Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

Историческое название испанцев. Коренное население Испании

, галисийцев и басков , которые являются самостоятельными народами, но и в других. Они называют себя арагонцы, валенсийцев, канарейке, астурийцы, кастильцы т.д. года 17 исторических провинций получили автономию и теперь имеют собственные правительство и парламент. Это - Каталония, Страна басков , Галисия , Андалусия , Валенсия , Эстремадура , Канарские острова , Балеарские острова , Кастилия и Леон , Кастилия - Ла-Манча , Астурия , Наварра , Мурсия , Риоха , Арагон , Кантабрия и Мадрид .


1. История названия

В латинском эпиграфе к первой испанской хроники "Estoria de Espanna" ( или ), которая была подготовлена ​​королем Альфонсо X, королевские подданый названы "хиспанис", а в испанском варианте - "испанос":

Rex, decus Hesperie, tesaurus philosophie, Dogma dat hyspanis; capiant bona, dent loca uanis .

Исходный текст (Исп.)

El Rey, que es fermosura de Espanna et tesoro de la filosofia, ensannana da a los yspanos; tomen las buenas los buenos, et den las vanas a los vanos.

В этой же книге говорится о мифического предка, племянника Геракла, именем Эспан (Espan) .


2. Язык

Испанский язык относится к романской группе индоевропейской языковой семьи. Наиболее близки к испанскому - португальский , галисийский , каталанский . Собственно, две последние - промежуточные звенья, галисийский - между испанским и португальским, каталонский - между испанским и французском [ ]. Чуть меньше, но довольно большое сходство, она имеет с итальянской .

Наряду с английским, французским, немецком , русском и арабском испанский язык является международным. Она является государственным в большинстве стран Латинской Америки, за исключением Французской Гвианы , Гайаны , Суринам , Бразилии и ряда Антильских островов .

Иногда его называют кастильским, потому литературный испанский сложился на основе кастильского диалекта. B Испании есть и другие диалекты - арагонский, астурийский (бабло), леонский и другие. Письменность - на основе латиницы .

Предшественница испанского языка - староиспанском (она же кастильский) утвердилась в период, когда испанцы отвоевывали у арабов Толедо (1085), Кордову (1236), и Севилью (1248). Она развивалась под влиянием французской и провансальской, под влиянием труверов Франции и трубадуров Прованса. Теперь она хранится в достаточно измененном виде у потомков испанских евреев, сефардов, переселившихся на Балканы , под названием ладино .

"Возрождение" местных наречий, начатое в 60-е гг 20 в., Имеет довольно искусственный характер .


3. Этногенез

Сначала территория Испании была заселена иберами, которые позже смешались с кельтами. Возникла новая общность - кельтиберы. Страна называлась Иберия . Кроме этого здесь жили народы другого происхождения. Один из них - баски, народ неизвестного происхождения с изолированной языке. Были предположения о его родстве с грузинами, проводились исследования по сравнению языков грузин и басков. Имеет сходство и древнее название Грузии - Иверия. Впрочем генетический анализ не подтверждает эту теорию .

В начале 1-го тысячелетия население Пиренейского полуострова потерпело романизации. В 5 в. сюда вторгаются племена германцев (вест-готов). Страной управляют вест-готские короли. В 8 ст. с юга почти весь полуостров захватывают арабы, берберы и евреи. Устанавливается власть арабских династий (Альмохадов, Альморавидив, Омейядов). С этого времени небольшие готские королевства, Астурия, ЛЕОН, Арагон, Наварра, начинают борьбу с арабами (Реконкиста), которая закончилась в 15 в., во времена короля Фердинанда Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской . Началось объединение страны и нации. В конце 15 века началась эпоха Великих географических открытий, в которых Испания сыграла ведущую роль, наряду со своими конкурентами, Португалией и Англией, подобно которым она обладала огромными колониями. Благодаря испанцам появились новые народы в странах Латинской Америки, на Филиппинах, возникшие от смешения испанцев и местных жителей. Их прямые потомки называются креолы, а смешанные - метисы (обычно это потомок испанца и индианки, но не обязательно).

Антропологический тип испанцев - средиземноморский, - у них длинные лица, длинные, прямые или горбатые носы, преобладает темные волосы, но встречается и светлое. В Андалусии сильно проявляется арабский компонент.


4. Хозяйство

Занятия населения различается в зависимости от региона или этнической группы. Везде распространенное земледелие . Бобовые, оливы, виноград выращивают везде, зерновые - в Андалусии, Арагоне и на Месета (означает "плоскогорье"), кукурузу, рожь и картофель - в северных районах, а цитрусовые - на восточном побережье. Животноводство и морское рибацтво распространенное в Каталонии, Астурии, Стране басков, в Мадриде также развито животноводство . Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец. Отдельные группы имеют свои традиционные занятия. Это - пасьегос Кантабрии, марагатос ЛЕОН, вакейрос Астурии, они - пастухи, обменивают свою продукцию на хлеб, овощи, изделия ремесла.

Испания - страна с достаточно высоким уровнем экономического развития. За время существования она пережила период упадка, когда из многочисленных колоний судна поставляли в метрополию золото и драгоценные продукты. Развитие экономики в самой Испании из-за этого приостановилось, но после распада колониальной державы, в 20 в., Экономика постепенно была восстановлена.

Важные отрасли - горнодобывающая, черная металлургия , машиностроение , электротехническая, химическая и старейшая отрасль, текстильная. Значительную роль в экономике играет туризм .

В сельском хозяйстве сохраняются феодальные. Среди хозяйств преобладают крупные латифундии. Миллионы крестьян разоряются и бегут в города. Большая часть населения теперь занята в промышленности и сфере услуг.

Большую роль в стране играет виноделие . Наиболее известные вина - херес (производится в провинции Херес), Малага (город Малага), портвейн и мадера (вина португальского происхождения). В отличие от России и Скандинавии , где предпочитают крепкие напитки, в средиземноморских странах употребляются сухие, слабые вина, обычно во время обеда, в умеренном количестве.

Традиционные ремесла испанцев и искусство представлены керамикой , резьбой по дереву, художественной вышивкой, плетением, ткачеством .

Поселение - различных типов. Есть большие поселения, хутора с одним двором, много типичных средневековых городов) - небольших, с богатыми историческими традициями и памятниками. Наиболее крупные, многофункциональные города - Мадрид (столица), Барселона , Валенсия . Многие портов. Поселение в горных районах напоминают кавказские , - многоярусные, с плотной застройкой, дома в основном белого цвета. В давние времена испанцы использовали пещеры или напивпечеры, строили полуземлянки, округлые или овальные по плану.

На северо-западе распространен дом из необработанного камня, крытый соломой (пальясо). На севере (влажная часть страны) - баскского-наваррские или астуро-галисийсьий тип дома, каменный. Он имеет 2 этажа, спальню, столовую, кухню на высшем этаже, хозяйственные помещения - на нижнем. Южнее, в сухой части, дома одноэтажные, помещения для скота и хозяйственные постройки - отдельно. Многие районы бедны и лесом, и камнями, и здесь используют глину и кирпич. Есть маленькие домики с плоской крышей. В Андалусии - дома с замкнутым двором.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в 18 веке), белая рубашка, жилеты, куртки, пояса, плащи. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная с эспарто (испанский дрок). На севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет. Шляпа, в отличие от итальянского, широкополой (калабреза), имеет короткие поля и невысокую тулью. Одежда женщин - в центре страны - рубашка на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, черная или белая сетевая мантилья. Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичная испанская платье - узкая в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Кухня разнообразна. Общее - обильное употребление свиного сала, оливок, острых приправ из томата, лука, чеснока, красного перца, овощей и фруктов. В Андалусии много блюд из рыбы, на юго-востоке - с риса . Напитки - кофе , молоко , цитрусовые соки, вино , яблочный сидр . Типичное блюдо - паэлья. Она готовится из риса с бульоном , курицы, говядины, свинины, рыбы, и заправляется шпиком, луком, перцем, солью, зеленью, соком лимона, растительным маслом. Также сложно готовится олья подрига, из говядины, свинины, шпика, колбас, зеленого горошка, картофеля, моркови, капусты, заправляется луком, чесноком, сельдереем, лавровым листом, перцем, солью, петрушкой, тертым сыром и томатами. Тортильяс - прожаренный омлет с картофелем и овощами.


5. Католические традиции

Каждый город имеет своего заместителя, день которого празднуется. Праздники устраивают эрмандады (братства), на юге - более пышно, на севере - скромнее. Весенние карнавалы, ярмарки, театрализованные представления присущи определенным местностям.

6. Культура

6.1. Музыка, танец

Музыка Испании считается лучшей в мире после итальянского . В искусстве существовали романсы, народные жанры песни и поэзии - летрильи, сегидильи, серенады, вильянсико. Типичный испанский жанр поэзии - Копли (короткое стихотворение). В Андалусии был развит своеобразный жанр пения и танца, - фламенко . Танец - выстукивания ритма ногами, носком, пяткой, стопой, по-испанские - сапатеадо (от слова Сапата - ботинок). Похоже встречается не везде, это только шотландский, ирландский и американский степ (чечетка). Танцы в основном групповые, с прыжками, перебежками. Наиболее известные испанские танцы - пасодобль, фанданго, сарабанда и павана (старинные). В Испании родилось и танго , хотя приобрело славу оно уже за океаном, в Южной Америке.


6.2. Литература

Монумент Серантесу в Мадриде. Дон Кихот и Санчо Панса.

Наиболее древние литературные произведения в Испании - рыцарские романы, как и в странах северной Европы. Но существуют чисто испанские варианты рыцарских романов. Это - "Песнь о Сиде" и "Амадис Гальский", события в которых происходят в Испании, и герои которых - испанцы. Литература Испании в эпоху Возрождение развивалась в сложных политических обстоятельств. Именно в Испании появился жанр плутовского романа . Первый автор - Матео Алеман, его роман - "Гусман де Альфараче". Широко известный пример этого жанра - "Хромой бес" Луиса Велеса де Гевары. В какой другой стране этот жанр не был развит. Во Франции плутовской роман следовал Ален-Рене Лесаж ("Приключения Жиль Бласа из Сантильяна"). Одним символом Испании есть литературные фигуры дон Кихота и Санчо Пансы.


6.3. Архитектура

Ви те же черты, что и в других странах, но ее архитектура имеет свои особенности. Испанская готика почти не отличается от общеевропейской (хотя здесь и развивался особый стиль "Мудехар"), но Ренессанс уже своеобразен и имеет свое название, - платереско ("плоский"). Стиль барокко известный в Испании как "чурригереско" (по фамилии архитектора Чурригеры). Наиболее известные памятники: собор в Бургосе , здание университета в Вальядолиде , собор Сантьяго де Компостела, собор в Толедо . Позже в Испании развиваются все другие стили, присущие всей Европе. Именно для Испании характерно искусство архитектора Антонио Гауди , специалисты оценивают его как постмодернизм . Он - каталонец, и искусство его - в Барселоне. Кроме многих домов в оригинальном стиле, он создал собор "Саграда Фамилиа" (Святое семейство), ставший в последнее время одним из символов Испании (подобно Эйфелевой башни в Париже). Новые архитектуре тенденции развиваются архитектура Сантьяго Калатрава .


6.4. Живопись

Диего Веласкес, неизвестна дамы с веером

В 19 веке исследователь испанской литературы с США Джордж Тикнор назвал и расценил испанское 17 века как "Золотой век". Это название подхватили.

Но искусствоведы Испании позже расширили границы "Золотого века". Отсчет начинают с 1492 г., Когда Небриха обнародовал учебник "Испанский грамматика", а завершают 1681 годом, когда умер Кальдерон. В "Золотой век", таким образом включают испанский

В Испании проживает около 47 миллионов человек , и каждый год эта цифра увеличивается примерно на 0,07%, в основном за счет иммиграции. Среди государств Европейского союза Испания принимает больше всего иммигрантов из других стран, хотя в последнее время интерес иностранцев к этой стране уменьшился, а многие мигранты, не получившие гражданства, возвращаются на родину. Поэтому в последние годы прирост населения остановился, количество человек, проживающих в Испании, стало сокращаться, но только за счет мигрантов. Коренное же население страны постепенно растет.

Конституция Испании утверждает, что все коренные жители страны являются единой крепкой нацией . Тем не менее, они разделены на несколько разных народностей, имеющих различные языки и культуры, но схожих между собой благодаря общей истории и территории. В стране проходит политика автономизации провинций, поощряется изучение родных языков и сохранение богатой культуры каждой нации.

Большую часть жителей Испании составляют собственно испанцы или кастильцы - потомки людей, населявших Пиренейский полуостров с давних времен: кельтов, мавров, иберийцев, вестготов. Они говорят на испанском языке. В Испании около 30 миллионов кастильцев, остальные испанцы сегодня живут в Южной Америки, переехав во времена колонизации.

Второе место среди населения Испании занимают каталонцы , жители провинции Каталония, которая с древних времен была обособленной территорией, благодаря чему развился отдельный каталанский язык. Впрочем, сегодня каталонцы преимущественно говорят на испанском. Всего в стране проживает 11 миллионов каталонцев.

На севере страны, рядом с границей с Францией проживают баски - один из самых удивительных народов Европы. Их язык - баскский - не относится ни к какой из известных языковых семей мира, не говоря уже о индоевропейской, к которой принадлежит испанский. В стране живет 2 миллиона басков, они занимают провинцию под названием страна Басков. Также коренным народом Испании считаются галисийцы , потомки галлов - кельтского племени, населявшего современную Галисию. Они говорят на галисийском и испанском языке, их численность составляет около 3 миллионов .

В Испании есть большая цыганская община, появившаяся во времена средневековья. Их самоназвание - Кале , они говорят на диалекте, который представляет собой смесь испанского языка и цыганской лексики. Среди других народов, проживающих в Испании, большой процент составляют португальцы, американцы, марокканцы, французы, венесуэльцы, немцы, аргентинцы, мексиканцы, бразильцы. Около 35% всех мигрантов составляют жители Латинской Америки и бассейна Карибского моря, 22% приезжают из Западной Европы, 18% - из Восточной, а 15% иммигрантов - африканцы.

Большая часть населения исповедует католицизм, около 20% жителей - атеисты или не определившиеся с религией, а на третьем месте идут мусульмане. 2% всех жителей относятся к православным христианам, протестантам, иудеям и другим вероисповеданиям. Церковь в Испании отделена от государства, согласно конституции страны.

Средняя продолжительность жизни в стране составляет около 79 лет. В городах проживает около 79% людей. 98% населения являются грамотными. Соотношение мужчин и женщин в Испании почти одинаково: 50,6% женщин и 49,4% мужчин.

Меня часто спрашивают: «Ну, расскажи нам, какие они – испанцы? Что это за народ такой? Это правда, что они такие? А что делают это? А что у них так? А что любят это?…..».

Даже не знаю, с чего начать. Народ Испании — какой он?… С одной стороны, обычные люди с ногами, руками, головой. С другой стороны, они совсем другие и отличаются от русского народа.

Как я уже отмечала в других статьях, Испания очень и очень разная. Невозможно четко сформулировать ответ на любой вопрос относительно Испании и испанцев. Всегда следует учитывать особенности территории и народа, на ней проживающего. Я попробую дать характеристику народа Валенсии. Это не значит, что все коренные испанцы такие, как я напишу. На севере они имеют свои особенности, на юге – свои. Однако, те характеристики, что я здесь перечислю, в той или иной степени, будут отражать испанский народ в целом (в большей степени для средней полосы Испании).

Итак, начнем. Типичные черты характера и поведения народа Валенсии и Испании в целом:

  1. Самая ярко выраженная и всем известная черта характера испанского народа в целом – это, конечно же, крикливость . Не для кого не секрет, что испанцы – народ очень шумный. Такое ощущение, что у них нет «звуковых» границ при общении. Когда я переехала на ПМЖ в Валенсию, я была крайне удивлена такому шумному поведению. Создавалось ощущение, что народ абсолютно не воспитан. Находиться в любом людном месте, будь-то бар, кафе, клуб и даже открытая терраса на улице, было просто невозможно. У меня закладывало уши от создаваемого народом гула. Причем, не важно — сколько людей находится в помещении. Трех испанцев на весь бар, сидящих в самом дальнем углу, вполне достаточно, чтобы вы не слышали своего собеседника, сидящего в 50см от вас и орущего вам в ухо. Манера говорить на повышенных тонах, вернее, на очень высоких тонах, создает ощущение, что находишься на рынке. Да какое там, у нас на самом шумном рынке тише.

Так же картина с разговорами на улице и/или по телефону. Даже проживая на 5-м этаже, вы будете знать в подробностях жизнь каждого прохожего, разговаривающего по мобильному или с другим собеседником. Складывается ощущение, что испанцы очень любят выяснять отношения по телефону и лучше на улице и так, чтобы как можно больше людей узнало об их проблеме и, наверно, посочувствовало. Они будут орать в трубку до посинения и хрипоты, жестикулируя и матерясь. Вообще, что касается мата, то здесь никто особо не сдерживается, в том числе, при детях. Хотя завит от воспитания, конечно. Однако, учитывая, что воспитание в Испании низкое, % матерящихся высокий. По моим наблюдениям таким поведением больше страдают молодежь или мужчины среднего возраста. Женщины все-таки поспокойнее, хотя и среди них есть экземпляры.

Сейчас речь шла о взрослых. А теперь представьте детей этих взрослых. Все то же самое, но в удвоенном режиме громкости и с кучей не угасающей энергии. Толпа вечно визжащих, абсолютно не контролируемых и не затыкаемых детишек, идущих в школу – поверьте, шоу не для слабонервных. Подробнее о воспитании и образовании испанцев в другой статье (готовится к публикации).

Безусловно, такое поведение негативно сказалось на моем отношении к испанскому народу, понизив в моих глазах их уровень воспитания до минимума. На сегодняшний день я не так сильно замечаю эту крикливость – то ли я привыкла, то ли сама стала «голосистее», то ли народ притих. Однако мое мнение по поводу их воспитания и образования осталось прежним, если не усилилось.

  1. Считается, что испанцы веселый народ – всегда приветливый и улыбчивый. В принципе, это правда, но такое поведение больше характерно при встрече с новыми людьми. Испанцы будут улыбаться и стараться ублажить нового знакомого, как могут. Но только при первой встрече. Если вы им не нравитесь, они будут вести себя также приветливо… Однако мысли будут другие. И это не приятно. Из этого факта вытекает другая характерная черта испанского и валенсийского народа..
  2. Эмоциональность или страстность испанцев известна всем. Я все же склоняюсь к первой черте, т.к. страстность — это больше об отношении полов. Эмоциональности по поводу и без испанцам не занимать. Причем, я бы ее разделила на 2 вида: положительная и отрицательная. Последняя выражается везде и всюду без особых причин: дома, на улице, в общественном транспорте и где только можно. Выражают ее испанцы громко, не заботясь, интересно ли кому их слушать или нет. Порой всем автобусом слушаем, как кто-то кого-то бросает или выясняет изменил второй или нет. И если да, то с кем, где, когда, во сколько, в какой позе — будет знать весь автобус. Очень раздражает. Конечно, это признак необразованности и невоспитанности. Вы скажите — культура другого народа… Я скажу — не настолько этот народ отличается от нас, чтобы так себя вести все же не племена майя они.

Что касается страстности с отношениях между мужчиной и женщиной, не могу много сказать, т.к. у меня опыт общения только с мужем. В отношениях с другими испанцами не была. Сказать, что муж у меня супер страстный — ну да, в начала отношений — так же, как и у всех, — страстный и активный. Потом, привыкаем друг к другу и успокаиваемся. Другое дело, что испанцы более нетерпеливые в отношения, может, поэтому иностранцы полагают, что они страстные.

  1. Лицемерие . С точки зрения русских людей можно сказать, что испанцы лицемерны. Хотя, я бы все-таки сказала не лицемерны, а чересчур вежливы, даже когда это не нужно. В любом случае до уровня лицемерия англичан им расти и расти. Однако по сравнению с русскими — лицемеры. Находясь в кругу испанцев очень сложно различить улыбку из предыдущего пункта (вас рады видеть) от фальшивой улыбки, за которой скрывается нежелание с вами общаться. Русский народ все-таки более прямолинейный и открытый в этом смысле, за что я его и уважаю. Испанцы же будут улыбаться, ненавидя. Это очень напрягает. Ну, не нравится тебе человек – не общайся. Зачем нужен этот цирк. Такое поведение допустимо при общении на работе с шефом или сотрудниками, но вне рабочей сферы считаю это неправильным. Ведь так можно всю жизнь провести, притворяясь, и никогда не быть самим собой, даже с друзьями и близкими людьми. Это, по-моему, характерная черта народа Европы – всю жизнь проводить в «маске».

Также в Валенсии (за всю Испанию не отвечаю), претендуя быть вежливым, принято смеяться над любой тупой, невоспитанной, обидной и оскорбительной шуткой какого-нибудь недалёкого умом дружка, вместо того, чтобы сказать ему, что шутка не просто не смешная, а оскорбительная и глупая, а он сам – недалек умом, если ему в голову приходят такие шутки. Ведь есть темы, например, интимные или о смерти/инвалидности, шутить на которые нужно с умом и очень осторожно, т.к. перейти границу в них очень легко. В моей жизни бывали случаи, когда просто хотелось подойти к «шутнику» и отбить у него желание шутить навсегда, но, как говорится, если общество принимает такое поведение…

  1. Испанцы – отзывчивы и добры . За редким исключением, они всегда придут на помощь, помогут и подскажут. Любой ваш вопрос на улице к прохожему будет воспринят на «ура». Он сочтет за честь, что вы обратились именно к нему, и ответит на ваш вопрос с такими подробностями, о которых вы предпочли бы не знать.
  2. Непунктуальность народа Испании известна, наверное, на весь мир. По возможности советую не иметь с ними никаких дел, особенно серьезного бизнеса. По-крайней мере, сначала узнайте человека, а потом решайте — стоит ли с ним связываться. Тот факт, что испанцы никогда не приходят вовремя на встречу – не новость. Но я вам скажу больше, они не только могут опоздать на встречу на час-два, а то и на три часа, но также могут в принципе «самостоятельно» отменить или «перенести» встречу, не известив вас об этом. Меня это выводило и выводит из себя до сих пор. Были случаи, которые сложно представить в принципе…

Например, однажды друзья мужа позвали нас на пляж играть в волейбол – в 11.00. Мы с мужем прекрасно знали, что в 11.00 ни один на пляж не явится и пришли туда… в 12.30…. никого… Звоним «другу-организатору», а он говорит: «А вы что пришли? Так мы же отменили игру». Я была в бешенстве, а муж посмеялся и направился к дому!

Или другой случай: вас приглашают летом на дачу за город отдохнуть в 12.00. «Неопытный» человек или, лучше сказать, воспитанный человек, приедет вовремя… И будет ждать под дверью добрых пару часов под палящим солнцем. Хозяину дома можно, конечно, позвонить и спросить, типа: «Друг, ты где? Я жду». А он ответит: «А ты уже приехал. Ну ладно, ты жди, я быстро. Сейчас встану, позавтракаю, заеду в магазин за продуктами, заберу друзей, которые без машины, и мы приедем». И вот что прикажете делать? Как реагировать? И главное послать их никак нельзя — иначе у вас просто не останется друзей!

Вы не представляете, как я злилась, глядя на все это. Говорила мужу: «Да какой же это друг!? Он тебя не уважает, не ценит твое время. Зачем вообще нужны такие друзья!». Муж, конечно, тоже злился, но объяснял все так: «Просто мы народ спокойный, мы не переживаем по пустякам, живем в удовольствие. Ну, проспал, ну приедет позже и что. В чем проблема? Расслабься». И далее следует коронная фраза всех валенсийцев: «Он сейчас позже (ahora luego ) приедет!». То есть когда-нибудь он приедет – сейчас, но неизвестно когда, т.е. потом, позже.

А вообще не понимаю, как они на работу приходят – через час после начала рабочего дня? Хотя могу сказать, как ходят в школу дети, т.к. наблюдаю за этим процессом из окна регулярно, ведь, к моему великому прискорбию, сие заведение (школа) находится прямо в жилом доме, в моем доме. Теоретически (подчеркиваю, теоретически) занятия начинаются в 9.00. Примерно в 8.50 начинают приходить первые дети с родителями…, последние — в 9.05 -9.10… ну и потом пока дети усядутся, успокоятся… Зато забирать детей из школы мамаши и папаши прибегают аж за полчаса до окончания занятий. Об образовании в школах — отдельная статья (готовится к публикации).

  1. Девиз испанцев – «жизнь в удовольствие » . Они очень любят «выходить в свет». При этом для них такой выход – вещь нормальная, ежедневная. Несчётное количество кафе, баров и ресторанов по всей Испании каждые выходные наполняется шумными испанцами, ну и туристами, конечно. Хотя, после кризиса 2008г, который в Испании все еще продолжается, ежедневный выход для многих сменился на еженедельный, а то и ежемесячный. А молодежь из баров перебралась выпивать на улицу.
  2. Опыт показывает, что испанцы очень и очень безответственны и несамостоятельны . Эти характерные черты взаимосвязаны: ведь несамостоятельность – это, по большому счёту, нежелание отвечать за свои поступки, нежелание принимать серьезные решения, нежелание быть ответственным за семью, за других людей. В чем же проявляются их безответственность и несамостоятельность? Да во всём! Начиная от постоянных опозданий и заканчивая невыполнением своих обязанностей. Что касается создания семьи, то тут вообще всё плохо. Панический страх перед ответственностью при создании семьи свойственен мужчинам всего мира, это не секрет. У испанцев же этот страх в крови. Хотя они это называют «надо встать на ноги, а потом уже семью заводить». Другое дело, что на ноги половина встает к 50 годам, а половина — никогда. О серьезных отношениях испанцы задумываются лет в 40-45, женятся перед выходом на пенсию, детей заводят уже будучи на пенсии, до женитьбы живут с мамой или отдельно, но кушать ходят к маме, работают, если мама им работу найдет, а если нет, то не работают. Такое поведение я бы связала с одним из предыдущих пунктов – «жизнь в удовольствие» — жить с родителями, не готовить, не убирать, ни за кого не отвечать, никому не быть должным – красота! Безусловно, это не относится к 100% населения Испании, но в большинстве случаев это так. У меня есть знакомые, которым под сорок, а они все с мамами живут. Причем, что удивительно: есть экземпляры, которые в свои 40 лет имеют спутницу жизни уже не первый год, и как только речь заходит о браке, расстаются с ней. Страх перед ответственностью – великая сила, способная разрушить всё и вся. В Валенсии в связи с кризисом, число самостоятельных резко уменьшилось. До кризиса молодежь (от 25 до 40 – для Испании это молодежь) жила отдельно, а после него все дружно переехали жить к родителям, чтобы сдавать свою квартиру и оплачивать расходы.
  3. Испанцы, как показывает практика, крайне ленивы . И сейчас в кризис это очень хорошо видно. Этот пункт тесно связан с предыдущим. Ленивы и еще раз безответственны. Я просто пока не поняла, какая черта преобладает. В чем выражается эта лень? Прежде всего в том, что не хотят работать. Чтобы они вам не говорили: «Это не моя вина, просто работы нет!» или «Я не буду работать за эти копейки, а нормальной работы нет» — не верьте, они просто не хотят работать. У них вечно праздник и повод для отдыха – то солнце сильно печет, то дождь пошёл, то время сиесты, то выходной скоро, то в законе написано, что работа – это зло и т.д. О том, как у испанцев (по крайне мере, у валенсийцев), организован рабочий день, я расскажу в другой статье (готовится к публикации).

Что далеко ходить — мой личный пример.В Испании я почти 4 года, из которых 1,5 не работала. Сначала привыкала, учила язык, затем искала работу, но не нашла. Естественно, сидеть дома я не могла по причине активного характера прежде всего, а также потому, что от сидящего образа жизни поедаемые мной хамоны и местные сладости стали откладываться в соответствующих места моего тела. Так вот. Поняв, что работу не найти, я решила развлекать людей и проводить экскурсии, затем занялась арендой недвижимости, затем продажей. Затем открыла фирму и даже плачу налоги! Среди моих знакомых есть пара человек, которые не работали до момента моего переезда в Валенсию и на момент написания данной статьи не работают. Как минимум 5 лет эти люди сидят без работы, жалуясь, что не могут ее найти. К слову, одной знакомой я предложила 5 идей, как заработать, познакомила с нужными людьми и ничего…. так и сидит. Ну, пусть сидит, что я могу поделать…

В чем еще проявляется лень и опять же безответственность? Например, в этом: не пытайтесь связаться с испанской компанией (я не имею ввиду крупные международные компании) по электронной почте. Вам НЕ ответят, скорее всего, никогда, в лучшем случае через пару месяцев. Ну, а если ответ пришел через пару недель, считайте, что вам крупно повезло либо, что более вероятно, тот, кто ответил – не испанец. За время проживания в Валенсии мне пришлось не раз столкнуться с подобным поведением:

Нужно было найти квартиру для друзей на месяц в аренду. Искала по интернету подходящие варианты – отослала около 20-30 писем с запросом по поводу дат заезда и в целом доступности жилья. Тишина… День, два, неделя, месяц. Иногда через пару недель я звонила хозяину и говорила, что писала раньше, но никто не ответил. А он отвечал: «А, да, да, я получал письмо, припоминаю. Да, квартира свободна на эти даты». И все. Ну, хоть бы соврал, что не получал. А то ведь говорит, что получил и не объясняет почему не ответил. Что это? Лень? Безответственность? Халатность? Пофигизм? Нежелание получать деньги даже, когда их несут на блюдце? Все вместе? Я не понимаю, если лень даже ответить на письмо потенциального клиента, зачем вообще размещать объявление?

Та же ситуация в бизнесе. По работе я старалась связываться с турагентствами из других городов Испании для сотрудничества. И что вы думаете? Не ответа, ни привета. В результате звонила и говорила: «Здравствуйте, у меня есть клиенты на вашу экскурсию. Вам это интересно? Вы получали мое письмо 3 недели назад?». Ответ: «Да, получали. Нам интересно ваше предложение». И все. Не понять мне все-таки испанской души. Лентяи. А потом кричат, что в Испании все плохо, денег нет, работы нет и, что рынок захватили китайцы и надо их выгонять, чтобы бедным испанцам было где работать. Хотя работа у многих есть, но они все равно зад от стула не отрывают и продолжают возмущаться, что денег нет.

Продолжение в . ..

Авторские права на статью принадлежат руководителю компании «ИСПАНИЯ ИНВЕСТ» и автору текста. Копирование статьи на другие сайты без согласования с автором категорически запрещено.

Ежегодно Испания занимает лидирующие позиции в рейтинге самых популярных стран для отдыха среди россиян. Нужно отметить, что это обусловлено не только комфортным климатом: солнце, море, красивая растительность и пляжи - но и культурой, с которой знакомятся туристы, пребывающие в эту страну.

Своей культурой Испания обязана народностям, которые проживают на ее территории. По данным на 2017 год население составляет 46.5 миллионов человек. Причем официально народ страны называется испанцами, хотя как таковых испанцев на ее территории проживает не более 80% от всего населения, остальные - каталонцы, баски, галисийцы и цыгане, которые не считают себя единым целым, определяя свою национальность по признаку региона.

Внутри Испании национальные различия ощущаются очень остро. Отчасти сгладить их помогают обязательные региональные праздники, на которых можно познакомиться с традициями и устоями народностей.

Народности Испании

Испанцы

Испанцы - прямые потомки вестготов, римлян, мавров и кельтоиберийцев - составляют подавляющее большинство населения страны. Они живут в таких областях, как Кастилия, Кастилия-и-Леон, Астурия, Арагон, Эстремадура, Андалусия, Мурсия и Валенсия - то есть, испанцы расселены по всей территории страны, но в особенности в центре, на западе и юге (к слову, там проживает более половины населения Испании).

Можно сказать, что традиции испанцев полностью отражают внутренний мир этой народности. Если вспомнить их яркие и красивые танцы, ту же корриду, то может сложиться впечатление, что у этого народа энергия бьет ключом и любовь к активному образу жизни у него в крови. Так и есть. Правда, с пунктуальностью у многих испанцев есть проблемы, и нет ничего особенного в том, чтобы опоздать на запланированную встречу.

Мужская традиционная одежда этого народа состоит из нешироких штанов до колена в комплекте с белой рубашкой, жилета и матерчатой курткой, а также плаща и широкополой шляпы или небольшой шапочки со складкой, женский наряд включает широкую вышитую юбку, прикрытую передником, в сочетании с блузкой и шалью (в Андалусии также распространены узкие платья). Обязательны чулки и мантилья.

Большинство испанцев в силу особенностей регионов заняты в промышленности и сфере услуг, но кое-где сохраняется приверженность традициям сельского хозяйства. Довольно высоким, особенно в южных областях, является число эмигрантов.

Каталонцы

Каталонцы составляют около шестой части населения Испании. Региональный язык - каталанский - развился вместе с другими языками романской группы путем смешения латыни и языков древних народов. Каталанский является основным языком для валенсийцев, каталонцев и балеарцев, хотя национальным языком считается испанский.

Изначально испанские земли были населены иберами и кельтскими народами, затем колонизированы римлянами. В средневековые времена произошло смешение в той или иной степени с германскими, бургундскими и готскими племенами. Таким образом были образованы многие средиземноморские народности, среди которых и каталонцы.

У региона не только богатая история, но и интересное географическое расположение: Каталония расположена между Испанией и Францией. Именно благодаря этим факторам каталонцы унаследовали развитую культуру с большим количеством традиций, самой интересной из которых является «кастель» - построение башен из людей. Этот обычай берет свое начало от древних религиозных танцев. Со временем религиозность была утрачена и осталась только эффектность и желание построить как можно более высокую башню.

Традиционная одежда мужчин в Каталонии - это брюки до колен любой ширины в сочетании с рубашкой, жилетом и - часто - пледом с кистями, заменяющим плащ, женщин - короткая пестрая юбка, передник, блузка с короткими широкими рукавами, шаль с длинными концами, скрещивающимися на груди.

Каталонцы заняты как в промышленности (Каталония - развитая промышленная область), так и в сельском хозяйстве и ремесле: к художественным ремеслам края можно отнести филигранную ковку, резьбу по дереву и изготовление керамики.

Туристов в Каталонии привлекают замки в готическом стиле и стиле барокко, один из которых - знаменитый Саграда Фамилия - носит неофициальный статус символа Испании.

Этот регион является родиной таких известных мастеров, как Антонио Гауди и Сальвадор Дали.

Галисийцы

Национальное меньшинство галисийцы составляют более 10% населения Испании. Они населяют одноименную автономную область - Галисию.

Предки галисийцев - древние племена галаиков (смесь пришлых кельтов и автохтонных естримниив), романизированные в первые несколько веков нашей эры. Такое происхождение значительно повлияло на духовную культуру галисийцев. Традиционный музыкальный инструмент этой народности - гайта - та самая волынка; танцевальный фольклор отличается наличием мужских танцев-соревнований и оригинального танца муньейра.

Покрой традиционной одежды практически неотличим от нарядов других областей, но выбор ткани обусловлен климатическими условиями и спецификой работы: фланель, шерсть и простое сукно надежно защищают от прохлады и являются простой, незамысловатой одеждой.

Традиционно заняты в сельском хозяйстве, но эмиграция с целью заработка в промышленные районы страны или за границу распространена очень широко.

Баски

Численность басков - более полумиллиона человек, а проживают они в регионе под названием Страна Басков . Язык, распространенный на территории региона, заслуженно считается самым сложным из языков и диалектов Испании. То, что этот язык все еще существует и используется, пусть и на территории небольшой области - само по себе удивительно.

Тем не менее баски - один из самых (если не самый) патриотичных народов Испании. Повсюду в Стране размещены национальные флаги Страны Басков - зелено-красно-белые триколоры. Сам флаг, очевидно, сделан по образцу Великобританского Юнион Джека - баски уже давно хотят обрести независимость от Испании.

До середины 19 века баски были язычниками и это коренным образом повлияло на их традиции и обычаи, которые и по сей день носят религиозный оттенок. В культуре басков сочетаются как языческие, так и католические символы (здесь можно вспомнить празднование Масленицы православными верующими).

Традиционный наряд включает в себя облегающие штаны, широкую рубаху и куртку с серебряными пуговицами, пояс и пелерину, накрывающую плечи, а также баскский берет у мужчин; широкую юбку голубого цвета, покрытую нарядным чехлом, в сочетании с рубашкой и короткой, богато расшитой курткой и множеством украшений на шее у женщин.

На крайнем юге Страны Басков также проживают более 30 000 гитанос (самоназванных рома) - оседлых цыган.


Чили Чили - 51,768
Бельгия Бельгия - 50,318
Андорра Андорра - 24,014
Эквадор Эквадор - 21,009
Нидерланды Нидерланды - 20,926
Италия Италия - 19,707
Колумбия Колумбия - 18,213
Австралия Австралия - 17,679
Доминиканская Республика Доминиканская Республика - 17,382
Перу Перу - 17,315
Канада Канада - 13,283
Португалия Португалия - 10,635
Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Этнические группы Происхождение

В 1983 году все 17 исторических регионов страны получили автономию и теперь имеют собственные правительство и парламент. Это - Каталония , Страна басков , Галисия , Андалусия , Валенсия , Эстремадура , Канарские острова , Балеарские острова , Кастилия и Леон , Кастилия - Ла-Манча , Астурия , Наварра , Мурсия , Риоха , Арагон , Кантабрия и Мадрид .

История названия

В латинском эпиграфе к первой испанской хронике «Estoria de Espanna » ( или ), подготовленной королём Альфонсо X , королевские подданные названы «хиспанис », а в испанском варианте - «испанос »:

Rex, decus Hesperie, tesaurus philosophie,

Dogma dat hyspanis ; capiant bona, dent loca uanis.

Оригинальный текст (исп.)

El Rey, que es fermosura de Espanna et tesoro de la filosofia, ensannança da a los yspanos ; tomen las buenas los buenos, et den las vanas a los vanos.

Primera Crónica General. Estoria de España. Tomo I. - Madrid, Bailly-Bailliere e hijos, 1906, стр. 2

В этой же книге говорится о мифическом предке, племяннике Геракла, по имени Эспан (Espan) .

Язык

Предшественник испанского языка - староиспанский - утвердился в период, когда испанцы отвоёвывали у арабов Толедо (1085), Кóрдову (1236) и Севилью (1248). Он развивался под влиянием французского и провансальского языков труверов Франции и трубадуров Прованса. Теперь он сохраняется в несколько изменённом виде у потомков испанских евреев, сефардов , переселившихся на Балканы , под названием ладино .

Этногенез

Первоначально территория Испании была заселена иберами, которые позже смешались с кельтами. Возникла новая общность - кельтиберы. Страна называлась Иберия. Кроме этого здесь жили народы другого происхождения. С завоеванием римлянами Испании кельтиберы были ими ассимилированы, став постепенно иберо-римлянами. В начале 1 тысячелетия в 5 веке сюда вторгаются племена германцев. Страной правят вест-готские короли. В 8 веке с юга почти весь полуостров захватывают арабы и берберы. Устанавливается власть арабских династий. С этого момента небольшие готские королевства, Астурия, Леон, Арагон, Наварра, начинают борьбу с арабами, закончившуюся в XV веке при короле Фердинанде Арагонском и королеве Изабелле Кастильской. Началось объединение страны и нации. В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, в которых Испания сыграла ведущую роль, наряду со своими конкурентами, Португалией и Англией, подобно которым она обладала огромными колониями. Благодаря испанцам появились новые народы в странах Латинской Америки, на Филиппинах, возникшие от смешения испанцев и местных жителей. В отличие от англичан, которые обычно не женились на местных женщинах, испанцы легко вступали в смешанные браки. Антропологический тип испанцев - средиземноморский, у них длинные лица, длинные, прямые или горбатые носы, преобладают темные волосы и смугловатая кожа, но встречаются и светлые.

Хозяйство

Занятия населения различается в зависимости от региона или этнической группы. Повсеместно распространено пашенное и поливное земледелие. Бобовые , оливы , виноград выращивают повсеместно, зерновые - в Андалусии, Арагоне и на Месете (означает «плоскогорье»), кукурузу , рожь и картофель - в северных районах, а цитрусовые - на восточном побережье. Скотоводство и морское рыболовство распространено в Каталонии, Астурии, Стране басков, в Мадриде также развито скотоводство. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец. Отдельные группы имеют свои традиционные занятия. Это - пасьегос Кантабрии, марагатос Леона, вакейрос Астурии, они - пастухи, обменивают свою продукцию на хлеб, овощи, ремесленные изделия.

Испания - страна с довольно высоким уровнем экономического развития. В истории она пережила период упадка, когда из многочисленных колоний суда доставляли в метрополию золото и ценные продукты. Развитие экономики в самой Испании из-за этого приостановилось, но после распада колониальной державы, в XX в., экономика постепенно была восстановлена.

Важнейшие отрасли - горнодобывающая, чёрная металлургия, машиностроение, электротехническая, химическая, и старейшая отрасль, текстильная. Значительную роль в экономике играет туризм.

В сельском хозяйстве сохраняются феодальные пережитки. Среди хозяйств преобладают крупные латифундии. Миллионы крестьян разоряются и бегут в города. Большая часть населения теперь занята в промышленности и сфере услуг.

Большую роль в стране играет виноделие . Наиболее знаменитые вина - херес (производится в провинции Херес), Малага (город Малага), портвейн и мадера (вина португальского происхождения). В средиземноморских странах употребляются сухие, слабые вина, обычно во время обеда, в умеренных количествах.

Традиционные ремесла испанцев и прикладное искусство представлены керамикой , резьбой по дереву, художественной вышивкой, плетением, ткачеством.

Поселения - разных типов. Есть большие селения, однодворные хутора, много типичных средневековых городов, небольших, с богатыми историческими традициями и памятниками. Наиболее крупные, многофункциональные города - Мадрид (столица), Барселона, Валенсия. Много портов. Селения в горных районах напоминают кавказские, - многоярусные, с тесной застройкой, дома в основном белого цвета. В древности испанцы использовали пещеры или полупещеры, строили полуземлянки, круглые или овальные в плане.

На северо-западе распространен дом из неотесанного камня, крытый соломой (пальясо). На севере (влажная часть страны) - баскско-наваррский или астуро-галисийский тип дома, каменный. Он имеет 2 этажа, спальню, столовую, кухню на верхнем этаже, хозяйственные помещения и стойла - на нижнем. Южнее, в сухой части, дома одноэтажные, помещения для скота и хозяйственные постройки - отдельно. Многие районы бедны и лесом , и камнем, и здесь используют глину и кирпич. Есть маленькие домики с плоской крышей. В Андалусии - дома с замкнутым двориком.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в XVIII веке), белая рубаха, жилеты, куртки, пояса, накидки, плащи, пледы. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вычурной вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная из эспарто (испанский дрок). на севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет. Шляпа, в отличие от итальянской, широкополой (калабреза), имеет короткие поля и невысокую тулью. Одежда женщин - в центре страны - рубаха на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, накидки, чёрная или белая кружевная мантилья . Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичное испанское платье - узкое в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Кухня разнообразна. Общее - обильное употребление свиного сала, оливок, острых приправ из томата, лука, чеснока, красного перца, овощей и фруктов. В Андалусии много блюд из рыбы, на юго-востоке - из риса. Напитки - кофе, молоко, цитрусовые соки, вино, яблочный сидр. Типичное блюдо - паэлья. Она готовится из риса с бульоном, курицы, телятины, свинины, рыбы, и заправляется шпиком, луком, перцем, солью, зеленью, соком лимона, растительным маслом. Так же сложно готовится олья подрида, из говядины, телятины, свинины, шпика, колбас, зелёного горошка, картофеля, моркови, капусты, заправляется луком, чесноком, сельдереем, лавровым листом, перцем, солью, петрушкой, тертым сыром и помидорами. Тортильяс - прожаренный омлет с картофелем и овощами.

Католические традиции

Каждый город имеет своего покровителя, день которого празднуется. Праздники устраивают эрмандады (братства), на юге - более пышно, на севере - скромнее. Весенние карнавалы , ярмарки , театрализованные представления присущи для конкретных местностей.

Культура

В устном творчестве бытовали предания, романсы , народные жанры песни и поэзии - летрильи, сегидильи , серенады , вильянсико . Типичный испанский жанр поэзии - копла (четырёхстишие). В Андалусии развился своеобразный жанр пения и танца, фламенко . Танец - выстукивание ритма ногами, носком, пяткой, стопой, по-испански - сапатеадо (от слова сапато - ботинок). Подобное встречается не везде, это только шотландский, ирландский и американский степ (чечетка). Танцы в основном групповые, с прыжками, перебежками. Наиболее известные испанские танцы - пасодобль , фанданго , сарабанда и павана (старинные).

Музыка Испании считается лучшей в мире. Наиболее древние литературные произведения в Испании - рыцарские романы, как и в странах северной Европы. Но, есть исконно испанские варианты рыцарских романов. Это - «Песнь о моём Сиде » и «Амадис Гальский », действие которых происходит в Испании, и герои которых - испанцы. Литература Испании в эпоху Возрождения развивалась в сложной политической обстановке. Именно в Испании появился жанр плутовского романа . Первым литературным произведением в этом жанре была повесть «Ласарильо с Тормеса », изданная анонимно в 1554 году, а первым автором этого жанра считается Матео Алеман , написавший роман «Гусман де Альфараче ». Широко известен пример этого жанра - «Хромой бес » Луиса Велеса де Гевары . Ни в одной другой стране этот жанр не был развит. Во Франции плутовскому роману подражал Ален-Рене Лесаж («Похождения Жиль Бласа из Сантильяны»). В XIX веке развивается жанр костумбризма , то есть описание быта.

Испанские имена и фамилии

Мужские имена: Агустин, Альберто, Альфонсо, Альфредо, Арсенио, Алонсо, Алехандро, Амбросио, Андрес, Антон, Антонио, Аугусто,

Бартоломе, Гонзало, Карлос, Сесар, Серхио, Клементе, Диего, Доминго, Эдуардо, Эмилиано, Энрике, Эстебан, Федерико,

Фелипе, Феликс, Фернандо, Франсеск, Франсиско, Гонсало, Гильермо, Густаво, Эрнандо, Уго, Умберто, Игнасио, Иньиго, Кристобаль, Хесус,

Хоакин, Хорхе, Хосе (Хосеф, Хусепе), Хуан, Хулиан, Хулио, Леон, Луис, Мануэль, Марко, Мигель, Николас,

Октавио, Пабло, Педро, Пио, Рафаэль, Рамон, Рауль, Ренато, Рикардо, Роберто, Родриго, Сальвадор, Санчо,

Томас, Висенте, Виктор, Хавьер.

Женские имена: Алисия, Альба, Амалия, Ана, Анхелика, Анхелес, Аурора, Бланка, Кáрмен , Конча, Дельмира, Долóрес , Габриела, Инес, Исабель, Химена, Хосефина, Хулия, Лаура, Ленида, Лусия, Маргарита, Мария, Мерсéдес, Монсеррат, Нерея, Паола, Патрисия, Пилар, Соледад, Сусана, Тереса, Элена, Элиса, Эстефания.

Фамилии образуются от имени прибавлением суффикса -эс. Рамиро - Рамирес, Родриго - Родригес, и т. д.

Напишите отзыв о статье "Испанцы"

Примечания

Использованная литература

  • Энциклопедия «Народы и религии мира », М.,1998.
  • Т. Б. Алисова, Т. А. Репина, М. А. Таривердиева. Введение в романскую филологию. М.,1987.
  • Испанская поэзия в русских переводах, М.,1984.
  • История зарубежной литературы. Средние века и возрождение. М.,1987.
  • Р. С. Гиляревский., Б. А. Старостин. Иностранные имена и названия в русском тексте, М.,1985.
Смешение рас и касты в испанских и португальских колониях п
Негры
--
Европейцы -- Европейцы -- Индейцы -- Негры
Мулат Креол Метис Самбо

Отрывок, характеризующий Испанцы

– Глянь ка, точно в Москве.
Двое из людей сошли с крыльца, зашли за карету и присели на подножку.
– Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне.
Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.
– И что это вам стоит! – говорил он. – У меня ее нет, – достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, – говорил он жалким голосом.
Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки.
– Ах, бессовестные, право, – говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. – Только на минуту не досмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит.
– Мы, кажется, подложили, господи Иисусе Христе, – говорил камердинер.
В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.
Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить все свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней.
«Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно раскрытыми, остановившимися глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мот только один бог. Но как же бог предписал этот закон? Почему сын?.. И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная, в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой то тихий, шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: „И пити пити питии“ потом „и ти тии“ опять „и пити пити питии“ опять „и ти ти“. Вместе с этим, под звук этой шепчущей музыки, князь Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок. Он чувствовал (хотя это и тяжело ему было), что ему надо было старательна держать равновесие, для того чтобы воздвигавшееся здание это не завалилось; но оно все таки заваливалось и опять медленно воздвигалось при звуках равномерно шепчущей музыки. „Тянется! тянется! растягивается и все тянется“, – говорил себе князь Андрей. Вместе с прислушаньем к шепоту и с ощущением этого тянущегося и воздвигающегося здания из иголок князь Андрей видел урывками и красный, окруженный кругом свет свечки и слышал шуршанъе тараканов и шуршанье мухи, бившейся на подушку и на лицо его. И всякий раз, как муха прикасалась к егв лицу, она производила жгучее ощущение; но вместе с тем его удивляло то, что, ударяясь в самую область воздвигавшегося на лице его здания, муха не разрушала его. Но, кроме этого, было еще одно важное. Это было белое у двери, это была статуя сфинкса, которая тоже давила его.
«Но, может быть, это моя рубашка на столе, – думал князь Андрей, – а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити пити пити и ти ти – и пити пити пити… – Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, – тяжело просил кого то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!