Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

О чем можно попросить у николая чудотворца. Святитель николай чудотворец

Ян Коссиерс. Святой Николай спасает пленников. 1660 год Palais des Beaux-Arts de Lille

По крайней мере начиная с X века в образе того, кого мы называем святителем Николаем, соединилось два человека: святитель Николай Мирликийский и святитель Николай Пинарский, или Сионский.

Первый, Николай Мирликийский , жил в III-IV веках. Первые письменные сведения о нем до нас дошли от V — начала VI века: он упоминается в так называемом «Деянии о стратилатах» (в славянской традиции — «О воеводах»).


Илья Репин. Николай Мирликийский спасает от казни трех невинно осужденных. Около 1890 года Харківський художній музей

Деяние о трех воеводах

Три военачальника из Константинополя были отправлены императором Константином для подавления мятежа тайфалов во Фригии (территории современной Турции). По дороге отряд идет за провизией на рынок и ссорится с местными жителями. Узнав о конфликте, епископ Николай отправляется его урегулировать. А во время его отсутствия в его родных Мирах Ныне город Демре на юге Турции. местный князь Евстафий приговаривает к казни трех оклеветанных горожан. Святитель Николай успевает вернуться в Миры вместе с воеводами, останавли-вает казнь, благословляет воевод снова отправиться в свой поход, где они успешно подавляют мятеж. Но завистники оклеветывают воевод перед императором Константином, когда те вернулись в Константинополь, и их бросают в тюрьму. Их должны были казнить, но тут воеводы вспомнили о чудесной помощи Николая трем невинно осужденным и воззвали к нему. Тогда Николай во сне явился Константину и одновременно префекту города Авлавию, пригрозил им тяжелыми карами, если не отпустят невинных. В результате воеводы были освобождены и поехали с подарками от Константина благодарить епископа Николая.

К тому моменту, когда эта популярная история распространяла славу о Николае по Византии, никакого текста жития еще не существовало. И мы видим уже к VI веку в разных концах империи молитвы, обращенные к нему, — в Константинополе, на Крите, в других местах. Но долгое время главным центром его почитания оставался город Миры Ликийские, на юге Малой Азии, где он был епископом и где был погребен после смерти.

У гробницы святителя стали собираться истории о прижизненных и посмерт-ных чудесах, с ним связанных. Например, автор, работавший в VIII веке, чей текст дошел до нас под именем Андрея Критского, в похвальном слове на День святителя Николая Точное название «Похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю». приводит разные истории — не только о стратилатах, но и историю о хлебовозах и об обращении им в правую веру маркиа-нитского епископа Феогния, а также другие истории, которые в дальнейшей традиции не сохранились (например, «Деяние о подати»).

Деяние о хлебовозах

Голодающие Миры не имели никакого продовольствия, в гавань зашли корабли с императорским зерном, которое шло из Египта для пропитания Константи-нополя, Николай выпросил у моряков зерна, обещав, что им не будет наказа-ния, и действительно, моряки обнаружили в Константинополе, что вес зерна остался прежним.


Чудо с зерном. Фрагмент внутренней росписи церкви Святой Марии в Мюльхаузене, Германия. 1485 год Wikimedia Commons

Деяние о епископе Феогнии

Николай встретил маркионитского епископа Феогния, проповедо-вавшего дуализм и считавшего, что мстительный Бог Ветхого Завета ничего общего не имеет с добрым Богом Отцом Иисуса Христа, и своим красноречием убедил отказаться от заблуждений. Епископ, хоть и признал правоту Николая, остался в раздражении. Николай примирился с ним словами: «Солнце да не зайдет во гневе нашем Еф 4. 26 . Брат мой! Примиримся».

Деяние о подати

Чиновники назначили жителям Мир непомерный налог, уплата которого грозила разорить город. Миряне обратились к Николаю, и он поехал в Константинополь. В столице Николай остановился при некоем храме, и утром во время литургии, когда он произнес: «Святая святым!», из его уст вышло пламя. На следующее утро, когда Николай отправился во дворец и увидел, что солнце сильно слепит глаза императору, набросил на луч свою мантию. Потрясенный увиденным, Константин согласился снизить налог и написал соответствующую грамоту. Николай вложил грамоту в тростник и бросил в море, помолившись о том, чтобы тот как можно скорее оказался в Ликии. Ее нашли уже наутро, хотя путь на корабле занял бы шесть дней. Сборщик подати снизил налоги и выпустил из тюрьмы тех, кого успели заключить туда за неуплату. Узнав о происшедшем, Константин повелел сохранить низкую подать неизменной и передал Николаю для собора в Мирах священные сосуды и другие дары.

Иногда в письменной традиции до нас доходят сборники, например из трех чудес святителя Николая, с заключением о дате его кончины, то есть со временем появляется своего рода протожитие.

В начале IX века некий Михаил Архимандрит (мы ничего об этой фигуре не знаем) создает первое связное житие Николая Мирликийского. Но самое известное к тому времени его чудо — «Деяние о стратилатах» — в нем не фигурирует. Михаил так и пишет, что все, мол, знают это его великое деяние, зачем еще раз рассказывать о нем, лучше расскажу вам о том, что неизвестно. В этом житии впервые приводятся краткие сведения о родине святителя Николая — греческой колонии, городе Патаре, неподалеку от Мир в римской провинции Ликия; о смерти его благочестивых родителей, о том, как он раздал свое имущество и вообще помогал бедным. Здесь же приводится и так называемое «Деяние о трех девицах», которых обедневший знатный отец хотел отдать в блудилище, а святитель подкладывал им ночью мешочки с золотом, чтобы этого не случилось.

Деяние о трех девицах

Сосед Николая по родным Патарам, отец трех дочерей, потерял все свое состояние, его семье нечего было есть и не во что одеться. Тогда сосед решил сделать свое жилище домом терпимости, а дочерей — блудницами. Чтобы спасти девушек от такой судьбы, Николай подбросил ночью в окно мешочек с золотом. Этого хватило на приданое для старшей сестры. На другую ночь Николай опять подбросил соседу мешочек с золотом, и замуж выдали вторую дочь. На третью ночь Николай снова кинул мешочек с золотом, и на этот раз сосед успел его догнать и поблагодарить. Несмотря на то что Николай просил не открывать его имя, слава об этом поступке распространилась по Патарам и юного Николая сделали священником.


Биччи ди Лоренцо. Святой Николай, дарующий приданое. 1433-1435 годы The Metropolitan Museum of Art

В житии также описывалось чудесное избрание святителя Николая архиепископом: в Мирах умер Ликийский архиепископ Иоанн и долго не могли выбрать нового, пока наконец одному из епископов был глас «кто первым придет в церковь, того и выберете» — и чудесным образом пришел Николай. Также приводится несколько чудес, в том числе «Деяние о хлебо-возах», чудо с моряками, которых святитель Николай спас от потопле-ния, некоторые другие чудеса и, наконец, сообщение о его кончине.


Фра Беато Анджелико. Сцены из жизни святого Николая Барийского. Фрагмент («Чудо с зерном»). Около 1437 года Pinacoteca Vaticana

Это житие произвело сенсацию в византийском мире — святитель к этому моменту был очень почитаем, но, кроме «Деяния о стратилатах», о нем толком ничего не знали. Текст начинает активно распространяться, переписываться и переделываться. Так, в первой половине IX века Мефодий, будущий патриарх Константинопольский и великий византийский писатель, облагораживает житие — факты все те же, но если текст Михаила написан очень простым языком, то текст Мефодия очевидно создавался для образованной публики и представляет собой шедевр византийской риторики: высокий стиль, особенное построение фраз, многочисленные риторические приемы.

Одновременно еще один писатель, — возможно, митрополит Лакедемона Василий — по-своему переделывает житие святителя Николая, написанное Михаилом Архимандритом, и добавляет туда некоторые новые эпизоды.

В таком виде житие святителя Николая бытует весь IX век. А в X веке происходит ключевое событие — смешение житий двух святителей Николаев. Но прежде чем говорить о самом смешении, следует рассказать о другом Николае, что это был за человек.

По счастью, в нескольких списках разной степени испорченности сохранилось житие другого Николая — его называют Николаем Сионским , по монастырю Святого Сиона, который он основал, или Николаем Пинарским , поскольку некоторое недолгое время был епископом города Пинары, там же в Ликии. Этот Николай происходил из обеспеченной и очень благочестивой семьи. Его дядя был игуменом монастыря святого Иоанна Предтечи в селении Акалиссос.

Николай жил в первой половине — середине VI века; с юности он воспитывался в вере, преуспевал в учении, паломничествовал вместе со своим дядей в Святую землю, был в Иерусалиме, Египте, был пострижен последовательно в чтеца, дьякона, священника и, наконец, основал свой собственный монастырь — Святого Сиона, в честь святой горы Сион, где, по преданию, происходила Тайная вечеря. Николай налаживает там монашескую жизнь, занимается благо-творительностью. Например, во время чумы он запрещает крестьянам возить продовольствие в Миры, чтобы они не заразились. А когда из-за той же чумы окрестности Мир были опустошены, он едет раздавать пищу голодающим.

Надо сказать, что, помимо всего, это житие, написанное близким учеником Николая, ценится как замечательное историческое свидетельство о повсе-дневной сельской жизни в горной Ликии.

И несмотря на то, что Николай Мирликийский отдельно упоминается в его житии (Николай Сионский, например, побывал на празднике святителя Николая — розалиях), со временем их стали путать. Не в последнюю очередь из-за близости дат их кончины: 6 декабря у Николая Мирликийского и 10 декабря — у Николая Сионского (по старому стилю).

В X веке некто соединил два жития. За основу он взял житие Николая Мирликийского и заполнил недостающие места — про детство, родителей, чудеса, совершенные в юности, такие как чудо при учении Однажды по дороге в школу Николай встретил хромую женщину Нонну и исцелил ее крестным знамением. и другие деяния. Но в основном там уже рассказываются истории из жизни Николая Мирликийского.


Приведение святого Николая во учение. Икона XIV века Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Такое соединение стало в дальнейшем очень популярным и получило уже распространение в виде единого текста. Ближе к концу X века визан-тийский писатель-агиограф Симеон Метафраст перерабатывает это смешанное житие в единый текст, и его авторитетом оно освящается. И с XI века мы видим, по сути, уже только это составленное из частей житие, хотя житие, написанное Михаилом Архимандритом, и другие тексты продолжали переписываться. (Случай, когда факты из жизни двух святых сливаются, не уникальное явление, такое встречается и с некоторыми другими святыми. Например, известна рукопись, где в мученичество одной святой Параскевы вставлены некоторые интересные факты из мученичества другой святой Параскевы D. A. Vinogradov. St. Parasceve of Iconium and her «lost» Greek Acts // Analecta Bollandiana. Vol. 131. № 2. 2013. А. Ю. Виноградов. Великомученица Пара-скева Иконийская и ее «несохранившиеся» греческие акты // Кафедра византийской и новогреческой филологии. Вып. 1. М., 2000. .) С XI века мы уже видим на иконах, что в клеймах Клеймо — часть иконы (обычно вокруг основного изображения), «рассказывающая» житие святого на иконе или поясняющая сюжет центральной композиции. житие святителя Николая изображается в таком смешанном виде.

Надо отметить, Симеон Метафраст использовал еще один источник — это был синаксарь, то есть сборник кратких житий на каждый день, которые читались в Константинополе, и в нем житие святителя Николая Мирликийского содержит два новых элемента — это факт его смерти в глубокой старости и рассказ об участии в I Вселенском (Никейском) соборе, т. н. «Никейское чудо», на котором было отвергнуто и осуждено учение Ария и принят православный Символ веры.

Никейское чудо

Александрийский пресвитер Арий отказывался признавать Иисуса Христа единосущным Богу Отцу и, распространяя свои убеждения в народе, имел довольно много последователей. Его ересь была названа арианством. Чтобы пресечь возрастающее влияние арианства, в 325 году был созван Никейский собор, на котором учение Ария было осуждено.

Согласно житию Дамаскина Студита, на соборе присутствовал Николай, который в присутствии императора дал Арию, оскорбив-шему Святую Троицу, пощечину. За это он был заключен в тюрьму, где святому явились Христос и Богоматерь, возвратив ему отнятые знаки епископского достоинства — омофор и Евангелие.


Святой Николай Мирликийский дает пощечину Арию. Фреска монастыря Панагия-Сумела. XVIII век Παναγία Σουμελά

Источник этого рассказа нам неизвестен. Дело в том, что в древнейших списках участников I Вселенского собора имени Николая Мирликийского мы не находим, хотя город Миры был, по всей видимости, столицей Ликии, поэтому ее епископ был главным митрополитом всей области и, конечно, непременно должен был принимать участие в соборе и быть среди подписав-ших его акты. Можно предположить, конечно, что митрополит Ликии не остался на соборе до конца. В более поздних источниках (например, списке XIII века «Церковная история» Феодора Чтеца VI века) имя святителя Николая все-таки появляется среди участников.

Икона святого Николая Мирликийского. Первая половина XIII века Ιερά Μονή του Θεοβαδίστου Όρους Σινά (Монастырь Святой Екатерины, Синай)

Само же никейское чудо в источниках появляется очень поздно: впервые в письменном виде мы фиксируем его только в XVI веке у новогреческого уже автора — Дамаскина Студита В XVI веке он был митрополитом Навпактским и Артским и описал это чудо в своей книге «Сокровище». . Есть даже предположения, что, возможно, оно возникло как ответ на вопрос, почему на иконах святитель Николай изобра-жается между Христом и Богородицей, которые передают ему Евангелие и омофор (принадлежность епископского богослужебного облачения и символы архиерейскойго достоинства).

«Правда» о святом Николае никак не повлияла на его почитание


Андреа Сабатини. Святой Николай Барийский. 1514-1517 годы Museo nazionale di Capodimonte

Все Средние века и раннее Новое время никто не задавался вопросом о досто-верности жития святителя Николая. Отчасти еще и в связи с тем, что житие Николая Сионского в чистом виде было неизвестно. Первым его нашел в XVIII веке митрополит Фалькони и издал. Фалькони рассудил, что он нашел подлинное житие и все, что знали о нем до того, было неправильно. Но точка зрения Фалькони не получила распространения.

А первым, кто обратил внимание на несуразность классического, «смешан-ного» жития святителя Николая, был русский ученый и церковный деятель XIX века, архимандрит Антонин (Капустин). В частности, он заметил странную последовательность событий в этом житии: святитель Николай Мирликийский приезжает в Палестину, где перед ним открываются врата храма Воскресения, потом он возвращается в Ликию, претерпевает гонения при Диоклетиане и только потом становится епископом. Но мы знаем при этом, что храм Воскресения был построен только при Константине, то есть после Диоклетиана и его гонений на христиан. Он стал проверять, вышел на житие Николая Сионского и потихонечку распутал всю загадку.

А окончательные доказательства привел немецкий исследователь конца XIX — начала XX века Густав Анрих, собравший практически все возможные тексты о Николае, которыми мы до сих пор и пользуемся. И с этого момента для мировой науки никакого сомнения в том, что это было два разных человека, нет.

Для православной церкви эти открытия остались незамеченными, хотя формально работы архимандрита Антонина были опубликованы в «Трудах Киевской духовной академии». Но это вообще характерно для житий — большая часть из них воспроизводит смешанный текст. На моей памяти была только одна попытка — писателя-агиографа Александра Владимировича Бугаевского и игумена Владимира (Зорина) — написать текст, в котором были бы убраны вставки из жития Николая Сионского.

Николай — самый «разносторонний» по типу чудес


Паоло де Маттеис. Святой Николай Барийский, срубающий дерево, заселенное демонами. Около 1727 года High Museum of Art

Уже в ранее время начинают формироваться и собрания посмертных чудес святого Николая. Есть среди них чудеса более популярные, например о спасении мальчика из арабского плена, о спасении от потопления во время бури, чудо о ковре, есть менее популярные.

Чудо о крестьянине и его сыне Василии

Один крестьянин очень любил святителя Николая, всегда праздновал дни его памяти, в этот день угощал нищих. И вот в один из таких дней он остался дома, чтобы подготовить праздник, а в церковь послал молиться своего сына Василия. Во время службы храм был окружен сарацинами, и Василий был взят в плен и продан князю, у которого стал прислуживать за столом. Родители, потерявшие сына, были так опечалены, что перестали праздновать день памяти прежде любимого святого, пока соседи не вразумили их. Крестьянин с женой пошли молиться Николаю и по возвращении устроили трапезу для родственников и соседей. Во время пира они услыхали необычный лай собак и пошли посмотреть, что там случилось. Выйдя, крестьянин увидал юношу в сарацинской одежде с чашей, полной вина, и признал в нем сына. На все расспросы юноша только и мог ответить, что во время обычного служения за столом он держал перед князем чашу, и вдруг кто-то силою поднял его, и ветер принес и поставил его во дворе. И оказавшись здесь, Василий увидел перед собой святого Николая.


Избавление Агрикова сына Василия из сарацинского плена. Одно из клейм иконы Николы Зарайского с житием. Первая половина XIV века Государственная Третьяковская галерея

Чудо о потоплении во время бури

Корабль, плывший мимо Ликии, внезапно попал в страшный шторм. Моряки обратились с молитвой к святому Николаю, которого никогда не видели, но слышали о его помощи попавшим в беду. Николай тотчас явился, усмирил море и, направив судно к берегу, стал невидим. Моряки невредимыми прибыли в Миры, пошли в соборную церковь и там сразу узнали архиерея, явившегося им во время бури. Они рассказали собравшимся в храме о чуде. Николай же, прозрев укоренившиеся в моряках пороки, велел им более не грешить.


Джентиле да Фабриано. Сцены из жизни святого Николая Барийского. Около 1425 года Pinacoteca Vaticana

Чудо о ковре

Благочестивый константинопольский ремесленник в старости впал в нищету, и, чтобы отпраздновать память Николая (по традиции положено было устроить праздник для всей общины), жена посове-товала ему продать последний ковер. По дороге на рынок он встретил Николая в виде старца, тот купил ковер за шесть золотых и, пока ремесленник был на рынке, вернул ковер жене, якобы по приказу мужа. Когда ремесленник возвратился домой, жена стала бранить его за обман святого, но муж показал ей покупки и остаток денег и рассказал о случившемся; они поведали о чуде всем, включая патриарха, и устроили большой праздник в день памяти Николая.


Дионисий. Чудо о ковре. Роспись Никольского придела собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник / Музей фресок Дионисия

Есть чудеса довольно специфические — совместные с другими святыми. Например, совместное чудо святителя Николая и Симеона Богоприимца по избавлению из арабского плена схолария (то есть воина) Петра, которое потом становится основой жития Петра Афонского.

Чудо об избавлении из плена Петра

Византийский воин-схоларий Петр после поражения в битве попал в арабский плен в Самарре и воспринял случившееся с ним как наказание за то, что дал обет стать монахом, но откладывал пострижение. Обещая выполнить обет в случае избавления, Петр обратился с молитвой к святому Николаю, который явился ему через несколько дней и сообщил, что не может никак умолить Бога, но призвал молиться дальше. Во второй раз Николай посоветовал обратиться к Симеону Богоприимцу, а в третий уже явился Петру вместе с Симеоном, который снял с него цепи и вывел из города; Николай дал Петру пищу и, напоминая обещание исполнить обет, проводил до византийской границы, откуда тот поспешил не домой, а в Рим, где предупрежденный Николаем папа римский узнал Петра и постриг в монахи.


Явление святителя со святым Симеоном военачальнику Петру Из книги Андрея Вознесенского «Николай Чудотворец: Полная история жизни, чудес и святости». Москва, 2010 год. Издательство «Эксмо»

Типология чудес святителя Николая тоже очень разная: это и освобождение из плена, и вознаграждение почитателей, которые отдают последнее, чтобы отпраздновать день поминовения святого, и чудеса по избавлению людей от бедности, и об исцелении. Есть чудеса, связанные с иконами святителя.

Чудо о вандале

Однажды вандал-грабитель в доме неизвестного христианина нашел образ святителя. Плен-ные христиане объяснили вандалу, что это образ прославленного у христиан чудотворца, святителя Николая. Возвратясь домой в Африку, вандал поставил икону святителя в своем доме. Как-то раз, когда он собрался уехать, он поручил иконе все свое имущество. Пока вандал отсутствовал, в его дом забрались воры, украли все находившееся там имущество, но икону оставили. Возвратившись домой и увидев, что все его имение расхищено, вандал выместил свою злобу на иконе святителя — стал бить образ и даже пригрозил сжечь его, если имущество не найдется. Когда воры, укравшие имущество вандала, начали делить добычу между собой, им неожиданно явился святитель Николай и грозно спросил: «Зачем вы украли имущество, которое было поручено мне на сохранение? Посмотрите, как жестоко бил меня вандал, какие раны сделал на моем теле. Если же вы не возвратите похищенное, то понесете позорную казнь». Изумленные воры спросили: «Кто ты и какое право имеешь говорить так?» Он ответил: «Я — Николай, раб Господа моего Иисуса Христа». Услышав имя великого угодника Божия, воры возвратили вандалу все его имущество. После этого они перестали воровать и стали вести богоугодную жизнь, раскаиваясь в прежних грехах. Вандал же, пораженный помощью Божия угодника, уверовал во Христа, крестился, а потом построил церковь в честь святителя Николая. С того времени имя Чудотворца прославилось между варварами и стало известно в Северной Африке.

В смысле типологии чудес Николай оказывается одним из самых разнообраз-ных святых, но одно из главных направлений его деяний связано с морем: это покровительство во время морских путешествий, спасение от бури, воскрешение утонувших.

Наконец, на Руси возникают некоторые специфические чудеса святителя Николая. Одно из первых чудес, записанных на русской почве — так называемое чудо об отрочати, о младенце, который утонул в Днепре. Оно связано с иконой Николы Мокрого, находившейся на хорах Софии Киевской.

Чудо об отрочати

Молодая семья с младенцем возвращалась с праздника в Вышгороде на лодке по Днепру. Женщина задремала, и младенец выпал из ее рук в воду. Родители обратились с молитвой к одному из любимых своих святых — Николаю Чудотворцу, и на следующее утро в киевском Софийском соборе был найден мокрый, как только что из воды, ребенок. Икона, перед которой был найден утонувший, была названа «Николой Мокрым».


Икона святителя Николая Мирликийского Чудотворца Образ, именуемый «Никола Мокрый». Свято-Тихоновский женский монастырь, г. Торопец

Мощи Николая были украдены, но христиане празднуют это событие


Перенесение мощей Николая Чудотворца в Бари. Невьянск, 1829 год Частное собрание / Hargesheimer Kunstauktionen

По всей видимости, Николая Мирликийского похоронили на древнем кладбище, за пределами Мир. По крайней мере к VI веку там уже была гробница и частично прослежи-вается храм юстиниановского времени. Храм разрушило землетрясение, и был построен новый храм, который мы видим и сейчас (восстановлен в XIX веке).

Где именно мощи находились в храме — предмет научных споров до сих пор, но мы знаем, что это было невероятно почитаемое место, люди шли поклониться мощам начиная с самого раннего времени. И еще паломники получали из гробницы миро. Что такое было миро в древности — не очень понятно, но, по всей видимости, также какая-то благоуханная жидкость. Мы знаем, что в древности был такой важный способ обращения с мощами: в крышке саркофага делалось отверстие, в него заливалось благовонное масло, оно как бы омывало мощи, а через отверстие снизу масло, освященное мощами, уже собирали в небольшие плоские фляжечки-ампулы и раздавали паломникам. Эти ампулы люди носили на груди или использовали с какой-то другой целью.

С 70-х годов XI века в окрестностях Мир начинают появляться турки-сельджуки, завоевавшие уже Малую Азию и делающие постоянные набеги на город. Из более позднего источника мы знаем, что во время этих набегов жители уходили из города на защищенный акрополь, а при храме оставалось сторожами несколько монахов. Они охраняли не только храм, но и мощи, потому что кража мощей в то время на Западе была обычным явлением. Чаще всего такая кража прикрывалась какими-то благочестивыми соображениями, и опасность разрушения храма Святого Николая турками в этом смысле была очень удобна как причина такой кражи.

И вот незадолго до Первого крестового похода, в 1087 году, жители крупного южноиталийского торгового города Бари решили завладеть мощами святителя, чтобы перенести их к себе и повысить с помощью святыни престиж города. Мы знаем всю эту историю из текста про перенесение мощей, написанного в Бари. Они связали монахов, отыскали гробницу «Барийский пресвитер по имени Луп держал в руках стеклянный сосуд, который монахи храма наполнили миром от мощей. Он решил принять участие в переговорах со сторожами и поставил флакон на верх невысокой колонны у алтаря. Во время спора отец Луп по неосторожности задел сосуд, и тот с „великим треском“ упал, но не разбился. Пришельцы увидели в этом знамении благоприятный знак выражения воли Бога и святого Угодника, якобы святитель сказал им: „Вот могила, в которой я лежу, возьмите мое тело и идите к людям в Бари, которым я буду покровительствовать и защищать“». Диакон Дионисий Куприченков. «История мощей святителя Николая Мирликийского». , и юноша по имени Матфей стал руками доставать из нее кости, покоившиеся в мире. Дело происходило ночью, они вынесли сколько могли и поплыли в Бари. По дороге кто-то пытался себе присвоить частицы мощей, но безуспешно. По приезде в Бари был спор между разными партиями, кто должен владеть мощами и куда их положить, а со временем для них построили базилику Святого Николая Итал. Basilica di San Nicola , в крипте которой они с тех пор и лежат, и из них продолжают брать миро. Причем жители города до XX века не открывали эти мощи для демонстрации.

Дионисий. Принесение мощей святителя Николая в Бари. Роспись Никольского придела собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник / Музей фресок Дионисия

Буквально через несколько лет после барян в Миры заехали венецианцы, которые тоже претендовали на мощи святителя Николая, который был к тому же покровителем Венеции. Они приехали и увидели гробницу уже разграбленной, но, согласно венецианскому тексту, нашли два погребения, а затем, «почувствовали чудесный аромат» и нашли третье. Последнего они определили как Николая Мирликийского, а первых двух — как дядю Николая Сионского из смешанного жития и основателя монастыря Иоанна Предтечи в Акалиссосе и Феодора Исповедника На самом деле это был митрополит Мир, сначала державшийся иконоборчества, а затем, на VII Вселенском соборе, от него отрекшийся. .

Венецианцы торжественно перевезли найденные мощи домой, объявив, что нашли наконец настоящие останки Николая; в XVII веке для них построили храм на острове Лидо (Chiesa San Nicolò), где они до сих пор и находятся. Но, в отличие от барян, венецианцы в течение Средних веков и Нового времени несколько раз эти мощи открывали для осмотра. В конце концов их положили в красивый барочный саркофаг и поставили на мраморный алтарь, откуда их стало нельзя достать.

Антропологи узнали, как выглядел святитель Николай


Фра Беато Анджелико. Сцены из жизни святого Николая Барийского. Фрагмент. Около 1437 года Pinacoteca Vaticana

В 1953 году в Бари антрополог Луиджи Мартино обследовал мощи и выяснил, что все имеющиеся кости принадлежат мужчине, белой европеоидной средиземноморской расы, для которой характерны средневысокий рост и смуглая кожа; с высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости умершему в возрасте около 60 лет, 167 сантиметров ростом, который жил на расти-тель-ной диете и который долгое время находился в каком-то сыром помеще-нии. Это, в принципе, совпадает с житием святителя Николая, который, как мы помним, был заключен в темницу. Конечно, по черепу не определить, были ли у него залысины, как принято изображать на иконах, какой длины была борода, но он типичный представитель средиземноморского антропо-логического типа. Вместе с тем обнаружилось, что трети костей скелета не хватает. По всей видимости, это объясняется тем, что мощи воровали ночью и просто не успели забрать все.

Через 40 лет в Венеции в связи с реставрацией алтаря святителя Николая решили провести аналогичную операцию (в ней участвовал тот же Луиджи Мартино): антропологи вскрыли саркофаги и выяснили, что в них покоятся действительно три человека римского времени, а в центральном саркофаге в скелет доложены кости от скелета, находящегося в Бари, то есть венецианцы заодно взяли и кости из ограбленного барянами саркофага. Таким образом история перенесения мощей прояснилась окончательно: две трети мощей святителя Николая лежит в Бари, а примерно треть — в Венеции. Происхож-дение всех остальных мощей святителя Николая, которые лежат где-то по христианскому миру, совершенно непонятно и неизвестно. Они могут лежать в Ватикане или в России, но они не происходят из Бари или Венеции, поскольку ни баряне, ни венецианцы никогда от своих мощей частицы никому не давали. Хотя и нельзя полностью исключать, что в момент перенесения в Венецию и в Бари (тем более что такие сообщения есть) кто-то пытался какие-то частицы мощей похитить.

Вопрос проверки подлинности мощей очень затруднен. С католической точки зрения главное свидетельство их подлинности и вообще святости святого — это чудотворение, которое происходит от его могилы и мощей. Мы знаем, что огромное количество чудес связано с гробницей святителя Николая.

Вообще, мы знаем случаи, когда антропологические исследования показывали, что у каких-то святых кости не мужские, а женские, а где-то даже свиные кости подложены. Но по крайней мере здесь точно те самые мощи, которые были привезены в конце XI века из Мир.

Мокрый, Можайский, Зарайский, Летний, Вешний и другие — это всё святитель Николай

Трудно сказать, когда именно впервые на Руси начинается почитание Николая Чудотворца. Мы видим, что в росписях Софии Киевской, главного православ-ного собора Киевской Руси, из более чем 700 изображений святых четыре — святителя Николая. Это говорит нам о том, что к середине XI века он был здесь уже очень почитаемым святым. В том числе мы находим среди росписей Софии круглый образ «Николы Мокрого» (см. «Чудо об отрочати»).

Киевская чудотворная икона святого Николы Мокрого. XI век Икона находилась в небольшом киоте в Никольском приделе Киево-Софийского собора до 1943 года. Пропала во время Второй мировой войны. icon-art.info

А буквально через два года после перенесения мощей в Бари на Руси уже по-является праздник перенесения мощей святого Николая (в отличие от греков, которые оплакивали это как великую потерю). Возможно, почитание этого события проникает через скандинавский мир, через наши династические связи. Праздник стал очень популярен и существует до сих пор — Никола Летний, или Никола Вешний, — и празднуется в конце мая.

Постепенно имя Николай появляется среди имен княжеской династии, сначала не как основное имя, но часто оно становится главным. Мы знаем, например, черниговского князя Николу Святошу, который постригся в монахи и чье имя крестильное было Николай. И он почитал святителя Николая, мы тоже об этом знаем. Первый монарх с именем Николай — уже Николай I.

С начала XII века почитание святителя Николая распространяется в Новгороде. На княжеском дворе строится храм, посвященный святителю Николаю, — Николо-Дворищенский собор. Вокруг дворища возникает торг, и святой Николай кроме покровительства мореплавателям становится еще и покрови-телем торговцев и очень любимым в торговом Новгороде святым; никольских храмов начинает строиться очень много, и по количеству этих храмов, по предметам мелкой пластики, предметам личного благочестия видно, что этот никольский культ активно распространяется по всей Руси. Начинают появляться собственные образы: Никола Мокрый, Никола Можайский, Никола Зарайский, Никола Великорецкий, — каждый со своей иконографией. Возни-кают локальные предания, локальные чудеса, появляются русские молитвы, русские службы, и в конце концов Николай теряет характер греческого святого и становится любимым русским святым.

Есть известные исследования Бориса Андреевича Успенского по русскому этнизированному христианству, в котором возникает некая троица из Христа, Николы и Богородицы Почитание Николы «приближалось к почитанию Богородицы и даже самого Христа» (Б. Успенский. Филологические разыскания в области славянских древностей. 1982). , приводится выражение, которое упоминают иностранцы, что Никола — «русский бог» В «Чуде святого Николы о половчине» половец говорит: «...Велик есть бог русский и дивна чюдеса творит». . Хотя надо уточнить, что похожее происходит с образом Николая и в греческой народной культуре, где он наделяется всяческой магической силой, помогает бороться со сглазом, демонами и так далее.

Святой Николай — не Санта-Клаус и не Дед Мороз

Тициан Вечеллио. Святой Николай. 1563 год Chiesa di San Sebastiano, Venezia

Вообще, в разных странах Европы Николай почитался по-разному, но глав-ными центрами почитания были Бари, Венеция, несколько регионов Франции, Германия. Праздник его поминовения приходится на декабрь, незадолго до Рождества. Святитель Николай традиционно было покровителем много-численных профессий, в том числе и хлебопекарей, у которых существовала традиция — на День святого Николая дарить выпечку бедным и детям, и мы видим, что в западной иконографии Николай изображается с тремя хлебами, и этот образ уже начинает ассоциироваться с тремя мешочками с золотом, которые он подкинул бедным девушкам. С нидерландцами Николай попадает в Северную Америку, из Синт-Клааса становится Санта-Клаусом и в протес-тант-ской Америке, не признающей институт святых, трансформи-руется уже в некоего доброго старичка, который дарит детям подарки. Рождество, во многом благодаря романам Диккенса, становится традицией светлого семейного праздника, и образ святого Николая начинает тесно с ним сплетаться и приобретать сказочные черты. В таком виде он уже возвращается в Европу, соединяясь с другими новыми европейскими культами Рождества, например рождественским деревом — или конкретно германской елкой. С немцами рождественские традиции попадают в Россию, а в советское время, когда запрещается Рождество и его место занимает празднование Нового года, святой Николай превращается в Деда Мороза, взятого из русских сказок. В нем уже ничего не остается от святого, впрочем, как и в американском коммер-ческом Санте, который везет детям бутылки с кока-колой. 

Вы можете также послушать рассказ Андрея Виноградова в приложении « ».

Святой Николай - «старший» среди святых

Святитель Николай также известен как Николай Угодник и Николай Чудотворец. Он один из наиболее почитаемых святых, в некоторых славянских традициях культ Святого Николы приближается к почитанию самого Бога, Христа. Николай Чудотоврец считается главным покровителем путешественников и моряков, купцов и детей. По народным верованиям Николай самый близкий к Богу угодник, «начальник» рая, владеет ключами от неба, перевозит души на «тот свет». В этом его образ похож на образ Святого Михаила, а в некоторых случаях он даже напоминает языческого Велеса - ведь Николай также покровительствует домашним и диким зверям, земледелию и пчеловодству.

Святителя Николая почитают не только православные славяне

Своим покровителем Николая Угодника считают и православные цыгане. По-своему почитают его и калмыки-буддисты: Микола-бурхан является духом-хозяином Каспийского моря и покровительствует рыбакам. Буряты, еще один буддийский народ России , почитали его как Белого Старца, божество процветания и долголетия. Монголо-буряты зовут Святителя Николая «Саган-Убукгун» или по-русски - «батюша Михола».

Святой Никола - милостивый и скорый помощник

Так как Николай Угодник покровительствует мореплавателям, часто ему молятся моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. Так же Никола Чудотворец известен как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти. Многие рассказы повествуют о подобных чудесах. Но святой слышит не только моряков: все обращенные к нему молитвы, поэтому верующие часто рассказывают о чудесном исцелении или спасении из беды, произошедшем после молитв к Николаю Чудотворцу, а также о его помощи в быту - вплоть до чудом нашедшихся очень важных утерянных документов. Заступник Никола милостив и молится о покаявшихся грешниках. Широко стало известно чудо под названием «Стояние Зои», когда юная Зоя в Новый год, оставшись без пары , решила потанцевать с иконой Николая Чудотворца - и словно окаменела. Она оставалась живой, ее сердце билось, но девушка не могла пошевелиться, и окружающие не смогли сдвинуть ее с места - ноги будто приросли к полу. Так и простояла Зоя с иконой Николая Угодника в руках до самой Пасхи - четыре месяца, после чего, конечно, покаялась и уверовала. Перед завершением ее «стояния» пришел в дом незнакомый старец, спросил: «Устала стоять?» и исчез. Очевидно это был сам Николай Угодник - считается, что благодаря его заступничеству Зоя была прощена Господом и ее наказание закончилось в Великий Пасхальный праздник.

Ученые выяснили, как выглядел Николай Чудотворец

В 2009 году группа из Манчестерского университета реконструировала по мощам внешность Николая Чудотворца. Выяснилось, что Святитель Николай был крепким мужчиной, ростом примерно 1 м 68 см, с высоким лбом, выступающими скулами и подбородком, носом, «стремящимся к орлиному», карими глазами и смуглой кожей. (А еще, по утверждениям ученых, он был вегетарианцем). В целом исследователи пришли к выводу, что на иконах Николая Угодника изображают правильно и похоже. Об этом свидетельствуют еще и чудеса, о которых рассказывают прихожане: является им во снах или видениях старичок, дает советы, как выбраться из беды, а придя в церковь, люди сразу узнают «старичка» на иконах Николая Угодника.

Иконы Николы «зимнего» и «вешнего» различаются из-за замечания Николая I

Предание гласит, что Николай I сделал замечание духовенству, заметив. Что его небесный покровитель изображен на иконе без головного убора. С тех пор на некоторых иконах Николай Чудотворец изображается в епископской митре - это «Никола зимний». Праздники отмечаются также в разное время: Никола вешний - 9 (22) мая - день прибытия мощей святого в город Бари . С этого дня начинаются основные сельскохозяйственные посадки, трава становится сочной - скот выгоняют пастись, зацветают полевые ягоды и цветы. Крестьяне просили Святителя Николая уберечь скот и урожай, заказывали молебны и сами проводили охранительные ритуалы, устраивались праздники и особые ритуалы. А 6 (19) декабря отмечают Николу зимнего: устраивали посиделки, готовились к святкам - договаривались об откупе избы, готовили дрова. Лучины, костюмы для святочных пьес. «Никола зимний» не только молодежный праздник - собирались старики, большаки семей, в складчину покупали много пива, за одним столом мирились, угощали друг друга пирогами и обсуждали вопросы общины. Никола в этот день, по преданию, идет по Земле и прогоняет всех злых духов. В этот же день отмечается Международный день помощи бедным, так как на «Николу зимнего» традиционно проводится множество благотворительных акций.

Николай Чудотворец стал прообразом Санта-Клауса

В одном музыкальном произведении, посвященном Святому Николаю и использовавшем его житие, слово «невинные» (жители Мир, которых святой спас от несправедливого смертного приговора) перевели как «дети» - и с тех пор Николай Угодник считается покровителем детей. Изначально именно от имени Святителя Николая малышам дарили подарки в день Николы зимнего, 6 декабря. Потом дату перенесли поближе к Рождеству - 24 декабря. А один из рассказов о чудесах святого рассказывает о том, как он спас от бедности старика и трех его дочерей, которых тот едва не отправил зарабатывать на жизнь блудом. Трижды Святитель Николай приходил ночью к его дому и подбрасывал в его окно кошельки с золотыми монетами, а по другим версиям - высыпал деньги в обувь на пороге дома или даже бросал в трубу дома (после чего монетки попадали в носки, сушащиеся над камином). Таким же образом он помог многим нищим. Так появилась традиция класть подарки для детишек в башмачки под елкой или в носки у камина. Вскоре в разных странах образ Николая Угодника претерпел изменения и обрел новые имена, но внешность зимнего волшебника, дарителя подарков, менялась мало (статный добрый старец с длинной густой бородой), а в именах зачастую схожи по звучанию со Святым Николаем.

Николай Чудотворец, наверное, самый почитаемый из святых после Богородицы. Он совершал при своей земной жизни и до сих пор совершает чудеса, помогает людям, откликается на разные мольбы и просьбы о помощи.

Божий Угодник Николай помогает путешествующим (когда-то святитель с помощью молитв смог на море, чуть не потопившую корабль).

Святителя просят об удачном замужестве дочерей ( — он тайно пожертвовал их отцу деньги для приданого, тем самым оказал ему огромную помощь- спас семью от позора).

Святой был избавителем от напрасной смерти, мирил врагов, защищал невинно осужденных людей ().

Святой Божий Угодник Николай помогает в исцелении от болезней, ему молятся о благополучии и сохранении мира в семье, о заступничестве детей. Он оказывает помощь в избавлении от бедности и во многих трудных жизненных ситуациях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ— ИССЛЕДОВАНИЕ О ЖИТИИ

В 1953-1957 гг. проводились радиологические исследования останков мощей Николая. Оказалось, что иконографический образ святого соответствует его портретному изображению, которое было реконструировано по черепу из Барской гробницы. Также стало возможным определить рост Николая – 167 см.

В интернете очень много информации о Николае Чудотворце. Но, к сожалению, после проведенных исследований выяснилось, что житие святого архиепископа ошибочно переплетается с житием другого святителя, которого звали Николай Пинарский (VI век). Оба святых жили в Ликии, но в разной время. Например, приписываемое Божиему Угоднику двухчасовое стояние в купели при крещении, осуществил святитель Николай Пинарский, и это у него был дядя-епископ, а не у Чудотворца.

Более подробно о житии самого известного святого можно узнать из книги «Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец», в которой представлены наиболее точные факты после исследований А.В. Бугаевского и архимандрита Владимира Зорина. Издательство СКИНИЯ, Москва 2001г.

ЖИТИЕ СВЯТОГО УГОДНИКА

Точного времени появления Николая на свет, нет. Исследователи считают, что святой родился в 260 году в Ликии в городе Патаре (сейчас это провинции Анталья и Мугла на территории современной Турции).

Сразу же после рождения, со святым стали происходить необычные для младенцев вещи — по средам и пятницам он принимал материнское молоко всего один раз в сутки. И затем, всю жизнь святитель проводил среду и пятницу, по христианским обычаям, в строгом посте.
Когда Николай подрос и начал учиться, то в нем обнаружились способности к наукам, но особенная любовь у него проявилась к познанию Божественного Писания. Предположительно можно сделать выводы, что Николаем Чудотворцем Божии Законы изучались частным образом, у одного из священников. В те времена империя была еще языческой, и маловероятно, что тогда могли существовать христианские школы. Они стали открываться во время правления императора Константина Великого (306-337 гг.), когда возраст святителя Николая уже был около 40 лет.
Святой Николай всегда слушал своих богобоязненных родителей, все привычки, присущие молодым людям его возраста, были чужды для Николая Чудотворца. Он уклонялся от праздных бесед со своими сверстниками, не принимал участие в различных весельях и развлечениях, которые были несовместимы с добродетелью. Навсегда из своей жизни Николай исключил театральные зрелища. Ведь тогда многие театральные представления были непристойного характера, а актрисы, по римскому законодательству, приравнивались к блудницам.
Епископ города Патара знал и уважал благочестивого юношу Николая и способствовал его рукоположению в священники. После принятия сана он стал относиться к своей жизни еще строже.
После того, как умерли родители святителя, он унаследовал от них большое состояние. Но богатство не приносило ему той радости, какой было общение с Богом, поэтому Чудотворец просил Его указать, как лучше распорядиться своими деньгами.

Известно, что при помощи архиепископа Николая, его сосед спас от позора себя и трех своих дочерей. Еще недавно эта семья была обеспеченной, но обстоятельства привели к тому, что этот сосед стал нищим и он даже стал думать о том, чтобы его дети начали заниматься любодеянием и эти заработать на жизнь. Случайно святому удалось узнать об этом, и он решил оказать помощь этой семье.

Но свое благодеяние он решить сделать тайно, как написано в Евангелие:

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Мф.6,1).

Ночью Николай Чудотворец тайно положил в окно соседа мешочек с деньгами, и когда бедняк нашел золото, он сразу же подумал о Божией помощи. Эти деньги пошли на приданое старшей дочери, которая вскоре вышла замуж.
Вскоре святой Николаи решил помочь средней дочери своего соседа и снова подбросил ему узелок с деньгами. Когда несчастный отец опять нашел деньги, он стал молиться Господу, чтобы он открыл ему спасителя. Когда бедняк справил вторую свадьбу, он понял, что Господь подаст ему помощь и для брака третьей дочери. И вот однажды Божий угодник в третий раз решил помочь соседу и снова подкинул тому деньги. Но в этот раз хозяин догнал ночного гостя, узнал о том, что это был святой Николай Чудотворец, и припал к его ногам, долго благодарил святителя, который попросил не говорить никому о том, что это была его помощь, чтобы никто не узнал об этом добром деле.


От этого поступка в христианском мире пошла традиция, по которой детки в рождественское утро находят подарки, тайно привезенные ночью Николаем, которого на западе называют Санта-Клаус.

Прошло время, прихожане полюбили Николая. Правящий архиерей, при людях, рукоположил его в пресвитеры, сказав такие слова:

«Братья! Я вижу новое солнце, восходящее над землей. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его своим пастырем, ибо он упасет души заблудших, насытит их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях».

После того, как святитель Николай стал пресвитером, во многих источниках описывается поездка Чудотворца к гробу Господню. Но по , можно сделать вывод об ошибке, на самом деле эта история про Николая Пинарского.

Вскоре умер предстоятель Церкви в Ликии. Почивший владыка вел праведную жизнь, был очень любим своей паствой, его почитали за святейшего, поэтому на его место искали такого же, который не уступал ему в благочестии. Один из архиереев на Соборе предложил попросить у Бога помощи и сказал, что по их молитвам Господь поможет найти нового предстоятеля.
После этого решения одному из участников Собора было ночное видение, в котором Господь подсказал, что архиепископом нужно назначить того, человека, кто первым окажется утром в храме. У этого человека будет имя– Николай. По первым в притворе храма утром увидели человека, который на вопрос епископа о своем имени, ответил:

«Имя мое Николай, я раб твоей святости, владыка».

Такое смирение и кротость очень понравились епископу и он с радостью представил будущего архиепископа духовенству и народу.
Сначала святитель Николай пытался отказаться от такой чести, но узнав об откровении свыше, усмотрел в этом Божью волю и согласился. При этом он, понимая какую ответственность взял на себя перед людьми и Господом, говорил себе, что теперь ему необходимо было жить для спасения других, а не только себя.

Николай Чудотворец был избран архиепископом города Миры приблизительно в 300 году. Невзирая на высокую должность, он все равно оставался для своей паствы образцом смирения, кротости и любви к людям.
Одежда святого была простой и скромной, никаких украшений святитель Николаи не имел, постную еду принимал раз в сутки, при этом нередко прерывая или отменяя свою простую трапезу, чтобы помочь кому-нибудь, кто нуждался в его советах или помощи.
Во время начала служения Николая Чудотворца в архиерейском сане, в 302 году, Римская империя устроила уничтожение христиан. По приказам правителей Диоклетиана и Максимиана христиане должны были отречься от веры и стать идолопоклонниками. Конечно же, святитель Николай не сделал это и поэтому, прожив на земле около 50 лет, оказался в темнице, где он подвергался мучениям на дыбе и другим пыткам.
Жестокость к христианам не привела к желанным результатам и потихоньку, начиная с 308 года, гонения стали ослабевать. В 311 году, незадолго до смерти императора Максимиана, был обнародован указ о запрете преследований христиан.
В результате радиологических исследований мощей святителя Николая, были обнаружены костные нарушения, характерные для людей, которые долго находились под влиянием сырости и холода. Это подтверждает, что святителя Николая долго, скорее всего не один год, содержали под стражей. Но Господь хранил Своего избранника потому, что ему предстояло за его деяния и чудотворения стать светилом и великим столпом Церкви.
Когда Николая Чудотворца освободили из темницы (около 311 года), святитель снова вернулся к своему служению Господу в город Миры, где уже как мученик, снова продолжил исцеление людских страстей и болезней.
Но еще не раз в Ликии возобновлялись гонения на христиан, которые продолжались вплоть до 324 года, когда Великий равноапостольный царь Константин окончательно не победил правителя Ликиния и объединил разделенное прежде государство в могучую империю.

В Мирах, как и во всей Римской империи осталось много языческих святилищ, которым по привычке поклонялась некоторая часть горожан. Святитель Николай, пользуясь благоволением царя Константина к Христовой Церкви, начал вести с язычеством непримиримую борьбу. В те времена это требовало немалых сил и мужества, ведь тогда еще много оставалось поклонников язычества, которое не мог запретить даже император Константин из-за риска государственного мятежа.
Кроме этого, враг рода человеческого попытался испытать христианскую Церковь еще одной напастью – арианской ересью. Пресвитер Арий создал свою теорию, по которой Христос был меньший Бог, чем Бог Отец и имел другую сущность, а Святой Дух был Им подчинен. Кроме этого, возникло еще несколько сект и течений, таивших в себе опасность для христиан и поэтому император Константин решил созвать в 325 году Первый Вселенский Собор в Никее, на котором были приняты главные положения православной веры и появился на свет Символ веры. Также была предана проклятию арианская ересь.

Во времена правления Владимира Святославовича, с момента крещения Древней Руси, большая часть славянского общества полностью изменило свой прежний образ жизни, совместив свои ежедневные бытовые обязанности с религиозной православной службой. Она подразумевала непрерывную веру в Иисуса Христа, которая должна осуществляться путем почитания различных икон, на которых изображены главные герои библии. Одним из таких является икона Николая Угодника.

История иконы

Так получилось, что жизнь Николая Угодника складывалась в весьма гонимые для религиозного общества времена. Под гнетом жесточайших внутриполитических действий, предпринимаемые римскими властями по отношению к православному христианству, Николай по-прежнему не переставал выполнять то, что являлось для него главной жизненно важной целью. Византийского священнослужителя волновали, прежде всего, права и свободы обычных миролюбивых горожан. Он молился за путешественников, детей, купцов и всех остальных кому нужна была помощь.

Вскоре, о благородных поступках Николая Угодника быстрыми темпами смог узнать не только весь византийский народ, но и целый мир.

В настоящее время, иконы святого Николая Угодника можно увидеть в 25 российских храмах. Они находятся в самых разных городах. К числу самых известных следует отнести:

  • женский Новодевичий монастырь (Санкт Петербург);
  • храм Святителя Николая (Котельники);
  • храм Воскресения Христова (Сокольники).

Для тех людей, которые желают расширить свой диапазон религиозных знаний, следует запомнить, что одни и те же герои библии в разных литературных источниках могут называться по-разному. Так, например, икона Николая Угодника и Николая Чудотворца — одно и тоже.

Как выглядит икона Николая Угодника

Внеземной покровитель Николай, изображенный посреди центральной части священного полотна, наглядно продемонстрирован публики, как мудрец пожилого возраста, взгляд которого наполнен здравым и в тоже время одухотворенным смыслом.

Поверх его седых волос выступает яркая церковная риза, внешний вид которой, полностью украшен различными узорами.

Левая рука Николая Чудотворного обхватывает старинную библию под названием Евангелие. Пальцы правой руки, соединяясь между собой в воедино, образуют так называемое троеперстие. При помощи его, святитель призывает всех ныне живущих людей к обретению света, мира и веры.

По заявлению исследователей, которым удалось раскрыть отдельные фрагменты прошлой жизни легендарного чудотворного архиепископа, было установлено, что художественный образ представленный на иконе Николая Угодника в точности соответствует реальному внешнему виду данного священнослужителя, живший много сотен лет назад.

Роль покровителей в библии

Необходимо отметить, что в библейской мифологии, небесным спасителям, которым по воле Божией суждено защищать и оберегать православный народ, посвящена в религиозной иконографии отдельная роль. Икона Cвятой Николай Угодник и Илья Пророк — покровители Пресвятой Богородицы. Эти два священных образа управляют водными просторами земной планеты, помогая в трудную минуту морякам, туристам и прочим мореплавателям миновать опасные для жизни трудности.

Почитаемый художественный образ святыни с изображением Николая является настолько востребованным для православных верующих, что его точный список можно увидеть на стене легендарного Исаакиевского собора.

Значение иконы Николая Угодника

Для тех людей, которые нуждаются в непременном отклике чудотворного покровителя, значение иконы Николая Угодника крайне велико.

Она помогает молодым супругам построить крепкие семейные отношения, а также исполнить любые задуманные мечты, получить исцеление от текущих болезней и многое другое.

Кроме того, многими людьми было также еще замечено, как икона Святого Николая Угодника смогла оказать огромную помощь в ликвидации мучительных душевных переживаний, сложностях при выполнении повседневных трудовых обязанностях и ликвидации ложных обвинений.

Как правильно повесить икону

В настоящее время, религиозными канонами не установлено как правильно повесить икону Николая Угодника. Однако, во многих литературных источниках говориться, что это дело каждого человека, и очень важно расположить её там, где будет удобно произносить молитвенную речь.

Праздничный день

В этот день, люди вместе со своей семьей приходят в церковь на службу для того, чтобы почтить память великого покровителя и архиепископа прочтением молитвы. Её текст выглядит следующим образом:

О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Узнайте в статье о Святителе Николае Чудотворце и о его чудесах, о его помощи людям при жизни и после смерти.

Христиане чтят память многих святых. Большое почтение отдается Николаю Чудотворцу. Его почитают в разных странах мира, многие взывают к нему со своими молитвами о помощи в различных жизненных вопросах.

История жизни и поступков Николая Чудотворца весьма интересна, ведь он начал творить чудеса еще при своей жизни. Николай родился в семье богатых родителей. Это произошло в 270 г. в древнем ликийском городе Патара, на территории современной Турции.

Родители святого были верующими христианами, дядя был священнослужителем. Родители могли дать Николаю хорошее образование, обеспечить достатком, но в душе Николая был Бог. С детства он усердно молился, днем проводил время в храме, а по ночам читал молитвы и Священное Писание.

Епископ Патарский, который приходился дядей Николаю Чудотворцу, заметил, что племянник весьма религиозен, что помыслы его чисты, а вера сильна. Он поставил его чтецом на богослужении. После этого Николай стал помощником, а потом — священником.

Важно: Будучи молодым священником, он был очень мудр к людям. Всегда помогал тем, кто нуждается, деньгами. Когда родители Святителя Николая умерли, все наследство он раздал беднякам.

Свои добрые дела Николай делал не напоказ, многие люди долго не знали, кто же это помогает им деньгами. Но потом они узнали, что это Святитель Николай подбрасывает им мешочки с монетами. За добрые поступки и любовь к простому народу люди очень уважали и любили Николая.

Умер Николай Чудотворец в пожилом возрасте, спокойно отошел в мир иной. Этот человек был благодетелем для людей. После смерти он также им остался.

В каждом христианском храме можно увидеть икону Николая Чудотворца. Он изображен в виде старца с седыми волосами. У него в руках Евангелие, он призывает всех к вере и миру.

Икона Николая Чудотворца

Николай Чудотворец и Николай Угодник: это один и тот же человек?

Важно: Можно услышать разные имена этого святого. Николай Чудотворец, Николай Угодник, Святитель Николай, Святой Николай, Николай Мирликийский. Это один и тот же человек.

В чем помогает Николай Чудотворец?

Николай Угодник приходит на помощь всем, кто обращается к нему искренне, с добрыми намерениями, с верой. Каждый день миллионы людей во всем мире просят Святого помочь в различных житейских вопросах.

Святой Николай способен совершить чудо для нас, простых людей. Главное — обращаться к нему искренне, с верой. Если человек алчный и просит для себя наживы, просьбы к Святому не принесут ему желаемого. Не нужно просить о материальных благах, просите Бога и Святых исправить вашу жизнь. Иногда мы попадаем в сложные жизненные ситуации, кажется, что только чудо способно спасти нас. В таких ситуациях можно обратиться к Николаю Угоднику.

Нет четкого списка дел, в которых помог бы святой. Ему, как и остальным святым, можно молиться всегда, когда необходимо.

Важно: Святые считаются «ходатаями» за нас перед Богом. То есть прося их о помощи, мы просим их заступиться за нас перед Богом, попросить Господа о нас. Если просьба угодна Богу, если она не принесет вам вреда, Господь примет ее. Но если вы хотите слукавить, обмануть, вы принесете вред самому себе.

Николай Чудотворец является:

  • Покровителем путешествующих
  • Защитником незаконно осужденных и всех узников
  • Помощником незамужних девушек

В земной жизни Святителя Николая есть истории, когда он помогал этим людям. О таких чудесных историях мы расскажем ниже.

Когда Бог хочет нам помочь, он посылает нам нужных людей. Это доказано историями простых людей. Однажды семья с ребенком полетела за границу и застряла там по причине краха турфирмы. Конечно, семья была напугана. Проходя около храма, они на последний свой евро поставили свечу Николаю Чудотворцу. Каково было их удивление, когда по приходу в гостиницу, они узнали, что проживание и билеты у них оплачены. Разве это не чудо? Скромная просьба о помощи и искренняя вера дала свои плоды. Многие скажут, что это совпадение. Каждому достается по вере его.



Кому помогает Николай Чудотворец?

Молитва Николаю Чудотворцу

Молиться Николаю Чудотворцу можно не только в храме, но и дома. Есть много молитв, с которыми можно обратиться к Святому. Можно обратиться к Святому своими словами, главное, чтобы они исходили от всего сердца.

Молиться Николаю Чудотворцу нужно не только в день его памяти, но также каждый день. Если вы читаете и знаете молитвы, не забудьте помолиться Святителю Николаю, чтобы заручиться его помощью и поддержкой.

Когда приходите в храм, остановитесь у иконы, в каждом храме вы ее найдете. Зажгите свечу, помолитесь у образа Святого. Верующие неоднократно утверждали, что стоит попросить Николая Чудотворца, как чудесным образом решаются неурядицы.



Молитва Николаю Чудотворцу

Чудеса, которыми прославился Святой Николай

Чудесные истории о добрых поступках, совершенных Николаем Угодником, передаются из уст в уста.

История о том, как Николай Чудотворец помог незамужним девушкам

У одного бедного человека было трое дочерей. Он не мог обеспечить их приданым, замуж девушек никто не брал. В отчаянии мужчина принял решение отдать всех своих дочек в публичный дом. Таким образом он хотел заработать денег на жизнь.

Николай узнал о таком решении и решил помочь человеку. Ночью он подбросил в открытое окно его дома три мешочка с деньгами. Когда утром семья обнаружила находку, они были рады и счастливы. Но они не знали, кто же их благодетель. Так Святой Николай вполне земным способом спас троих девушек от ужасной и горькой участи.



Святой Николая помогает незамужним

История о том, как Николай Чудотворец помогает несправедливо осужденным

Эта история о спасении узников, которая тоже произошла при жизни Чудотворца. На городской площади должны были казнить трех осужденных. Неожиданно появился Николай Чудотворец. Он взял за руку палача и предотвратил смерть узника, который был на волосок от нее. С Николаем палач и все, кто там был, спорить не стали, ведь он был уважаемый священнослужитель.

Позже выяснилось, что эти узники были приговорены к смерти несправедливо. Таким образом Господь через Святого Николая послал спасение этим людям.

К Николаю Чудотворцу обращаются за помощью все узники, даже если они попали в тюрьму по заслугам. Ведь каждый человек, даже если он оступился, ошибся в жизни, имеет право на прощение.

Этот случай отражен в картине художника Ивана Репина.



Святой Николай спасает приговоренных к смерти

История о том, как Николай Чудотворец помогает неверующим

Это событие произошло после смерти святого. В одной китайской деревушке рыбак начал неожиданно тонуть. Волна накрыла его. Тот кричал и звал на помощь, но понимал, что это — конец. Вдруг ему вспомнилась икона, которую он видел у русских эмигрантов и начал просить: «Старик, спаси меня!»

После этого он пришел в сознание уже на берегу. После спасения этот мужчина принял православие, рассказывал всем о том, что святой его спас.

История о помощи Святого Николая морякам

Своим защитником странствующие считают Николая Чудотворца с тех пор, когда спас моряка. Святитель был вынужден отправиться в плавание на корабле. Во время этого путешествия произошла ужасная трагедия — моряк упал с мачты и погиб. Николай начал усердно молиться Господу, и Он совершил чудо — моряк воскрес. Никто не ожидал такого чуда, все были изумлены.

Обратиться за помощью к Святому могут не только моряки, но и все остальные путешественники. Когда едете или идете далеко, нелишним будет помолиться святому о возвращении домой.



Святой Николай помогает путешественникам

День памяти Николая Чудотворца: дата, традиции, как отмечают праздник

  • 19 декабря — день поминовения Николая Чудотворца.
  • 22 мая — день перенесения мощей святого в город Бари.
  • Каждый четверг в церкви совершаются особые песнопения в честь святого.

Святого почитают два раза в год, в народе говорят, что Никола Зимний и Никола Вешний . Наиболее запоминающимся праздником является 19 декабря.

Ночью перед этим праздником под подушку или в мешочки кладут подарки и сладости для детей. Святой Николай стал прототипом Санта Клауса, который также пробирается в дом и кладет в носки подарки.

Этот обычай, вероятно, связан с тем, что Николай Угодник подкидывал беднякам мешочки с золотом при своей жизни.

Утром семьи вместе с детьми отправляются на службу в храм. После этого устраивают семейный обед. В это время идет Рождественский пост, поэтому на столе должна быть постная пища. Громких увеселений и гуляний в этот праздник не должно быть.

День Святого Николая считается детским праздником. Многие родители понимают, к сожалению, этот праздник превратно. В наше время запросы детей растут и вместо шоколадки под подушку они ждут игровую приставку или новый велосипед. А родители потакают капризам своих детей.

Воспитывая детей в таком духе, можно исказить в их восприятии образ Святого Николая. Из-за такого подхода многие дети начнут относиться к святому потребительски, с каждым годом завышая планку желаемых подарков. Вместо того, чтобы баловать в этот праздник детей дорогостоящими подарками, лучше обратить внимание на их духовное воспитание:

Как в другие религиозные праздники, в этот день недопустимо заниматься домашней работой — шить, стирать, рукодельничать.

Накануне уберитесь в доме, сделайте свои домашние дела заранее, чтобы праздник провести в молитве и в семейном кругу. Общайтесь со своими близкими, в этот день нет места ссорам в доме, как и в любой другой день. Стремитесь к тому, чтобы этот день провести с Богом в душе.

Раздайте в этот день милостыню, покажите своим детям хороший пример.

Где хранятся мощи Святого Николая?

После смерти Святого Николая тело его покоилось в Мирах. Позже мощи перевезли в город Бари в Италии. С 1087 большая часть мощей по сей день находится в городе Бари, но некоторые частицы мощей находятся по всему миру. Только в России есть 25 храмов, где есть частицы мощей святого.

Икона святого есть в любом православном храме. Если вы посещаете храм, обязательно поставьте свечу перед ликом святого, попросите о заступничестве и помощи, он обязательно услышит молитвы.

Николай Чудотворец — реальный человек, который помогал людям не только своими способностями, данными Богом. Он помогал простому народу простыми делами, которые мы тоже можем совершать. Вести строгий образ жизни не каждый сможет, но каждый из нас может стать чуточку добрее и отзывчивее, протянуть руку помощи ближнему, выручить деньгами родственников или нуждающихся людей. За добрые поступки и награда высокая. Надеемся, что эта статья была полезна для вас.

Видео: Николай Чудотворец

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!