Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

История становления и развития семьи. История возникновения институтов семьи

История семьи у нас, как, впрочем, и во всех других странах мира, тесно связана с историей общества в целом. Формы семейной жизни во всех сословных группах менялись постепенно.

Вплоть до XVIII века понятие семьи для крестьян, составлявших тогда большую часть общества, было по сути равно понятию «дом». Поэтому семьей тогда считалась группа родственников, которая проживала в одном доме и вела совместное домохозяйство. Однако постепенно, к началу XX века, более распространенной формой семейной жизни стала так называемая малая семья. Ее становление потихоньку меняло суть семейных отношений, которые до того основывались на патриархальной авторитарной системе.

Строгий контроль мужчин над женщинами, старших над младшими постепенно уступал место «демократии» семейных отношений. Процесс шел очень медленно — к началу XX века даже среди дворянства и интеллигенции внутрисемейные отношения все еще сохраняли традиционные черты. Даже среди образованных людей того периода индивидуализм, соблюдение частного пространства личности не были распространенной повседневной практикой.

Позже, в период советской власти, семья начала более стремительно модернизироваться под действием новых реалий. Семейная политика советского государства строилась на идеологии равенства и одновременной поддержки материнства и детства. Было узаконено формальное равенство женщин и мужчин во всех сферах жизни по обеспечению равного доступа к работе, образованию, социальным услугам и благам. Советский Союз был не только одной из первых стран мира, провозгласивших равенство полов, но и первой страной, в которой начала проводиться направленная социальная политика по созданию условий для реализации равных прав и равных возможностей для женщин.

Эмансипации женщин во многом способствовали введение облегченной процедуры развода и легализация абортов. Развод в российской империи был достаточно сложной и поэтому, в целом, редкой, процедурой.

Ситуация радикальным образом изменилась в 1917 году, когда декретом «О расторжении брака» процедуру развода сделали светской и доступной. Постановление Наркомата здравоохранения от 18 ноября 1920 года, разрешавшее искусственное прерывание беременности в медицинских учреждениях, было первым в европейской истории практикой легализации абортов. До того, в имперский период, согласно уголовному уложению 1903 года, существовала уголовная ответственность за аборт и для врача, и для матери.

Вот так и началась она, пресловутая эмансипация, и потихоньку дожила до наших дней. Теперь патриархат давно позади, разводы стали нормой, ничто уже не держит нас в рамках, кроме нашего желания. Пошла ли эмансипация нам всем на пользу? Конечно, да и, конечно, нет. Причем одновременно! Но как бы то ни было, историю вспять не повернешь — да и стоит ли? Но вот подумать о теплых семейных отношениях, безусловно, стоит...

Институт семьи различался в каждую эпоху и у разных народов, отражая специфику конкретных обществ. Но всем без исключения обществам присуща общая и естественная причина возникновения семьи - необходимость обеспечения выживания человека как вида, биологической непрерывности.

Семья возникает, прежде всего, по причине необходимости эту биологическую непрерывность обеспечивать, потому что человеческий детеныш - беспомощное и несамостоятельное существо, в отличие от всех других животных, имеющее самое протяженное детство. Отсюда необходимость ухода, вскармливания, воспитания, подготовки к самостоятельному существованию, которую обеспечивала первобытная группа в целом, а потом семья. Поскольку по мере развития цивилизации продолжительность детства увеличивается, зависимость ребенка от родителей в современном обществе длится до 17 - 18 лет и больше. В этот период он нуждается не только в питании, которое не может добыть самостоятельно, другой материальной поддержке, но и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно в семье, поскольку она включает не только питание, проживание и начальное воспитание (это возможно и в детском доме), не только обучение, тренировку, усвоение знаний (это делает и школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства (генеалогию) и очень важные элементы формирования гармонической личности - любовь родителей и эмоциональное общение в семье. Именно семья обеспечивает молодому человеку признанную законом адресность - социальную "прописку" в данном обществе.

Семья - это исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола. Характер отношений в семье, её структура и форма изменялись по мере того как изменялось и развивалось общество. Одним из первых исследователей, отмечавших исторически изменчивый характер семейно-брачных отношений был американский ученый Льюис Морган. Изучая быт североамериканских индейцев, он провел много лет в одном из племен ирокезов. На основе своих наблюдений сделал ряд выводов, которые изложил в работе "Древнее общество"(1877г.).

По его мнению, принятому затем абсолютным большинством социологов, последовательно сменяли друг друга пять форм семьи:

  • - кровнородственная (брачная общность между всеми лицами одного поколения, групповой кровнородственный брак);
  • - пуналуальная (брак нескольких братьев с несколькими женщинами другого рода, тоже групповой брак, но мужья и жены между собой не кровные родственники);
  • - парная (достаточно непрочное соединение супружеской пары);
  • - патриархальная (с выраженной властью мужа);
  • -моногамная (прочное соединение супругов, преимущественно с властью мужа как частного собственника, сохраняющаяся и до настоящего времени, но с тенденцией перехода к равноправным партнерским отношениям супругов).

Фридрих Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства"(1884г.), опираясь на исследования Л. Моргана, отмечает, что человек на разных этапах своего развития жил в различных формах брака:

  • - периоду дикости соответствовал групповой брак;
  • - периоду варварства - парный брак;
  • - цивилизации - моногамия.

Он связал становление форм семьи с развитием частной собственности, классов и государственных институтов, которые законодательно закрепили отношения в семье.

М. Ковалевский в "Очерке происхождения семьи и собственности" доказывал, что матриархальная, патриархальная и индивидуальная семья - это три различных фазы одного и того же развития.

П. Сорокин в работе "Кризис современной семьи", изучая эволюцию семьи, её функции и типологию, делает вывод, что выходом из кризиса семьи является возвращение семьи к традиционным формам, наполненным новым содержанием - умеренным консерватизмом, с помощью "моральной реконструкции".

На ранних этапах становления человека отношения между полами регулировались преимущественно биологическими факторами. Самки предлюдей, как и обезьян, периодически переживали кратковременный (4 - 5 дней в месяц) период эструса - неудержимого влечения к спариванию. В эти дни самка спаривалась без разбора со всеми желающими, а в остальные дни спаривания не происходило.

Анатомическая и физиологическая перестройка организма в связи с переходом людей к прямохождению приводила к исключительно

высокой смертности "предженщин" во время родов, к резкому сокращению их числа в человеческом стаде. Из-за этого между мужчинами происходило немало конфликтов, которые нередко заканчивались их увечьями и гибелью. В этих условиях выживали те первобытные группы, в которых эструс был продолжительнее, причем его испытывали одновременно несколько самок.

Однако этот биологический фактор вместе с тем порождал новое препятствие уже "предсоциального" плана: никакой организм не может выдержать длительного периода крайнего сексуального напряжения. Поэтому, вместе с удлинением эструса, женщины в этот период становились как бы более "холодными", способными контролировать половое влечение и отдаваться уже не кому угодно, а лишь тем, кто вызывал их симпатию. Появляется избирательное отношение к мужчинам, своего рода биологический фундамент человеческой любви. Внутри первобытной орды начинают образовываться небольшие группы сексуально предпочитаемых партнеров, хотя никакими социальными нормами они не регулировались. Таким образом, удлиненный эструс оказался благом не для всех. Снова возникли условия для конфликтов, кровопролития внутри первобытного стада, что серьезно расстраивало хозяйственную деятельность человеческой общности, создавало угрозу для её выживания. Поэтому в зарождающемся обществе начинают формироваться социальные нормы для регуляции полового общения внутри рода, обуздания биологического инстинкта, зоологического индивидуализма. Так появились половые табу - строжайший запрет, за нарушение которого следует казнь, независимо от того вольно или невольно запрет нарушен. Запрет на половые связи мужчин и женщин данного рода распространялся на определенные периоды - подготовка к охоте, сама охота, беременность. Возникновение производственных табу сопровождалось и бытовым обособлением мужчин и женщин. Мужчинам запрещалось не только прикасаться к женщинам, но и разговаривать с ними, есть приготовленную ими пищу, даже находиться под одной крышей с ними.

С зарождением земледелия, возникновением сезонных полевых работ, свободные от действия половых табу периоды становились все более редкими и все менее продолжительными. Интенсивность полового напряжения нарастала - и у мужчин, и у женщин - и потому оставшиеся свободными от табу промежутки времени стали превращаться в своеобразные сексуальные оргии - праздники (З. Фрейд: праздник - это такое время, когда разрешается делать все то, что запрещается в другие дни). В эти дни происходило бурное, ничем не ограниченное общение полов (промискуитет), даже между родителями и детьми, братьями и сестрами (инцест). Таким образом, как бы снова возник кратковременный эструс, но теперь порожденный не биологическими, а социальными причинами. В это время еще не существовало ни брака, ни семьи (отдельной от рода) и воспроизводство людей было эндогамным (внутригрупповым).

Вместе с тем, табу привели к возникновению обычаев, которые впоследствии породили экзогамный брак (межродовой и на первых порах все еще групповой). Ведь табу распространялись только на членов своего рода, ограничивали половое общение только между кровными родственниками, представителей же других родов и племен не касались. Поэтому мужчины, встретив женщину из другого рода, могли воспользоваться ею как сексуальным объектом. Это же делали и женщины, если в поле их зрения во время сбора дикоросов или сельхозработ появлялся чужой. В период действия полового табу мужчины, находясь вдали от своих женщин, содержали в своей охотничьей хижине женщин из другого рода и таким образом облегчали свою участь.

Постепенно эти случайные связи превратились в обычные, необходимые, закрепленные родовыми правилами. И, по- видимому, люди заметили, что от связей с "инородцами" появлялось более рослое и крепкое потомство. Это был как раз период становления современного человека (homo sapiens - кроманьонец), происходивший на всей территории расселения человека около 40 тысяч лет назад.

Таким образом, из эндогамии, через агамию (временный запрет половых отношений), возникла экзогамия, т.е. систематические половые связи с представителями других родов. Так возникла первая форма брака и перехода от рода к семье. Л. Морган называет его пуналуальным , а по содержанию это кровнородственная семья на основе дуально-родового группового брака, где все мужчины одного рода ("фратрии" по Моргану) являются мужьями всех женщин другого рода. При этом "мужья" или "жены" приходили из другого рода первоначально только с одной, "брачной" целью.

Работали и жили они в своей материнской семье и никаких прав на имущество в роду мужа или жены не имели.

Возникала более или менее прочная связь нескольких родов, сначала только детопроизводственная, позже и организационно-хозяйственная. Этот первый вид брака не был еще в полном смысле браком:

  • 1) он не был персональным, кто именно был отцом ребенка установить было невозможно, поэтому происхождение считалось по матери и признавалась только женская линия родства;
  • 2) между родителями не существовало ни прав, ни обязанностей, ни взаимной ответственности;
  • 3) не было никакой организации по вскармливанию и воспитанию детей, которую можно было бы назвать семьей.

Материальной основой группового брака было, главным образом, собирательство и примитивное земледелие (См. главу "Общество", раздел "Типология обществ"). Женщина выполняла все работы, связанные с ведением домашнего хозяйства, а также собирала и выращивала продукты, а поскольку охота уже не всегда могла обеспечить пропитание рода, роль женщины в жизнеобеспечении рода была главной, отсюда не просто уважение, а фактическое управление родом. Эпоха матриархата, с которой совпадает групповой, дуально-родовой брак, продолжалась несколько десятков тысяч лет.

Постепенно, в рамках дуально-родового брака, на почве взаимных влечений начали складываться достаточно постоянные пары. Синдиасмический брак не регулировался обществом. Супругов связывала только добрая воля. При этом были различные переходные варианты, т.е. не только пара состояла из одного мужчины и одной женщины, но один мужчина мог быть связан парными отношениями с несколькими женщинами, а одна женщина с несколькими мужчинами. Так что более точно синдиасмический брак можно было бы называть первобытно-эгалитарным, т.е. равноправным. Этот вид брака возник примерно 25 тысяч лет назад, что связано с началом перехода к новым формам хозяйственных, экономических отношений внутри рода.

Первым шагом на пути к возникновению собственности был "дарообмен". С переходом от собирательства и охоты, связанных с бродячим образом жизни, к земледелию и животноводству, а соответственно к оседлому образу жизни, существенно увеличивается объем продуктов, которые теперь производят. Но прежняя форма распределения, когда все было общей собственностью и шло в общий котел, начинала тормозить дальнейшее развитие производства (поскольку и активные и недобросовестные получали поровну). Поэтому род вынужден был часть продукции распределять в качестве "премии", дополнительного вознаграждения членам рода, которые были наиболее успешными. Таким образом, наряду с уравнительным распределением начинает внедряться и распределение трудовое - по количеству принесенной добычи, произведенного продукта.

Если при уравнительном распределении право на долю продукта основывалось лишь на принадлежности к данному роду (независимо от степени трудового участия), то теперь уже это право основывалось именно на участии в создании продукта. Появление личной собственности, излишков продуктов у некоторых членов рода породило, кроме прочих социальных последствий, дарообмен как шаг к образованию семьи, к превращению её в хозяйственную единицу общества. Мужчина дарил "своей" женщине из чужого рода свою "премию", женщина могла дарить мужчине свою. И пока существовал дарообмен, существовала и связь между мужчиной и женщиной, а прекращение дарообмена означало и прекращение этой связи. Так появился индивидуальный парный брак.

Возникновение парной семьи с самого начала означало противопоставление её своему роду и подрыв основ материнского рода: чем больше отдавал мужчина детям "своей" женщины из другого рода, тем меньше оставалось детям своих сестер, своему роду. Но "муж" еще не являлся не только единственным, но и основным кормильцем "жены" и её детей. Для обособления парной семьи необходимо было, чтобы дарообмен стал кормлением, т.е. чтобы муж стал кормильцем жены и детей. В конце концов, внутри дуально-родовой организации образовалась постоянная локализованная хозяйственная единица - община, в которую входили мужья со своими женами и детьми. Окончательное отделение мужей от своих сестер, а жен от своих братьев привело к возникновению парной семьи (муж + жена и её дети). С возникновением парного брака половые отношения между партнерами были введены не просто в социальные, регулируемые моральными нормами, но и в социально-экономические рамки.

С возникновением и укреплением частной собственности происходило становление классовых отношений, которые явились основой для формирования современной формы брака - моногамии. При этом в классической форме моногамный брак и моногамная семья утверждаются лишь в зрелом классовом обществе.

Возникновение частной собственности означало, что один человек становится полным или верховным собственником средств производства, а другие - полностью лишенными их или подчиненными собственниками. Это приводило к обособлению отношений производства и распределения. Если вначале лишь одного членства в общности было достаточно, чтобы получать долю общественного продукта, затем для этого требовалось уже реальное участие в общественном труде, то теперь уже не членство в общности и не труд, а именно владение собственностью на средства производства стало основанием распределения созданного в обществе продукта. На смену уравнительному и трудовому пришло распределение по собственности.

И в рамках семьи происходят соответствующие изменения. Обязанность содержать детей полностью ложится на семью, причем мужчина выступает в роли кормильца лишь потому, что является собственником средств производства. Участвует ли он при этом в труде, не играет особой роли. Женщина выступает в роли иждивенки потому, что не является собственницей и её участие в труде (даже если только её трудом содержится семья) также не играет особой роли, так как собственником результатов труда считается муж, именно он и считается кормильцем. Вместе с тем на мужа возлагались и все обязанности, вся ответственность за семью. Муж в законодательном порядке объявлялся хозяином всех членов семьи, своих детей, вплоть до того, что в раннеклассовом (рабовладельческом и феодальном) обществе мог обратить их в рабство и продать. Материнская линия родства стала несущественной, на смену ей пришла отцовская. В Кодексе законов Наполеона четко отмечалось, что "отцом ребенка, рожденного в браке, является муж матери" - независимо от фактического отцовства. Это породило стремление мужчин обеспечить достоверность своего отцовства, чтобы передавать имущество по наследству своим детям, для чего исключить возможность вступления своей жены в связь с посторонними мужчинами. Отсюда требования целомудрия невесты, верности жены, право мужа убить уличенную в неверности жену, отправить её в тюрьму. То есть, на деле моногамия распространялась только на женщин. "То, что со стороны женщины считается преступлением с тяжелыми последствиями, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном". Вместе с тем односторонняя моногамия породила "подпольное равноправие", супружескую неверность и со стороны женщин. "Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные". Ф. Энгельс. Соч., т.21, с.256.

Семья - один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена её "производством и воспроизводством" непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений.

В своём историческом развитии семья и брак прошли ряд стадий, на которых они зародились, сформировались в самостоятельные социальные институты и преобразовались в соответствии с актуальными потребностями общественной жизни, цивилизационными устоями и социокультурными нормами.

Согласно исследованиям ученых многие формы семьи были унаследованы от животного мира. Они и сегодня встречаются у "братьев наших меньших". Одна из таких форм - гаремная семья. Но на заре человечества она была не такой как средневековые или современные семьи "гаремного типа". Праобщина наших далёких предков состояла из нескольких неустойчивых гаремных объединений. И эти гаремы время от времени перегруппировывались. Это случалось либо тогда, когда умирал глава, либо когда он в драке уступал главенство новому главе.

Другой формой человеческой семьи, тоже наблюдаемой в стадах высших обезьян, была материнско-родовая, когда главой становилась женщина. В таких семьях запрещались брачные отношения внутри рода. И в дальнейшем из этой формы матриархата развился дуально-родовой групповой брак, в котором все члены одного рода имели право, и должны были вступать в брак с любыми членами второго "братского" рода: женщины первого - с мужчинами второго рода, мужчины первого - с женщинами второго и наоборот.

К концу эпохи ранне-родовой общины постепенно сложился парный брак. Однако его "парность" была относительной, и обычно супруги, вступившие в парный брак, продолжали иметь "дополнительных" жён и мужей. Общество же относилось терпимо как к добрачным, так и к внебрачным половым связям. К тому же, муж и жена на протяжении всей жизни оставались связанными каждый со своим родом и не имели общей собственности, а дети принадлежали только матери и её роду.

На смену матриархату пришёл патриархат. И непрочные парно-брачные отношения были вытеснены патриархальной семьёй, в которой супругов прочно соединяло ведение общего хозяйства. Вместе с тем возросшая роль мужчины (добытчика и главы) привела к тому, что уже не муж переселялся к жене, а жена жила у мужа.

Установление патриархата сопровождалось постепенным ухудшением семейного и общественного положения женщины. Если поначалу брачный выкуп до некоторой степени ещё напоминал традиционные подарки родне невесты, то в дальнейшем, размеры выкупа увеличились. И на женщину стали смотреть как на обычный предмет купли-продажи. Поэтому замужняя женщина должна была беспрекословно повиноваться купившей её семье: своему мужу, "старшему" и "старшей". А если женщина хотела вернуться в родительский дом, её родственники должны были вернуть выкуп. Из-за этого развод стал для женщины практически невозможен, что не давало ей шанса вырваться из кабалы. При патриархате имущество переходило от отца к сыну, а для этого нужна была твёрдая уверенность в отцовстве, что и породило новые нормы брачной морали. Супружеская неверность жены наказывалась не только отсылкой домой или членовредительством, но даже смертью, в то время как муж продолжал пользоваться прежней сексуальной свободой. Состоятельные же люди могли позволить себе иметь наложниц. Что привело к появлению узаконенного многожёнства.

В феодальном обществе моногамный брак стал предметом спекуляции. Мужчина, желающий жениться, стремился приобрести вместе с женой и имущество, чтобы улучшить материальное положение своей семьи и усилить её влиятельность. Брак превратился в средство умножения состояния и заключался как обычное деловое соглашение - прообраз брачного контракта. В буржуазном обществе, как, впрочем, и в феодальном, характерным для семей господствующего класса было то, что зачастую оба супруга имели любовников. Материальное положение позволяло супругам содержать их, и даже в пожилом возрасте "покупать" себе молодых любовников. При этом буржуазная мораль прощала "ошибки" мужа, но сурово осуждала неверность жены. Правда, почти вековая борьба за равноправие полов привела к тому, что в настоящее время супружескую неверность обоих супругов оценивают почти одинаково, и чаще всего, к сожалению, как нечто вполне допустимое.

Христианство - одна из религий, приспособленных к частнособственническим отношениям - не очень способствовало равноправию супругов. Ещё евангелисты Пётр и Павел в своём учении утверждали господство мужчин. А католические проповедники средневековья - Фома Аквинский, например - изображали женщину неполноценной и созданной лишь для похоти и вожделения. Только с распространением культа девы Марии церковь стала идеализировать женщину, да и то лишь как кающуюся грешницу и страдалицу - до равноправия было ещё очень далеко.

В недрах капиталистического общества зарождались новые семейные отношения - пролетарская семья. В ней, несмотря на то, что женщина за труд получала меньше, чем за тот же труд получал мужчина, у супругов было одинаковое положение (по отношению к средствам производства, ведь они оба продавали свой труд и в этом были равноправны). Такое равноправие повлияло и на семейные отношения, и муж перестал быть хозяином жены и детей. Появилось больше возможностей вступать в брак по любви, ведь пролетариям проще было вступить в брак по взаимной влюблённости, которая могла бы развиться в настоящую супружескую любовь. Но эти возможности мало кого привели к счастью из-за низкого уровня жизни, культуры и образования.

Все изменения формы семьи и внутрисемейных взаимоотношений, приводящие к частным трагедиям, были отражены в литературе: от древних эпосов и мифов до современной драматургии и кино. Семейной теме посвящено большинство литературных сюжетов, которые в развлекательной форме предостерегают людей от ошибок, помогая им найти истинные ценности в жизни, главная из которых - семья.

Социалистическая семья, как и пролетарская, основывалась на равноправии супругов. Отсутствие частной собственности и классовых различий способствовало этому. А небольшие различия между прослойками не были серьёзной помехой, хотя человеку не занимать изобретательности, чтобы дать другим почувствовать своё превосходство над кем-то, даже в каких-то мелочах. И всё же социальное равенство, общность интересов и взглядов, общая ответственность за детей - это хорошая почва для строительства семейного счастья, но отсутствие реальных целей, традиций, и сексуальной грамотности не дали миллионам семей обрести при социализме семейное счастье. А "усреднённая" забота государства о супругах и их детях, а также отсутствие здоровой конкуренции (борьбы за существование) частично погасили интерес супругов к семье и даже "размыли" смысл их жизни, хотя супружеское счастье и было доступно многим.

Впрочем, доступно счастье и в развитых капиталистических странах, где люди среднего достатка, к которым относятся мелкие собственники, служащие и рабочие, имеют возможность вступать в равноправный брак по любви, воспитывать детей и жить в согласии и гармонии. Правда, проблем и там хватает, ведь до сих пор мало кто осознаёт истинное место супружества в жизни экономически независимых людей. Да и либерализация современного общества и уменьшение давления общественной морали на семью подготовили почву для создания альтернативных семей, что уводит людей от поисков счастья в семье обычного типа. Однако мы не отрицаем уместности создания иных форм семьи, существующих в наше время. Кому-то нужны и такие семьи, но большинство людей живут в обычных, традиционных семьях, основанных на равноправном браке двоих разнополых супругов, на взаимной любви, уважении, доверии и желании воспитать общих детей.

Таким образом, основными этапами исторического развития семьи и брака являются:

· первобытная орда , характеризуемая господством промискуитета (неупорядоченных половых связей, в которые могли вступать даже близкие родственники)

· групповая семья , возникшая также при первобытнообщинном строе периода матриархата, но уже на основе табуирования и упорядочивания некоторых форм социальных отношений (например, на основе наложения табу на близкородственные половые связи; убийство сородича);

· парная семья впервые возникает при сохранении матриархата и коллективного брака, характеризуется выделением одного мужчины в качестве "главного мужа", вокруг которого начинает концентрироваться имуществ семьи, происходит разделение труда, зарождение ремёсел и частной собственности;

· патриархальная семья оформляется при переходе к патриархату, когда лидирующее положение в семье и общине начинает занимать мужчина, что закрепляется в мифологии и ранних религиях; при патриархальной семье ещё сохраняются пережитки коллективного брака в виде многожёнства; от мужчины начинает вестись родословная, а женщина попадает в полную зависимость от мужчины; семья брак социальный полигамия

· моногамная семья - разновидность парного брака, которая сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней, имея свою собственную историю и множество вариантов заключения брака: от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви.

Семья как социальный институт исторически возникла на основе парного брака на определенной стадии формирования общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком и семейной жизнью. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Современная семья является результатом длительного исторического развития. Для того чтобы глубже проанализировать исторические формы семьи, обратимся к классической работе Фридриха Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

В этой работе были изложены исходные положения науки об истории человеческого общества, и в том числе об истории происхождения и развития семьи. Данная работа появилась в 1884 г. и явилась значительным рубежом в истории науки, так как до этого времени господствующей являлась сформулированная еще в период античности патриархальная теория. Согласно этой теории патриархальная семья, возглавляемая неограниченным владыкой - отцом, воплощала начала частной собственности, власти и монотеизма.

С появлением труда Энгельса патриархальная теория утратила монополию, так как появились новые идеи о возникновении и развитии рода, о двух последовательных ступенях в развитии родового строя: матриархате и патриархате, идея распада рода и возникновения государства. В дальнейшем эти новые идеи получили широкое признание в науке.

Исследование института семьи не будет полным, если не рассмотреть пути его развития. В ходе эволюции данного института можно условно выделить три этапа. Прежде всего в результате самопроизвольного процесса установилась более прочная связь между супругами. При этом в рамках семьи возникла определенная власть, которая принадлежала мужу как основному источнику средств существования семьи. По отношению к жене муж играл роль покровителя, до брака принадлежавшую ее отцу или брату. Как следствие - все более расширяющаяся власть отца знаменовала развитие патриархальной семьи, пришедшей на смену матриархату. Кульминационный пункт развития отцовской власти находит выражение в известной формуле римских юристов: "Pater est guem nuptiae demonstrant" ("Отцом является тот, на кого указывает брак").

Патриархальный период стал вторым периодом в развитии института семьи. Его изучение было начато наукой на примере древнегерманского общества. Наиболее емко состояние семьи той эпохи было обобщено швейцарским ученым Гейслером: "Семья древних германцев не была объединением людей, связанных исключительно браком и кровным родством, а представляла собой союз лиц, живущих под одной кровлей (Hausgenossenschaft). Поэтому членами семьи следует считать не только людей свободных, но и тех, кто в той или иной степени зависит от главы общины. Таким образом, семья являлась кругом лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же главы дома (ero munt)"

Таким образом, патриархальная семья имела вид общины, состояла из людей, которые находились в родстве друг с другом, так как являлись потомками общего предка, жили под одной кровлей и владели общим имуществом. Тем не менее патриархальная семья, утверждающая наряду со свойственным ей переживанием первобытнообщинных отношений начала частной собственности и власти, несла в себе неизбежно развивающиеся противоречия. Поэтому в религии эта семья находила охрану своей целостности, а в культе предков проявлялась чисто хозяйственная идея солидарности членов семьи, непрерывности смены поколений.

Патриархальный строй, сформировавшийся в условиях полигамии, постепенно сформировал предпосылки для перехода к моногамии. Долгое время полигамия была даже правилом, так как она соответствовала распространенному в указанный период способу заключения брака путем покупки невесты. Легко понять преимущества многоженства, так как оно являлось самым простым способом для домовладыки приобрести несколько работниц, а также обеспечить появление обширного потомства. Необходимость решения этих проблем дала начало целому ряду обычаев. Например, у многих племен, как славянских, так и германских, долгое время существовал обычай женить мальчиков на взрослых девушках, которые на другой же день после свадьбы становились, естественно, постоянными помощницами в своей новой семье

К этим чисто экономическим мотивам присоединялся еще и социальный: необходимость завязывать дружеские связи, чтобы заменить состояние непрерывных вооруженных конфликтов, характерное для межплеменных отношений, более или менее длительным миром. А одним из наиболее удобных способов для этого являлось заключение брака, которое устанавливало между обеими семьями родственные отношения, делало их cognate, как говорили римляне, или, по русскому выражению, "свойственниками". Поэтому неудивительно, что часто при заключении мира между племенами большую роль играл брачный союз, который объединял враждующие стороны при помощи семейных уз.

Случаи заключения полигамных браков наблюдались и в Китае, хотя только император и принцы могли иметь целые гаремы, тогда как простые смертные довольствовались одной женой. Полигамии была не чужда и Иудея: Иаков (отец Иосифа), Елкан (отец Самуила), Гедеон, Давид и другие вступали в новый брак еще при жизни своей первой жены. Следующий текст Второзакония (гл. XXI, ст. 15) особенно выразителен в этом отношении: "Если у кого будет две жены, одна любимая, другая ненавистная...".

Более спорным является вопрос о существовании полигамии в среде арийских обществ. В античной Греции и Древнем Риме моногамия была предпочтительна в самые отдаленные времена. Иначе обстояло дело у кельтов и германцев. Об этом свидетельствуют Цезарь и Тацит. Цезарь, говоря о галлах, отмечал, что в случае смерти человека допрашивали его жен (а не жену), чтобы установить, не произошла ли смерть от отравления. Тацит же ограничивался указанием на то, что германцы почти единственные из варваров, которые довольствовались одной женой, за исключением вождей, которые заключали несколько браков, "но не из любострастия, а из гордости".

Индусы, иранцы и славяне не составили исключения из общего правила. По свидетельству Геродота, полигамия существовала не только у персидских царей, но и у их подданных. Иранское божество Агура-Мазда всегда изображалось окруженным несколькими женами. Что же касается индусов, то в песнях Риг-Веды неоднократно упоминаются обстоятельства, свидетельствующие о полигамии. О случаях многоженства свидетельствуют следующие отрывки из Ману, Яджна-валкия и Вишну: "Все имущество, данное отцом женщине одной из трех низших каст, муж которой брахман имеет и других жен, переходит, если она умирает бездетной, к дочери брахмана или к ее детям". По правилам о кастах брахман, кшатрия и вайшия могут иметь три жены, а шудра только одну. Вишну же признает за брахманом привилегию иметь четырех жен, кшатрия должен довольствоваться тремя, вайшия - двумя, шудра - одной

Существуют и определенные факты, указывающие на то, что полигамия существовала у древних славян. Еще в летописи Нестора есть указание на то, что "радимичи, вятичи и северяне", то есть племена, союз которых с кривичами положил основание Русскому государству, "обыкновенно имеют по две - три жены". Козьма Пражский и неизвестный составитель жития св. Войтеха упоминают об обычае чехов иметь по две - три жены. Адам Бременский говорил о подобном же обычае, существовавшем у пруссов, у которых только князья имели привычку держать неограниченное количество жен. Владимир Святой перед принятием христианства имел двадцать жен, кроме наложниц, число которых доходило до восьмисот.

Можно с определенностью сделать вывод, что полигамия была распространена в основном среди богатых и знатных.

Возникает вопрос, какие были непосредственные причины медленного развития моногамии и через какие этапы должен был пройти брак, прежде чем он до шел до формы союза, заключаемого между одним мужчиной и одной женщиной.

Для этого необходимо рассмотреть положения работы Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", которые касаются истории семьи. До выхода указанной работы универсальной считалась следующая система общественных связей: семья - род - племя - государство. Энгельс впервые доказал, что эта формула во многих случаях является ошибочной. Анализ истории происхождения семьи Энгельс начал с самой древней стадии. Для нее, по мнению Энгельса, были характерны отношения, когда каждая женщина могла принадлежать каждому мужчине, а каждый мужчина - каждой женщине. Это был период, когда общество делилось на племена, внутри которых половые связи людей строились без разбора степеней родства. Не существовало таких понятий, как семья и брак. И так обстояло дело, по подсчетам историков, сотни тысяч лет

Из этого первобытного состояния в дальнейшем развились первичные формы брака и семьи, но брака не в том понимании, как мы его представляем, а так называемого группового брака. В соответствии с точкой зрения Льюиса Моргана, групповой брак пережил две основные стадии: кровнородственной семьи и семьи пуналуа

Кровнородственная семья явилась той первой ступенью, на которой стали строиться отношения семьи. Или, проще говоря, семейные правоотношения, предполагающие определенные права и обязанности лиц, в них вступающих. Брачные связи строились по поколениям. На практике это выглядело следующим образом. Каждое поколение образовывало определенный брачный круг, в пределах которого и допускались связи между полами. Например, родители жили в одном групповом браке, а дети - в другом. То есть получалось так, что связи разрешались по горизонтали и запрещались по вертикали. На практике же это означало, что, например, возможны были браки между братьями и сестрами. Это положение не вступало в противоречия с нормами морали. Еще К. Маркс писал, что "в первобытную эпоху сестра была женой, и это было нравственно"

Семья пуналуа по сравнению с кровнородственной была более прогрессивным явлением как по форме, так и по содержанию. В основе построения этой семьи лежало следующее правило: круг полового (оно же брачное) отношения еще более ограничивался путем исключения из него родителей и детей, а также братьев и сестер. То есть брачные связи ограничиваются как по вертикали, так и по горизонтали. На практике выходило так, что определенная группа сестер являлась женами определенной группы мужей. Из числа мужей исключались их кровные братья, живущие с ними в одной семье. Мужья, которые состояли в браке с определенной группой сестер, называли друг друга "пуналуа". Так в древнеамериканской индейской терминологии называли друг друга близкие товарищи или партнеры в брачной жизни. Из семьи пуналуа исключались кровные братья жен и кровные сестры мужей. Мужья приходили из другой семьи только с одной целью, а именно брачной. Что же касается их постоянного места проживания и работы, то это была "материнская" семья, поэтому никаких притязаний на имущество семьи (в которой жили их жены) они не имели.

Групповой брак при его определенных плюсах имел и значительные минусы. И самым важным из них было то, что при таком групповом браке совершенно невозможно было определить, кто же, собственно говоря, является отцом родившегося ребенка. Известна была только женщина, которая этого ребенка родила. Для облегчения подобной ситуации происхождение ребенка стало вестись по материнской линии. В том случае, если женщина, которая имела одного или нескольких детей, умирала, то все ее имущество в порядке наследования доставалось последовательно ее детям, ее матери, кровным братьям и сестрам. Эти лица со временем стали называться материнским родом, который являлся частью племени.

Энгельс в процессе исследования им истории семьи пришел к следующему выводу: "Непосредственно из пуналуальной семьи, по-видимому, возник в громадном большинстве случае институт рода... становится все более и более прочным, благодаря другим общим институтам общественного, а также религиозного характера и приобретает все больше отличительных черт по сравнению с другими родами того же племени"

На протяжении десятков тысяч лет семья пуналуа развивалась и при этом, хотя и медленно, но подвергалась трансформации - вслед за кровными братьями и сестрами из нее стали исключаться двоюродные, а затем и троюродные братья и сестры, дяди, племянники и другие родственники. В итоге этой эволюции групповой брак стал просто фактически невозможен и появился парный брак.

Возникает вопрос: кому же принадлежала идея парного брака - мужчине или женщине? На этот вопрос лучше всего ответил Энгельс. С его точки зрения, именно женщина первой стала добиваться парного брака в силу своей биологической особенности - большей привязанности.

Но и у парного брака имелись свои проблемы. Брак мог быть легко расторгнут как мужем, так и женой. Соответственно, положение детей не претерпело значительных изменений: они по-прежнему оставались в женском роде. Данное обстоятельство объяснялось достаточно просто: парная семья не имела своего личного хозяйства на том основании, что все имущество принадлежало роду.

Такова была система первичных форм брака, присущих родовому строю.

Заслугой Энгельса явилось то, что он внес ряд существенных корректировок в выверенную временем и уточненную схему. По ряду позиций Энгельс вступает в полемику с ведущим специалистом того времени по вопросам общественной эволюции Л.Г. Морганом. Последний предполагал наличие кровнородственной семьи как всеобщей стадии развития брачно-семейных отношений. Энгельс же пришел к выводу, что кровнородственной семьи в некоторых обществах могло и не быть. Первой формой ограничения отношений между полами была, с его точки зрения, экзогамия, что означало запрещение браков только внутри рода. Ей же, в свою очередь, предшествовал промискуитет, то есть беспорядочные половые связи.

В ходе исследования Энгельс пришел еще к одному интересному выводу: "Когда Морган писал свою книгу, наши сведения о групповом браке были еще ограничены... Пуналуальная семья давала, с одной стороны, полное объяснение господствующей у американских индейцев системе родства, которая послужила Моргану исходным пунктом его исследований; она, с одной стороны, служила готовым отправным пунктом, из которого можно было вывести род, основанный на материнском праве. Ошибочным в теории Моргана, на наш взгляд, было то, что он приписывал пуналуальной семье всеобщее распространение в древнейшие времена"

Позицию Энгельса, считавшего полигамный брак "историческим предметом роскоши", разделял профессор М.О. Косвен, отмечавший, что многоженство иногда принималось за универсальный порядок и обязательную стадию в развитии брака и семьи, хотя многоженство было доступно только немногим и богатым и являлось, таким образом, сравнительно малораспространенной исторической формой

В отличие от полигамии моногамия - это прочное, устойчивое единобрачие. Энгельс объяснял, что на момент превращения парного брака в моногамию уровень общественного разделения труда и его производительность возрастают настолько, что появляется излишний продукт. Парная семья претерпевает в связи с этим изменения и начинает противопоставлять себя роду, так как становится самостоятельной в связи с тем, что имеет свое имущество и собственность. Энгельс пояснял, что имущество стало принадлежать только главе семьи, то есть мужу, а члены семьи были переведены на положение подчиненных. Муж стал занимать господствующее положение благодаря дальнейшему разделению труда (скотоводство, земледелие, ремесло), которое было более производительным. Положение же жены все более сводилось к ведению домашнего хозяйства. Племя и род уступили место семье.

В моногамной семье уже не существовало имущественного равенства в отличие от парной семьи. Энгельс указывал на то, что отдельная семья сделалась силой, которая стала противостоять роду. "Единобрачие, - заключает Энгельс, - это та клеточка цивилизованного общества, по которой мы уже можем изучать природу вполне развившихся внутри последнего противоположностей и противоречий. К. Маркс, развивая тезис Энгельса, отмечал, что "патриархальная семья, раз возникнув, содержит в миниатюре все те противоречия, которые позднее развиваются в обществе и государстве"

Постепенно религия восприняла идею моногамии и выступила в ее поддержку. Человек совершенен, говорилось в своде Ману, только тогда, когда в нем соединяются три существа - он сам, его жена и его сын. Семья, в которой муж довольствуется одной женой, будет счастлива. Еврейский Талмуд прямо запрещает первосвященнику иметь более одной жены. Аналогичное запрещение было и в египетском законодательстве периода Древнего царства. В Риме, судя по тексту одного закона Диоклетиана, люди, сыгравшие новую свадьбу при жизни своей жены, объявлялись лишенными чести (infamia notati sunt in edicto praetoris). Христианство также объявило себя решительным противником полигамии в каком бы то ни было виде, даже в виде вступления в новый брак после развода с первой женой (Евангелие от Матфея, XIX, ст. 8; Евангелие от Марка, X, ст. 5).

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что начиная с эпохи возникновения первых государств религиозная доктрина и, как следствие, церковное право чаще всего выступали апологетами моногамии. Может даже возникнуть вопрос: не является ли религия главным фактором, в силу которого было отдано предпочтение моногамии? Но если исследовать ряд дошедших до нас исторических и юридических документов, относящихся к периоду патриархата, то можно увидеть, насколько закономерен был этот процесс.

Уже на основании Вишну, Китаяны и других сводов первая жена, в том случае если она принадлежит к высшей касте, считалась главенствующей над другими женами. Аналогичные факты в отношении славян можно найти у Козьмы Пражского.

Установив негативное отношение религиозных законодательных актов к полигамии и повсеместную тенденцию к моногамии, можно заметить ту тесную связь, которая имеется между культом предков и привилегированным положением, которое занимала первая жена в полигамной семье. Например, на жене лежала обязанность непрерывного поддержания огня в домашнем очаге специально для этого предназначенным топливом, которая являлась тем более важной, что ее неисполнение неизбежно приводило к печальным последствиям для всей семьи. Если этот огонь угасал, то культ предков прерывался, мертвые оставались без пищи и семья лишалась их покровительства. А забота об очаге лежала на той из жен, которая занимала первое место в семье, обычно это была самая старшая из жен по возрасту. Библия называет ее "женой юности", прямо указывая на то значение, которое имело место при выборе мужем жены, когда он был молодым. Как правило, это был самый правильный его выбор, потому что именно первой жене, как показывает практика, отдавал муж всю свою нежность и любовь. Последующие браки уже не имели той остроты в отношениях и свежести в чувствах. Вступление мужа в последующий брак, как правило, не вызывало изменений в семейном культе, если только первая жена не принадлежала к более низкой касте, чем вторая, и если закон не требовал, как это было в Индии, чтобы главная жена была из того же круга, что и муж, то есть одного с ним социального происхождения.

То обстоятельство, что только первая жена допускалась к выполнению самых священных обязанностей, коренным образом оказывало влияние на ее судьбу. Она становилась главной женой, союз которой с мужем создавал семью, насколько эта семья представляла собой, по выражению римских юристов, "духовное единение" (divini juris communicatio). А так как это ставило ее выше других, то первая жена вскоре достигла того, что только она пользовалась властью хозяйки дома. Она становится, по немецкому выражению, "Herrin" (госпожой), или, как было принято говорить у славян, "государыней". Ее исключительное положение лучше всего можно выразить формулой, которую произносили в Риме при заключении брака: "sit tu Gajus, ego Gaja" ("если ты Гай, то я Гайя"). Таковы были первые слова, с которыми новобрачная обращалась к мужу. Это означало знак доброй воли, сотрудничество на всю жизнь, постоянное участие как в обязанностях, так и в привилегиях главы семейной общины.

Когда первая жена заняла в конце концов место, которое принадлежало ей по праву, в то время как последующие жены опустились до уровня наложниц, тогда и наступил тот период, когда торжественные свадебные обряды стали проходить только при заключении мужчиной своего первого брака. Только первую жену представляли маннам предков и их олицетворению, домашнему очагу. Точно так же только ее дети считались законными. Подобные отношения отмечались, например, у кельтов. Скандинавские законы во многих отношениях напоминают этот переходный период между более или менее терпимой полигамией и моногамией, не признающей детей, рожденных от свободной связи. Так, в Норвегии в эпоху Фростатинга и Гулатруга закон признавал некоторые виды внебрачного сожительства, которые в том случае, если оно продолжалось более 20 лет, превращались в законные в силу давности. В древней Дании доля незаконных детей была вдвое меньше доли законных

В результате анализа законодательства исследуемого периода можно проследить развитие самой идеи законности рождения. Эта законность признается в большей или меньшей степени в зависимости от того положения, которое законодатель отводит женщинам, брак которых был заключен после брака привилегированной супруги. Таким образом, развитие права происходило именно в этом направлении, под влиянием все более суровой нетерпимости, которая была свойственна семейному культу и все более заметного влияния этого культа на внутренний строй патриархальной семьи. Так, афинский закон запрещал отцу завещать своим незаконнорожденным сыновьям более пяти ось мин, но отец мог их признать своими, вписав их в свою фратрию. Подобным образом обстояло дело и в Риме.

Древнерусское законодательство не менее ревниво оберегало принцип законности происхождения детей. Начиная с Правды Ярослава оно не признавало за незаконнорожденными детьми права наследования. По Уложению царя Алексея Михайловича 1649 г. они не узаконивались даже в случае вступления их родителей в брак. Закон признавал связь побочных детей со своей матерью, но они не принадлежали к семье отца

Важность социальных функций семьи и ее большая роль в жизни общества делают семью объектом пристального внимания и изучения социологии, философии, демографии, биологии и права. Особенно актуальным становится данный вопрос с принятием нового Семейного кодекса РФ. семья брак социологический общество

В связи со спецификой задач исследования у каждой науки имеется свой взгляд на семью и свой подход к определению семьи. Так, для демографов семья - это, прежде всего общественный организм, через который общество решает вопросы рождаемости, народонаселения. Биологов интересует проблема влияния семьи на биологическую сущность человека, и наоборот. В социологическом понимании семья есть союз лиц, основанный на браке или только родстве, принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.

С точки зрения права семья - это такая совокупность общественных связей между людьми, которая поддается законодательному регулированию.

Задача науки семейного права - найти такие формы и методы правового регулирования семейных отношений, которые бы наилучшим образом содействовали выполнению семьей ее социальных функций.

Наконец, с точки зрения своего общественного содержания семья представляет собой три взаимосвязанные группы социальных явлений:

  • 1) брак как основа;
  • 2) супружеские отношения как результат брака;
  • 3) отношения между родителями и детьми как результат супружеских отношений.

В юридическом смысле семью можно определить как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей (в семью) на воспитание и способствующими укреплению и развитию семейных отношений.

Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.

Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Ба-хофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж.Ф.Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865).

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм {гинекократию) – отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, – прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч. «екзо» – вне и «гамос» – брак) – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

Ведущая роль в семье перешла от женщины {матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.

В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.

Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей).

Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.

Функции семьи

Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова (Гребенников И. В), являются:

репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи , к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи , связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А. И., Медков В. М., 1996).

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные сексуальные отношения) (Навайтис Г., 1999). Тот же автор, исходя из семейных функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и материнством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в физической и психической интимности.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!