железной дороги в Амурской области. Грузовой поезд столкнулся со стоявшим на путях товарным поездом, из-за чего четыре хвостовых вагона первого поезда сошли с рельсов. В результате катастрофы погибли два человека.

В ночь на 26 января 2000 года произошло столкновение поездов на перегоне Торбино-Мстинский мост (Октябрьская железная дорога). В пассажирском поезде, который столкнулся с товарняком, ехало 139 человек. В результате аварии погиб помощник машиниста, три человека были госпитализированы. Все пассажиры отправлены электропоездом в Санкт-Петербург.

Крупная железнодорожная авария произошла 4 апреля 1999 года в Мордовии: в районе станции Воеводское на 642-м километре Куйбышевской железной дороги сошел с рельсов товарный поезд Сызрань-Рузаевка. В результате аварии, произошедшей из-за износа железнодорожного полотна, пошли под откос 12 вагонов, груженных легковыми автомобилями ВАЗ, две платформы и вагон-теплушка перевернулись. Повреждено около 250 метров полотна, 150 метров контактной линии. Человеческих жертв нет.

31 мая 1996 года на перегоне Литвиново-Тальменка Кемеровской железной дороги четыре вагона-цементовоза отцепились от состава и выкатились в район станции, где в них врезалась переполненная электричка. Погибли 17 и пострадали 44 пассажира электропоезда.

9 февраля 1995 года пассажирский поезд "Москва - Киев" из-за неисправности электровоза совершил вынужденную остановку на перегоне Сухиничи - Живодовка (267-й километр участка Калуга - Брянск Московской железной дороги). Состав покатился вниз и столкнулся с локомотивом стоявшего сзади поезда Москва - Хмельницкий. В результате удара четверо пассажиров последнего вагона погибли на месте аварии, еще 11 пассажиров были доставлены в больницу города Сухиничи.

20 июля 1995 года на железной дороге около Сергача Нижегородской области (Горьковская железная дорога) столкнулись два встречных поезда: почтово-товарный и грузовой. Произошел взрыв трех цистерн со сжиженным газом. Погибли шесть человек, около 20 были ранены.

Крупная железнодорожная катастрофа произошла 8 августа 1995 года в Краснодарском крае. Через железнодорожный перегон Тихорецк - Кавказская (Северо-Кавказская железная дорога) проследовал товарный сборный состав из 31 вагона, следовавший из Ростова в Баку. Не дойдя двух километров до станции Кавказская, состав потерпел крушение, 16 вагонов сошли с рельсов. Среди опрокинувшихся вагонов оказалось четыре цистерны с перекисью водорода и две с бензином, их содержимое вспыхнуло. В результате крушения два с половиной километра железнодорожного пути оказались выведенными из строя.

28 апреля 1994 года в Башкирии в 180 километрах юго-восточнее Уфы произошла железнодорожная катастрофа. Из-за нарушения начальником станции Тирлян правил эксплуатации железнодорожного транспорта, допустившим следование поезда на красный светофор, на узкоколейке произошло столкновение двух грузовых поездов. В результате столкновения погибли два человека.

11 августа 1994 года в 115 километрах от Белгорода произошла железнодорожная катастрофа. От товарного поезда, следовавшего из Украины, на перегоне Тополи - Уразово Южной железной дороги оторвались и опрокинулись на параллельный путь несколько хвостовых вагонов, в них врезался встречный электропоезд. В результате столкновения четыре первых вагона электрички перевернулись. В катастрофе погибли 20 человек.

8 декабря 1993 года на территории Саратовского отделения Приволжской железной дороги прогремел мощный взрыв. В результате ошибки сцепщика при формировании грузового состава сошли с рельсов и опрокинулись маневровый тепловоз, пять цистерн с бензином, четыре цистерны с аммиаком и две платформы с железобетонными конструкциями. Вслед за этим произошло возгорание и взрыв двух цистерн с бензином и цистерны с аммиаком. Погиб машинист локомотива.

3 июня 1989 года у железнодорожной станции Улу-Теляк Иглинского района Башкирии произошел разрыв трубы газопровода "Западная Сибирь - Урал - Поволжье" с последующим взрывом углеводородно-воздушной смеси, эквивалентным взрыву 300 тонн тротила. Возникший при этом пожар охватил территорию около 250 гектаров. Катастрофа произошла в момент входа в зону загазованности двух пассажирских поездов - N211 и N212, следовавших из Адлера в Новосибирск и из Новосибирска в Адлер с 1284 пассажирами и 86 членами поездных бригад. Взрывом были разрушены 37 вагонов и два электровоза, при этом семь вагонов сгорели полностью, 26 выгорели изнутри. Ударной волной были сброшены с путей 11 вагонов. Погибли 575 человек, травмы получили 623.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!