Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

Богатыри земли русской – список, история и интересные факты. Былинные богатыри – первые защитники земли русской

Слайд 2

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

  • Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.
  • Слайд 3

    За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.

    Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    • Константин Васильев «Русский витязь»
  • Слайд 4

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    Слайд 5

    Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

    В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

    Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    Слайд 6

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

    Былина о нём так говорит:

    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.

    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

    Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

    Слайд 7

    • Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор.
    • Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»
  • Слайд 8

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем.

    Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей.

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Слайд 9

    Константин Васильев «Вольга Святославович»

    Слайд 10

    Самые известные былинные богатыри:

    • Илья Муромец, Алеша Попович,
    • Добрыня Никитич.
    • В.М.Васнецова «Богатыри».
  • Слайд 11

    ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

    Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия.

    Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

    Слайд 12

    • Памятник Илье Муромцу в Муроме.
  • Слайд 13

    АЛЁША ПОПОВИЧ

    Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.
    !Не топтать их коням Землю Русскую
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь – не шатается!
    И века простоит – не шелохнётся!
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.
    Слава русской старине!
    Слава русской стороне!

    Посмотреть все слайды

    Стадия проекта:

    Проект реализован

    Цель проекта:

    Развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.

    Задачи проекта:

    Образовательные:
    Познакомить детей с литературными и музыкальными произведениями, воспевающими подвиги русских богатырей.
    Расширять кругозор детей, дать представление об оружии, снаряжении и их использовании.
    Познакомить детей с Государственной Третьяковской галереей, с картинами В.М. Васнецова.
    Развивающие:
    Развитие у детей чувства патриотизма через знакомство с былинами и легендами о русских богатырях, защитниках земли русской.
    Приобщать детей к прикладному творчеству по изготовлению и изображению элементов и эпизодов жизни и быта русских богатырей.
    Активизировать детей и родителей на создание мини-музея «Сказка в творчестве русских художников».
    Продолжать развивать у детей двигательную активность.
    Воспитательные:
    Приобщать детей к русской национальной культуре.
    Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать

    Достигнутые результаты:

    Дети приобрели первичные знания и представления о выдающихся личностях отечественной истории:
    - о героях былин и об их подвигах,
    - об оружии и снаряжении богатырей и их использовании.
    Дети виртуально познакомились с Третьяковской галереей, в частности с художником В.М. Васнецовым и его творчеством.
    Создан мини - музей «Былинные богатыри – защитники земли русской».

    Социальная значимость проекта:

    В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако, анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.
    Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, чтят память погибших защитников Родины, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу страну от иноплеменных захватчиков.
    В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, ее героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.

    Мероприятия, проведенные в рамках проекта:


    п/п 1 неделя

    1. Беседа «В.М. Васнецов – русский художник».
    2. Чтение русской былины «Илья Муромец и Соловей разбойник».
    3. Рисование «Богатыри земли русской»
    4. Слушание записи отрывка 2-ой симфонии А. Бородина «Богатырская».
    2 неделя
    5. Чтение русской былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
    6. Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
    7. Лепка «Змей Горыныч и богатыри».
    8. Прогулка. Строительство снежной крепости для богатырей.
    9. Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу».
    3 неделя
    10. Чтение русской былины «Добрыня и Змей».
    11. Беседа по картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье».
    12. Аппликация «Богатырская застава».
    13. Совместный спортивный досуг «Не перевелись еще богатыри на Руси».
    4 неделя
    14. Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатырский скок».
    15. Выставка сотворчества родителей и детей «Былинные богатыри – защитники земли русской».
    16. Выставка костюмов «Богатыри».
    17. Выставка картин В.М. Васнецова с изображением богатырей.
    18. Открытие мини – музея «Былинные богатыри – защитники земли русской».
    19. Подведение итогов работы над проектом. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

    Тема: Богатыри – защитники земли Русской.

    Представиться, попросить не обижаться на незнание имен, пусть встают и говорят имя свое. 1 СЛАЙД

    Ответьте мне на вопрос. Что такое время? И что такое времена?

    Времена можно понимать по-разному. Для кого-то время – это кудесник, отсчитывающий часы жизни. Для кого-то – это мудрые волшебники, которые умеют распоряжаться секундами и минутами. А есть знатоки, управляющие будущим временем. Вы тоже можете стать властелинами своего времени, если научитесь беречь секунды и минуты. Время связывает прошлое и будущее. В народе говорят: « Человек без прошлого, не имеет будущего». Скажите, как вы понимаете это высказывание? 2 СЛАЙД

    Я предлагаю сегодня вам совершить небольшое путешествие во времени, в прошлое нашей страны. Мы узнаем о тех, кто давно-давно охранял и защищал границы нашей Родины. 3 СЛАЙД

    Все вы наверное смотрели мультики про Алешу Поповича и Тугарина Змея, Добрыня Никтича и Змея Горыныча, Илью Муромца и Соловья-разбойника. Конечно же, эти мультфильмы адаптированы под наше с вами понимание, под то время, в которое мы живем, однако в них рассказывается о некогда существовавших на нашей земле могучих воинах. Давайте с вами послушаем отрывок из одной песни, вы внимательно послушаете и вникните в слова. (песня prokofevvstava… ) 50 сек.

    О чем эта песня? Какое у нее настроение? Какие картинки перед глазами возникают при ее прослушивании?

    Песня-призыв. Не правда ли, она придает силу духа, хочется поспешить на помощь слабому, хочется восстановить справедливость, защитить любимое Отечество. Верно?

    Итак, ребята: как назывались самые первые защитники нашей Родины? — -Кто такие богатыри в вашем понимании? после их ответа СЛАЙД 4 несколько секунд и СЛАЙД 5, сказать, что существует множество определений слова богатырь.

    Каких богатырей вы знаете? (Святогор – богатырь огромных размеров, который не смог присеоединиться к остальным богатырям, так как не с кем ему было помериться силой и Никита Кожемяка, который голыми руками одолел змея).

    После того, как они назовут богатырей, я покажу Святогора 6 СЛАЙД

    Богатырь — воин, который отличается необычной силой, мужеством, удалью и умом. То есть, когда вы слышите, что такие силачи как богатыри не обладали умом, знайте, что это неправда. В бою всегда требовалась смекалка помимо физической силы. Богатыри были всесторонне развиты и к этому должны стремиться мы с вами.

    СЛАЙД 7 В давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли богатыри на страже нашей Родины на заставе (границе). Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Они надеялись, жизнь станет лучше, счастливее, если не детям, то внукам – и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.

    СЛАЙД 8 Богатырь – это человек очень большой силы, стойкости отваги. На Руси богатыри появились в то время, когда чужеземные захватчики грабили и убивали простых людей. СЛАЙД 9

    На их защиту стали люди сильные, мужественные, горячо любившие свою родину. СЛАЙД 10 И о них слагали былины. Ребята, а что такое былина? И в чем ее отличие от сказки? После их ответа СЛАЙД 11

    Былина от слова «было». А сказка это как правило выдумка. Безусловно, события в былине могут быть приукрашены, но тем не менее все события подлинны.

    Отрывок из былины про Илью Муромца.

    Его добрый конь да богатырский

    С горы на гору стал перескакивать,

    С холма на холм стал перамахивать,

    Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

    Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

    Закричал злодей-разбойник по-звериному –

    Темны лесушки к земле все приклонилися.

    Ребята, нам ведь ясно, что не может быть такого, что сразу лес к земле склонился, что с одной горы конь на другую прыгает, но так написано в былине. Скажите, а для чего автор так преувеличивает?

    (может быть про гиперболу рассказать)

    Давайте послушаем, как начинались былины о богатырях (включить аудио)

    Мы услышали, как эти слова прославляют силу русских богатырей и нашей земли.

    Скажите, а как былины дошли до наших дней? Как мы с вами узнали былины Древней Руси? После их ответа СЛАЙД 12

    Рукописные книги писали летописцы и некоторые книги сохранились до наших дней. Некоторые былины передавались из уст в уста, поэтому определенного автора, имя которого мы могли бы назвать, у них нет.

    А как былины рассказывались в эти древние времена, кто-нибудь знает?

    Жили когда-то на Руси Великой люди — песенники-сказители. СЛАЙД 13 вот они, на слайде. Они сочиняли и пели-рассказывали былины. Былины всегда было принято рассказывать, играя мелодию на гуслях. И я вам предлагаю посмотреть и послушать, как это делалось традиционно, на примере былины об Илье Муромце (видео)

    После видео Слайд 14 Картина Васнецова «Три богатыря»

      Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов описание картины дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

      Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков (это был очень богатый человек, купец, покупающий все произведения искусства, которые он встречал, путешествуя и общаясь с разными талантливыми людьми своего времени, чтобы объединить в одном месте и таким образом сохранить для будущих поколений, для нас с вами, чтобы мы имели возможность изучать историю, повышать свою культуру и наслаждаться этими произведениями искусства) купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

    Ребята, а кто из вас сможет выйти и правильно назвать богатырей, изображенных на этой картине.

    Слева направо: Добрыня, Илья и Алеша.

    А может быть кто-нибудь из вас бывал с родителями в Третьяковской галерее и видел эту картину своими глазами? Расспросить о чувствах.

    Если не были, то спросить, где она находится, галерея эта. (в москве и послать их туда в будущем)

    Даже глядя на эту картину мы можем охарактеризовать богатырей. Охарактеризуйте мне Илью, потом Алешу, потом Добрыню.

    Теперь я расскажу вам о каждом из них.

    « Как одно на небе красно – солнышко,

    А один на Руси Илья – Муромец».

    Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его люди прохожие — дали испить водицы. Больше всего люди любили да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к лику российских Святых, и у него остался в истории день рождения — 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли русской.

    Когда мощи Ильи Муромца изучали современные ученые, они были ошеломлены.

    Это был могучий мужчина, скончавшийся в возрасте 45-55 лет, ростом 177 см. В 12 веке, когда жил Илья, такой человек считался высоким (средний рост мужчины того времени – 165 см).

    На костях Ильи обнаружили следы битв – множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча.

    Это подтверждало сведения о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.

    Кроме того, исследователи считают, что, в полном согласии с произведениями устного народного творчества, Илья на самом деле долгое время не мог ходить, так как перенес тяжелое заболевание – туберкулез костей или полиомиелит, что стало причиной паралича ног.


    Добрыня Никитич рисуется в былинах вторым по силе и значению богатырем после Ильи Муромца.

    По происхождению Добрыня Никитич – княжеского рода, что, тем не менее, не помешало ему завоевать любовь и признание у простого народа. В былинах богатырь образован, тактичен, обходителен, умел найти общий язык со всеми, не зря князь Владимир назначил его своим послом.

    Добрыня – из русского языка – от добрый. Он творит добро – и это одна из характерных черт могучего былинного богатыря. Добрыня бьётся со Змеем Горынычем и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну

    И на картине он изображен в середине, так как благодаря его усилиям и талантам богатырская троица остаётся восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алёша Попович ссорятся.

    Алеша Попович – самый младший из всех, сын ростовского попа Леонтия. Рождение Алеши Поповича сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Ему свойственны удаль , натиск, сметливость, находчивость, хитроумие .

    Алёшу Поповича отличает не сила.

      Посмотрите, как одеты богатыри. Как называется одежда? (шлем, кольчуга)

      И, конечно же, конь для богатыря был не просто средством передвижения, конь был другом, соратником в бою, к нему относились как к человеку.

    Давайте с вами проведем богатырскую физминутку. Выйдете из-за парт, повторяем движения за мной.

    Физкультминутка

    Дружно встали – раз, два, три-

    Мы теперь богатыри.

    Мы ладонь к глазам приставим,

    Ноги крепкие расставим.

    Поворачиваясь вправо,

    Оглядимся величаво.

    И налево надо тоже

    Поглядеть из-под ладошек.

    Наклонились влево, вправо

    Получается на славу!

    Давайте, ребята, отгадаем загадки о богатырях:

    2) Доброе имя носил богатырь –

    Врагов не жалел, Отчизну любил.

    Вместе с Муромцем служил,

    Супостатов сокрушил. (Добрыня Никитич)

    1) Храбрый и смелый – отважный смельчак.

    Рода поповского наш весельчак.

    Самый младой из троих богатырь,

    Русь защищал, врагов он разил. (Алёша Попович)

    3)Долго могучая сила в нём зрела,

    А пробудилась от горя она.

    Встал богатырь за Отчизну

    И смело бился – себя не щадя и врага. (Илья Муромец)

    Идет время, бежит, ни на минуту не останавливается. Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей. Благодарный народ установил во многих городах России памятники богатырям….

    Слайд 15 — ПАМЯТНИК СВЯТОГОРУ В Г. ЯЛТЕ

    Слайд 16 — ПАМЯТНИКИ ИЛЬЕ МУРОМЦУ В Г. МУРОМЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    Слайд 17 — ПАМЯТНИКИ ИЛЬЕ МУРОМЦУ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ И Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.

    Слайд 18 — ПАМЯТНИК ДОБРЫНЕ НИКИТИЧУ В П. ШИЛОВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛ.

    Слайд 19 — ПАМЯТНИКИ ТРЕМ БОГАТЫРЯМ В Г.КОЗЕЛЬСКЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛ. И В Г. САМАРЕ.

    Слайд 20 — ПАМЯТНИК АЛЕШЕ ПОПОВИЧУ В УДМУРТИИ

    Как видите, им так же, как и героям Великой Отечественной Войны устанавливают памятники.

    Да, богатырей на Руси не счесть. И не только былинными - Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, но и настоящими страна наша богата - князьями, полководцами, солдатами, спортсменами тоже. В ряду самых знаменитых борцов-классиков стоят имена

      Слайд 21 — грузчика Ивана Максимовича Поддубного –

    «чемпиона чемпионов», 45 лет жизни он провел на борцовском ковре и лишь один раз потерпел поражение.

      Слайд 22 — Александр Знаменский, исполнял рекордные силовые номера, поднимал оркестр, держал на себе карусель, носил пианино с играющим человеком.

      Слайд 23 — Валентин Иванович ДикУль (род. 1947) - выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине - автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Слайд 24 Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

    Слайд 25 Василий Алексеев, он из нашего города Шахты Самый сильный человек 70-х, обладатель 80 мировых рекордов и двукратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике.

    Всё может родная земля!

    Слайд 26 — Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом,

    Слайд 27 напоить чистой водой,

    Слайд 28 удивить своей красотой.

    Слайд 29 И только защитить сама себя она не может…

    Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой!

    Оставили богатыри завет вам, своим потомкам: – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

    Конспект по духовно – нравственному воспитанию

    ТЕМА: "Богатыри – защитники земли Русской".

    Цель: Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

    Способствовать развитию интереса к языку былин, молитв – оберегов, словам благословения богатырей, древним заветам.

    Закрепить название древнего оружия богатырей.

    Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским войнам, желание им подражать.

    Познакомить с Ильёй Муромцем, как святым (приставлен к лику святых)

    Активизация словаря: Богатырь, Русь, застава, меч, щит, кольчуга, шлем, копьё, лук, стрелы, обряд - поклонение, молитва – оберег, завет, Илья – Муромец, Добрыня – Никитич, Алёша – Попович.

    Оборудование: презентация, вырезанные из бумаги листья дуба, музыка

    А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

    Предшествующая работа: Рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри», чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; рассматривание иллюстраций и чтение сказок «Финист – ясный сокол», «Змей – Горыныч», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» .

    Рисование на темы: «Оружие богатырей», «Кони русских богатырей».

    Беседы о богатырях; о славе богатырской; о Родине, её защитниках; заучивание пословиц и поговорок о Родине.

    ХОД:

    Ребята, мы с Вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! (дети подсказывают) (СЛАЙД)

    Много разных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

    Родина, значит родная, как мать и отец. Какая наша Родина?

    Большая, огромная, красивая. Есть реки и моря, озёра, горы и леса.

    Как называлась наша страна раньше?

    Святая Русь (СЛАЙД)

    А почему её так называли?

    Люди славили Бога и жили по его заповедям.

    Как называли себя наши предки? (СЛАЙД)

    Дети: Славяне

    Кто защищал Землю русскую?

    Богатыри (СЛАЙД)

    Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно сказать словом, рассказом или стихотворением?

    Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Богатыри сильные, храбрые, могучие…(СЛАЙД)

    Ученик: Силён, как вольный ветер,

    Могуч, как ураган,

    Он защищает землю

    От злобных басурман!

    Он силой доброю богат,

    Он защищает стольный град.

    Спасает бедных и детей

    И стариков и матерей! (СЛАЙД)

    А почему люди защищали свою Родину?

    Сотворив прекрасный мир, Бог повелевал человеку оберегать его. Люди, жившие на Святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Среди них были и богатыри.

    Ребята, я предлагаю вам пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги? Знаю, что Вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

    Но сначала давайте вспомним, что предстояло выбрать русскому богатырю?

    Дорогу.

    Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня. (СЛАЙД)

    (РЕБ ЧИТ): Пойдёшь на право

    Деньги и слава,

    Пойдёшь на лево

    Друзей потеряешь и не будешь смелым,

    Двинешься прямо

    Ждёт опасность и богатырская застава.

    И так, какую мы с вами выбираем дорогу?

    Дорогу, которая идёт прямо

    ВОСП-ЛЬ: Вот преграда на пути

    Её так просто не пройти.

    Надо быстро вспоминать

    И пословицы сказать!

    (Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине) (СЛАЙД)

    1.Тот герой, кто за Родину горой.

    2.Сам погибай, а товарища выручай

    3.Жить – Родине служить

    4.Счастье Родины – дороже жизни

    5.Если дружба велика, будет Родина крепка

    ВОСП-ЛЬ: Все преграды покорились

    (Назвать правильно оружие, которым пользовались богатыри) (СЛАЙД)

    Предлагаю отгадать загадки

    1.Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

    2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

    3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

    4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

    Какое оружие богатырей вы еще можете назвать?..

    Ребята, а знаете, чтобы оружие в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили: (СЛАЙД)

    «Дай великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках»

    Посмотрите, кого вы видите? (СЛАЙД «Три Богатыря»)

    Богатырей

    Вот они богатыри Земли Русской. Кто стоит в центре?

    Илья Муромец! (СЛАЙД)

    Илья Муромец 30 лет и 3 года пролежал на печи, у него не ходили ноги, и не двигались руки. Много молился Илья и днём и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо. Постучались к нему калики прохожие странники, Божьи люди, как их называли и спросили, почему он сиднем сидит, когда стонет земля русская, защищать её надо. Илья ответил, что и рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают. И вылечили они его живой водой и святым хлебцем. Долго защищал Русь нашу славный богатырь Илья Муромец. (РЕБ ЧИТАЕТ)

    А кто стоит рядом с Ильёй Муромцем?

    Алёша Попович и Добрыня Никитич

    Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери благословение:

    Мать : Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела, нет моего благословения

    Отец: Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской.

    Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву. А что такое молитва?

    Разговор с Богом.

    Богатырь: Надеваю я сбрую богатырскую, не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню, крепким заговором. Но, чур слову конец, делу венец. (РЕБ ЧИТАЕТ)

    А теперь у нас игра со зрителями. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения.

    Что случилось с поговорками? Они стали просто смешными! А какими должны быть на самом деле? Помогите, люди добрые, нашим богатырям. Ваша задача - прослушать поговорку, найти ошибку и дать правильный вариант.

    1. Аппетит проходит во время еды. (Аппетит приходит во время еды).

    2. Город не тетка. (Голод не тетка).

    3. Готовь сени летом, а телегу зимой. (Готовь сани летом, а телегу зимой).

    4. Ронять лодыря. (Валять лодыря).

    5. Всяк жулик свое болото хвалит. (Всяк кулик свое болото хвалит).

    7. Машу маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь).

    8. Икра стоит свеч. (Игра стоит свеч).

    9. Блин блином вышибают. (Клин клином вышибают).

    10. Не в свои бани не садись. (Не в свои сани не садись).

    11. Нет козы без шипов. (Нет розы без шипов).

    12. Первый блин колом. (Первый блин комом).

    13. Проще жареной репы. (Проще пареной репы).

    14. Своя ноша не тонет. (Своя ноша не тянет).

    В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился и до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

    Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям, поэтому ему поклонялись и отдавали честь.

    Наш поход подошёл к концу! Я хочу познакомить вас ещё с одним заветом, который оставили богатыри нам, потомкам: (СЛАЙД)

    Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и свою Родину.

    (Реб читает ):

    Сильные, могучие богатыри

    На славной Руси!

    Не скакать врагам по нашей земле!

    Не топтать их коням

    Землю русскую

    Слава русской старине!

    Слава русской стороне! (СЛАЙД)

    Сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

    (звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».)

    Информационные ресурсы.

    1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.

    2. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – 3-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.

    НОД «Богатыри-защитники земли русской»

    Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества.

    Задачи:

      Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе богатырей – защитников русской земли.

      Формировать патриотическую память.

      Воспитывать чувство ответственности, уважения и гордости за богатырскую силу России.

      Вызвать желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины.

    Материалы и оборудование: иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья –разбойника, Змея-Горыныча, Бабы Яги. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем), оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), костюмы богатырей, карточки с изображением предметов современной одежды, музыкально- художественные пособия.

    Предварительная работа: рассматривание картин В. М. Васнецова «Богатыри» и Н. К. Рериха «Бой со змеем». Чтение отрывков о древнерусских богатырях «Как Илья из Мурома богатырем стал… », «Финист –ясный сокол», «На заставе богатырской», «Змей Горыныч» и другие. Прослушивание песен о Руси – матушке. Разучивание с детьми ролей инсценировки.

    Возраст детей: подготовительная группа

    Ход мероприятия:

    В группу входит воспитатель в русском национальном костюме.

    Воспитатель: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!

    Дети здороваются.

    Воспитатель: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…

    Раздаются звуки воя, свиста, топота коней, крики.

    Воспитатель : Ой, ребята! Беда - то какая! Нечисть на нас напала, будет наших молодцев рубить да данью нас обкладывать. Ребята, а Вы узнали кто это? А давайте я вам помогу:

    Свист соловьиный,

    Взор орлиный.

    Не зверь, не охотник,

    А … (Соловей- разбойник)

    Из-за сопок и полей

    Показался некий зверь.

    В ноздри он дышал огнем,

    Ночью стало словно днем.

    Он украл Забаву,

    Потащил в дубраву. (Змей Горыныч)

    Эта старушка не любит детей.

    Часто пугают ей малышей.

    У бабушки есть костяная нога,

    Зовут же старуху...(Баба Яга)

    Воспитатель: Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?

    Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение) .

    Воспитатель: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей мы звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится - сразу звонит, на помощь всех зовет…

    Под музыку выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах).

    Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?

    Дети : богатыри…

    Воспитатель: А кто такие богатыри?

    Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.

    Первый ребенок: Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь

    Второй ребенок: А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .

    Третий ребенок: Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…

    Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит, а врагу и подавно не пройти… Ребята, в детском саду мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?

    Дети :

    Воспитатель: А каких еще богатырей Вы знаете?

    Дети:

    Воспитатель: Илюша, богатырь, а расскажи-ка нам, что за одежда на тебе такая необычная.

    Богатырь Илья Муромец описывает свою одежду и объясняет ее назначение

    Илья Муромец: Это рубаха - она приятна к телу, в мороз греет, в жару – холодит. Это кольчуга железная – она защищает грудь и спину от вражеских стрел. Это латы – они берегут тело от вражеского меча и топора. Это шлем – он бережет наши головы.

    Воспитатель: Алёша Попович, а что за оружие у тебя в руках?

    Богатырь рассказывает о видах оружия и его назначении.

    Алеша Попович: Это меч – рубить врагов земли русской. Это щит – отражать удары неприятелей. Это палица колючая – сносить головы басурманам. А это лук да стрелы. Берегись басурманин! Не укрыться тебе ни в лесу, ни под горой!

    Воспитатель: Как вы хорошо рассказываете! Ребятам очень интересно! А поведай нам, Добрынюшка – богатырь, как вы коней себе выбираете?

    Добрыня Никитич: А коней мы выбираем себе под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, как бы они нас выдерживали бы?

    Воспитатель: Спасибо вам за рассказ! Ребята, а давайте поможем собраться в путь-дорогу богатырю.

    Дидактическая игра «Собери богатыря в путь»

    Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. Детям предлагается выбрать правильный вариант.

    Воспитатель: Вот спасибо вам ребята! С таким снаряжением нас врагу ни за что не одолеть!

    Раздаются звуки воя, свиста, топота коней, крики. Появляются Соловей-разбойник, Баба-Яга, Змей Горыныч.

    Воспитатель: Снова на землю Русскую напала нечисть разная. Выручайте, нас богатыри!

    Разыгрывается сцена боя между богатырями и нечистой силы. В итоге богатыри прогоняют нечисть за пределы русской земли (нечисть уходит из зала) .

    Воспитатель: Славные Святорусичи –богатыри! Победили вы силы темные! Выходи народ на пляску «Богатырскую»!

    Звучит песня «Богатырская сила наша».

    Дети исполняют вместе с воспитателем танец

    Воспитатель: Ой вы, гой еси, богатыри да русские!

    Ай седлали вы коней добрых

    Да стояли вы за веру и отечество,

    И поклон вам от Руси и во веки веков.

    Дети делают низкий поклон до земли.

    Богатыри кланяются и уходят.

    Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю послушать одно произведение. Потом вы мне скажете, что вы представили, слушая его.

    Звучит музыка, дети слушают.

    На доске появляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

    Воспитатель: Такую картину вы представили? Может, кто-то знает, как она называется?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Да, это картина художника В. Васнецова « Три богатыря». И на ней изображены…

    Дети: Русские богатыри.

    Воспитатель: Как их звали?

    Дети: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

    Воспитатель: Что делают в поле богатыри?

    Дети: На заставе охраняют Русь от врагов.

    Воспитатель: Да, только что они были у нас, а теперь уже стоят на своем посту, охраняют Русь-матушку. Кто из богатырей вам больше нравится?

    Дети:

    Воспитатель: Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

    Воспитатель: Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

    Дети: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

    Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о доблести и любви к Родине

    На экране появляются неполные пословицы – дети заканчивают.

    Сам погибай, а… товарища выручай.

    Не доспехи красят богатыря, а … подвиги.

    За правое дело… стой смело!

    Жить – … Родине служить.

    Счастье Родины –…. дороже жизни.

    Не тот герой, кто награду ждет, а… тот, кто за народ идет!

    Воспитатель: Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков. Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

    А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

    Обряд – поклонение «Дубок»

    Дети встают в круг и выполняют движения.

    У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).

    Вот таков!

    Корень да его –

    Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

    Листья да его –

    Вот так широки, (развести руки в стороны)

    Ветки да его –

    Вот так высоки! (руки вверх)

    Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

    На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)

    Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)

    Чтобы землю родную

    Защищать от врага!

    Дети встают на колено, низко склоняя голову.

    В это время воспитатель обсыпает детей дубовыми листочками.

    Воспитатель: Возьмите себе по листочку. Пусть этот листочек придаст вам силу и жизнестойкость, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

    Дети с листочками уходят под музыку.

  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!