Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

Как решать задание 3 егэ биология. Задания части С1

Раздел в кодификаторе “ Организм как биологическая система”.

Задание относится к базовому уровню, при правильном выполнении можно получить за него 1 балл.

Темы, приведенные в кодификаторе:

3.1 Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы.

3.2 Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

3.3 Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.

3.4 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

3.5 Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

3.6 Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.

3.7 Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

3.8 Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

3.9 Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

Тем действительно много, однако, задание далеко не самое сложное. Это одно из немногих заданий, на которое можно наловчиться, как решать пример по математике. Естественно, для этого нужно определенное количество знаний, но Вы сами убедитесь, что в отличие от других заданий, их не так много.

Задания приведены либо на вычисления, либо нужно указать количество чего-либо.

Разбор типовых заданий №3 ЕГЭ по биологии

Можно выделить 9 типов заданий. Цифра, конечно, не самая маленькая, но для такого варианта упражнений выделить как можно больше типов лучше, ведь это дает возможность освежить знания или же получить их и раз и навсегда освоить этот номер.

Количество аминокислот по длине фрагмента ДНК

Длина фрагмента молекулы ДНК бактерии равняется 20,4 нм. Сколько аминокислот будет в белке, кодируемом данным фрагментом ДНК?

Примечание.

Длина одного нуклеотида 0,34 нм.

Обратите внимание на примечание, оно явно здесь не просто так.

Итак, сейчас перед нами практически задача по математике из начальной школы.

Первое наше действие: У нас есть бусы, длина которых 20,4 единиц измерения. Диаметр одной бусины 0,34 единиц измерения. Сколько здесь бусин? Естественно, нужно просто поделить все бусы на размер одной их составляющей:

Мы нашли количество нуклеотидов. У генетического кода есть такое свойство как триплетность. Она аминокислота кодируется тремя нуклеотидами. Чтобы узнать число аминокислот нужно разбить нуклеотиды на группки по три:

20 аминокислот будет в белке с длинной фрагмента ДНК 20,4 нм.

Алгоритм для подобной задачи:
  1. Делим данную длину фрагмента на длину одного нуклеотида. Получаем число нуклеотидов в цепи.
  2. Делим полученное число на три по свойству триплености.

PS: Последовательность нуклеотидов, которой задается аминокислота называется кодоном.

Количество нуклеотидов по числу аминокислот

Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 25 аминокислотных остатков? В ответ запишите только соответствующее число.

Раз одна аминокислота кодируется тремя нуклеотидами, то 1 аминокислота=3 нуклеотида

Число аминокислот по числу нуклеотидов

Сколько ами­но­кис­лот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.

Снова триплетность. 1 аминокислота= 3 нуклеотида. Делим все нуклеотиды на 3, получаем аминокислоты.

Ответ: 300.

Подсчет процента содержания определенных нуклеотидов

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле. В ответ запишите только соответствующее число.

В этом задании нужно вспомнить другое свойство генетического кода: свойство комплементарности. Означает оно, что у нуклеотидов есть пары. Представьте себе ДНК. Каждая цепь состоит из нуклеотидов, связывают их водородные связи. Но расположение неслучайно.

Пары в ДНК:

Аденин- Тимин

Гуанин- Цитозин

Пары в РНК:

Аденин- Урацил

Гуанин-Цитозин

Раз у нас дано, что 20% от общего числа- гуанин, то это значит, то 20% приходится и на комплементарный ему цитозин.

20%+20%=40%- гуанин и цитозин.

Для аденина и тимина остается:

60%- для аденина и тимина, а вопрос только про тимин,значит, число нужно поделить на 2:

30%- на тимин

30%- на аденин

Решать можно подобное и чуть короче. Раз процентное содержание каждого вида нуклеотидов одинаково в пределах пары, то можно сразу считать от 50 процентов. Из них нужно будет вычесть лишь данный по условию процент содержания нуклеотидов из другой пары.

Запись кодона по принципу комплементарности

Какой ан­ти­ко­дон транспортной РНК со­от­вет­ству­ет триплету ТГА в мо­ле­ку­ле ДНК?

Здесь можно разработать алгоритм. Если дана молекула ДНК, а нужно найти тРНК, то нужно:

  1. записать информационную РНК (иРНК) по принципу комплементарности
  2. записать транспортную ДНК по принципу комплементарности.

На нашем примере:

Тимину соответствует аденин

Гуанину-цитозин

Аденину-урацил, ведь это РНК

Аденину соответствует урацил

Цитозину-гуанин

Урацилу- аденин

Ответ: УГА

Даже если показалось, что какой-то шаг можно пропустить, то лучше не нужно, можно легко ошибиться, так что прописывайте все.

Число молекул ДНК в зависимости от фазы деления

Определите число молекул ДНК в анафазе второго деления мейоза при образовании гамет у зелёной лягушки, если число хромосом в диплоидной клетке равно 26. В ответ запишите только число.

Здесь поможет понимание или заучивание формул митоза и мейоза:

В условии говорится про количество хромосом в диплоидной клетке. Диплоидная клетка содержит двойной набор хромосом. На схемах n- число хромосом, с- число хроматид.

В профазе, когда клетка еще не поделилась, она имеет набор 2n4c, а в анафазе 2n2c.

У нас было 26n52с, по схеме число хромосом не изменилось, поменялось число хроматид: уменьшилось в два раза:

Число хромосом в зиготе

В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите только соответствующее число.

Клетки слизистой имеют диплоидный набор хромосом: 2n4c

20 хромосом 40 хроматид.

Зигота-оплодотворенная яйцеклетка, имеющая формулу 2n4c, то есть такую же, как и клетка слизистой.

Число хромосом и хроматид в зиготе разно числу хромосом и хроматид в соматической клетке.

Число хромосом в половых клетках

У пло­до­вой мухи дро­зо­фи­лы в со­ма­ти­че­ских клетках со­дер­жит­ся 8 хромосом, а в по­ло­вых клетках? В ответ запишите только соответствующее число.

Соматические клетки диплоидны, а половые — гаплоидны, ведь при слиянии они образуют зиготу, из которой развивается организм. Половина хромосом от мамы-половина от папы. При норме, ни больше, ни меньше, так что запомнить легко.

Раз в соматической 8, то в половой:

Число клеток, образующихся в результате деления

Сколько клеток образуется в результате митоза одной клетки? В ответ за­пи­ши­те только со­от­вет­ству­ю­щее число.

При митозе из одной клетки получается две, с идентичным генетическим материалом.

Экзамен по биологии относится к числу выборочных и сдавать ее будут те, кто уверен в знаниях. ЕГЭ по биологии считается сложным предметом, так как проверяются знания, накопленные за все годы изучения.

Задания ЕГЭ по биологии подобраны разнотипные, для их решения необходимы уверенные знания по основным темам школьного курса биологии. На основе педагоги разработали свыше 10 тестовых заданий по каждой теме.

Темы, которые нужно изучить при выполнении заданий смотрите от ФИПИ. Для каждого задания прописан свой алгоритм действий, который поможет при решении задач.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 г. по биологии:

  • Изменена модель задания в линии 2. Вместо задания с множественным выбором на 2 балла включено задание на работу с таблицей на 1 балл.
  • Максимальный первичный балл уменьшился на 1 и составил 58 баллов.

Структура заданий ЕГЭ по биологии:

  • Часть 1 – это задания с 1 по 21 с кратким ответом, на выполнение отводится примерно до 5 минут.

Совет : внимательно читайте формулировки вопросов.

  • Часть 2 – это задания с 22 по 28 с развернутым ответом, на выполнение отводится примерно 10-20 минут.

Совет : литературно излагай свои мысли, отвечай на вопрос подробно и всесторонне, давай определение биологическим терминам, даже если этого не требуют в заданиях. В ответе должен быть план, не писать сплошным текстом, а выделять пункты.

Что требуются от ученика на экзамене?

  • Умение работать с графической информацией (схемы, графики, таблицы) – ее анализ и использование;
  • Множественный выбор;
  • Установление соответствия;
  • Установление последовательности.


Баллы за каждое задание по биологии ЕГЭ

Для того, чтобы получить наивысшую оценку по биологии, необходимо набрать 58 первичных баллов, которые будут переведены в сто по шкале.

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 6 задания.
  • 2 балла - 4, 5, 7-22.
  • З балла - 23-28.


Как подготовиться к тестовым заданиям по биологии

  1. Повторение теории.
  2. Правильное распределение времени на каждое задание.
  3. Решение практических задач по несколько раз.
  4. Проверка уровня знаний путем решения тестов онлайн.

Регистрируйся, занимайся и получай высокий балл!

Инструкция

Для решения генетических задач используют определенные типы исследования. Метод гибридологического анализа был разработан Г. Менделем. Он позволяет выявить закономерности наследования отдельных признаков при половом размножении . Сущность данного метода проста: при анализе определенных альтернативных признаков прослеживается их в потомстве. Также проводиться точный учет проявления каждого альтернативного признака и каждой отдельной особи потомства.

Основные закономерности наследования также были разработаны Менделем. Ученый вывел три закона. В последствии их так и - законы Менделя. Первый - это закон единообразия гибридов первого . Возьмите две гетерозиготные особи. При скрещивании они дадут два вида гамет. Потомство у таких появиться в соотношении 1:2:1.

Второй закон Менделя - это закон расщепления. в основе его , что доминантный ген не всегда подавляет рецессивный. В этом случае не все особи среди первого поколения воспроизводят признаки родителей - появляется так называемый промежуточный характер наследования. Например, при скрещивании гомозиготных с красными цветками (АА) и белыми цветками (аа) получается потомство с розовыми. Неполное доминирование довольно распространенное . Оно встречается и в некоторых биохимических признаках .

Третий закон и последний - закон независимого комбинирования признаков. Для проявления этого закона необходимо соблюдение нескольких условий: не должно быть летальных генов, доминирование должно быть полным, гены должны находиться в разных хромосомах.

Особняком стоят задачи по генетике пола. Различают два вида половых хромосом: Х-хромосома (женская) и Y-хромосома (мужская). Пол, имеющий две одинаковые половые хромосомы, называют гомогаметным. Пол, определяемый различными хромосомами, называется гетерогаметным. Пол будущей особи определяется в момент оплодотворения. В половых хромосомах, помимо генов, несущих информацию о поле, содержатся и другие, не имеющие никакого отношения к этому. Например, ген, отвечающий за свертываемость крови, несет женская Х-хромосома. Сцепленные с полом признаки передаются от матери к сыновьям и дочерям, от отца же - только к дочерям.

Видео по теме

Источники:

  • решение задач по биологии генетика
  • на дигибридное скрещивание и на наследование признаков

Все задачи по генетике, как правило, сводятся к нескольким основным видам: расчетные, на выяснение генотипа и на выяснение того, каким образом наследуется признак. Подобные задачи могут быть схематическими или иллюстрированными. Впрочем, для успешного решения любой задачи, в том числе и генетической, необходимо внимательно прочитать ее условие. Само же решение основано на выполнении ряда определенных действий.

Вам понадобится

  • - тетрадь;
  • - учебник по генетике;
  • - ручка.

Инструкция

Сначала необходимо определить тип предлагаемой задачи. Для этого придется выяснить, какое количество генных пар за развитие предлагаемых признаков, какие признаки рассматриваются. Узнать гомо- или гетерозиготные в данном случае скрещиваются между собой, а также связано ли наследование определенного признака с половыми хромосомами.

Выяснить, какой из предлагаемых к изучению признаков является (слабым), а какой – доминантным (сильным). При этом при решении генетической задачи нужно отталкиваться от предпосылки, что доминантный признак в потомках всегда будет проявляться фенотипически.

Определить число и тип гамет (половых ). При этом стоит учитывать, что гаметы могут быть только гаплоидны. Соответственно, распределение хромосом во время их деления происходит равномерно: каждая из гамет будет содержать лишь по одной хромосоме, взятой из гомологичной пары. В результате потомство получает по «половинному» набору хромосом со стороны каждого из своих .

Сделать в тетради схематическую запись условия генетической задачи. При этом доминантные признаки для гомозиготного исследуемого в виде комбинации АА, для гетерозиготного - Аа. Неопределенный генотип имеет А_. Рецессивный признак записывается в виде комбинации аа.

Проанализировать полученные результаты и записать данное числовое соотношение. Это и будет ответом на генетическую задачу .

Видео по теме

Полезный совет

Во многих подобных задачах генотип предлагаемых к скрещиванию особей не уточняется. Именно поэтому так важно уметь самостоятельно определять генотип родителей по фенотипу или генотипу их потомства.

При изучении генетики большое внимание уделяется задачам, решение которых должно быть найдено с использованием законов наследования генов. Большинству изучающих естественные науки решение задач по генетике кажется одной из самых сложных вещей в биологии. Тем не менее, оно находится по несложному алгоритму.

Вам понадобится

  • - учебник.

Инструкция

Для начала внимательно прочитайте задачу и запишите схематичное условие, используя специальные символы. Обозначьте, какими генотипами обладают родители, и какой им соответствует фенотип. Запишите, какие вышли дети в первом и втором поколениях.

Отметьте, какой ген является доминантным, а какой – рецессивным, если это есть в условии. Если в задаче дано расщепление, также укажите его в схематичной записи. Для простых задач порой достаточно записать условие, чтобы понять решение задачи .

Для успешного решения задачи вам необходимо понять, к какому разделу она : моногибридное, дигибридное или полигибридное скрещивание, наследование, сцепленное с полом либо признак наследуется генов. Для этого посчитайте, какое расщепление генотипа или фенотипа наблюдается в потомстве в первом поколении. В условии может быть указано точное количество особей с каждым генотипом либо фенотипом, либо процент каждого генотипа (фенотипа) от . Эти данные нужно привести к простым .

Обратите внимание, не различается ли у потомства признаки в зависимости от пола.

Каждому типу скрещивания характерно свое особое расщепление и фенотипу. Все эти данные содержатся в учебнике, и вам будет удобно выписать эти формулы на отдельный листок и использовать их при решении задач.

Теперь, когда вы обнаружили расщепление, по принципу которого идет передача наследственных признаков в вашей задаче, вы можете узнать генотипы и фенотипы всех особей в потомстве, а также генотипы и фенотипы родителей, участвовавших в скрещивании.

Все задачи по биологии делятся на задачи по молекулярной биологии и задачи по генетике. В молекулярной биологии есть несколько тем, в которых есть задачи : белки, нуклеиновые кислоты, код ДНК и энергетический обмен.

Инструкция

Решайте задачи по теме «Белки» с помощью следующей формулы: m(min) = a/b*100%, где m(min) - молекулярная масса , a – атомная или молекулярная масса компонента, b – процентное компонента. Средняя молекулярная масса одного кислотного остатка равна 120.

Вычисляйте необходимые величины по теме «Нуклеиновые кислоты», придерживаясь Чаргаффа:1.Количество аденина равно количеству тимина, а гуанина – цитозину;
2.Количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых оснований, т.е. А+Г = Т+Ц.В цепи молекулы ДНК расстояние между нуклеотидами равно 0,34 нм. Относительная молекулярного масса одного нуклеотида равна 345.

Задачи на тему «Код ДНК» решайте с помощью специальной таблицы генетических кодов. Благодаря ей вы узнаете, какую кислоту кодирует тот или иной генетический код.

Вычисляйте нужный вам ответ для задач на тему «Энергетический обмен» по уравнению реакции. Одним из часто встречающихся является: С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О.

Находите на генетику по специальному алгоритму. Во-первых, определите какие гены являются доминантными(А, В), а какие рецессивными(a,b). Доминантным называется ген, признак которого проявляется как в гомозиготном (АА, аа), так и в гетерозиготном состоянии(Аа, Bb). Рецессивным называется ген, признак которого проявляется только при встрече одинаковых генов, т.е. в гомозиготном состоянии. Например, гороха с желтыми семенами скрестили с гороха с семенами. Полученные растения гороха все имели желтые . Очевидно, что желтый цвет является доминирующим признаком. Записывайте решение этой задачи так: А – ген, отвечающий за желтый цвет семян, а – ген, отвечающий за зеленый цвет семян.Р: АА x aa
G: A, a
F1: AaСуществуют задачи такого типа с несколькими признаками, тогда один признак обозначайте A или a, а второй B или b.

Изучение генетики сопровождается решением задач. Они наглядно показывают действие закона наследования генов. Большинству учащихся решение этих задач кажется невероятно сложным. Но, зная алгоритм решения, вы легко справитесь с ними.

Инструкция

Можно выделить два основных типа . В первом типе задач известны генотипы родителей. Определить необходимо генотипы потомков. Сначала определите, какой аллель является доминантным. Найдите аллель. Запишите генотипы родителей. Выпишите все возможные типы гамет. Соедините . Определите расщепление.

В задачах второго типа все наоборот. Здесь известно расщепление в потомстве. Требуется определить генотипы родителей. Найдите так же, как и в задачах первого типа, какой из аллелей является доминантным, какой - рецессивным. Определите возможные типы гамет. По ним определите генотипы родителей.

Чтобы решить задачу правильно, прочтите её внимательно и проанализируйте условие. Чтобы определить тип задачи, выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче. Обратите внимание также на то, сколько пар генов контролируют развитие признаков. Важно выяснить, гомозиготные или скрещиваются, каков тип скрещивания. Определите, независимо или сцеплено гены, сколько генотипов образуется в потомстве и связано ли наследование с полом.

Приступите к решению задачи. Сделайте краткую запись условия. Запишите генотип или фенотип особей, участвующих в скрещивании. Определите и отметьте типы образовавшихся гамет. Запишите генотипы или фенотипы потомства, полученного от скрещивания. Проанализируйте результаты, запишите их в численном соотношении. Напишите ответ.

Блок С 2

Ученик в ответе указал, что растения семейства мотыльковых (бобовых) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

Пояснение.
1) цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток - парус, парные - весла и сросшиеся - лодочка;
2) корневая система стержневая, так как это семейство относится к классу двудольных;
3) плод боб, а не стручок.

Пояснение.
1) 2 - не все грибы являются многоклеточными, есть и одноклеточные, например, дрожжи.
2) 3 - среди грибов автотрофы не встречаются.
3) 4 - клеточные стенки грибов содержат не целлюлозу, а хитин.


1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.
2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.
3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
4. Они растут только в первые годы жизни.
5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

1. Цветок - орган размножения покрытосеменных растений.
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист.
3. Функции цветка - это половое и бесполое размножение.
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.
5. В цветке имеются пестики и тычинки.

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 2 - цветок - видоизмененный побег;
2) 3 - функции цветка - привлечение насекомых - опылителей и образование семян и плодов, т. е участие в половом размножении;
3) 5 - есть цветки только тычиночные или пестичные.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1) У растений семейства розоцветные цветки собраны в соцветие колос.
2) Листья розоцветных могут быть простыми и сложными с сетчатым жилкованием.
3) Розоцветные часто вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями.
4) Большинство розоцветных - ветроопыляемые растения.
5) Для розоцветных характерны сложные и ложные плоды.

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:

1) 1 - не колос, а кисть, зонтик.
2) 3 - розоцветные не вступают в симбиоз с клубеньковыми растениями (вступают бобовые).
3) 4 - розоцветные - насекомоопыляемые растения.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запишите эти предложения правильно.

1) Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные.
2) Однодольные растения произошли от двудольных и у них много общих черт.
3) Зародыш двудольных состоит из двух семядолей.
4) Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием.
5) Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему, трёхчленный тип строения цветка.
6) Большинство однодольных - это травянистые растения.

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 1 - однодольные и двудольные - классы, не отделы.
2) 3 - зародыш состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки.
3) 4 - листовые пластинки двудольных обычно с сетчатым жилкованием.

Какие зоны корня обозначены на рис. цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют?

Пояснение.
1) 2 - зона деления, обеспечивает рост корня в длину.
2) 4 - зона всасывания, поглощение воды и минеральных веществ.
3) 5 - зона проведения, транспорт веществ.

Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

Пояснение.
На рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек, расположенных очередно; побеги служат органами вегетативного размножения.
Отличие: клубень - видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал).

Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их.

Пояснение.
1) 2 - спора;
2) 3 - заросток с развивающимися на нем антеридиями - 4 и архегониями 5;
3) 6 - спермий (сперматозоид) и 7 - яйцеклетка.

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1) Кишечнополостные - трёхслойные, беспозвоночные животные.
2) Среди них встречаются как свободноплавающие формы, так и прикреплённые к субстрату.
3) Размножаются только бесполым способом.
4) Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.

Пояснение.
1) 1 - кишечнополостные - двухслойные беспозвоночные животные.
2) 3 - размножаются бесполым и половым путем.
3) 4 - включают классы: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.

1. Кольчатые черви - это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.

Пояснение.
1) 2 - кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему;
2) 4 - кольчатые черви имеют имеют полость тела;
3) 5 - нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

Пояснение.
1) 1 - среди плоских червей есть свободно живущие формы;
2) 4 - у бычьего цепня отсутствует пищеварительная система;
3) 5 - основным хозяином бычьего цепня является человек.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Плоские черви - это трёхслойные животные.
2. К типу плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печёночного сосальщика.
3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело.
4. У них плохо развита нервная система.
5. Плоские черви - раздельнополые животные, откладывают яйца.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Основные классы типа членистоногих - ракообразные, паукообразные, насекомые.
2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные - три пары.
3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик - сложные.
4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы.
5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях 2), 3) и 5). Исправим их:

1) 2 - насекомые имеют три пары ног, а паукообразные - 4 пары;
2) 3 - речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик простые;
3) 5 - паук-крестовик дышит с помощью легочных мешков и трахей, а майский жук только с помощью трахей.

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

a. Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие.
b. Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко.
c. У клещей тело слитное.
d. Имеется три пары ходильных ног.
e. Все пауки ведут наземный образ жизни.

Пояснение.
1) 1 - самый многочисленный класс типа членистоногие - насекомые;
2) 4 - у паукообразных 4 пары ходильных ног;
3) 5 - есть пауки, обитающие в воде(серебрянка).

1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений.
2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция.
3. Четырёх камерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке.
4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках.

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:

1) 2 - у птиц хорошо развита терморегуляция, они теплокровные;
2) 3 - четырехкамерное сердце имеет полную перегородку в желудочке;
3) 4 - птицы имеют полые кости,заполненные воздухом, в воздушных мешках не происходит газообмен.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Кора больших полушарий образована серым веществом.
2. Серое вещество состоит из отростков нейронов.
3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4. Зрительная зона находится в лобной доле.
5. Слуховая зона находится в теменной доле.

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:

1) 2 - серое вещество образовано телами нейронов;
2) 4 - зрительная зона находится в затылочной доле;
3) 5 - слуховая зона находится в височной доле.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.

1. Нервная система делится на центральную и соматическую.
2. Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную.
3. Центральный отдел нервной системы состоит из спинного и головного мозга.
4. Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:

1) 1 - нервная система делится на центральную и перифирическую;
2) 2 - соматическая нервная система представлена нервами, нервными узлами;
3) 4 - вегетативная нервная система контролирует работу внутренних органов.

Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.

1.Желудок - наиболее широкая часть пищеварительного тракта.
2.Он располагается над диафрагмой в левой части живота.
3.В слизистой оболочке желудка находится множество желез.
4.Некоторые из них выделяют серную кислоту, активизирующую работу пищеварительных ферментов.
5.К ним относятся пепсин, амилаза и мальтаза.
6.Пища из желудка поступает в двенадцатиперстную кишку через мышечный сфинктер.

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:

1) 2 - желудок располагается под диафрагмой;
2) 4 - железы желудка выделяют соляную кислоту;
3) 5 - амилаза и мальтаза не являются ферментами желудочного сока. Это ферменты слюны.

Какие физиологические изменения могут происходить у человека, работающего всю жизнь на токарном станке? Приведите не менее трех примеров.

Пояснение.
Элементы правильного ответа:
- варикозные изменения вен;
- застой крови в большом круге кровообращения;
- нарушения осанки;
- ухудшение зрения;
- отложение солей в суставах.

Какими цифрами обозначены на рисунке полые вены? Какой цифрой обозначены вены, несущие артериальную кровь? Какой цифрой обозначен сосуд, в который поступает кровь из левого желудочка?

Пояснение.
1) Верхняя и нижняя полые вены обозначены соответственно цифрами 2 и 3.
2) Легочные вены обозначены цифрой 5.
3) Аорта обозначена цифрой 1.

Определите, какой буквой на рисунке обозначен орган, отделяющий грудную полость от брюшной, как он называется? Какие другие функции выполняет, какой мышечной тканью образован. Чем эта ткань отличается от других мышечных тканей?

Пояснение.
1) Б - диафрагма.
2) Диафрагма образована сухожилиями и поперечно-полосатой мышечной тканью. Другие функции: участвует в дыхании (при сокращении увеличивает объем грудной клетки), является верхней стенкой брюшной полости, с другими мышцами живота осуществляет функции брюшного пресса.
3) Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из длинных многоядерных волокон и образует скелетные мышцы, которые работают как произвольно (по воле человека), так и рефлекторно. Волокна этой ткани способны к быстрому сокращению и долго могут находиться в сокращенном или расслабленном состоянии. Из-за чередования белков разной плотности (актина и миозина) в мышечных волокнах, данная ткань под микроскопом имеет поперечную исчерченность.

Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека?

Пояснение.
1) Роговица - прозрачная сферическая структура.
2) Хрусталик в виде двояковыпуклой линзы.
3) Стекловидное тело - заполняет внутреннюю часть глаза.
4) Прозрачная жидкость, заполняющая передние и задние камеры.

1) В 1883 г. И. П. Павлов сообщил об открытом им явлении фагоцитоза, которое лежит в основе клеточного иммунитета.
2) Иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам - антителам.
3) Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим.
4) Специфический иммунитет - это реакция организма на действие неизвестных чужеродных агентов.
5) Неспецифический иммунитет обеспечивает организму защитутолько от известных организму антигенов.

Пояснение.
1) 1 - явление фагоцитоза открыл И. И. Мечников;
2) 2 - чужеродные вещества - это не антитела, а антигены;
3) 4 - специфический иммунитет вырабатывается в ответ на проникновение известного, определенного антигена;
4) 5 - неспецифический иммунитет может возникнуть в ответ на проникновение любого антигена.

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Все живые организмы - животные, растения, грибы, бактерии, вирусы - состоят из клеток.
2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.
3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.
4. Во всех клетках имеется ядро.
5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки - молекулы ДНК.

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:

1) 1 - вирусы не имеют клеточного строения;
2) 3 - у клеток животных нет жесткой клеточной стенки;
3) 4 - клетки бактерии не содержат ядра.

Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 1. Какие типы тканей, органы или части органов формируются из него?

Пояснение.
1) Цифрой 1 на рисунке обозначена эктодерма.
2) Из эктодермы образуются нервная система и органы чувств, кожные покровы (и в том числе перья, волосы, чешуя, когти, железы), передний и задний отделы пищеварительной системы (ротовая полость и первая треть пищевода, конечный отдел прямой кишки), наружные жабры.

Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

Пояснение.

Побег - луковица:
1 - сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода
2 - придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ
3 - почка, обеспечивает рост побега

Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

Пояснение.
Элементы ответа:
1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака;
2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни;
3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака.

Пояснение.
Элементы ответа:
1) 3 – при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ;
2) 4 – растения растут в течение всей жизни;
3) 6 – не все растения образуют семена.

Пояснение.
1 - серое вещество, образовано телами нейронов
2 - белое вещество, образованно длинными отростками нейронов

Серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество - проводниковую функцию

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.
1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. 3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс, обильный волосяной покров на теле человека, полулунную складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей.

Пояснение.
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 2 – рудименты у человека встречаются часто, у животных – это обычно развитые признаки;
2) 3 – обильный волосяной покров на теле человека – это пример атавизма:
3) 6 – индивидуальное развитие называют онтогенезом.

Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

Пояснение.
1) На рисунке обозначен сосудисто-волокнистый пучок (центральная жила листовой пластины; в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань).
2) Состоит из проводящей ткани:
сосуды - доставляют воду с минеральными веществами от корня; ситовидные трубки - отводят воду с органическими веществами к стеблю.
3) и механической ткани - волокна - опорная функция, придают листу упругость.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и исправьте их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты.
2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы.
3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.
4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород.
5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Пояснение.
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 2 – первым звеном являются продуценты;
2) 3 – консументы не способны к фотосинтезу;
3) 4 – кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

1) А - прокариотическая клетка; Б- эукариотическая клетка.
2)Клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой ДНК.
3) Клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды.

Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

Пояснение.
1) 1 - серое вещество; 2 - белое вещество;
2) 1- Серое вещество занимает центральную часть и имеет форму бабочки с расправленными крыльями или буквы Н. Образовано главным образом из тел нервных клеток (двигательных и вставочных) с их отростками, не имеющими миелиновой оболочки. Функция: осуществляют связь между чувствительными клетками спинальных ганглиев и двигательными клетками передних рогов, замыкая местные рефлекторные дуги.
3) 2 - Белое вещество располагается вокруг серого, на периферии спинного мозга. Белое вещество представляет собой сложную систему различной протяжённости и толщины миелиновых и отчасти безмиелиновых нервных волокон и опорной нервной ткани - нейроглии, а также кровеносных сосудов, окружённых незначительным количеством соединительной ткани. Нервные волокна в белом веществе собраны в пучки. Функция: проведение нервного импульса (восходящие и нисходящие сигналы).

Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?

Пояснение.
1) Митохондрия.

2) 1 - внешняя мембрана, 2 - матрикс митохондрии, 3 - кристы, внутренняя мембрана.

3) Здесь идет энергетический процесс с образованием молекул АТФ.

1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
2. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены.
3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям.
4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.
6. Мутации всегда полезны организму.

Пояснение.
3. Изменения, связанные с удвоением нуклеотида в гене, относят к генным (а не геномным) мутациям.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными (а не генными).
6. Есть как полезные, так и вредные или нейтральные мутации

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция является структурной единицей вида.
4. Популяция является движущей силой эволюции.
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.

Пояснение.
1. Популяция представляет собой совокупность особей одного (а не разных) вида, длительное время населяющих общую территорию.
4. Популяция не является движущей силой эволюции. Движущие силы - это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
5. Личинки комаров не являются популяцией, да и виды их могут быть разными.

Какая структура изображена на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 3?

Пояснение.
Элементы ответа:
1) На рисунке изображён нефрон - структурная единица почки.
2) Цифрой 1 обозначена почечная (боуменова) капсула.
3) Цифрой 3 обозначен капиллярный клубочек.

Пояснение.
1) Предложение 1- яйца выходят по кишечнику окончательного (а не промежуточного) хозяина.
2) Предложение 2 - из яиц выходят личинки, покрытые ресничками.
3) Предложение 3 - малый прудовик - промежуточный (а не окончательный) хозяин сосальщика.

Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 2, 3, 4? Какова роль структуры, обозначенной цифрой 1 ?

Пояснение.
1. На рисунке изображена зерновка пшеницы.
2. Цифрами 2, 3, 4 обозначены соответственно 2 - семядоля, 3 - зародышевый стебелёк и 4 - зародышевый корешок.
3. Цифрой 1 обозначен эндосперм, в котором запасаются питательные вещества для развития зародыша.

Что обозначено на рисунке цифрами 1,2, 3? Укажите функцию структур 1 и 3.

Пояснение.
1. Цифрой 1 обозначен зародышевый диск, цифрой 2 - желток, цифрой 3 -воздушная камера.
2. Зародышевый диск - оплодотворённая яйцеклетка, из которой развивается цыплёнок.
3. Воздушная камера необходима для дыхания зародыша и выведения воды из яйца.

Найдите три ошибки в приведённом тексте и исправьте их.

1. Рыбы - водные хордовые животные.
2. Опорой тела всех рыб является внутренний хрящевой скелет
3. Дыхание у рыб жаберное.
4. В кровеносной системе два круга кровообращения, а в сердце только венозная кровь.
5. Центральная нервная система рыб имеет вид трубки, передняя часть которой превращена в передний мозг, состоящий из 5 отделов.
6. Большинство рыб гермафродиты.

Пояснение.
1.2 - скелет у большинства рыб костный.
2.4 - у рыб один круг кровообращения.
3.6 - рыбы раздельнополые животные

Предварительный просмотр:

Блок заданий для подготовки к ЕГЭ по биологии.

Блок С3

Какие признаки характерны для царства растений?

Пояснение.
1) наличие в клетках пластид;
2) клеточной стенки из клетчатки;
3) вакуолей с клеточным соком;
4) автотрофный тип питания (фотосинтез);
5) рост в течение всей жизни;
6) прикрепление к субстрату.

Какие признаки характерны для мхов?

Пояснение.
1) Большинство - листостебельные растения.
2) Отсутствие корней и настоящих проводящих тканей.
3) Обитание во влажных местах.
4) Размножение спорами и половое.
5) Оплодотворение в воде.
6) Преобладание гаплоидного гаметофита (полового поколения) над диплоидным спорофитом (бесполого поколения) в чередование поколений.

Почему неправильно относить грибы к растениям?

Пояснение.
1) Клетки грибов не имеют хлоропластов и хлорофилла.
2) Клеточная стенка содержит хитин.
3) Они не способны к фотосинтезу.
4) Запасной углевод - гликоген (у растений - крахмал)

Почему бактерий относят в отдельное царство?

Пояснение.

Почему покрытосеменные растения заняли на Земле господствующее положение?

Пояснение.
1) Появление цветка, обеспечившего генетическое разнообразие видов растений благодаря совместной эволюции с насекомыми.
2) Приспособленность плодов к распространению различными способами.
3) Многочисленность и защищенность семян.
4) Независимость процесса оплодотворения от воды.

Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений?

Пояснение.
1) Помогает уничтожению сорняков.
2) Улучшает снабжение водой и минеральными веществами.
3) Обеспечивает поступление кислорода к корням.

Докажите, что корневище растений является видоизмененным побегом.

Пояснение.
1) Побег состоит из стебля, листьев, узлов, почек. Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки, на верхушке находится верхушечная почка, определяющая рост побега.
2) Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.
3) От корневища отходят придаточные корни. Все это доказывает, что корневище - это видоизмененный побег.

По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений?

Пояснение.
1) Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам ксилемы.
2) Органические вещества - по ситовидным трубкам луба.
3) Вода и минеральные вещества передвигаются за счет сил корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды, а органические вещества - за счет разницы концентрации и давления.

Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов?

Пояснение.
1) Грибы - одно- и многоклеточные организмы, тело которых состоит из нитей - гифов.
2) Имеют признаки растений (неограниченный рост,клеточную оболочку) и животных (хитиноподобное вещество в клетоной оболочке, запасное вещество - гликоген, конечный продукт выделения - мочевина, гетеротрофы).
3) Размножение половое и бесполое (почкование, спорами, грибницей).

В чём заключаются основные отличия мхов от папоротников?

Пояснение.
1) Большинство мхов - листостебельные растения, не имеющие корней, папоротники имеют корни.
2) Мхи имеют простые листья, папоротники - простые и сложные.
3) В жизненном цикле мхов преобладает гаплоидный гаметофит, в жизненном цикле папоротников - диплоидный спорофит.

Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.

Пояснение.

Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

Пояснение.
1) Появление покровной ткани - эпидермиса с устьицами для защиты от испарения.
2) Появление слаборазвитой проводящей системы для транспорта веществ.
3) Появление механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для закрепления в почве.

Какие особенности плода - костянки обеспечивают распространение семян многих представителей растений семейства розоцветные?

Пояснение.
1) Костянка - односемянный плод с ярко окрашенной сочной мякотью, чем привлекает животных.
2) Костянки поедаются птицами и млекопитающими, при этом семена, покрытые одревесневшей частью околоплодника, не перевариваются в пище пищеварительном канале и удаляются с пометом наружу.
3) Благодаря животным они распространяются.

Дайте развёрнутый ответ на вопрос. Какие признаки характерны для хвойных растений?

Пояснение.
1) Многолетние деревья и кустарники.
2) Листья видоизмеенные - иголки.
3) Семена образуются в видоизмененных побегах - шишках или шишкоягодах.
4) Растения однодомные: мужские и женские шишки находятся на верхушке побега.
5) Оплодотворение не зависит от воды.

Каковы отличительные особенности высших растений по сравнению с низшими?

Пояснение.
1) Высшие - многоклеточные растения, низшие - одно- и многоклеточные.
2) Высшие имеют ткани и органы. Тело низших - слоевище.
3) Хлорофилл содержится в хлоропластах, у низших - в хроматофоре.

Какие признаки характерны для покрытосеменных растений?

Пояснение.
1) Покрытосеменные - цветковые растения.
2) Большинство видов имеют органы: корень, стебель, лист, цветки, плоды, семена.
3) Для них характерно двойное оплодотворение.
4) Семя находится внутри плода.
5) Выделяют два класса - однодольные и двудольные

Как человек использует плесневые грибы?

Пояснение.
Специально выращивая, получает из них витамины, антибиотики (пенициллин), применяет при приготовлении сыров.

В чем сходство и различие плодов растений семейства мотыльковых (бобовых) и крестоцветных (капустных)?

Пояснение.
1) Мотыльковые имеют плод боб, а крестоцветные - стручок или стручочек.
2) Сходства: боб и стручок (стручочек) - сухие многосемянные вскрывающиеся плоды.
3) Различия: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке - на пленчатой перегородке.

Пояснение.
Их размножение не зависит от наличия воды, зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами семена образуются на видоизмененных побегах - шишках или шишкоягодах.

В чем сходство и различие плодов растений семейств злаковых и сложноцветных?

Пояснение.
1) Сходства: у них сухие односемянные невскрывающиеся плоды.
2) Различия: у злаковых плод - зерновка, а у сложноцветных - семянка.
3) У зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки

Почему бактерии сапротрофы считают санитарами природы?

Пояснение.
1) Сапрофитные бактерии составляют группу организмов-разрушителей.
2) Они играют большую роль в круговороте веществ в природе.
3) Участвуют в образовании гумуса.

Бобовые - хороший предшественник для других сельскохозяйственных культур. Объясните, почему.

Пояснение.
1) На корнях бобовых поселяются клубеньковые бактерии.
2) Эти бактерии фиксируют азот из воздуха.
3) После уборки урожая бобовых, подземная часть остается в почве, перегнивает, азот попадает в почву, обогащая ее.

Докажите, что томаты и картофель относят к одному семейству.

Пояснение.
1) Ратения имеют сходное строение цветка Ч(5)Л(5)Т5П1.
2) Соцветие - кисть.
3) Плод - ягода.

Какова роль мхов в природе?

Пояснение.
1) Обогащение воздуха кислородом (выделяется в процессе фотосинтеза).
2) Заболачивание почвы (способны удерживать воду).
3) Образование торфа.

Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?

Пояснение.
1) Бактерии хемосинтетики, не содержащие хлорофилла, создают органические вещества благодаря энергии, выделяющейся при химических реакциях окисления различных неорганических соединений: водорода, сероводорода, аммиака и др.
2) Азотные бактерии играют важную роль в круговороте азота.
3) Азотные бактерии осваивают энергию, которая иначе была бы потеряна для животных.

Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

Пояснение.
1) Бактерии одноклеточные прокариотические организмы.
2) В клетках отсутствуют мембранные органоиды (митохондрии, комплекс Гольджи, ЭПС).
3) Генетический аппарат содержится в кольцевой хромосоме-нуклеоиде.

В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?

Пояснение.
1) Перелеты.
2) Кочевки.
3) Линька, развитие густого перьевого покрова.
4) Запасание жира.
5) Запасание и смена кормов.

Какие признаки характерны для кишечнополостных?

Пояснение.
1) два слоя клеток;
2) кишечная полость;
3) лучевая симметрия;
4) стрекательные клетки;
5) щупальца;
6) хищники;
7) высокая способность к регенерации.

В чем проявляется усложнение строения кровеносной системы у земноводных по сравнению с рыбами?

Пояснение.
1) Сердце становится трехкамерным.
2) Формируются два круга кровообращения. По малому кругу кровь из желудочка поступает в легкие, насыщается кислородом и поступает в левое предсердие. По большому кругу кровь из желудочка направляется к органам тела, а оттуда в правое предсердие.
3) Организм получает смешанную кровь.

Какие признаки характерны для моллюсков?

Пояснение.
1) Тело мягкое, не сегментировано, у большинства есть раковины.
2) Имеют мантию и мантийную полость.
3) Кровеносная система незамкнутая.

В чем заключается сходство плоских, круглых и кольчатых червей?

Пояснение.
Сходство ЧЕРВЕЙ
1) Трехслойные, стенки тела представлены кожно-мускульным мешком
2) Двусторонняя симметрия, тело их имеет передний и задний концы, удлиненные
3) Отсутствие твёрдых скелетных частей и настоящих расчленённых конечностей

Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу?

Пояснение.
1) Пятипалые конечности для передвижения на суше.
2) Легочное дыхание.
3) Трехкамерное сердце и два круга кровообращения.

Какие сходные ароморфозы произошли независимо у птиц и млекопитающих?

Пояснение.
1) Четырехкамерное сердце, теплокровность.
2) Покровы тела (перьевой, волосяной).
3) Хорошо развитая нервная система.

Какие общие черты строения имеются у рептилий и первозверей?

Пояснение.
Клоака, куда открываются мочеточники, яйцеводы и семяпроводы, размножение путем откладки яиц, ряд особенностей скелета (отсутствие срастания вороньей и других костей с лопаткой).

В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как повлияло это мероприятие на численность куриных.

Пояснение.
Сначала численность куриных возросла, т. к. нет хищников, из-за увеличения количества куриных обострилась внутривидовая конкуренция, из-за отсутствия хищников появились больные особи, в результате численность куриных будет снижаться.

Какие приспособления к полёту возникают в строении скелета птиц?

Пояснение.
1) Кости полые, заполненные воздухом.
2) Многие кости срастаются.
3) Появляется вырост грудины - киль, к которому крепятся грудные мышцы.

Чем отличается размножение плацентарных млекопитающих от пресмыкающихся?

Пояснение.
1) У пресмыкающихся яйца попадают в яйцевод, где они покрываются белком и скорлупой, и откладываются через 12-20 дней после оплодотворения. Зародыш получает все необходимые питательные вещества из запасов яйца.
2) Мелкие яйца млекопитающих имеют мало питательных веществ. Оплодотворение внутреннее, происходит в парных яйцеводах.
3) Яйцеводы открываются в особый орган - матку. Оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к стенке матки, где происходит развитие плода. В месте прикрепления яйцеклетки к стенке матки развивается плацента. Зародыш соединен с плацентой пуповиной, внутри которой проходят его кровеносные сосуды. Через стенки сосудов из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород, удаляется углекислый газ и другие, вредные для зародыша продукты жизнедеятельности. Для млекопитающих характерно живорождение.

Ученые считают, что первые наземные позвоночные - стегоцефалы произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?

Пояснение.
2) сходное расположение костей в скелете плавников кистеперой рыбы и в скелете конечности стегоцефала;
3) кистеперые рыбы, как и стегоцефалы, дышат легкими.

Какие особенности внешнего строения отличают большинство змей от ящериц?

Пояснение.
1) отсутствие конечностей;
2) сросшиеся веки;
3) подвижное соединение челюстей.

Какие особенности строения кистеперых рыб позволили им выйти на сушу?

Пояснение.
1) у кистеперых рыб появились мышцы на парных плавниках;
2) более крупные кости в скелете плавников кистеперой рыбы;
3) легочное дыхание.

О чем свидетельствуют многочисленные зубы на челюстях первоптицы - археоптерикса?

Пояснение.
1) Археоптерикс - переходная форма, соединяющая признаки двух классов: птиц и пресмыкающихся.
2) Зубы на челюстях - признак пресмыкающихся.
3) Их наличие свидетельствует о происхождении птиц от пресмыкающихся.

О чем свидетельствует размножение некоторых млекопитающих (ехидны и утконоса) яйцами?

Пояснение.
1) Ехидна и утконос - яйцекладущие млекопитающие.
2) Яйца попадают в яйцевод, где они покрываются белком и скорлупой, и откладываются.
3) Такое размножение говорит о происхождении млекопитающих от пресмыкающихся.

Какую роль играют оболочки глаза человека?

Пояснение.
1) Белочная оболочка - защита внутренних структур глаза от повреждения, а также роль каркаса.
2) Роговица - светопреломление, защита внутренних структур глаза от повреждения.
3) Сосудистая оболочка - кровоснабжение глаза.
4) Радужная оболочка - регуляция поступающего через зрачок света.
5) Сетчатая оболочка (сетчатка) - восприятие света и цвета, возникновение импульсов.

Чем отличаются гормоны от других биологически активных веществ?

Пояснение.
1) Действие гормонов носит дистантный характер - как правило, они действуют на удаленный от железы орган или систему органов.
2) Действие гормонов строго специфично - они действуют на определенные клетки и органы - мишени.
3) Гормоны - биологически активные вещества, синтезируемые в организме и действующие только в живых организмах.

По данным статистики, курящие люди значительно чаще страдают хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем некурящие. Объясните, какое влияние оказывают ядовитые вещества (угарный газ, никотин), содержащиеся в табачном дыме, на эритроциты крови и кровеносные сосуды курильщика?

Пояснение.
1) Происходит резкое сужение кровеносных сосудов, повышается давление
2) Снижается эластичность кровеносных сосудов, что может привести к инфаркту при повышении давления.
3) На стенках сосудов могут откладываться вредные и ядовитые вещества.
4) Происходит взаимодействие угарного газа с гемоглобином эритроцитов, в результате резко снижается их способность переносить кислород, наступает кислородное голодание всего организма, нарушается обмен веществ.

Каковы функции пищеварительной системы человека?

Пояснение.
1) механическая (измельчение, перетирание) и химическая обработка пищи;
2) всасывание питательных веществ, воды, солей в кровь и лимфу;
3) передвижение перевариваемой массы и удаление непереваренной части.

Каково значение крови в жизнедеятельности человека?

Пояснение.
1) транспорт веществ (питательных и ненужных) и газов (кислорода и углекислого газа);
2) защитная (благодаря лейкоцитам, лимфоцитам, антителам);
3) регуляторная (участвует в гуморальной регуляции процессов);
4) терморегуляторная (участвует в поддержании постоянной температуры тела).

Опишите путь который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен воздействовать на головной мозг?

Пояснение.
1) По венам большого круга кровообращения лекарство поступит в правое предсердие, а далее в правый желудочек.
2) Из правого желудочка по малому кругу (легочные артерии и легочные вены) поступит в левое предсердие.
3) Затем, из левого предсердия в левый желудочек, далее по аорте и сонной артерии большого круга поступит в головной мозг.

Почему происходит свертывание крови в поврежденных сосудах.

Пояснение.
1) В них тромбоциты разрушаются.
2) В результате множества реакций растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый нитевидный белок фибрин.
3) Образуется тромб, который закупоривает место повреждения.

К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.

Пояснение.
1) к увеличению численности растительноядных организмов;
2) к уменьшению численности растений;
3) к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма и распространению заболеваний.

Какие основные процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?

Пояснение.
1) поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет НАДФ 2Н;
2) использование в реакциях энергии молекул АТФ, синтезированных в световой фазе;
3) синтез глюкозы и крахмала.

Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности организма человека?

Пояснение.
1) витамины – биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах;
2) они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ;
3) повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток.

Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырех отличий.

Пояснение.
1) мозговой отдел преобладает над лицевым
2) не выражены надбровные дуги
3) хорошо развит подбородочный выступ (что указывает на формирование членораздельной речи)
4) нижняя челюсть менее массивная, чем у человекообразных обезьян
5) Череп человека не имеет костных гребней и сплошных надбровных дуг
6) лоб высокий, челюсти слабые, клыки маленькие

Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций.

Пояснение.
1) секрет слюнных желез смачивает и обеззараживает пищу;
2) слюна участвует в формировании пищевого комка;
3) ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!