Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

Калининград. Кнайпхоф

Как самостоятельно добраться к Кафедральному собору Калининграда. Часы работы музея и органного зала, могила Канта в Кафедральном соборе.

На территории этого города немало старинных памятников, ежегодно притягивающих любителей старины со всего мира. Почетное по популярности место в числе достопримечательностей Калининграда занимает Кафедральный собор (Кройцкирхе), воздвигнутый в начале 14-го века под руководством епископа Иоанна.

Кафедральный собор времен Кёнигсберга

Кафедральный собор Калининграда был центральным храмом округа Кнайпхоф , где регулярно проводились службы с присутствием первых лиц города и государства.

Кафедральным собором бывшего Кёнигсберга сегодня можно любоваться в первозданном виде!

В криптах собора покоятся останки дворян и духовных сановников. Первая могила принадлежит Великому магистру ордена Тевтонских рыцарей Лютгеру фон Брауншвайгу и находится здесь с 1335 года. Последнее захоронение было сделано в 1809 году - принадлежит оно мертворожденному сыну принцессы Марианны и принца Вильгельма. В числе легендарных личностей, находивших последнее пристанище в стенах Кафедрального собора Кёнигсберга, значится не один магистр Тевтонского ордена , несколько Земландских епископов , профессора местного университета и другие не менее значимые персоны.

Но самой выдающейся персоной, чья могила также расположена в стенах собора, стал немецкий философ Иммануил Кант . Его захоронение выделяется на фоне остальных: относительно недавно (по отношению к возрасту собора, конечно), а именно в 1924 году, в честь 200-летия Канта над его могилой был сооружен портик.

До Второй Мировой войны Кафедральный собор был образцом великолепия, в его стенах размещалась одна из крупнейших библиотек Пруссии, основанная Мартином фон Валендорфом в 50-е годы XVII века. Кроме того, храм гордился одним из крупнейших органов в Европе.

Но в результате авианалетов союзников в конце Второй Мировой собор был разрушен, а внутреннее убранство утрачено. Однако надгробиям и эпитафиям каким-то чудом удалось сохраниться.

Кафедральный собор Калининграда

Спустя десятилетия, исследователям и историкам, занимавшимся изучением руин собора, удалось выбить найти средства и добиться распоряжения о начале восстановления калининградского собора. Произошло это лишь в 1992 году. Благодаря неожиданному в те смутные времена решению, сегодня каждый желающий может насладиться не только фасадом восставшего из руин собора, но и экспозицией открытого на его базе музея им. Иммануила Канта.

Карта Кёнигсберга и сувениры на территории калининградского собора

В маршрут экскурсии по Кафедральному собору входит посещение института Канта, православной часовни, восстановленной «из пепла» библиотеки и т. д.

Но главным достижением реставраторов считается открытие концертного зала, рассчитанного на 700 посетителей. Расположенному здесь органному комплексу нет равных на территории России. Он состоит из большого и малого органов и позволяет добиться удивительно сочных звуков. К тому же акустические возможности самого Кафедрального собора, как утверждают, безграничны!

Вывод можно сделать один: архитекторам удалось восстановить не только «тело» собора с точностью до малейшей детали, но и воскресить тот дух, что витал в этих стенах на протяжении долгих веков жизни собора.

Кафедральный собор - как добраться

Кафедральный собор Калининграда расположен в сердце острова Кнайпхоф (или остров Канта, как его называют), по адресу: ул. Канта, 1.

Добраться до острова можно с площади Победы на трамвае №3, 5. Остановка «Рыбная деревня», от которой придется пройти метров 300. Если вам ближе Ленинский проспект, выбирайте любую маршрутку и выходите возле . Затем переходите дорогу и через автомобильный мост двигайтесь к Кнайпхофу - готический шпиль вы заметите издалека.

Часы работы музея и органного зала

В настоящее время в помещениях Кафедрального собора открыты православная и протестантская часовни. Работают следующие музейные экспозиции: «История острова Кнайпхоф», «Иммануил Кант и Кёнигсберг», «Кафедральный собор. Возрождение из руин», «Валленродтская библиотека».

В алтарной части на этапе реставрации надгробие герцога Альбрехта, памятник которому можно увидеть на территории храма, напротив могилы Канта.

Время работы Кафедрального собора: с 09-00 до 17-00 без выходных.

Информацию можно уточнять на оффициальном сайте - www.sobor-kaliningrad.ru . Там же можно узнать расписание концертов органной музыки в соборе Калининграда.

Экскурсии по Калининграду и области

Необычные маршруты, организованные местными жителями. Придумывают экскурсии люди творческие, которым есть, что рассказать о городе и окрестностях. Они же подскажут, где провести время и на чем можно сэкономить.

Отели в районе Кройцкирхе

Если вам приглянулось расположение Кафедрального собора, то интуиция вас не подвела — если где-то и стоит жить в Калининграде, то именно в районе острова Канта. На карте ниже вы найдете все отели, расположенные в окрестностях Кройцкирхе.

Подведем итоги

Не важно, интересна ли вам история сооружения, желаете ли вы любоваться восстановленной библиотекой и любите ли вы органную музыку. Если вы прибыли в Калининград впервые, знайте - избежать посещения Кафедрального собора вам не удастся, ведь это душа города.

Собор, главная церковь бывшего Кёнигсберга. Первое упоминание - 1333 год. В ходе войны сильно пострадал, но снесён не был, так как у его стены был похоронен Кант. Сейчас собор отреставрирован как культурный центр.

Кафедральный собор Кёнигсберга (нем. Königsberger Dom - «Кёнигсбергский кафедральный собор») - недействующий кафедральный собор, расположенный в бывшем историческом районе Калининграда Кнайпхофе, представляет как историческую так и культурную ценность. До реформации XVI века был главным католическим храмом города (посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии.

Во время войны здание сильно пострадало и была сильно повреждена, от сноса в советское время собор спасла могила известного философа И.Канта. Сегодня Кафедральный собор один из символов города. В архитектурном плане Собор построенный в стиле балтийской готики, является одним из немногих готических сооружений в России. В настоящее время службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и концертов.

Первый кафедральный собор был построен между 1297 и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе.

Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах). В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости, потому что территория была только что завоёвана, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка». Таким образом приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.

Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через Прегель был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года. Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга, ставшая поводом для создания теории графов.

Формально датой завершения строительства считается 1380 год, но работы в соборе продолжались и позже. И не только по внутреннему оформлению (так, между 1380 и 1400 годами Нефы собора были расписаны Фресками). В 1553 году к фасадам собора были пристроены башни (на шпиле одной из них был установлен флюгер-русалка).

Первоначально собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) - обыкновенные прихожане.

В 1519 году в соборе прошла последняя католическая служба, а уже через четыре года здесь состоялась первая евангелическая проповедь на немецком языке.

В 1528 году собор стал кнайпхофской приходской кирхой и собственностью города Кнайпхофа. Вскоре по соседству с собором возникает здание университета Альбертина, собор выполняет функции университетской церкви, а с 1650 года в южной его башне располагается Валленродская библиотека, уникальное собрание старинных книг и манускриптов. Связывает Собор и университет профессорская усыпальница, в которой с 1558 года хоронили профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрёл там покой. К 200-летию со дня рождения философа в 1924 году с восточной стороны собора был воздвигнут мемориальный портик «Стоа кантиана» (автор - архитектор Фридрих Ларс). Также в соборе был похоронен герцог Альбрехт и многие его родственники, фамильная усыпальница которых находится там же. Фрагменты надгробия Альбрехта сохранились в соборе до сих пор.

В 1640 году в башне собора были установлены часы с боем, а в 1695 году в соборе появился орган.

К началу Второй мировой войны собор имел следующие размеры:

Длина: 88,5 метров

Высота самой высокой (южной) башни до шпиля - 50,75 метров

Высота части здания (без креста) - 32,14 метра

Во время бомбардировок 1945 года церковь почти полностью выгорела, но само здание устояло. Во время разгула огня партийные власти запретили тушить собор пожарным, однако кёнигсбержцы пытались тушить храм своими силами. Впрочем, спасти убранство им не удалось: всё оно погибло в огне.

Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии. Наиболее примечательная из них - эпитафия - надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского Ренессанса (Маньеризма). Размеры эпитафии - 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпиатфия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года). Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.

Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI-XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.

Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI-XIII веках.

Однако нынешняя реставрация вызывает много нареканий. Достаточно сравнить современный вид собора с довоенными фотографиями, чтобы убедиться в том, что реставраторы далеко не всегда восстанавливают собор в точном соответствии с довоенным состоянием. О восстановлении внутреннего убранства даже и не идёт речи (впрочем, затраты на восстановление убранства были бы слишком высоки).

Собор восстанавливается как культурно-религиозный центр. Сейчас в восстановленном здании Собора располагается Евангелическая и Православная часовни, а также музей Собора и музей Иммануила Канта.

Первое послевоенное богослужение у стен восстанавливаемого собора состоялось в пасхальное воскресенье 1992 года. Торжественные богослужения проходили в соборе и позже. Одно из них, состоявшееся в 1994 году было посвящено 450-летию Альбертины (кёнигсбергского университета). 7 мая 1995 года состоялось совместное богослужение представителей трёх христианских конфессий - православных, католиков и протестантов.

В соборе регулярно проводятся концерты классической и религиозной музыки.

В 2002 году архитектурный облик собора был зарегистрирован в Министерстве культуры как Товарный знак. Таким образом ГУК «Кафедральный собор» должно получать 0,5 % дохода, получаемого при коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией изображения собора, например с продажи открыток и любых товаров, носящих изображение собора (к последним относятся, в частности, пачки сигарет «Соборные» и водки «Восточнопрусская». Как утверждает директор ГУК «Кафедральный собор», вырученные таким образом средства пойдут на реставрацию собора.

Wiki: ru:Кёнигсбергский собор en:Königsberg Cathedral de:Königsberger Dom it:Cattedrale di Königsberg

Это описание достопримечательности Кёнигсбергский кафедральный собор в Калининграде, Калининградской области (Россия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Кёнигсбергский кафедральный собор - храм, обязанный своим существованием по настоящее время расположенной у его стен могиле Канта.

Соборы №32664 – "Нерушимая Стена" иконы Божией Матери в старом Кафедральном соборе, часовня

Всего 9 редакций, последнее 3 года назад сделано Kashey из Запорожи Украины

Калининград Кафедральный собор, остров Канта, музей и могила Канта и великолепный орган посещаем самостоятельно достопримечательности Калининграда. Остров Канта очень популярное место Калининграда. На острове Канта находиться Кафедральный собор, где расположена могила великого философа Иммануила Канта и памятник герцогу Альбрехту. А так же сюда приезжают послушать орган. На посещение острова Канта, Кафедрального собора, музея Канта и мини концерта органной музыки необходимо не менее 3-4 часов, при условии, что Вы спланировали визит на остров, с учетом проведения в тот день мини концерта органной музыки. У нас не получилось и мы посетили остров Канта три раза, впрочем об этом не жалеем, но заметно по фотографиям.

  • остров Канта Калининград
  • Кафедральный собор Калининград расположен: Калининград, ул. Канта, дом 1, сайт http://sobor-kaliningrad.ru
  • памятник герцогу Альбрехту Калининград
  • музея Канта Калининград

Остров Канта Калининград как добраться

Самостоятельно добраться до острова Канта в Калининграде можно по двум дорогам по Ленинскому проспекту или по улице Октябрьской, так как остров Канта это действительно остров и к нем ведут два моста, которые обозначенные на карте цифрами 2 и 3. Под номером четыре обозначено следующая достопримечательность Калининграда «Рыбная деревня», но это в следующий раз.

Добраться до острова Канта легко. Если ехать на автомобиле то необходимо набрать адрес Октябрьская улица дом 2.
На общественном транспорте нужно ехать до остановки Рыбная деревня (на карте под номером 5)
Автобус: 45
Маршрутное такси: т72, т80, т92
или другой маршрут

до остановки СК Юность (на карте под номером 7) на Московском проспекте

Автобус: 45, 49
Троллейбус: 2, 7
Маршрутное такси: т65, т72, т75, т77, т80, т87, т93

до остановки Дом культуры моряков (на карте под номером 6) на Ленинском проспекте
Автобус: 1, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 21, 23, 27, 30, 36, 37, 44, 49, 159, 106, 108
Троллейбус: 1, 5
Маршрутное такси: т62, т63, т64, т66, т67, т69, т70, т71, т77, т83, т84, т85, т87, т88, т89, т90, т93, т86
Трамвай: 3, 5

Мы выбрали для захода на остров через Медовый мост (номер на карте 3) с улицы Октябрьской, так как передвигались на автомобиле. Набираете на навигаторе адрес Октябрьская улица дом 2 или 3 и навигатор Вас точно приведет к острову.

Остров Канта действительно остров с двумя мостами

Подъезжая к указанному адресу сразу виден Кафедральный собор и Медовый мост.


Калининград остров Канта вид на Медовый мост

Перед входом на мост существуют ворота для прохода пешеходов и проезда машин, а так же рядом с мостом имеется небольшая бесплатная парковка, на машин 10-15, но нам всегда везло со свободными места для парковки у острова Канта.

На остров можно заехать на автомобиле, так как видно по знакам (на следующей фотографии) запрета на въезд нет, но мы не заезжали. Хотя при прогулке по острову и особенно перед мини концертом машин десять парковалось у собора.


Парковка перед Медовым мостом

Как сейчас модно, на мосту очень много замков от молодожёнов и не только.


Замки от молодожёнов на Медовом мосту
Замки не только от молодожёнов

Кафедральный собор Калининград

Кафедральный собор красив, а территория ухожена и облагорожена. Днем основания Кафедрального собора считается 13 сентября 1333г. Основатель епископ Иоханнес Кларе. Изначально Собор задумывался как кирха, выполнявшая оборонительно-крепостные функции.


Вид на Кафедральный собор

Первое, что встречает нас это памятный знак с барельефом общественного деятеля Юлиуса Руппа.


Памятный знак общественному деятелю Юлиусу Руппу

При приближение к Кафедральному собору,замечаешь на стенах какие то барельефы.


Сразу становиться всё понятно, что захоронения, но и как могло быть по другому это же духовный храм.


Барельеф на стене Кафедрального собора

Если идти вокруг собора против часовой стрелки, то с торца здания видна могила великого философа Иммануила Канта.


Могила философа Иммануила Канта

На против могилы Канта расположен памятник герцогу Альбрехту (основателю Альбертины), то есть основателю нового государства, ну и всего остального, включая и университет. Памятник установлен возле Кафедрального собора на острове И.Канта, где располагалось первое здание Альбертины.


Памятник герцогу Альбрехту

Двигаясь дальше, можно увидеть ещё барельефы на стенах здания собора. В передней части собора с боковой стороны видна странная конструкция из пластика и метала, а на против туалет. Мы сделали вывод, что когда в соборе проходят концерты, эта конструкция раздвигается и соединяет собор с туалетом.

По пути следования не далеко от входа, нам попалась табличка, на которой говорилось, что сегодня будет органный мини концерт. Это удача для путешественников как мы, так как расписание концертов не стыковалось с нашим графиком посещения города Калининград, а послушать орган очень хотелось, то приехать сегодня к двум часам и послушать 30 минут органной музыки было очень удобно. А пока имеется время было решено посетить музей Канта в Кафедральном соборе.


Информация о мини концерте
Фасад Кафедрального собора

Так же рядом со входом в собор находиться макет основных достопримечательностей.

Музея Канта Калининград

Перед самыми дверями собора был выставлен шит с расценками на услуги музея.


Прайс на услуги музея Канта

Купив билет и отдельно заплатив за фото съемку 50 рублей, мы быстренько осмотрели православную часовенку на первом этаже, ее вход был рядом со входом в музей и пошли в музей.

Ну тут как положено для старинных замков. Небольшая узкая дверь и узкая винтовая лестница на второй этаж.


Вход в музей Канта


Винтовая лестница на второй этаж

И вот Вы на втором этаже где начинается экспозиция.


Экспозиция музея на втором этаже

Хочу порекомендовать при покупки билета брать и экскурсовода, это дополнительно 150 рублей к Вашим билетам. Мы с начала не взяли экскурсовода и начали осмотр экспозиции без него, но поверите на слово, без экскурсовода там будет не интересно, а вот с экскурсией, она была для нас двоих, стало так интересно и узнали так много интересных фактов, что представленные экспонаты стали понятны. Без экскурсовода Вы не чего не узнаете о жизни Канта, а она была трогательная и немного печальная и как было создано государство Альбертина. Берите экскурсовода и 30 минут пройдут на одном дыхании.


Карта трёх государств на месте нынешнего города Калининград
Гербы этих государств

На всем пути посещения Кафедрального собора привлекают витражи.


Витраж собора
Зал посвященный жизни Иммануила Канта на четвертом этаже

Один из величайших мыслителей человечества Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 г. в тогдашней столице Восточной Пруссии - г. Кенигсберге (сейчас г. Калининград). Отец И.Канта был простым шорником, изготовлявшим лошадиную упряжь, мать - домохозяйкой.


Зал на четвертом этаже

Экскурсоводы отмечают очень правильную жизнь Канта, его скромность и пунктуальность, но на свою свадьбу Кант опоздал. Так же отмечают его ровный и красивый почерк.


Собственно ручные записи Канта


Лестница ведущая на четвертый этаж музея

В 1650 г сын канцлера фон Валленродта, подарившего городу свою библиотеку, приобрел «бесполезное и беспризорное помещение в Кнайпхофской церкви, вверху близ органа, подле колокольни»,чтобы поместить там библиотеку к «благу учащейся молодежи». По-видимому в Европе это был первый случай, кода светская библиотека располагалась в храме. У входа в библиотеку висели правила посещения. Например: «Тот, кто намеревается войти, пусть очистит обувь от грязи, стряхнет пыль или дождевую воду с одежды»; «Ножницами или ножом книги пусть не режет и не пачкает их».


Библиотека на третьем этаже

К 1944 году в библиотека было более 20 тысяч изданий. Во время пожара 30 августа 1944 года часть книг была эвакуирована на юг Восточной Пруссии.

Музей «парк скульптуры» на острове Канта

После окончания экскурсии мы прогулялись по «парку скульптуры». Так как на территории острова Канта нет других строений, то вся территория представляет парк с одной основной аллей, которая называется улица Канта и другими небольшими тропинками, на которых расположены различные скульптуры. Парк скульптуры был создан в 1984г. по решению Калининградского исполкома. Все работы выполнены из ценных материалов, таких как бронза, гранит, мрамор и металл. Их авторы известные мастера и все работы объединённые темой «Человек и мир». Сейчас представлено 23 скульптуры.


Схема музея парка скульптуры
Пётр первый, 1989г.
Пантера, 1975г.
Поющие дети, автор М. Переяславец, 1978г
Мост через остров Канта по Ленинскому проспекту
Центральная аллея или улица Канта

Пересекаем улицу Канта и двигаемся к следующим скульптурам.


Мир без войны, автор Л. Романова, 1981г.

Это последняя 23 скульптура, которая находиться не далеко от Медового моста, по которому мы заходили на остров.


Созидание.Мир., 1982г.

В целом, от парка скульптуры, впечатление не однозначное, но своё мнение будет только после посещения парка.

Так как у нас было ещё два часа до начала мини концерта органной музыки, то мы по поехали посетить другую достопримечательность Калининграда. А после неё вернулись обратно на остров Канта.

Концертный зал Кафедрального собора города Калининград

В два часа мы были у Кафедрального собора в Калининграде и пошли на мини концерт. При входе, в сам концертный зал, нас Вас встречают скульптуры двух необычных животных.


Нас встречают интересный зверюшки

остров Кнайпхоф, Гроссер Домплац 58
сейчас официального названия нет; применяется “Кнайпхоф“
В западной части (башенной) сегодня: православная часовня, евангелическая часовня, музей Собора и музей Канта.
После восстановления неф должен использоваться в многокультурном плане.


История строительства:

Здание-предшественник было возведено после основания Земландского соборного капитула в 1286 года на окраине Альтштадта между Прегелем и Лёбенихтом (где-то между 1297 и 1302 годами). Епископ Йоханнес Кларе (1322-44), для которого эта церковь показалась слишком маленькой, начал где-то в 1327 году на переданной ему восточной половине Кнайпхофа возведение обнесённого стенами епископского двора, к которому позднее в южной части добавились крытая галерея и здание приюта. Далее в сторону Прегеля выросли епископский покой и восточнее от него школа (позднее ставшая университетом), а также госпиталь. Точно установить дату начала строительства Собора нельзя; в 1320 году упоминается о намерении строительства, вероятно епископ Кларе начал производство работ где-то в 1332 году, самое позднее в 1333 году. О его первоначальном намерении, выполнить Собор в виде укреплённой церкви свидетельствует построенная в первую очередь восточная стена хора, имеющая толщину в 3 м. Поверху этой массивной стены должен был быть также построен широкий ход для защитников, к нему же быть пристроены угловые башни. И строительство северной стены поначалу выполнялось до высоты в 2,75 метров с такой же толщиной. Но дальнейшее строительство в таком массивном ключе сорвалось по причине протеста владельца территории, Великого магистра Тевтонского ордена Герцога Людгера фон Брауншвайга. Поэтому верхняя часть северной стены, а также на тот момент ещё не возведённая южная стена имели толщину всего 1,28 м.

Между 1335 и 1340 годом церковный хор был закрыт с помощью “фахверковой” стены в качестве временной меры. После чего храм божий начал как таковой и использоваться. В это время высоко вверху на хорах возник знаменитый фриз, начинавшийся у северной стены, проходивший дальше по восточной и заканчивавшийся на северной (он также исчез полностью, о нём можно прочитать в книге Зайделя).

Предположительно только в этот момент были возведены западные башни (именно этому объяснению поддаётся видное в плане лёгкое смещение / надлом главной оси). Обе башни были построены в 1344 году. Изображений их внешнего вида не сохранилось. Они, скорее всего, возникли по образцу Кульма или Кульмзее. Одновременно работы над продольным нефом, заложенным в виде базилики, продвинулись настолько, что можно было начать возведение деревянного перекрытия и крыши (крыша была готова в 1351 году). Но не успел Собор отстроиться, как при Великом магистре Винрихе фон Книпроде (1351-82) уже началась перестройка: решено было возвести зальную церковь с тремя нефами. Перестройка с возведением сводов продлилась до 1382 года. При этом в среднем нефе исчезли окна, а окна боковых нефов увеличились в высоту.

В 1544 году обе башни сгорели дотла. Их повторное возведение пришлось на время Ренессанса; к южной башне добавилась надстройка с 12 углами, в которой были повешены колокола. Северная башня осталась в подчинённом положении с простыми фронтонами по западной и восточной сторонам. Проекты для обеих были выполнены бывшим придворным столяром Гансом Вагенером. Эти работы были закончены в 1552 году.

В 1564 (или 1568) году на крыше продольного нефа был возведена очаровательная маленькая башенка - коньковый всадник.

В 1650 году основанная уже в 1629 году канцлером Мартином фон Валленродтом библиотека была перенесена в до сих пор неиспользуемое помещение в южной башне под колоколами.

В 1901-07 годах Собор реставрировался под руководством консерватора провинции Рихарда Детлефсена. Целью этой реставрации было восстановление прежнего состояния до 1400 года. Следуя велениям времени, применили всю свою фантазию; например, на юго-восточном углу хора была вновь создана маленькая укреплённая башенка на основании остатков фундамента в стене. Внутри из-под штукатурки были освобождены старые фрески. Кроме того, делалась попытка противодействовать плохому строительному основанию и недостатком заложения (тогда под южной башней была обнаружена просадка глубиной в 1,67 м).

Бомбардировки августа 1944 года нанесли тяжёлые повреждения. Церковь полностью выгорела. Фронтон северной башни и части свода обвалились. Оставшиеся своды могли быть спасены, если бы своевременно были проведены работы по консервации и возведению временной крыши. Но 20 лет ничего не происходило, в это время Собор был подвержен атмосферным воздействиям, и отдан во власть мародёрам; исчезли, прежде всего, в том числе остатки не тронутых пожаром памятником; да и в целом, руина находилась в безутешном состоянии.


В 1972 году были начаты первые работы по поддержанию сооружения. Однако в 1975 году в продольном нефе всё-таки обвалился последний пролёт. И только с 1976 г. начались определённые работы по консервации, например., перекрытие и дозакладка стен. Восстановление, как таковое, началось только в 1990 г.

Строительное описание

Западные башни.

Западный фронт разделён на три части на южную и северную башню и срединное строение. Оба нижних этажа образуют собой сквозной цоколь. Так на входном этаже и возникли три простых помещения с крестовыми сводами, соединённые между собой и продольным нефом. Среднее помещение служит вестибюлем. В нём находится круглая, очень оригинальная в оформлении башенка с лестницей, ведущей на верхние этажи. Среднее помещение второго этажа было перекрыто ныне реконструированным ребристым звездообразным сводом. Этажом выше находилась Валленродтская библиотека в помещении южной башни (прямо под звонницей) и в помещении посередине. Одно из помещений было расписано, а в другом были сделаны фигуры и резьба по дереву в стиле барокко. Помещение в северной башне раньше не использовалось. Во всех трёх помещениях ныне разместился музей Канта.

Названное трёхчастное деление на две башни и среднее сооружение почти никак не отражается на фасаде. Скорее фасад разделён вплоть до оснований башен двумя узкими, но заметными декоративными лентами на горизонтальные фрагменты, которые частично лишают готические окна возможности производить впечатления стремления вверх. Внизу в проходящем под двумя этажами цоколе преобладает закрытая кирпичная стена, которая несколько оживляется 11 осями готических форм по типу стен продольного нефа, из которых только три являются настоящими окнами, а остальные выполнены в виде слепых аркад (из которых позднее две были наполовину перекрыты контрфорсами). Лежащий выше второй (или средний) фрагмент более интересен. Между двумя штукатурными поясами встроено тесно друг к другу 18 очень высоких и стройных декоративных арок, перекрываемых стрельчатыми арками. В эти высокие декоративные арки на втором, отстоящем назад уровне, устроены другие маленькие декоративные проёмы, разделённые на три этажа. Формы варьируются изысканным образом: по бокам башен, например, внутренние декоративные арки выдаются над двумя “этажами”, при этом удлинённые формы, для повышения размаха, стоят над короткими. И только при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что некоторые из декоративных арок сделаны в виде оконных проёмов. Это показывает, что декоративные арки в первую очередь были средствами оформления, а не предназначались для имитации окон.

И только над вторым декоративным поясом следует башенная зона с её разделённым на пять частей средним фронтоном, два пилястра которых начинаются уже между декоративными арками и расположены в противовес к горизонтальным декоративным поясам. Обе башни не смогли быть возведены на большую высоту из-за плохого строительного основания. Они так и остались башенными культями со ступенчатыми фронтонами с двухскатными крышами между ними. Эти фронтоны были снесены после пожара 1544 года. На квадратном основании южной башни была возведена двухэтажная надстройка с 12 углами, на которой только в 1552 году был построен шпиль, покрытый плоской черепицей. Интересно, что на смену готическим окнам пришли формы ренессанса, дополнившись полуциркульными арками с маленькими замковыми камнями. Да и северная башня, восстановленная с простым фронтоном, выказывает типичные формы ренессанса.

Продольный неф. По характеру своего плана Собор следует схеме орденских церквей с трёхнефной приходской церковью и однонефным хором с прямым завершением, но без крипты (подземной часовни). По первоначальной концепции приходская церковь была сделана в виде базилики с высоко расположенными окнами в среднем нефе. Над ней был выстроен простой деревянный потолок. Контрфорсы поначалу не предусматривались, они были добавлены только после появления сводов.

Церковь с тремя нефами и пятью пролётами производила впечатление простора, хотя в ней и не было того стремления вверх, имевшего место быть в южно- и западногерманской поздней готике. Но при высоте в 17 м соотношение ширины к высоте как почти 1:1,5 заслуживает внимания. Более низкие боковые нефы позволяют только угадывать историю их возникновения из прежних форм базилика. При повышении внешних стен окна были продлены, а уже имевшийся декоративный ряд был на юге продолжен в вертикальном направлении, на севере он был удвоен. Как и в нижней части западного фронта, в каждом пролёте было сделано только одно окно. Для более удовлетворительного оформления пространств между двумя контрфорсами, вбок от окон были добавлены декоративные арки (которые были закрашены раньше, а при реставрации в 1907 году были дополнены разукрашенными ажурными орнаментными формами). При перестройке под приходскую церковь были возведены новые, богато профилированные колонны, которые в основании были слегка вытянуты. И только их цоколи из песчаника остались со времён первоначальной базилики. Колонны переходили без пят в арки, нёсшие звездчатый купол из 12 частей. Купола боковых нефов имели своеобразную форму: Средняя нервюра в форме грушеобразного ребра (*) пересекала всё пространство, с обеих сторон к ней по сводам примыкали сегментные своды. После 1500 года восточный пролёт северного нефа обвалился. При повторном возведении было вновь отдано предпочтение звёздчатому своду. Внутренние поверхности стены из обожённого кирпича и колонны были оштукатурены и частично разукрашены. Уже в 1833 году на хорах и в 1863 году в приходской церкви были обнаружены настенные росписи, другие были найдены при реставрации в 1907 году.

На западном завершении среднего нефа в 1717 году было построено возвышение для органа, которое было в 1833 году расширена до певческой эмпоры. Будучи высотой чуть более 3 м, она поначалу закрывала входящему полный вид на церковный неф. Сам орган был сделан в 1721 году Йошуа Мозенгелем.

На востоке средний неф завершался триумфальной аркой, высота которой примерно соответствует высоте самого низкого хора. Первоначально здесь стоял леттнер высотой в 4 м, имевший два прохода. Позднее проём был увеличен, а на этом месте устроен алтарь в стиле ренессанса, который был расширен с добавлением элементов барокко.


Разрез по хорам. Разрез по продольному нефу.

По обратной стороне гробнцы герцогу Альбрехту. По состоянию на 1350г. (примерно)

Состояние 1340-1944 года (гробницы с 1571г)

Однонефный хор длиной в пять пролётов показывает особенно сегодня, когда его мощная кирпичная конструкция ничем не прикрыта, свой характер оборонительного сооружения. Его “оборонительная” функция использовалась французами в период оккупации в 1807 году, когда они короткое время надругались над ним, приспособив под военную тюрьму. После переустройства под нормальную церковь, которого вскоре после начала строительства потребовал Великий магистр, южная стена, вероятно, стала выше на 2,60 м выше северной. Из-за чего стропильная ферма, которая расположена над хорами несоосно, оказалась неровной. С самого начала было предусмотрено возведение сводчатых перекрытий над хорами, о чём свидетельствуют выполненные вместе с внешними стенами контрфорсы. Подпятные камни звёздчатых сводов в виде тонких колонн примыкали к стене на длину 2,80 метра.


Внутри хоры были разделены решёткой: два восточных пролёта образовывали высокий хор; с момента похорон герцога Альбрехта здесь возник княжеский склеп. Три оставшихся пролёта были доступны для всех и образовывали нижний хор, здесь был также и сиденья для хоров.


Внешне южная сторона хоров была выполнена с меньшим количеством украшений, здесь, скорее всего, раньше находилась крытая галерея. А вот северная сторона, выходившая на Альтштадт, была выполнена с использованием больших средств с профилированными окнами и контрфорсами. Верхнее завершение боковых стен по своему расчленению соответствовало поначалу планировавшейся крытой галерее. На севере это были полуциркульные, на юге декоративные стрельчатые ряды. Вместе с новой конструкцией крыши они были восстановлены в 1997 и 1998 годах.

Общая часть

Продольный разрез.

Состояние на 1907 - 1944г


Кёнигсбергский собор вряд ли является тем строительным сооружением, которое могло бы произвести впечатление своими особенно удачными пропорциями или единым художественным оформлением. Значение Собора более проявляется в качестве мощной орденской церкви, которая - в соответствии с требованиями времени - постоянно перестраивалась и формировалась по-новому со врёмен готики до времён барокко, пока в начале 20-го века не подверглась основательной реставрации в соответствовавшей тому времени манере.

Бросается в глаза большая длина 98 м, которая обозревалась лучше всего в 1994 году, когда башни снова достигли своей прежней высоты, а продольный неф и хоры присоединялись к ним в виде “низкой” руины, которая всё тянулась и тянулась в длину. Из-за вновь восстановленной очень высокой крыши это впечатление “бесконечности” притупляется, и мощь здания может быть теперь воспринята во всём объёме. В особенности южная башня с её шпилем, которая до 1997 года благодаря своей высоте представлялась в известном смысле даже в более выгодном свете, производит впечатление придавленности, подчинённости длинному церковному нефу.


В полные фантазии времена перестроек и нового оформления в конце 19-го века были проекты воздвижения обеих башен в “готическом” смысле, т. е. более высокими (что в других местах уже произошло, а в Кёнигсберге к счастью нет). Нельзя и представить себе, чтобы высокие башни смогли создать баланс с очень удлинённым нефом. Так башенная сторона со шпилем и шанцом являются всего лишь показной витриной в лучшем смысле этого слова: начавшись с готического стремления ввысь с высокими рядами окон и узкими декоративными арками над ними представленными наверху в эпоху ренессанса, это стремление успокаивается широким фронтоном северной башни и компактными полуциркульными окнами южной башни. Ну а далее в качестве точки над “i” на всём стоит двенадцатиугольная надстройка южной башни с её острой пирамидальной крышей - элементы, которые ещё раз привязываются к готическому стремлению ввысь.

Пристройки

Как и все средневековые церкви, собор в Кёнигсберге обрёл несколько пристроек:

Часовня для крещения была пристроена в 1595 году. Два контрфорса северной стены продольного нефа были связаны друг с другом, а всё помещение было перекрыто деревянным сводом. В качестве разделяющей стенки от бокового нефа была взята форма, типичная для ренессанса: на парапете были поставлены в два ряда одиннадцать стройных ионических колонн с античной системой балок. Проём посередине венчался полуциркульной аркой.

Ризница была пристроена в углу между южной стеной бокового нефа и хорами. Она состояла из собственно ризницы со сводом и вспомогательного помещения, доступ к которому был возможен только снаружи. На стенах основания обеих помещений нынче возникла вспомогательная комната для технических приспособлений, выполнения из кирпича другого типа.

Профессорская усыпальница. С 1558 года все профессора стоявшего напротив университета имели право быть похороненными в открытой галерее по северной стене хора. Иммануил Кант был в 1804 году последним, кто торжественно нашёл здесь свой вечный покой. В 1809 году был возведена открытая прогулочная галерея, но из-за плохого состояния она была снесена в 1880 году. Над местом захоронения Канта был воздвигнут маленький зал с двумя фронтонами в готическом стиле, который, правда, вскоре тоже пришёл в негодное состояние. И только на великий юбилей Канта в 1924 году на том же месте было воздвигнуто новое достойное сооружение.

Сегодняшнее состояние

Внешний вид собора с помощью реставрационных работ большей частью восстановлен (если не принимать во внимание состояние кирпичной стены, неудовлетворительные работы по её улучшению и не всегда правильно выбранную форму и материалу покрытия контрфорсов, крыши, шпиля башни и ризницы). Окончательная реставрация внешней части стены началась в 1999 году, при этом места с недостаточно хорошим исполнением во времена ранних реставраций должны быть также обновлены.

Во внутренней части хоров и приходской церкви (оба перекрыты крышей из лёгкой металлической конструкции, боковые стены закреплены стальной конструкцией) можно было видеть ужасающее состояние, в котором Собор был ещё в 1976 году при начале работе по консервации или в 1990 году, начале собственно восстановления.

Всё весьма богатое внутреннее убранство сгорело ещё в 1944 году, своды обвалились один за другим, стены из обожённого кирпича представляются голыми без штукатурки, боковые стены, хотя ещё имеются, но стоят криво и при высоте в 17,7 м отклонились от вертикали до 42 см. Даже поначалу сохранившийся пол был разрушен при первых работах по консервации. Эпитафии на стенах, которые вышли из войны относительно целыми, только в последующие годы были разрушены до неузнаваемости.

Но кривизна внутренних стен не является следствием отсутствия работ по их поддержанию, это проблема, которая с самого начала работ по возведению собора в 14-м века доставляла хлопот. Строительный грунт острова на Прегеле состоит из земляной насыпи, 3-4 метрового слоя торфа, а под ними идёт шлам и песок-плывун. Эти слои отнюдь не могут быть несущими. Внешние стены стоят на арочных устройствах, и только колонны, скорее всего, стоят на сваях.

Интерьер

Памятник герцогу Альбрехту по сотсоянию на 1945г.

Это я.))) Таким запомнило его наше поколение............


Упомянутый богатый интерьер, постоянно обогащавшийся с 14 по 19 век, был в 1944 г. и первые послевоенные годы почти полностью уничтожен. Остались только части отдельных эпитафий и склепы в стене.

Почти вся восточная стена по-прежнему занята памятником герцогу Альбрехту (он остался почти без повреждений после бомбардировок, но потом все фигуры, гербы, колонны и прочие украшения были растащены, на сегодня остался только голый архитектурный каркас - 11 м высотой, 12,5 м шириной). Этот памятник считается одной из главных работ скульптора Корнелиса Флориса из Антверпена (1513 - 1575), он был сделан в Антверпене. Герцог Альбрехт умер в 1568 году, на памятнике стоит год 1570, а установлен он был в 1571 году. Образцом служили итальянские могилы расцвета ренессанса, которые в свою очередь корнями уходят в Древний Рим.

Среднюю часть образует большая полуциркульная ниша, окружённая по бокам четырьмя маленькими нишами, перед которыми расположены коринфские колонны с конструкцией перекрытия. Роскошный саркофаг стоял в большой нише, на его плите стоял на коленях герцог, молившийся перед алтарём. В боковых нишах стояли аллегорические фигуры. Под завершавшим всё фронтоном находилось очень реалистичное изображение Страшного Суда. Фигуры были сделаны из белого алебастра, архитектурные части из бельгийского известняка.

Из более чем 100 эпитафий, прежде расположенных на внешних и внутренних стенах, сохранились только немногие. Внутри кроме памятника Альбрехту на хорах на южной стене можно видеть только остатки двух эпитафий. Плиту для эпитафии князю Богиславу Радзивиллу (умер в 1669 году) и его супруге Анне Марии, урожд. княжне Радзивилл (два больших венка с надписями и два бюста в натуральную величину отсутствуют); потом архитектурный остов эпитафии герцогине Анне Марии, второй супруги герцога Альбрехта (умерла в 1568 году); и здесь недостаёт надписей и фигурных украшений.

Изображённая ниже круглая лестничная башенка в сенях уже упоминалась. Квадратные колонны дают возможность видеть винтовую лестницу. В нижней части и под крышей полуциркульные своды так переплетены друг с другом, что из них образуются маленький стрельчатые своды. Бёттихер писал: что “башенка так оригинально придумана, что ничего похожего поставить рядом нельзя”. Переплетённые в виде стрельчатых сводов арки - одно из изобретений норманнской архитектуры на Сицилии в 11-м и 13-м веках.

Эпитафии

лучше сохранились на внешних стенах, так как они в большинстве своём не содержат никаких роскошных архитектурных деталей и никаких фигурных украшений, а просто вправлены в стену в виде плит. Они отреставрированы и законсервированы в 1995/96 годах.


Начнём с южной стороны собора:

Снаружи на последнем, восточном пролёте продольного нефа в нижней части декоративного окна закреплена простая табличка в честь Сары Брегелиа; она состоит только из надписи, обрамлённой в рамку.

Дальше, уже на внешней стене хоров во втором пролёте (к востоку от пристройки бывшей ризницы) есть хорошо сохранившаяся (хотя и в трёх местах разломанная) эпитафия Сюзанны фон Калькштайн. Над надписью два герба; плиту обрамляет изречение в виде рамки по всем четырём.


У пятого, последнего пролёта хоров находится эпитафия канцлера Йоханна фон Кройтцена и его жены Йеофемии, урождённой Дамерау; над надписью видна сама пара, на нём рыцарские доспехи, а на ней длинное платье и ожерелье вокруг шеи; выше ряд гербов.


Теперь перейдём к восточной стене хоров: там висит, вблизи от кантовского портика, хорошо сохранившаяся эпитафия Урсулы фон Пудлитц, урождённой фон Грюнберг, супруги благородного господина Ведиго Раймар цу Пудлитц, год смерти - 1612. Над надписью в углублении вправлены оба герба.

Другие эпитафии находятся на обращённой к городу северной стороне Собора. В предпоследнем пролёте (рядом с могилой Канта) на внешней стене сильно размытая эпитафия Альбрехта барона фон Киттелитца, регента и ландхофмейстера (можно с трудом распознать фигуры со сложенными руками).

Следующая эпитафия расположена на стене хоров и сохранилась лучше, она посвящена Коэлестину Ковалевски (располагавшийся над надписью медальон ныне отсутствует).

Ну и под конец во втором пролёте стидим хорошо сохранившуюся эпитафию Андреаса Фабрициуса. Она оформлена богаче с гербом посередине, обрамлённым сводом эпохи ренессанса. На ней также изречение, которое заключает как рамка всю плиту по четырём сторонам.

На северной стене продольного нефа на пятом восточном пролёте расположены сразу две эпитафии: первая не идентифицирована и состоит только из рамки. Вторая рядом, богато оформленная, посвящена Маттиасу Стоиусу. Эта напоминает своим разделением на две части и маленьким фронтоном поверху эпитафии в церковном помещении.

Последняя эпитафия расположена слева от окна 4-го пролёта (пролёта восточнее часовни для крещения) и посвящена Кристоферу Пройссу и его супруге Йеофемии Столпиане. Она обрамлено бросающейся в глаза рамкой.

Внутри хоров на полу находилась могильная плита великого магистра Тевтонского ордена Лютера фон Брауншвайга (поначалу она было временно обнесена досками). Эта плита с надписями в нескольких местах разломана. В 1998 году она была сфотографирована для реставрации.

Как уже говорилось , Калининград - город наизнанку с переполненными историей окраинами и унылым панельно-бетонным центром. С одной оговоркой: всё же от Старого Кёнигсберга, в самой его геометрической середине, всё-таки уцелел Кафедральный собор. О нём - первый из 4 постов под общим заглавие "призраки Кёнигсберга".

И ещё сразу обращаюсь к знатокам региона - перефразируя известный мем, "вы не ругайтесь, вы поправляйте!".

О том, как крестоносцы Тевтонского ордена пришли в языческую Пруссию, я уже писал в посте о , заложенном в 1238 году. На первичную колонизацию Пруссии "псам-рыцарям" понадобилось около двух десятилетий, и в 1255 году на месте прусского городища Твангсте в устье Преголи IX Великий магистр Тевтонского ордена, участник Легницкой битвы с монголами (1241) Поппо фон Остерна и чешский король Оттокар II Пржемысл основали замок Кёнигсберг-в-Пруссии (официальное название города вплоть до 1946 года). "Кёнигсберг" в переводе "Королевская гора", но при этом плоский почти как Петербург, поэтому есть версия, что название его - калька с варяжского, и означает Княжий берег; в Польше же он всегда был известен как Королевиц. Крепость в устье реки-стержня всей Пруссии стала быстро обрастать торговыми поселениями: подзамковая слободка Альтштадт ("Старый город") получила Кульмское право в 1286 году, примыкающий к ней Лёбенихт - в 1300, Кнайпхоф на островке - в 1327, а Ломзе, Форштадт, Ластадия так и оставались предместьями. Три города жили своей жизнью, имели отдельные ратуши, даже один раз воевали (1455) и постоянно вели экономическое соперничество, а замок Кёнигсберг лишь взирал на эту суету из-за своих неприступных стен. Такие полицентрические города в Европе вообще не редкость - например, Прага иди даже наш Киев, и объединились они не так уж давно: скажем, Кёнигсберг - лишь в 1724. И так как замок не принадлежал Лёбенихту и Альштадту, важнейшим из трёх городов до этого времени был Кнайпхоф, в котором и стоял Кафедральный собор. Всё это хорошо иллюстрирует макет в его башне - кроме непосредственно собора из показанных на нём зданий не уцелело НИ ОДНО:

Полное посвящение храма - собор Божьего Тела, Девы Марии, Адальберта Пражского и Всех Святых. Он был заложен ещё в Альтштадте, построен в 1302 году, но вскоре стало ясно, что для растущего города собор маловат. Тут Кульмским правом обзавёлся Кнайпхоф, и в 1333 году первый собор начали разбирать и строить заново на другом берегу протоки. Изначально он должен был стать храмом-крепостью, но магистр Людвиг Брауншвейгский счёл, что второй укреплённый объект в прямой видимости от замка будет скорее потенциальным противником, чем подспорьем, и собору надлежало оставаться в тени замка. Неф собора достроили в 1388 году, но башни - лишь в 1553, уже в "лютеранский" период.

Здесь хорошо видно устройство собора. Восточная (левая) часть построена первой, была однонефной, и известна как Высокие хоры - в ней вплоть до 1525 года дозволялось молиться только адептам Ордена. Более широкая трёхнефная часть - Низкие хоры, построена следом для прихожан. Архитектура собора - правильная "северная готика", отличающая города Ганзейского союза.

По европейским меркам кафедраль тут небольшой - всего 88 метров в длину и 50,5 в высоту, то есть в 1,5-2 раза короче и в 2-3 раза ниже великих соборов Европы типа кёльнского или руанского. На этом Дальнем Востоке Европы больше вряд ли требовалось - зима суровая, а кругом неверные... но именно здесь, а не в Кёльне или Ульме,в 1525 году состоялось первое официальное богослужение на немецком языке (не латыни). Собор в Прусском герцогстве стал приходской кирхой Кнайпхофа, и тогда же начал превращаться в культурный центр новой страны - в 1544 году по соседству строится Альбертина, в 1650 году в башне разместилась Валенродтовская библиотека. В соборных склепах хоронили не только знать и высшее духовенство, но и профессоров.

Одним из них был Иммануил Кант, и именно его могила не дала собору разделить судьбу замка, ратуш, кирх и многого другого. Тем не менее, восстанавливать сгоревший в войну храм не стали, и к моменту распада СССР он выглядел примерно так:

Само здание восстановлено в 1992-98 годах, а вот детали - эпитафии, часовни, орган, убранство - восстанавливается постепенно и скорее всего это займёт ещё не одно десятилетие. Сам же Кнайпхоф вряд ли вернётся, и на месте его узких улочек - парк:

Который в 1970-80-е даже пытались сделать парком скульптур, но не слишком удачно:

Катерина taiohara обратила моё внимание вот на эту композицию. Юлиус Рупп - этот дед Кете Кольвиц , о которой в современном Калининграде знают немногие (в отличие от Брахерта). Между тем, эту художницу и скульптора начала ХХ века называли "Микеллианджело в юбке". Рупп, которого газеты называли "мятежным проповедником", оказал на Кете огромное влияние, и когда его похоронили на соборном кладбище, она изготовила ему памятник. Здесь, правда, копия, привезённная 22 июня 1991 года внучкой Кете Юттой Ботте-Кольвиц. Но по сути - единственное ныне произведение Кольвиц в родном городе.

Ещё тут есть памятник Альбрехту Гогенцоллерну в 1525 году упраздшившему Прусское ландмейстерство Тевтонского ордена, перешедшего в лютеранство и основавшего Прусское герцогство. Как известно, Гогенцоллерны правили Пруссией, а затем и всей Германией вплоть до 1918 года, а основателем династии выходит именно Альбрехт. Памятник ему поставили в 1891 году, разрушили при Советах и воссоздали в 2005:

С этой стороны находится и самое культовое место Калининграда - Стоя-Кантиана (1924):

При жизни, да и первые лет сто после, Канта в Кёнигсберге не очень-то чтили, и в genius loci он начал превращаться лишь после Первой Мировой. Тогда и был построен нынешний склеп взамен обветшавшего старого. Трудов Канта в полном виде я не читал, ограничившись материала из учебника по философии... и всё же примерно понимаю, как сильно повлияли его идеи на Новое время. Здесь покоится один из величайших людей Истории:

Самая красивая деталь "Стои-Кантиана" - потолок:

В стенах Высоких хоров, наружных и внутренних - десятки эпитафий:

Самым роскошными из них были эпитафии Альбрехта и Радзивиллов ( , и в этом ничего удивительного - Кёнигсберг был одним из центров литовской элиты), и насколько я знаю, их понемногу восстанавливают. Правда, их местоположение я так и не выяснил. Эпитафия Альбрехта:

Ну а мы подходим к фасаду. Он очень впечатляюще нависает над головой:

В холле собора встречают вот эти зверьки - подлинные скульптуры Кнайпхофской ратуши (1695-97):

По бокам - две часовни. Справа - лютеранская:

Слева - православная:

С копией "Нерушимой Стены" из и аутентичной русской библией 18 века, попавшей сюда в числе трофеев вермахта.

Сам же собор не принадлежит ни одной из конфессий, а 7 мая 1995 года в нём проходила уникальная для России общая служба православных, лютеран и католиков. А вот туристу посещение влетит в 300-500 рублей, так как в музей на башне и органный зал в Низких хорах билеты по 150р. и фотосъёмка оплачиваются отдельно:

Экспозиция на нескольких этажах посвящена в основном истории и археологии Пруссии:

Включая детальный макет Старого Кёнигсберга, на который я сошлюсь ещё не раз. Тут помимо замка и собора видна третья доминанта - Новая Синагога в Ломзе (1894-95):

Ещё один макет, более общий, даёт представление о том, как Кёнигсберг был укреплён:

Вдоль лестницы - витражи:

Выше - Валенродтовская библиотека, а вернее её реплика. Мартин фон Валленродт, местный дворянин, коллекционировал книги с начала 17 века, и к 1623 году насобирал более 3000 томов... однако затем его дом сгорел, и всё собрание погибло. Валенродту хватило духу начать всё сначала, и к моменту его смерти (1632) в библиотеке снова было около двух тысяч книг. Его сын Эрнст продолжил дело отца, объехал в поисках редких книг всю Европу и даже добрался в Америку, и к 1650 году библиотека разрослась настолько, что городской совет Кнайпхофа предоставил ей комнаты в башне собора. В 1675 году библиотека перешла к Кёнигсбергскому университету, а в 1721 году - государству, и к началу ХХ века насчитывала более 10 тысяч книг. Как и многие другие ценности, коллекция погибла в 1940-е... однако точно известно, что её удалось уберечь от огня, так как в распоряжение советской власти книги попали упакованными и целыми. Скорее всего, в неразберихе первых лет она была разграблена и распродана по всему миру, в частные коллекции. Самый значительный её фрагмент попал в библиотеку Торуни, а в Кёнигсберге из её собрания сохранилось около 300 томов 16-18 столетий (хранятся то ли в фондах музея, то ли в университете). Резное убранство библиотеки (1650-е годы) же было воссоздано к 2005 году:

Верхние этажи башни занимает экспозиция памяти Канта:

В соборе же, как я понял, пока восстановлены только Низкие хоры, и их занимает городской органный зал:

Стрельчатые своды были белыми не всегда - роспись собора завершилась в 14 веке... и погибла опять же во время войны. Репродукции отдельных сюжетов висят в рамочках, и больше всего в суровом рыцарском краю впечатляет их доброта:

Даже чёрт тут лапочка:

Что касается других элементов убранства, то честно скажу - я забыл сфотографировать поясняющие таблички, и забыл, что тут чем было. Скорее всего - опять эпитафии, фрагменты утраченных склепов, часовни. Эти ангелочки - возможно, остатки органа:

Этот корабль из свечей - уже современный, и свечи зажигают, когда служат по невернувшимся с моря:

Больше всего меня заинтересовал вот этот объект - может, кто из местных подскажет?

Озадачил и вот этот явно не сохранившийся до наших дней саркофаг. Чей он был, и вообще в соборе ли находился?

Пока же самый красивый элемент собора - воссозданный совсем недавно орган, точная копия старого (1891):

Ещё можно было бы написать пост о Королевском замке, о видах на город с его башни, по одному о Кнайпхофе, Альтштадте, Лёбенихте и Ломзе, о Фортштадте и Хаберберге, о набережных и Ластадии, об улице Штайндамм, о площади Параденпатц, о Трагхайме, о Росгартене, о музее "Пруссия", о музее деревянного зодчества близ зоопарка, и только потом - о вокзалах, укреплениях, районах окраин... Но всего этого больше нет.
Однако немцы были такими любителями фотографии, что брали камеры даже на фронт, а уж Кёнигсберг обфоткали вдоль и поперёк. Наверное, если бы я владел немецким - сумел бы из довоенных фотографий склепать полноценный путеводитель. Но и без этого - в следующих трёх частях погуляем по достопримечательностям города-призрака.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД -2013

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!