Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

Бунин тема поэта и поэзии. Мотивы ранней пейзажной лирики и.а

Иван Алексеевич Бунин входит в число признанных классиков русской литературы. Мало того, его имя известно и за рубежом, ведь долгие годы поэт и писатель был вынужден жить в изгнании. Многие знают его исключительно как писателя, между тем начинал он в качестве поэта. Лирика Бунина занимает огромное место в его творчестве.

Иван Алексеевич Бунин: детство

Будущий литератор родился в 1870 году, в семье из старинного дворянского рода. Отцу Бунина принадлежало небольшое поместье на Орловщине - там и прошли детские годы маленького Вани. Впечатления тех лет он позднее отразит в своем творчестве, а тихую жизнь в усадьбе будет вспоминать до конца дней. Иван с ранних лет любил читать и стал сам сочинять небольшие стишки. Кроме того, он рос очень артистичным ребенком, что впоследствии помогло ему стать замечательным чтецом.

В десять лет он уехал учиться в гимназию в город, и городская жизнь пришлась ему не по нраву. Тем не менее он выдержал четыре года, а затем попросту не приехал с каникул и его исключили. После этого четырнадцатилетний Иван стал жить в имении бабушки вместе со старшим братом Юлием, который и занимался вплотную образованием Вани. Надо сказать, что братья на всю жизнь сохранили близкие, теплые отношения. Таким образом, и подростковые свои годы Иван Алексеевич провел в любимой деревне среди крестьянских детей, от которых услышал множество интересных историй, позже выраженных им в творчестве.

Начало творческого пути

Первые робкие стихи маленький Ваня написал еще в семь-восемь лет. Тогда он зачитывался Пушкиным, Жуковским, Майковым, Лермонтовым, Фетом. Им он и пытался подражать в своих «виршах». Первые же серьезные стихотворения, которые даже были опубликованы, Иван Алексеевич сочинил в возрасте семнадцати лет. В свет они вышли в одной из санкт-петербургских газет - всего двенадцать штук в течение года. Там же появились и два дебютных рассказа юного автора - «Нефедка» и «Два странника». Иван Алексеевич вступил на путь литераторства.

Писатель или поэт?

Большему количеству населения Иван Алексеевич известен прежде всего как прозаик. «Темные аллеи», «Митина любовь», «Антоновские яблоки» и другие знаковые рассказы его изучаются в школах и университетах. Что уж говорить об обширной автобиографии «Жизнь Арсеньевых»! Но тем не менее сам Бунин считал себя в первую очередь поэтом. Это неслучайно - ведь именно с любви к стихотворным формам началась его страсть к литературе в принципе.

Влияние коллег

В середине 1890-х Бунин познакомился со Львом Николаевичем Толстым - им он восхищался и ранее. Его идеи, характер и взгляды оказали огромное влияние на жизнь Бунина, что проявилось как в его прозе, так и в лирике. Также большое впечатление на автора произвело знакомство с Антоном Чеховым, Максимом Горьким, актерами МХАТа, а также композитором Сергеем Рахманиновым. Нашло отражение в творчестве Бунина и вхождение в московские литературные круги, и вращение среди таких личностей, как Александр Куприн, Константин Бальмонт, Федор Сологуб и других.

Первые сборники

Первый стихотворный сборник Ивана Алексеевича вышел в 1891 году. Назывался он незамудренно - «Стихотворения 1887-1891 гг.», содержал первые, пробные, юношеские стихи, которые восприняты были рецензентами в целом благосклонно. Уже тогда отмечали, насколько точно и живописно начинающий поэт передает красоту природы - первые стихи Бунина принадлежали именно к пейзажной лирике. Говорили и о том, что перед читателями предстал будущий «большой писатель».

Однако настоящей известности, масштабной, те стихотворения Ивану Алексеевичу не принесли. А принесли следующие два сборника: первая книга рассказов 1897 года издания и вторая - стихотворений, вышедшая годом позже (сборник назывался «Под открытым небом»). Тогда Бунин, как говорится, проснулся знаменитым.

«Листопад»

Третья книга стихотворений Ивана Алексеевича увидела свет в 1901 году в московском издательстве. Называлась она «Листопад» и содержала стихи, написанные под впечатлением от общения с символистами. Отзывы критиков разнились - кто был сдержан, кто восхищался, кто недоумевал. Но два года спустя все по местам расставила Пушкинская премия - ее Ивану Бунину присудили именно за данный сборник.

Особенности поэзии Бунина

Возможно, лирика Бунина не изучается так усердно, как его рассказы и повести, однако она занимает почетное место в русской литературе, что легко подтвердят все литературоведы. В ней множество особенностей, которых не найдешь больше в творчестве ни одного другого автора.

В первую очередь вспомнить нужно о том, в какое время жил Иван Алексеевич - рубеж двух столетий, время поисков себя, что отразилось и в русской литературе. Сколько возникало различных кружков и движений! Футуристы, акмеисты, символисты… Поэты стремились стать новаторами, экспериментировали, искали новые формы слова. Ивана Алексеевича Бунина, в отличие от большинства его коллег, подобное никогда не прельщало. Он остался консерватором в литературе, продолжая воспевать классические русские традиции, продолжая дело своих предшественников - Тютчева, Фета, Лермонтова, Пушкина и прочих.

Лирика в творчестве Бунина занимает важнейшее место. Он писал в «традиционном» стиле, но показывал тем не менее новые грани и возможности стихотворения. Литератор всегда оставался верен один раз и навсегда найденному стилю - четкому, сдержанному, гармоничному. Кажется порой, что язык его сух, однако как удивительно точно передает он и красоту природы, и боль любви, и переживания о жизни… Состояние души автора - вот что впитала в себя лирика Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность не оставляли равнодушными и читателей, и многих его коллег-литераторов, и критиков, восхищавшихся способностью Ивана Алексеевича чувствовать и передавать слово. О его чувстве языка и великом мастерстве говорили повсеместно.

Еще одна характерная особенность лирики Бунина в том, что даже показывая отрицательные грани жизни, задумываясь об этом, он не дает себе права судить кого-либо. Он лишь предоставляет читателю право решать самому, «что такое хорошо, а что такое плохо». Его поэзия реальна, не зря же принято называть Ивана Алексеевича продолжателем чеховского реализма.

Если говорить об особенностях поэтики стихотворений Бунина, можно выделить следующее: сохранение традиций девятнадцатого века, точное употребление эпитетов (ими изобилует его лирика), простота и естественность слова (оно будто живое в его стихах), присутствие экзистенциальных мотивов даже в стихотворениях на другие темы, непременное использование стилистических фигур и приемов, таких как звукопись, оксюморон, метафоры, олицетворения, уже упомянутые эпитеты и многие другие. Он активно применяет и синонимы, как бусины, нанизывает слова одно на другое, чтобы у читателя сложилась яркая картинка.

Темы лирики Бунина

Условно говоря, стихотворения Ивана Алексеевича Бунина можно разделить на три большие части - пейзажные, философские и любовные. Конечно, он касался и других тем в своем творчестве, но именно эти три преобладают в лирике Ивана Бунина.

Пейзажная лирика

Именно с пейзажных стихотворений начал свой творческий путь Иван Бунин. Стихи пейзажной лирики Бунина обладают невероятной выразительностью, они настолько живописны, что кажется - ты смотришь на картину, а не читаешь текст. Недаром коллеги Бунина отзывались о нем, как о творце природы, говорили, что в изображении пейзажа он схож с Левитаном, что, кроме него, мало кто чувствует и понимает природу, как он. Пожалуй, это правда - по Бунину, природа единственно гармонична, она является неотъемлемой частью жизни человека. Только в ней и есть красота, которая способна исцелить человечество - таков закон стихов пейзажной лирики Бунина.

Наиболее часто используется поэтом образ осени и русского леса. Лес для него - точно музыка, которую он поет с огромной любовью, поэтому и все его стихи - музыкальны. В изображении пейзажей у Бунина встречается множество различных цветов и звуковых эффектов, точно подобранных эпитетов, олицетворений, метафор, помогающих автору создать удивительно точные образы. Лирического героя здесь нет, все внимание сосредоточено на красоте природы.

Очень часто Бунин показывает ночные пейзажи, поскольку ночь - его любимое время суток. Ночью уснувшая природа кажется волшебной, манящей, очаровывает еще более - именно поэтому много стихотворений посвящено ночи. Как правило, в большей части его стихов встречаются, помимо ночи и леса, образы неба, звезд, бескрайних степей. Сочиняя пейзажную лирику, поэт видел перед собой любимую Орловщину, где прошло его детство.

Философская лирика

Пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской, вернее, плавно перетекла в нее. Началось это на рубеже веков, с начала нового столетия. Тогда поэт сильно увлекался Кораном, читал Библию, что, разумеется, не могло не отразиться в его произведениях.

Философская лирика Бунина говорит о жизни и о смерти. Бунин хотел разобраться, почему случается какое-либо событие, он размышлял о вечном - о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. В этот период в его стихотворениях можно найти множество обращений к истории разных стран. Он интересовался легендами Востока, античной Греции, божествами, христианством. Одиночество и обреченность, вечность, человеческая судьба - эти темы также нередки в философской лирике Бунина. Он стремился в своих стихотворениях понять смысл жизни - и характерной при этом становится связь философских стихотворений с пейзажными: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души.

Философская лирика Ивана Алексеевича отличается особой атмосферой - абсолютной тишиной. Когда читаешь стихотворения этой тематики, кажется, что даже воздух перестает колебаться. В переживания лирического героя (здесь он присутствует) погружаешься полностью, им отдаешься, как своим собственным. Такая тишина, по Бунину, нужна, чтобы иметь возможность слышать Бога, который является носителем Света, Истины и Любви. О Боге и библейских мотивах написано немало стихотворений автора.

Любовная лирика

Стихи о любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина представлены несколько в меньшем количестве, но тем не менее играют большую роль среди его произведений. Давным-давно любовную лирику Бунина определили как трагедийную - пожалуй, это наиболее емкое и точное определение.

Любовь для Ивана Алексеевича - самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Он абсолютно уверен в существовании настоящей любви, и, хотя много стихотворений посвящено у него любовным страданиям, о взаимной, счастливой любви он пишет тоже, хоть и реже. Одним из основных мотивов любовной лирики Бунина считается одиночество, неразделенность любви, невозможность испытать счастье. Она потому и трагедийна, что преобладают в ней мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений.

Соприкасается любовная лирика Бунина и с философской - любовь и смерть, и с пейзажной - любовь и красота природы. Бунин пессимистичен - в его стихотворениях счастье не может жить долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, благополучного исхода не дано. Однако любовь - все равно счастье, поскольку это высшее, что может познать в жизни человек. При этом сам поэт в личной жизни после нескольких неудачных попыток все же обрел семейное счастье и жену, до конца его дней поддерживавшую его во всем.

Как и в любой другой, в любовной лирике Бунина есть ряд особенностей. Это, например, избегание красивых фраз, использование природы в роли наблюдателя за любовными страданиями, упоминание весны (любимого времени года поэта) как символа любви, открытый протест против несовершенства мироздания, непременное соединение духовного и телесного (невозможно узнать душу, не постигнув плоти). При этом в поэзии Бунина нет ничего постыдного или пошлого, она святая и остается для него великим таинством.

Иные мотивы лирики Бунина

Помимо вышеозвученных тем, в творчестве Ивана Алексеевича присутствуют следующие: гражданская лирика - стихотворения о тяжелой судьбе простого народа; тема Родины - ностальгия по старой России, стихотворения на подобные темы нередки для эмигрантского периода творчества поэта; тема свободы, истории и человека; тема поэта и поэзии - предназначение поэта в жизни.

Иван Алексеевич Бунин внес большой вклад в развитие русской литературы. Не зря именно он стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию - по сути, мировое признание. Как прозу, так и поэзию Бунина должен знать каждый человек, особенно если он считает себя ценителем литературы.


Тема природы – одна из главных тем в раннем творчестве И.А. Бунина. В пейзажной лирике поэт запечатлел особенности природы горячо любимого Орловского края. Многие стихотворения, посвященные природе, навевают воспоминания о красочных картинах И.Левитана («Бушует полая вода…», «Весенняя сказка», «Русская весна»). Бунин создал множество великолепных картин неяркой русской природы, наполненных любовью и восхищением. Осень, зима, весна, лето – в этом бесконечном круговороте времени, в радостном обновлении природы черпает Бунин впечатления и краски для своих стихов. Его пейзажи отличаются удивительной конкретностью и точностью описаний:

В сизых ржах васильки зацветают, Бирюзовый виднеется лен, Серебрится ячмень колосистый, Зеленеют привольно овсы....

Для пейзажной лирики И.А. Бунина характерно одухотворение природных явлений: А весна в зазеленевшей роще

Ждет зари, дыханье затая,

Чутко внемлет шороху деревьев,

Зорко смотрит в темные поля .

Олицетворение явлений природы дополняется написанием с заглавной буквы: И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой .

И неподвижно Ночь сидит Над тихим морем: на колено Облокотилася, – глядит

На валуны, где тает пена .

Почти все стихотворения молодого поэта – это неустанный гимн красоте и гармонии природной жизни. Одним из лейтмотивов ранних поэтических сборников Бунина является мотив единения лирического героя с миром природы. Стихотворения, написанные в начале творческого пути, полны радостного принятия жизни, единения с природой:

Ты раскрой мне, природа, объятья, Чтоб я слился с красою твоею! .

Единство поэта с миром природы звучит и в его стихотворении "Оттепель": И, упиваясь красотой,

Лишь в ней дыша полней и шире,

Я знаю, – всё живое в мире Живёт в одной любви со мной.

Красота природы для Бунина – вечная ценность, поэтому мотив красоты также является лейтмотивным в пейзажной лирике:

А мир везде исполнен красоты.

Мне все теперь в нем дорого и близко: И блеск весны за синими морями,

И северные скудные поля... .

Человек в стихах Бунина предстает не зрителем природы, а, как говорил Тютчев, "мыслящим тростником", частью природы:

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия .

Гармония природной жизни всегда рождает в душе лирического героя ощущение счастья: Вон радуга... Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить: С открытой бродить головой, Глядеть, как рассыпали дети

В беседке песок золотой...

Иного нет счастья на свете .

Мотив счастья во многих ранних стихотворениях Бунина трансформируется в идею счастья. Так, лирический герой стихотворения «Вечер», размышляя, пытается понять, что же такое счастье. Оказывается, люди не замечают счастья, они или мечтают о нем, или ищут его в воспоминаниях. Но лирический герой делает открытие, что «счастье – всюду»: в красоте осеннего сада, в бездонном небе с сияющим белым облаком, в пении птиц. Ощущение красоты и гармонии окружающей природы приводит лирического героя к осознанию того, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано», что счастье – в душе человека: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне» .

«Характерной чертой многих стихотворений пантеистической лирики Бунина является мотив восхищения Божественной красотой и гармонией природы» , , поэтому строки стихотворений Бунина порой звучат, подобно песнопениям, как, например, завершающая часть стихотворения «В костеле», в которой звучит обращение к Богу:

Дивен мир твой! Расцветает Он, тобой согрет,

В небесах твоих сияет Солнца вечный свет,

Гимн природы животворный

Льется к небесам...

В ней твой храм нерукотворный, Твой великий храм! .

Чувство тоски по счастью, гармонии и единству с природой – характерный мотив пейзажной лирики Бунина, развивающийся и в лирике 1900-х годов. Так, лирический герой стихотворения «Детство» испытывает счастье от воспоминания о детской открытости природе. Он глубоко привязан к природе, наполняющей его счастьем. Стихотворение в мельчайших деталях передает красоту природы. Она вся пронизана мощью и величием. Лирический герой Бунина трепетно относиться к каждому проявления природы. Он все замечает, все запоминает, все сохраняет в сердце. Каждый, даже мимолетный ее образ полон для него непреходящего смысл. Стихотворение пронизано мотивами тепла, света, радости, ощущения родства с прекрасной природой. Солнечный свет словно смешался со смоляным ароматом и приобрел его запах:

…И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света .

Но пейзаж, который показывает нам Бунин – это еще и картина его души. Тесное общение с природой, понимание ее жизни делает человека молодым и счастливым.

В пейзажной лирике Бунин стремился запечатлеть красочное природное бытие во всем его полноте и многообразии. Отсюда в поэзии Бунина обилие эпитетов, олицетворений, метафор, максимальная насыщенность образной детали.

Список литературы

1. Бунин И. А. Собрание сочинений: в 6 т. Т.1.– М.: Художественная литература, 1987.

2. Ковалева Т.Н. Моделирующая функция начала романа И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» (опыт семиотического исследования художественного времени-пространства) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2002. №1. – С.54-55.

3. Ковалева Т.Н. «Все Тобой сотворено…»: пантеистическая лирика И.А. Бунина // Университетские чтения – 2016. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Пятигорск: ПГЛУ, 2016. – с. 35- 39.

4. Ковалева Т.Н. Типы художественного времени и их роль в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Проблемы исторической поэтики. Вып. 14. 2016. – с. 354-376.

5. Пространство океана (моря) и его знаковый потенциал в рассказе И.А. Бунина «Сны Чанга» //Пер спект ивы р аз ви ти я со в р ем енных г ум ан итар ны х н а ук Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 15-18.

Разделы: Литература

Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть… (И.И.Левитан.)

Оборудование:

  • Иллюстрации:
    портрет И.А.Бунина;
    репродукции картин И.И.Левитана “Весна. Большая Вода”, А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, И.Грабаря “Март”.
  • Запись музыкальных фрагментов композиции “Апрель” группы “Deep Рurple”.
  • Ватманский лист со стихотворением Бунина “Догорел апрельский светлый вечер”.
  • Раздаточный материал (стихотворение А.Фета “Пришла, – и тает все вокруг…”, таблица “Типы речи”).

Цели:

  • Показать особенности лирики Бунина (сюжетность, живописность, музыкальность), проводя сравнительный анализ с лирикой А.Фета, полотнами живописцев, музыкой.
  • Выработать чуткое отношение к родной природе, к чувствам человека.
  • Работа со словом (развитие речи).
  • Повторение теории литературы: лирика, лирическое “Я” поэта, действующее лицо, тропы (эпитет, олицетворение), звуковые повторы.
  • Словарная работа: искусство, шедевр, живопись, пейзаж , палитра, эдем, чернозем, зеленя.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

Вступительное слово учителя:

И.А.Бунин – наш земляк – считается непревзойденным мастером слова. За свой талант он получил Нобелевскую премию (1931 г.) – высшую творческую награду.

Природные условия, в которых вырастает и живет человек, накладывают большой отпечаток на характер человека, его мироощущение, художественную манеру выражения чувств.

Вопрос: Каков бунинский образ Родины? Его пейзаж?

Ответ: Это природа средней полосы России. Природа воронежского края. Она неяркая, но чарующая. Ее просторы огромны. Отсюда скромность, точность бунинских эпитетов, лаконичность предложений, настроение тоски, одиночества, бесприютности. Примером тому является стихотворение “Родина”.

Чтение наизусть учащимися (1-2 человека) стихотворения И.А.Бунина “Родина”.

Работа по статье учебника о творчестве Бунина, заданной на дом.

Вопрос: Каковы особенности творчества И.А.Бунина? Что он считал важным найти в природе и отразить в стихах?

Ответы:

  1. Бунин говорил о том, что мир состоит из великого множества соединений красок и света, очень важно точно улавливать их и умело подбирать их словесный эквивалент.
  2. Не менее важным для него было наблюдение за небом – источником света. Для художника и поэта очень важно правильно изобразить небо, т.к. оно выражает настроение картины. Небо царит над всем.
  3. “А какая мука найти звук, мелодию, …”.

Учитель: И.А.Бунин был очень талантливым писателем, т.к. умел видеть оттенки разных состояний природы. Помогала вести наблюдения тяга Бунина к путешествиям.

2. Запись темы урока (“Особенности пейзажной лирики И.А.Бунина”) и беседа по теме.

Учитель: Особенности бунинской лирики определены нами. Но почувствовать своеобразие его лирики можно только в сравнении с лирикой других поэтов, полотнами художников-пейзажистов, музыкальным искусством. Его произведения сродни произведениям живописцев и музыкантов.

Вопрос: Что позволяет нам проводить такие параллели?

Ответ: Само понятие “искусство”, т.к. оно отражает жизнь, хотя и разными средствами. Творческие личности – люди глубоко чувствующие, наблюдательные. Это позволяет им создавать настоящие шедевры (образцы!), которые не забываются веками.

Вопрос: Каким образом живопись отражает явления жизни? С помощью чего?

Ответ: С помощью цвета, светотени и линий отображает реальное пространство на плоскости (на холсте).

Учитель: Задача художника очень трудна, т.к. цветов и оттенков в природе гораздо больше, чем красок в коробке. Цвет реальных предметов более насыщен, чем цвет красок.

Как видно из названия урока, речь пойдет о весне. Весна… Что происходит в природе, как она меняется от месяца к месяцу? В какие одежды одевается природа, какая цветовая гамма, палитра преобладает? На эти вопросы нам предстоит ответить, знакомясь с картинами русских художников.

Беседа по вопросам к картине Игоря Грабаря “Мартовский снег”.

  1. Какое время года изображено на картине? (Весна.)
  2. Какой месяц? (Первые дни марта.)
  3. Настроение от картины? (Радость от наступления тепла, обилия солнечного света.)

Каким образом художник этого добился? (Использованием яркой мартовской палитры. Хотя еще лежит снег, тени на нем ярко-голубые, что бывает только в марте. Яркие оттенки теплого желтого цвета напоминают нам о весенних слепящих солнечных лучах.)

Учитель: Такие деньки говорят нам о том, что зима уходит. Человек и природа пережили долгие месяцы холода, мрака, грустных мыслей. Теперь ощущаются хорошие перемены. Звон капели, как отмечают народные поверья, отгоняет злые силы.

Учитель: Русские художники с проникновенным лиризмом и теплотой изображали различные уголки русской природы. Один из них – А.К.Саврасов.

Беседа по вопросам к картине Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”.

  1. Какой момент весны изображен? (Конец марта.)
  2. Что на картине подсказывает это? (Грачи прилетели и уже свили гнезда. Много воды. Снег рыхлый, грязный, тает. В мрачновато-пасмурном небе идет борьба весны с зимой (по поверьям). Вот-вот пойдет снег.)
  3. Палитра? (Весенняя. Снег написан нежнейшими оттенками синего, голубого, тепло-желтого.)
  4. Настроение? (Тревожно. Даже неуютно. Справа – лужа от талой воды. В середине – облупленная церквушка с колокольней. Гнезда грачей на березах растрепаны.)

Учитель: Атмосфера переезда, перемен, неприбранности. Но природа и человек всегда рады этим переменам – деревья тянутся к небу. Небо отражается в лужах, благодаря этому пространство картины расширяется.

Учитель: Левитан – ученик Саврасова. Обратите особое внимание на картину этого художника, т.к. его манера выражения, его образы и настроения очень схожи с бунинской пейзажной лирикой. Недаром в вашем учебнике литературы помещены рядом стихотворение И.Бунина и картина И.Левитана. Именно поэтому я взяла эпиграфом к уроку высказывание И.Левитана о том, как надо отображать природу в живописи. Надо вдумчиво посмотреть, и внимательному зрителю откроется глубокая и одухотворенная красота неяркой русской природы.

Обращение к эпиграфу. Беседа по вопросам к картине Исаака Ильича Левитана “Весна. Большая вода”.

  • Какой момент весны изображен на картине? (Конец апреля.)
  • Какие композиционные детали об этом говорят? (Нет уже снега. На реках растаял лед. Много воды. “Большая вода” – живая вода, питающая землю. Деревья окутаны зеленой дымкой (от набухших зеленых почек). Солнечно. Небо светло-голубое, апрельское. На небе легкие белые облачка.)

Палитра? (Левитан рисует нежный весенний наряд земли. Теплые тона: голубой, светло-желтый, розовый, цвет молодой зелени, приглушенный коричневый .)

Какие чувства охватывают при взгляде на картину? (Светлые, добрые: приближаются теплые майские деньки, хорошие перемены. Но есть и грусть – от холода прозрачного неба, от лодки, одиноко стоящей у берега.)

Учитель: Полотна Левитана часто вызывают тоскливые чувства, чувство одиночества, печали. Сам художник так говорил об этом: “Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в природе… Я бы хотел выразить грусть, безысходность, умиротворенность”.

3. Анализ стихотворения И.А.Бунина “Догорел апрельский светлый вечер”.

Учитель: Это бунинское стихотворение особое во многих отношениях. Послушайте его, пожалуйста. (Чтение стихотворения учителем.)

Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далекий шум потока
В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозем,
И струится чище над полями
Звездный свет в молчании ночном.

По лощинам, звезды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожно тянутся гурьбой.

А весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая,
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в темные поля.

Вопрос: Скажите, похожа ли картина, нарисованная Буниным, на апрельский пейзаж Левитана?

Ответ: Да. Но поменялось освещение. Время суток в стихотворении – ночь.

Вопрос: Какие светила дают свет?

Ответ: Звезды. И ямы светят отраженным светом.

Вопрос: Каков предметный ряд, создающий образ апрельской ночи?

Ответ: Сумрак холодный, шум потока заглох в темноте , звезды светят, ночное молчание, осторожно летят журавли в ночи, чернозем (значение корня тоже создает ощущение темноты.)

Вопрос: Ночью все предметы имеют одинаково черный силуэт. Почему же мы видим цветную картину?

Ответ-вывод: Бунин дает в стихотворении два параллельных световых плана, а именно, весенний день и весеннюю ночь.

Вопрос: Какими художественными средствами Бунин передает краски весеннего дня?

Ответ: Словами. Тропами.

Учитель: В сравнении со стихотворением “Родина”, где Бунин рисует зимний пейзаж с помощью большого количества цветовых эпитетов-оттенков (молочно-белый, мертвенно-свинцовый и др.), в анализируемом стихотворении меньше эпитетов. Найдите их.

Ответ: Для изображения красок весны Бунин использует следующие эпитеты: светлый вечер и др.

Учитель : Вместо цветовых эпитетов Бунин подбирает цветовые существительные чернозем (очень плодородная земля, в отличие от песчаной почвы), зеленя (почки, ростки).

Вопрос: Как Бунин передает весеннее состояние природы? Что с ней происходит? Это даст нам ответ на вопрос о том, почему в народно-поэтическом сознании весна – это зарождение новой жизни. Для этого надо выстроить определенный образный ряд.

Ответ: Образный ряд: светлый вечер (день удлинился), зеленя (прорастают новые ростки на полях), (обновленный) молодой чернозем, зазеленевшая роща (новые листики), чище струится свет (и воздух чист), шум потока и ямы с водой (много воды, реки вышли из берегов), прилетели весенние птицы – грачи , возвращаются журавли .

Учитель: Бунину удалось передать также и ощущения – бодрящий (пробуждающий к жизни) холод весенней ночи.

Вопрос: Найдите эпитеты отражающие эти ощущения.

Ответ: Холодный сумрак, озябший чернозем, струится чище звездный свет (тоже создается ощущение холода, так как звезды – это холодные светила).

Учитель: Чувствуем ли мы весенние запахи: приятно-резкие, возбуждающие?

Ответ: Свежее пахнет зеленями чернозем.

Учитель: Звуки весны Бунин передает с помощью специального поэтического приема звукописи.

Вопрос: Какими способами могут передаваться звуки в поэтической речи?

Ответ: С помощью аллитерации, повторения согласных звуков (шум потока заглох, шорох деревьев), и описания звука (журавли тянутся, окликая друг друга (курлыканье)).

Учитель: Еще одна особенность бунинской лирики – ее повествовательность, эпичность (“перепутал прозу и поэзию”).

Вопрос: Мы помним отличительные особенности эпоса и лирики. В чем они?

Ответ: Проза сюжетна. Это рассказ о жизни героя (случае из жизни). Прозаическое произведение имеет особую повествовательную композицию. Лирика – выражение чувств поэта, писателя. Она не имеет сюжета.

Учитель: Попробуйте пересказать стихотворение Бунина, используя знакомую вам схему (сначала…, потом…, наконец…). Слова какой части речи могут вам помочь?

Ответ: Глаголы. Они являются отличительным признаком повествования.

Композиция стихотворения:

Вступление. Догорел вечер, сумрак лег, грачи уснули (природа спит – глаголы покоя).

Завязка. Шум потока заглох (резко, внезапно) таинственно (что-то должно произойти в природе).

Основное действие. Кульминация . (Используются глаголы движения.) Пахнет, будоражит запахом чернозем, свет струится, ямы светят (не спят), журавли летят, перекликаясь. Непрекращающееся движение и звуки апрельской ночи приводят к развязке, торопят наступление весны.

Развязка. Заключение. Весна не спит, ждет зари, дыханье затая, чутко внемлет, зорко смотрит. Утром она вступит в свои права.

Учитель: Каков лирический герой Бунина? Его лирическое “Я”?

Ответ: У Бунина, скорее, персонаж, действующее лицо – это природа, а лирическое “Я” (чувства самого поэта) спрятано в подтексте.

Учитель: Сравните стихотворения Бунина “Догорел апрельский светлый вечер” с весенним стихотворением Афанасия Фета “Пришла, – и тает все вокруг”.

Чтение стихотворения учащимися на фоне музыкального отрывка.

Пришла, – и тает все вокруг,
Все жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься.

Заговорило, зацвело
Все, что вчера томилось немо.
И вздохи неба принесло
Из растворенных врат эдема.

Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом.

Поет сверкающий ручей,
И с неба песня, как бывало;
Как будто говорится в ней:
Все, что ковало, – миновало.

Нельзя заботы мелочной
Хотя на миг не устыдиться.
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.

Ответ-рассуждение: В стихотворении Фета лирическое “Я” уже в ритме, совпадающем с музыкальным фрагментом (торопящемся высказать чувства на одном дыхании), в восклицательных интонациях (восхищающихся, торжественных).

Бунинская интонация повествовательна, нетороплива. Человеческие чувства, одушевленность проступают в олицетворениях (сумрак лег , поток заглох , весна ждет, дыханье затая , ямы светят водой, напоминая глаза человека, который не спит, которому мешают заснуть звуки пробуждающейся природы). И природа, и человек просыпаются от зимнего оцепенения, сна, устремляются в лучшую пору жизни – весну.

Заключительное слово учителя: И.А. Бунин считал поэзию очень трудным ремеслом и всегда волновался, удалось или не удалось передать словами краски природы, свет, звук. Внешне слова, состоящие из букв, бледнее живописных и музыкальных средств выражения. Но, как вы заметили, они могут сказать, пожалуй, намного больше. Хочется закончить урок словами еще одного бунинского стихотворения, отражающими трепетное отношение великого писателя к слову.

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе.
Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни:

Грустно видеть, как много страданья,
И тоски, и нужды на Руси!

С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, свою оригинальную манеру. Многие стихотворения отразили состояние души молодого Бунина, его внутренний мир, тонкий и богатый оттенками чувств. Умная, тихая лирика была похожа на разговор с близким другом, но поражала современников высокой техникой и артистизмом. Критики в один голос восторгались уникальным даром Бунина чувствовать слово, его мастерством в области языка. Множество точных эпитетов и сравнений почерпнуто поэтом из произведений народного творчества – как устных, так и письменных. К. Паустовский очень ценил Бунина, говоря, что каждая его строка четкая, как струна.
Начинал с гражданской лирики, писал о тяжелой жизни народа, всей душой желал перемен к лучшему. В стихотворении «Запустение» старый дом говорит поэту:

Я жду веселых звуков топора,
Жду разрушенья дерзостной работы,
Могучих рук и смелых голосов!
Я жду, чтоб жизнь, пусть даже в грубой силе,
Вновь расцвела из праха на могиле.

В 1901 году вышел первый поэтический сборник Бунина «Листопад». В него вошла и поэма с одноименным названием. Поэт прощается с детством, миром мечтаний. Родина предстает в стихотворениях сборника в замечательных картинах природы, вызывающей море чувств и эмоций. Образ осени – наиболее часто встречающийся в пейзажной лирике Бунина. С него начиналось поэтическое творчество поэта, и до конца жизни этот образ золотым сиянием освещает его стихи. В поэме «Листопад» осень «оживает»:

Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

А. писал о Бунине, что «так знать и любить природу мало кто умеет», и добавлял, что Бунин «претендует на одно из главных мест в русской поэзии». Богатое художественное восприятие природы, мира и человека в нем стало отличительной чертой и поэзии, и прозы Бунина. сравнивал Бунина-художника с Левитаном по мастерству в создании пейзажа.
Бунин жил и работал на рубеже XIX–XX веков, когда в поэзии бурно развивались модернистские течения. Многие поэты занимались словотворчеством, искали необычные формы для выражения своих мыслей и чувств, чем иногда шокировали читателей. Бунин же оставался верен традициям русской классической поэзии, которые развивали , Баратынский, Полонский и другие. Он писал реалистические лирические стихи и не стремился к экспериментам со словом. Богатств русского языка и событий действительности вполне хватало поэту.
В стихах Бунин пытался найти гармонию мира, смысл существования человека. Он утверждал вечность и мудрость природы, определял ее как неиссякаемый источник красоты. Жизнь человека у Бунина всегда вписана в контекст природы. Он был уверен в разумности всего живого и утверждал, «что нет никакой отдельной от нас природы, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни».
Пейзажная лирика постепенно становится философской. В стихотворении для автора главное – мысль. Теме жизни и смерти посвящено множество стихотворений поэта:

Пройдет моя весна, и этот день пройдет,
Но весело бродить и знать, что все проходит,
Меж тем как счастье жить вовеки не умрет,
Покуда над землей заря зарю выводит
И молодая жизнь родится в свой черед.

Примечательно, что, когда в стране уже начались революционные процессы, они не нашли отражения в стихотворениях Бунина. Он продолжал философскую тему. Ему важнее было знать не что , а почему то или иное происходит с человеком. Поэт соотносил проблемы современности с вечными категориями – добра, зла, жизни и смерти. Пытаясь отыскать истину, он в своем творчестве обращается к истории разных стран и народов. Так возникают стихи о Магомете, Будде, античных божествах. В стихотворении «Саваоф» он пишет:

Мертво звучали древние слова.
Весенний отблеск был на скользких плитах -
И грозная седая голова
Текла меж звезд, туманами повитых.

Поэт хотел понять общие законы развития общества и отдельного человека. Он признавал земную жизнь лишь отрезком вечной жизни Вселенной. Отсюда возникают мотивы одиночества, судьбы. Бунин предчувствовал катастрофу революции и воспринимал ее как величайшее несчастье. Поэт пытается заглянуть за грань реальности, разгадать загадку смерти, мрачное дыхание которой ощущается во многих стихотворениях. Чувство обреченности вызывают у него разрушение дворянского уклада жизни, обнищание и разрушение помещичьих усадеб. Несмотря на пессимизм, Бунин видел выход в слиянии человека с мудрой матерью-природой, в ее покое и вечной красоте.

Занимает довольно значительное место в его творчестве, несмотря на то, что известность Иван Алексеевич приобрел в первую очередь как прозаик. Однако сам Иван Бунин утверждал, что он прежде всего поэт. Путь в литературе этого автора начался именно со стихов.

Стоит отметить, что лирика Бунина проходит через все его творчество и характерна не только для раннего этапа развития его художественной мысли. Своеобразные стихотворения Бунина, неповторимые по своему художественному стилю, сложно спутать с творениями других авторов. В этом индивидуальном стиле нашло отражение мировоззрение поэта.

Первые стихотворения Бунина

Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, было опубликовано его первое стихотворение в журнале "Родина". Называется оно "Деревенский нищий". В этом произведении поэт рассказывает о печальном состоянии, в котором находилась в то время русская деревня.

С самого начала литературной деятельности Ивана Алексеевича лирика Бунина характеризуется своим особенным стилем, манерой и темами. Многие его стихотворения ранних лет отражают Ивана Алексеевича, его тонкий внутренний мир, богатый оттенками чувств. Тихая умная лирика Бунина этого периода напоминает разговор с близким другом. Однако она поражала современников артистизмом и высокой техникой. Многие критики восторгались поэтическим даром Бунина, мастерством автора в области языка. Следует сказать, что Иван Алексеевич почерпнул множество точных сравнений и эпитетов из произведений народного творчества. Паустовский высоко ценил Бунина. Он говорил, что каждая строка его четкая, словно струна.

В раннем творчестве встречается не только пейзажная лирика Бунина. Стихи его посвящены также гражданской тематике. Он создавал произведения о тяжелой доле народа, всей своей душой жаждал перемен к лучшему. Например, в стихотворении под названием "Запустение" старый дом говорит Ивану Алексеевичу, что он ждет "разрушенья", "смелых голосов" и "могучих рук" для того, чтобы жизнь расцвела вновь "из праха на могиле".

"Листопад"

Первый поэтический сборник этого автора называется "Листопад". Он появился в 1901 году. В этот сборник была включена одноименная поэма. Бунин прощается с детством, с присущим ему миром мечтаний. В стихотворениях сборника родина предстает в замечательных картинах природы. Она вызывает море эмоций и чувств.

В пейзажной лирике Бунина наиболее часто встречается образ осени. Именно с него началось творчество его как поэта. Этот образ до конца жизни будет освещать своим золотым сиянием стихи Ивана Алексеевича. Осень в поэме "Листопад" "оживает": сосной и дубом пахнет лес, который высох за лето от солнца, и осень вступает в свой "терем" "тихою вдовой".

Блок отмечал, что так знать и любить родную природу, как Бунин, мало кто умеет. Он же добавлял, что Иван Алексеевич претендует на то, чтобы занять одно из центральных мест в русской поэзии. Отличительной чертой как лирики, так и прозы Ивана Бунина стало богатое художественное восприятие родной природы, мира, а также человека в нем. Горький сравнивал этого поэта по мастерству в создании пейзажа с самим Левитаном. Да и многим другим литераторам и критикам пришлась по душе лирика Бунина, ее философичность, лаконизм и изысканность.

Приверженность поэтической традиции

Иван Алексеевич жил и творил на рубеже 19-20 вв. В это время в поэзии активно развивались различные модернистские течения. Словотворчество было в моде, им занимались многие авторы. Для выражения своих чувств и мыслей они искали весьма необычные формы, чем порой шокировали читателей. Однако Иван Бунин придерживался классических традиций русской поэзии, которые в своем творчестве развивали Тютчев, Фет, Полонский, Баратынский и другие. Иван Алексеевич создавал реалистические лирические стихотворения и вовсе не стремился к модернистским экспериментам со словом. Поэту вполне хватало событий действительности и богатств русского языка. Основные мотивы лирики Бунина остаются в целом традиционными.

"Призраки"

Бунин классичен. Этот автор вобрал в свое творчество все огромное богатство русской поэзии 19 века. Бунин часто подчеркивает в форме и содержании эту преемственность. Так, в стихотворении "Призраки" Иван Алексеевич демонстративно заявляет читателю: "Нет, мертвые не умерли для нас!" Для поэта зоркость к призракам означает преданность ушедшим. Однако это же произведение свидетельствует о том, что Бунин чутко реагирует на новейшие явления в отечественной поэзии. Кроме того, его интересуют поэтические интерпретации мифа, все подсознательное, иррациональное, грустно-музыкальное. Именно отсюда - образы арф, призраков, дремлющих звуков, а также особая напевность, родственная Бальмонту.

Трансформация пейзажной лирики в философскую

Бунин в своих стихах пытался найти смысл жизни человека, гармонию мира. Он утверждал мудрость и вечность природы, которую считал неиссякаемым источником красоты. Это основные мотивы лирики Бунина, проходящие через все его творчество. У Ивана Алексеевича жизнь человека всегда показана в контексте природы. Поэт был уверен в том, что все живое разумно. Он утверждал, что нельзя говорить о природе, отдельной от нас. Ведь любое, даже самое незначительное движение воздуха - это движение нашей жизни.

Постепенно пейзажная лирика Бунина, особенности которой мы отметили, превращается в философскую. Для автора в стихотворении теперь главное - мысль. Множество творений Ивана Алексеевича посвящено теме жизни и смерти. Весьма разнообразна в тематическом отношении Бунина. Стихи его, однако, нередко трудно бывает уложить в рамки какой-то одной темы. Об этом стоит сказать отдельно.

Тематические грани стихотворений

Говоря о лирике Ивана Алексеевича, сложно четко определить темы его поэзии, так как она представляет собой совокупность различных тематических граней. Можно выделить следующие грани:

  • стихотворения о жизни,
  • о ее радости,
  • о детстве и юности,
  • о тоске,
  • об одиночестве.

То есть Иван Алексеевич писал в целом о человеке, о том, что его трогает.

"Вечер" и "Раскрылось небо"

Одной из таких граней являются стихотворения о мире человека и мире природы. Так, "Вечер" - произведение, написанное в форме классического сонета. И у Пушкина, и у Шекспира можно найти философские сонеты и сонеты о любви. У Бунина же в этом жанре воспеты мир природы и мир человека. Иван Алексеевич писал, что мы всегда лишь вспоминаем о счастье, однако оно находится повсюду. Возможно, это "сад осенний за сараем" и льющийся в окно чистый воздух.

Люди не всегда способны взглянуть на привычные вещи необычным взглядом. Мы часто просто не замечаем их, и счастье ускользает от нас. Однако от зоркого взгляда поэта ни птичка, ни облако не ускользнет. Именно эти простые вещи приносят счастье. Формула его выражена в последней строке этого произведения: "Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне".

В этом стихотворении преобладает образ неба. С этим образом связано, в частности, утверждение вечности природы в лирике Бунина. Он является лейтмотивом во всем поэтическом творчестве Ивана Алексеевича. Небо олицетворяет жизнь, поскольку оно вечно и необыкновенно. Образ его обрисован, например, в стихе "Раскрылось небо". Здесь это центр размышлений о жизни. Однако образ неба тесно связан и с другими образами - света, дня, березы. Все они будто освещают произведение, а береза придает атласный свет.

Отражение современности в лирике Бунина

Примечательно, что когда в России уже началась революция, ее процессы не нашли отражения в поэтическом творчестве Ивана Алексеевича. Он оставался верен философской теме. Поэту важнее было знать не то, что происходит, а почему это происходит с человеком.

Иван Алексеевич современные проблемы соотносил с вечными понятиями - жизни и смерти, добра и зла. Пытаясь найти истину, он обращался в своем творчестве к истории различных народов и стран. Так появились стихи об античных божествах, Будде, Магомете.

Поэту важно было понять, по каким общим законам развивается отдельная личность и общество в целом. Он признавал, что наша жизнь на земле - это только отрезок вечного существования Вселенной. Отсюда появляются мотивы судьбы и одиночества. Иван Алексеевич предчувствовал грядущую катастрофу революции. Он считал, что это величайшее несчастье.

Иван Бунин стремился заглянуть за грань реальности. Его интересовала загадка смерти, дыхание которой можно ощутить во многих стихах этого автора. Разрушение дворянства как класса, обнищание помещичьих усадеб вызывали у него чувство обреченности. Однако, несмотря на пессимизм, Иван Алексеевич видел выход, который заключается в слиянии человека с природой, в ее вечной красоте и покое.

Весьма многогранна лирика Бунина. Кратко в рамках одной статьи можно отметить лишь основные ее особенности, привести лишь несколько примеров. Скажем пару слов и о любовной лирике этого автора. Она также весьма интересна.

Любовная лирика

В произведениях Бунина тема любви - одна из наиболее часто встречающихся. Иван Алексеевич и в стихах, и в прозе нередко воспевал это чувство. Поэзия любви у этого автора предвосхищает известный цикл рассказов Бунина

Посвященные этой теме стихотворения отражают различные оттенки любовного чувства. Например, произведение "Печаль ресниц сияющих и черных..." наполнено печалью прощания с любимой.

"Печаль ресниц сияющих и черных..."

Это стихотворение состоит из двух строф. В первой из них автор вспоминает любимую, образ которой до сих пор живет в его душе, в его глазах. Однако лирический герой с горечью осознает, что молодость прошла, и прежнюю возлюбленную уже не вернуть. Его нежность в описании девушки подчеркивают различные средства выразительности, например метафоры ("печаль ресниц", "огонь глаз", "алмазы слез") и эпитеты ("глаза небесные", "слезы непокорные", "ресницы сияющие").

Во второй строфе стихотворения лирический герой задумывается о том, почему возлюбленная до сих пор приходит к нему во сне, а также вспоминает восторг от встречи с этой девушкой. Эти размышления выражаются в произведении риторическими вопросами, на которые, как известно, ответа не следует.

"Что впереди?"

Еще одно стихотворение на любовную тему - "Что впереди?" Оно наполнено атмосферой спокойствия и счастья. На вопрос "Что впереди?" автор отвечает: "Счастливый долгий путь". Лирический герой понимает, что его ожидает счастье со своей возлюбленной. Однако он с грустью думает о прошлом, не желает его отпускать.

Лирика Бунина: особенности

В заключение перечислим основные черты, которые свойственны лирической поэзии Бунина. Это яркость деталей, стремление к описательной подробности, лаконизм, классическая простота, поэтизация вечных ценностей, в особенности родной природы. Кроме того, для творчества этого автора характерно постоянное обращение к символике, богатство подтекста, тесная связь с русской прозой и поэзией, тяготение к философичному. Нередки у него переклички со своими собственными рассказами.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!